Рабочая программа по биологии в 5 классе
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) на тему

Колесникова Елена Вавиловна
Рабочая программа учебного курса биологии 5-9 классов составлена в соответствии с программой по биологии для 5–9 классов авторов Пономарёвой И.Н., Корниловой О.А., Кучменко В.С. и др., которая соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya_5.doc224 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Каменноключинская основная общеобразовательная школа»

Принята на

Педагогическом совет

Протокол №

 от         августа 2017 г.

Утверждена

 Приказ   №

От «        » августа 2017г

Рабочая программа

 по учебному предмету  «Биология»

5  класс

 2017-2018 учебный год

Разработчик :

учитель  биологии    

Колесникова Е.В.

2017г

                                                                                                   Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» в 5 классе: составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов::

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
  • Примерная программа по биологии в 5-9 классах.
  • Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, дисциплин (модулей) МОУ «Каменноключинская ООШ»

Рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы под ред. И.Н.Пономаревой.

Обучение ведется по учебнику: Биология. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /  И.Н.Пономарева, И.В.Николаев, О.А.Корнилова  – М.: Вентана-Граф, 2014. – 128 с.  Учебник входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год  (приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2012г. № 1067, зарегистрирован в Минюсте РФ 30 января 2013г. № 26755).

В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, а также на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы. Они определяются социальными требованиями и включают в себя:

  • социализацию обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя ее норм, ценностей, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Биологическое образование призвано обеспечить:

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание и воспитание любви к природе;
  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе, познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
  • формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Отбор содержания в программе проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Построение учебного содержания курса биологии согласно УМК под.ред.И.Н.Пономаревой осуществляется последовательно логике от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных и межпредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.   Общее количество уроков в неделю в 5 классе составляет 34  часа ,1час в неделю. , из них – 3 часа резервного времени, которое в представленной рабочей программе отводится на повторение и обобщение учебного материала и подготовке летних заданий.

.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета Биология, курса «Бактерии, грибы, растения»

Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов: 

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметными результатами обучения являются:

  • В познавательной сфере -

– расширение и систематизация знаний о многообразии объектов живой природы, формирование представлений о связях между живыми организмами, выделение существенных признаков живых организмов и процессов;

- определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе, сравнение биологических объектов и процессов;

- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе, роли организмов в жизни человека;

- различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов растений, съедобных и ядовитых грибов;

- формирование элементарных исследовательских умений, применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной среде, при оказании простейших видов первой медицинской помощи.

  • В ценностно-ориентационной сфере – знание основных правил поведения в природе, анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека. формирование представлений о биологии как одной из важнейших наук, как важнейшем элементе культурного опыта человечества
  • В сфере трудовой деятельности – знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии, соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы), формирование навыков ухода за комнатными и культурными растениями.
  • В сфере физической деятельности – освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при простудных заболеваниях.
  • В эстетической сфере – овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Содержание учебной программы.

  Тема 1. Биология – наука о живом мире (8 часов).  Наука о живой природе. Свойства  живого. Методы изучения природы. Увеличительные приборы. Строение клетки. Ткани Химический состав клетки. Процессы жизнедеятельности клетки. Великие естествоиспытатели.

  Тема 2. Многообразие живых организмов (12 ч). Царства живой природы. Бактерии: строение и жизнедеятельность. Значение бактерий в природе и для человека. Растения.  Животные. Грибы. Многообразие  и значение грибов. Лишайники. Значение живых организмов в природе и жизни человека. Животные и растения, вредные для человека.  Живые организмы, полезные для человека. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и жизни человека.

    Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 часов). Среды жизни планеты Земля. Экологические факторы среды.  Приспособления организмов к жизни в природе. Природные сообщества.  Природные зоны  России.  Жизнь организмов на разных материках. Жизнь организмов в морях и океанах.

   Тема 4. Человек на планете Земля (6 часов). Как появился человек на Земле. Как человек изменял природу. Важность охраны живого мира планеты. Сохраним  богатство живого мира.  Обсуждение заданий на лето.

                                                    Учебно-тематический план.

№ раз-дела

Тема раздела

Всего  часов

В том числе*

Изучение нового

Лабораторные работы

Проверочные работы

1

Биология – наука о живом мире

8

5

2

1

2

Многообразие живых организмов

12

9

2

1

3

Жизнь организмов на планете Земля

8

7

0

1

4

Человек на планете Земля

6

4

0

2

Итого:

34

25

4

5

            Календарно -тематическое планирование

Раздел,

кол-во часов,

№ урока

Тема  урока

Количество часов

примечание

1

2

3

4

5

Биология – наука о живой природе

(8 часов)

1

«Наука о живой природе»

1

Фронтальный опрос

 

2

«Свойства живого»

1

Опорный конспект

3

«Методы изучения природы»

1

Работа в  малых группах

4

«Увеличительные приборы».

.1

Тест

Л.р. №1

5

«Строение клетки. Ткани».

1

Имитационное моделирование

Л.р. №2.

6

«Химический состав клетки».

1

Самостоятельная работа

7

«Процессы жизнедеятельности клетки».

1

        

Сообщения

8

.

Обобщение по теме «Биология – наука о живой природе»

1

Проверочная работа

Многообразие живых организмов (12 часов)

9

«Царства живой природы»

1

Самостоятельная работа

10

«Бактерии: строение и жизнедеятельность».

1

Работа в малых группах

11

«Значение бактерий в природе и для человека».

1

Выводы в тетради

12

«Растения»

1

Фронтальный опрос

13

«Изучение растения»

1

Л.р. № 3

14

«Животные».

Объяснение нового материала.

1

Фронтальный опрос

15

«Наблюдение за передвижением животных»

1

Л.р. № 4

16

«Грибы».

1

Беседа по вопросам

17

«Многообразие и значение грибов»

1

Самостоятельная работа, ролевая игра

18

«Лишайники».

1

Выводы в тетради

19

«Значение живых организмов в природе».

1

Мини - проект

20

Обобщение по теме «Многообразие живых организмов»

1

Проверочная работа

Жизнь организмов на планете Земля (8 часов)

21

«Среды жизни планеты Земля»

.1

Опорный конспект

22

«Экологические факторы среды»

 1

Тест

23

«Приспособления организмов к жизни в природе»

.1

 

Фронтальный опрос

24

«Природные сообщества»

1

Беседа по вопросам

25

«Природные зоны России».

1

.

Самостоятельная работа

26

«Жизнь организмов на разных материках»

1

Сообщения

27

Жизнь организмов в морях и океанах».

1

Беседа по вопросам

28

Обобщение по теме «Жизнь организмов на планете Земля»

1

Проверочная работа

Человек на Земле (6 часов)

29

«Как появился человек на Земле»

1

Беседа по вопросам

30

«Как человек изменял природу»

1

Беседа по вопросам

31

«Важность охраны живого мира планеты».

.1

Сообщения

32

«Сохраним богатство живого мира».

1

Мини - проект

33

Итоговая проверочная работа.

1

Самостоятельная работа

34

Подведение итогов. Задание на лето.

1

                                                           Лабораторные работы.

№п/п

Название

Л.р. № 1

«Изучение устройства увеличительных приборов».

Л.р. № 2

«Знакомство с клетками растений».

Л.р. № 3

«Знакомство с внешним строением побегов растения».

Л.р. № 4

«Наблюдение за передвижением животных».

               Проверочные работы.

№ п/п

Название

1

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Биология  –  наука о живом мире».

2

Обобщение  и систематизация знаний по теме «Многообразие живых организмов».

3

Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнь организмов на планете Земля».

4

Обобщение и систематизация знаний по   теме «Человек на планете Земля».

5

Итоговый контроль знаний по курсу биологии 5 класса.

                                              Материально-техническое обеспечение учебного предмета

Каждый обучающийся школы обеспечен необходимым оборудованием для проведения экспериментов, проектной и исследовательской деятельности, пользования компьютером, подключенным к Интернету, что позволяет получить разностороннее представление об изучаемом объекте или явлении.

Комплексное применение средств обучения позволяет реализовать цели и задачи, стоящие перед общим биологическим образованием...

Учебное оборудование включает: натуральные объекты, приборы и лабораторное оборудование, средства на печатной основе, муляжи и модели, мультимедийные средства, технические средства обучения, учебно-методическую литературу для ученика и учителя.

Каждое средство обучения обладает определенными возможностями и дополняет другие средства, не заменяя их полностью. Поэтому целесообразно комплексное использование средств обучения, сочетание которых усиливает всестороннее воздействие на учащихся, способствует созданию проблемной ситуации и исследовательскому поиску ее решения, развитию умственной деятельности учащихся, самостоятельности, выработке необходимых умений и навыков.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Биология. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /  И.Н.Пономарева, И.В.Николаев, О.А.Корнилова  – М.: Вентана-Граф, 2015. – 128 с.  

а также методических пособий для учителя:

1). Пономарёва И.Н. Биология 5 класс : методическое пособие . - Москва : Вентана - Граф, 2015

2) ). Пономарёва И.Н  Рабочая тетрадь М. 2015

дополнительной литературы для учителя:

1).Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А.Козловой, В.И.Сивоглазова, Е.Т.Бровкиной и др. издательства Дрофа;

2). Дмитриева Т.А., Суматохин С. В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. - М.: Дрофа, 2002.- 128с.: 6 ил. - (Дидактические материалы);

3). Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Грибы. Лишайники. - М.: Дрофа, 2004. - 112с.;

         для учащихся:

1)   Акимушкин И. И. Занимательная биология. - М.: Молодая гвардия, 1972. - 304с. 6 ил.;

2) Артамонов В. И. Редкие и исчезающие растения. (По страницам Красной книги СССР): Кн. 1. - М.: Агропромиздат, 1989. - 383с.: ил.;

3)   Артамонов В. И. Занимательная физиология. - М.: Агропромиздат, 1991. - 336с.;

4) Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А. Воротников. - Мн.: Валев, 1995. -528с.: ил.;

5)   Биология. Энциклопедия для детей. - М.:Аванта+, 1994. - с. 92-684;

6) Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. - М.: Просвещение, 1994. - 218с.;

7)   Гарибова Л. В., Сидорова И. И. Энциклопедия природы России. Грибы. - М., 1997. - 350с.;

8)   Головкин Б. Н. О чем говорят названия растений. 2-е изд. - М.: Колос, 1992. - 350с.;

9) Губанов И. А. Энциклопедия природы России. Пищевые растения. Справочное издание. -М.: 1996. - 556с.;

10) Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. - М.: Дрофа, 2002. - 320с.: ил.;

11) Мир культурных растений. Справочник./ В.Д. Баранов, Г. В. Устименко. - М.: Мысль, 1994. -381с.: ил.;

12) Новиков В. С., Губанов И. А. Школьный атлас-определитель высших растений: Кн. для учащихся. 2-изд. - М.: Просвещение, 1991. - 240с.: ил. Т.И.Серебрякова и др. Биология: Растения, бактерии, грибы и лишайники: Учебн. Для 6-7 кл.  общеобразоват. Учреждений. М., Просвещение, 2002 г.

13)   Журнал. Биология в школе.  Министерство образования Российской Федерации, Издательский дом «Школа-Пресс 1».  1999 – 2012 год.

14)   Уроки ботаники. Кузнецова В.И. – М. Просвещение, 1985 год.

15)   В.И. Кузнецова. Уроки биологии  растения, бактерии, грибы, лишайники. 6-7 класс – М. Просвещение. 1991 год.

•    Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся.

1. Печатные пособия.

Таблицы:

  1. Портреты великих ученых - естествоиспытателей;
  2. Справочные издания по естественным наукам: словарь, справочник величин, определитель, карты;
  3. Глобус.

3. Технические средства обучения

  1. Ноутбук;
  2. Мультимедийный проектор;
  3. Экран проекционный;
  4. Микроскоп.

4 Учебно-лабораторное оборудование

Приборы, приспособления:

  1. Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ.

5. Натуральные объекты

Коллекции, образцы:

  1. Гербарии

 .2 Микропрепараты

3влажные препараты

4. торс человека

. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Формирование универсальных учебных действий

Личностные универсальные учебные действия

Ученик получит возможность научиться:

  • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
  • выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов; проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические опыты и объяснять их результаты; описывать биологические объекты;
  • классифицировать живые организмы по царствам; сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
  • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников.

Ученик получит возможность научиться:

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
  • находить информацию о растениях, грибах, бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научиться:

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничестве с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • работать в группе;
  • основам коммуникативной рефлексии.

Ученик получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию;
  • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем;

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научиться:

  • проводить наблюдения и опыты под руководством учителя;
  • давать определения понятиям;
  • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

Ученик получит возможность научиться:

  • самостоятельно проводить исследование на основе применения метода наблюдения;
  • использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.

КИМы

                                                   Контрольно-измерительные материалы

 Контрольная работа 1           1 Вариант

А1. Наука изучающая растения:    1. биология 2. ботаника 3. зоология  4. экология

А 2. Полужидкое вещество, которое заполняет клетку, - это:

  1. цитоплазма 2 хлоропласт 3)наружная мембрана  4) ядро

А3. Метод изучения природных объектов с помощью органов зрения:

1. эксперимент 2. измерение 3. наблюдение    4. описание

А4. Клетка, как структура живого организма, была открыта с помощью:

  1. весов 2 мензурки 3) телескопа 4) микроскопа

А 5. Верны ли следующие утверждения:

А. Живые клетки дышат и растут.

Б. Внутри клетки человека в цитоплазме расположен хлоропласт.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) неверны оба суждения

В1. Установите соответствие:

Ткани

Живые организмы

А) эпителиальная Б) мышечная В) проводящая Г) механическая Д) нервная

1. рыба    2. фасоль

В2. Установите соответствие:

Части увеличительных приборов

Увеличительные приборы

А) оправа Б) окуляр В) увеличивает в 2-20раз Г) объектив Д) тубус

1. ручная лупа     2. микроскоп

С. Прочитайте текст. Вставьте в места пропусков слова

Все живые организмы имеют клеточное строение. Каждую живую клетку покрывает…(1), под ней находится вязкое полужидкое вещество…(2). У большинства клеток в центре расположено… (3). Отличие растительных клеток от других живых клеток заключается в том, что они содержат …(4). У растений выделяют 5 типов ткани ,перечислите их. ……(5)

*Дополнительные вопросы

1Чем живая природа отличается от неживой? 2 Почему клетку считают живой системой?

2 Вариант

А1. Наука изучающая животных:

1. биология 2. ботаника 3. зоология4. Экология

А2. Одноклеточные организмы объединены в царство:

1. грибов 2. бактерий 3 растений4 животных

А3. Метод изучения природных объектов в специально созданных и контролируемых условиях:

1. эксперимент 2. измерение 3. наблюдение4. описание

А4. Между живым организмом и окружающей средой всегда происходит:

1.Фотосинтез 2. Химические реакции 3. Обмен веществ4. Физические явления

А5. Верны ли следующие утверждения?

А. Тела живых организмов состоят из органических и неорганических веществ

Б. У многоклеточных организмов клетки образуют только одну ткань.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) неверны оба суждения.

В1 Установите соответствие:  Части клетки

                                                       Клетка

А)ядро Б) цитоплазма В)вакуоль Г)клеточная стенка Д) клеточная мембрана

1 растительная     2.животная

В2. Установите соответствие

Части увеличительных приборов

Увеличительные приборы

А)зеркало Б)рукоятка В)увеличивает в 60 и более раз Г)предметный столик Д)увеличительное стекло         1 ручная лупа    2микроскоп

С. Прочитайте текст. Вставьте в места пропусков слова. «Группы клеток , сходных по строению, функциям, и общему происхождению ,называют…(1). Между клетками ,входящими в состав ткани, имеются промежутки. Они заполнены ….(2).У животных различают четыре типа тканей: (напишите все 4 типа)….. (3). В состав клетки входят химические вещества ,перечислите как они называются (4)

*Дополнительные вопросы 1.Что общего в строении тел всех живых организмов?

2.Назовите главные части клетки?

Ответы на контрольную работу 1

Вариант 1.

А1. 2    А2. 1    А3. 3  А4. 4    А5. 1

В1. А – 1, Б – 1, В – 2, Г – 2, Д - 1.

В2. А – 1, Б – 2, В – 1, Г – 2, Д – 2.

С. 1. оболочка 2. цитоплазма 3. ядро  4. хлоропласт

5. проводящая, механическая, основная, образовательная .покровная

Вариант 2.

А1. 3  А2. 2  А3. 1  А4. 3  А5.1

В1. А – 1,2, Б – 1,2, В – 1, Г – 2, Д - 1.

В2. А – 2, Б – 1, В – 2, Г – 2, Д – 1.

С. 1. ткани  2. межклеточным веществом  3. мышечная ,эпителиальная, соединительная, нервная 4. неорганические ,органические

Критерии оценивания для контрольной работы по биологии для 5 класса:

  • За каждый правильный ответ блока «А» - 1 балл, максимально можно набрать за данный блок – 5 баллов.
  • За правильный ответ блока «В» можно заработать 0 - 4 баллов, максимально можно набрать за данный блок – 8 баллов.
  • За каждый правильный ответ блока «С» - 2 балла, максимально можно набрать за данный блок – 8 баллов.

Дополнительные вопросы -2 балла

Всего за работу можно набрать максимально – 23- 25 балл.

Перевод баллов в оценку:

  • 21 – 23- 25 балл «5»
  • 15 – 20 баллов «4»
  • 7 - 14 баллов «3»

Контрольная работа 2 

Задание А

1. Самой крупной группой является: 
A. Вид     Б. Род,    B Класс   Г. Царство
2. Самые маленькие обитатели нашей планеты: 
А. Растения  Б. Вирусы  В. Животные Г. Бактерии
3. Выберите и вставьте пропущенное слово.
Цианобактерии способны выделять.......в атмосферный воздух, который используется живыми организмами для дыхания
A. Кислород  Б. Углекислый газ  B. Азот
4. Выберите наиболее полный ответ:        Грибы – это:
А. Организмы, состоящие из грибницы, плодового тела, размножаются спорами
Б. Организмы, которые питаются готовыми органическими веществами и размножаются спорами
В. Многоклеточные и одноклеточные организмы, питаются готовыми органическими веществами, размножаются спорами, обрывками грибницы, почкованием
5. Выберите правильный ответ.  Плодовое тело – это:
A. Шляпка гриба  Б. Грибница  B. Ножка и шляпка гриба
6. Выберите наиболее полный ответ. Симбиотические взаимоотношения водорослей и гриба проявляются в том, что:
A. Нити гриба накапливают органические вещества, в водорослях происходит фотосинтез
Б. Гифы гриба выполняют функцию корней: обеспечивают водоросли водой и растворенными в ней неорганическими веществами, в водорослях происходит фотосинтез и накопление органических веществ, которые получают грибы
B. Гифы гриба обеспечивают функцию корней, а водоросли – функцию листьев зеленых растений
7. Лишайники размножаются:
A. Кусочками слоевища  Б. Спорами  B. Все ответы верны
8. Строение водорослей характеризуется:
А. Наличием настоящих тканей и органов
Б. Появлением настоящих корней
В. Наличием слоевища (тела недифференцированного на ткани и органы)
9. Простейшие животные обитают в:
A. В водоемах  Б. Организмах животных  B. Почве  Г. Все ответы верные
10. Растут в течении всей жизни:

А. Животные  Б. Растения  В. Бактерии
Задание В. Выполни задание на соответствие:
1.Бактерии                        А.       Их совокупность называют флорой
2.Растения                        Б. Поселяются в самых бесплодных местах, где другие не выживают
3.Грибы                             В. Гетеротрофы, размножаются спорами
4.Животные                      Г. Совокупность всех видов называют фауной
5.Лишайники                     Д. одноклеточные безъядерные организмы



Ответы на контрольную работу 2: 

1.Г  2.Б  3.А  4.В  5.В  6.Б  7.В  8.В  9.Г  10.Б

1 Д  2А 3В  4Г 5 Б
Критерии оценивания для контрольной работы:

  • За каждый правильный ответ блока «А» - 1 балл, максимально можно набрать за данный блок – 10 баллов
  • За правильный ответ блока «В» можно заработать 0 - 2 баллов, максимально можно набрать за данный блок – 10 баллов. Перевод баллов в оценку:
  • 18 – 20 балл «5»
  • 15 –17баллов «4»
  • 10- 14 баллов «3»

Контрольная работа №3

По теме « Жизнь организмов на планете Земля».

Вариант1

  1. Назовите виды экологических факторов, которые влияют на жизнь организмов в природе.
  2. Охарактеризуйте организмы, называемые планктонными.

3.Почему в природе нет вредных и полезных организмов?

Вариант2

1.Приведите примеры растений и животных ,обитающих в водной среде.

2.Поясните,как животные приспосабливаются к суровым условиям зимы.

3.Назовите ,отчего зависит разнообразие природных сообществ в разных природных зонах и на разных материках?

Итоговая контрольная работа за 5 класс.

Вариант1

  1. Охарактеризуйте свойства живого, присущие клетке.
  2. От чего зависит состав растений в лесу? Какие живые организмы входят в состав природного сообщества «лес»?
  3. Каким образом химические вещества перемещаются из неживой природы в живую и обратно?

Вариант2

           1.Где на Земле появились первые предки человека?

           2.Что называют пищевой цепью?

           3.Какие природные сообщества встречаются в вашем регионе?



Критерии оценки учебной деятельности по биологии:

Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка.

Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме.

При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования  терминологии, самостоятельность ответа.

Оценка уровня знаний учащихся.

Оценка устного ответа:

«5» -  ответ полный, правильный на основании изученных теорий.  Материал изложен в логической последовательности, литературным языком. Ответ самостоятельный.

«4» -  ответ полный, правильный на основании изученных теорий.  Материал изложен в логической последовательности, литературным языком, при этом допущены 2 – 3 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

«3» -  ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, не самостоятельный, нарушена логическая  последовательность.

«2» -  при ответе обнаружено непонимание учащимися основного содержания, или допущены существенные ошибки, которые ученик не смог исправить. Не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя. Допущены грубые ошибки в определениях, терминах.  

Оценка лабораторной работы.

«5»  - эксперимент, практическое задание выполнено полностью, сделаны правильные наблюдения и выводы. Соблюдены все правила техники безопасности.

«4» - эксперимент, практическое задание выполнено полностью, сделаны правильные наблюдения и выводы. Соблюдены все правила техники безопасности. Но при этом допущены несущественные ошибки в оформлении.

«3» - работа выполнена не менее, чем наполовину, или допущена существенная ошибка в наблюдениях, выводах, в соблюдении правил по технике безопасности.

«2» - работа выполнена не менее, чем наполовину, но допущены 2 и более существенные ошибки в наблюдениях, выводах, или нарушены правила техники безопасности, или практическая работа не выполнена, или работа не оформлена в соответствии с правилами оформления

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 15-20 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 24  вопросов.

Время выполнения работы: 20-30 мин.

Оценка «5» - 22-24 правильных ответов, «4»- 17-21,  «3» - 13-16 , «2» - менее 12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории

Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...