Урок по биологии 8 кл.по теме "Кровь и внутренняя среда человека"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Беляева Наталья Александровна

Этот материал поможет учителю интересно провести урок, применяя различные приемы и методы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _teh.karta_uroka_krov.doc150 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока биологии

Автор

Учитель биологии Беляева Наталья Александровна- МКОУ «Борковская основная общеобразовательная школа »

Предмет

Биология

Класс

8 класс

Тип урока

Урок усвоения новых знаний.

Тема

Кровь и внутренняя  среда организма.

Цель

Организовать деятельность учащихся по изучению внутренней среды организма и крови как компонента внутренней среды.

Задачи

Общеобразовательные:  углубить знания о внутренней среде организма, ее постоянстве и компонентах; сформировать умение распознавать и определять форменные элементы крови человека, давать им характеристику, понимать какую функцию выполняет кровь; ввести ряд биологических понятий: лимфа, тканевая жидкость, плазма, эритроциты, гемоглобин, лейкоциты, тромбоциты, фагоциты, гомеостаз, изотонический раствор.

Развивающие: продолжить формирование умений учащихся анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; формировать навыки публичного выступления; продолжить развитие навыков  коммуникативных и информационных компетенций; формировать навыки работать индивидуально и в группах, анализировать ответы товарищей; формировать способности к творческому, креативному  мышлению в рамках изучаемой темы.

Воспитательные: воспитывать культуру речи; воспитывать бережное отношение к своему здоровью; показать связь изучаемого материала с жизнью; разъяснить значение анализа крови как средства диагностики заболеваний. 

Основные термины, понятия

Тканевая жидкость, лимфа, лимфатический капилляр, лимфатический сосуд, лимфатический узел, плазма, эритроциты, гемоглобин, оксигемоглобин, лейкоцит, фагоцит, фагоцитоз, лимфоцит, антиген, антитела, тромбоцит, фибриноген, фибрин, гомеостаз, гипертонический раствор, физиологический раствор, гипотонический раствор

Планируемый результат

ПознавательныеУУД:  формирование и развитие по средствам биологических знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов;  умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию.

Личностные УУД:  овладение на уровне общего образования законченной системой биологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;  осознание ценности биологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Регулятивные УУД:  высказывание своего предположения на основе учебного материала; проговаривание последовательности действий на уроке;   работа по плану, инструкции;  осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.

Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать речь других; умение формулировать и аргументировать свои мнения и позиции; умение устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Организация пространства

Формы работы  

Ресурсы:

Фронтальная

Индивидуальная

Работа в группах

Рабочая тетрадь, учебник, дополнительный материал к уроку для работы в группах

Опорные листы (каждому)

Технические средства обучения: ПК, ,Проектор, Презентация к уроку, микроскопы, микропрепараты клеток крови человека и лягушки,

Структура урока

1

Организационный этап.

2

Актуализация знаний. Мотивация.  Целеполагание.

3

Создание проблемной ситуации.

4

Усвоение первичных знаний и первичное закрепление.

5

Физкультминутка.

6

Закрепление и осмысление результатов урока.

7

Рефлексия деятельности (подведение итогов).

8

Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организация класса.

Метапредметные результаты:

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные УУД:

самоопределение: внутренняя позиция школьника.

Предметные результаты:

основы системы научных знаний.

Включение в деловой ритм. 

Приветствие учащихся, проверка готовности класса, фиксация отсутствующих.

На прошлом уроке мы закончили изучение опорно-двигательной системы человека. Что в организме выполняет функцию опоры? Движения? Какое условие необходимо для нормального функционирования мышц? Что их доставляет к клеткам мышц?

Итак сегодня мы приступаем к изучению новой главы «Внутренняя среда организма».

Приветствие учителя, проверка готовности рабочих мест.

Отвечают на вопросы учителя, обосновывают,

Кислород, питательные вещества.

Актуализация знаний.

Мотивация.

Целеполагание.

Создание проблемной ситуации.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

определение степени успешности выполнения работы.

Познавательные УУД:

формирование и развитие по средствам биологических знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов;

умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

умение слушать и понимать речь других;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

публичная защита своей позиции.

Личностные УУД:

осознание ценности биологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Предметные результаты:

актуализация и систематизация знаний о строении организма человека, тканях.

Почему существование клеток нашего организма связано с жидкой средой?(слайд1)Первые живые организмы возникли в водах Мирового океана, и средой обитания для них служила морская вода. С появлением многоклеточных организмов часть их клеток утратила непосредственный контакт с внешней средой.

- Что такое среда? Что мы получаем из внешней среды?

-

Без какого компонента внешней среды не может функционировать наш организм? В какой среде существуют клетки нашего организма?

- Что составляет внутреннюю среду нашего организма? –

 -Будет ли кровь  являться компонентом внутренней среды?

 Итак, тема урока «Кровь и внутренняя среда организма.» (слайд2)

-Какова цель и задачи урока?

Определяют цели  и задачи урока.

Среда обитания — это часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие. Из среды организмы получают всё необходимое для жизни и в неё же выделяют продукты обмена веществ.

 Без воды и кислорода .В жидкой.

Совокупность жидкостей.

Изучить состав, значение, свойства, функции крови; узнать больше о своем организме; уметь применять знания в повседневной жизни для сохранения своего здоровья.

Усвоение первичных знаний и первичное закрепление

 Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале;

проговаривание последовательности действий на уроке;

работать по плану, инструкции.

Познавательные УУД:

анализ объектов с целью выделения признаков;

определение основной и второстепенной информации;

проведение синтеза (восстановление целого из частей);

анализ отобранной информации и интерпретация её в соответствии с поставленной   задачей.

Личностные УУД:

учебно-познавательный интерес; понимание важности сохранения здоровья

самоопределение, самосознание.

Предметные результаты:

знание  особенностей внутренней среды организма и ее постоянства, о важности присутствия крови в организме, обеспечивающей существование жизни;

умение работать с различными источниками, анализировать, делать выводы;

развитие речевой культуры;

формирование ЗОЖ.

Организует работу по учебнику  и опорным листам (Приложение)слайд 3

Тканевая жидкость (межклеточное вещество)- первый

компонент внутренней среды.

Лимфа –  второй компонент внутренней среды. 

Кровь  третий компонент внутренней среды.

Задание: Составьте схему №1  

«Компоненты внутренней среды» в опорных листах. (Приложение)

                           компоненты внутренней среды

                                                                         

                      кровь                                               лимфа  

                                               тканевая

                                               жидкость 

- Можно ли назвать внутреннюю среду организма человека постоянной?

слайд 4 Гомеостаз –    поддержание относительного постоянства внутренней среды организма

 Задание: Запишите определение в опорный лист  (Приложение)

- Кровь – удивительная жидкость, которую философы Древней Греции считали носителем души, ею скрепляли священные клятвы, ее приносили в жертву богам. С древних времен интерес к этой красной жидкости организма не случаен. Значительная кровопотеря при ранении была причиной потери сознания и угасания жизни животного и человека. Доноры своей кровью

спасают другие жизни. Можно поставить знак равенства между понятиями «кровь» и «жизнь».слайд 6

- Почему же так важно присутствие крови в организме? 

На какие вопросы еще мы должны ответить чтобы решить эту ситуацию?

Общее количество крови в организме взрослого человека равно 7% от его веса, по объему это около 4-6 л у взрослого человека и около 3 – 4 л у подростков.

слайд 7  Если дать крови отстояться, предварительно приняв меры, препятствующие ее свертыванию, то образуются два резко отличающихся друг от друга слоя.

Верхний слой – слегка желтоватая полупрозрачная жидкость – плазма крови. Слайд 7

Нижний  слой – осадок цвета темно-красного цвета, который образован форменными элементами эритроцитами.

 Средний  слой – осадок светлого цвета, который образован форменными элементами лейкоцитами, и кровяными пластинками – тромбоцитами. 

Задание: Составьте схему №2

«Состав крови» в опорных листах. (Приложение)

                                               кровь

плазма                   компоненты внутренней среды

                                                           ↓                           ↓                          ↓

                                                   эритроциты   лейкоциты   тромбоциты

 Слайд 7

Физкультминутка   Закройте глаза, расслабьте тело,

Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!

Теперь в океане дельфином плывете,

Теперь в саду яблоки спелые рвете.

Налево, направо, вокруг посмотрели,

Открыли глаза, и снова за дело!

Сообщение 1.

Тканевая жидкость – промежуточная среда между кровью и клетками организма. Составляет  около 26% от массы тела.  Именно в ней находятся все клетки тела. Она состоит на 95% из воды и растворенных в ней органических и неорганических  веществ, а также кислорода и углекислого газа. Из тканевой жидкости клетки получают питательные вещества и кислород и выделяют в нее продукты распада и углекислый газ, которые поступают обратно в кровь и ею уносятся.

Сообщение 2.

Лимфа – жидкая соединительная ткань, состоящая из воды с растворенными в ней продуктами жизнедеятельности. Она перемещается по лимфатическим сосудам и лимфатическим капиллярам, которые поглощают избытки тканевой жидкости. Все лимфатические сосуды образуют  лимфатический проток, через который лимфа попадает в кровь.
Отвечают на вопросы учителя, обосновывают, заполняют логические схемы в опорных листах:

№1  «Компоненты внутренней среды»

№2  «Состав крови»

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале;

проговаривать последовательность действий на уроке;

работать по плану, инструкции.

Коммуникативные УУД:

учет разных мнений;

планирование работы учебного сотрудничества;

контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Предметные результаты:

знание  особенностей внутренней среды организма и ее постоянства, о важности присутствия крови в организме, умение работать с различными источниками, анализировать, делать выводы;

развитие речевой культуры;

формирование ЗОЖ.

Организует групп. работу.

Задание для всех.: Изучить текст учебника §17 с 84 «Плазма крови», дополнительный материал   (Приложение) и заполнить таблицу в опорном листе.  

 «Плазма крови»,            слайд 8 - 9

Плазма

слайд 8-9

Прозрачная, слегка желтоватая жидкость

Н2О - 90%

Минеральные

соли:   – 0,9%

NaCl  , соли К, PO4³, Ca²     

Белки -7%

Жиры – 0,8%

Глюкоза - 0,12%

ФИБРИНОГЕН 

CO2

Витамины  (К) 

Пит. в-ва, продукты распада

Свертывание крови

Дополнение учителя слайд 8

гипертонический р-р (способствует оттоку гноя из ран и оказывает антисептическое действие), физиологический р-р, гипотонический (используется в цитогенетических методах для набухания и лизирования клеток). слайд 9 изотонические растворы - хлорида натрия вводят внутривенно для увеличения кровяного давления после больших кровопотерь, для возмещения объема жидкости в организме при сильном обезвоживании (ожоговая болезнь, обильные рвоты и т. п.). Изотонические растворы, приближающиеся по составу, величине рН, буферным и другим свойствам к сыворотке крови, называемые физиологическими растворами, используются в качестве кровезаменителей.

Задание для 1гр..: слайд10

Изучить текст учебника §17 с 84 «Эритроциты», дополнительный материал   (Приложение) и заполнить таблицу в опорном листе.

Задание для 2гр.: 

Изучить текст учебника §17 с 86 «Лейкоциты», дополнительный материал   (Приложение и Интернет) и заполнить таблицу в опорном листе.

Задание для 3гр.: 

Изучить текст учебника §17 с 86 «Тромбоциты или кровяные тельца», дополнительный материал   (Приложение) и заполнить таблицу в опорном листе.

Название

Состав, строение

Кол-во

 в

1 мм3 крови

Продолжительность жизни

Место образования

Функции

 

Эритроциты

красные кровяные тельца

слайд 12-14

Двояковону

тые диски

Позв. + ядро 

Млек. - ядро

Ж

4-4,5 млн.

М

4,5-5 млн.

120-130 дней.

Красный    костный      мозг.

Транспорт

О2  к тканям;

СО2 – к легким

Дополнение учителя: гемоглобин, оксигемоглобин   Нв+4О2= НвО8            НвО8= Нв+4О21.А каким способом эритроцит переносит газы? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим строение эритроцита. Он состоит из молекулы- гемоглобина: гем-железо,глобин –белок. Железо и придает красный цвет эритроцитам ,а они в свою очередь крови. Есть такое понятие «голубая кровь», как вы думает это образное литературное высказывание или на самом деле есть такая кровь? Вспомним курс зоологии головоногих моллюсков, вместо железа у них медь, и кровь окрашивает в голубоватый цвет.

Гемоглобин активно соединяется как с кислородом, так и с углек.газом. (слайд 13-14)

2. гемоглобин: оксигемоглобин ,карбогемоглобин. Почему в домах с печным отоплением или плохо протопленной бане можно угареть? Что происходит в организме? Работаем самостоятельно.

Выполнение задания исследовательского характера. Переведемся в виртуальную лабораторию. (смотрим на слайд 15 ) 1.Определите: на каком из микропрепаратов - эритроциты человека? Обратите внимание на форму, величину, строение, количество. Зарисуйте 3-4 эритроцита.

2.На каком из микропрепаратов эритроциты лягушки? Зарисуйте 3-4 эритроцита.

3. Результаты занесите в таблицу, на опорных листах. Приложение 2

Сравнительная характеристика строения эритроцитов человека и лягушки

функция

Название микроп.

Форма клетки

Размер клетки

Нал.ядра

Кол.во 1 мм№

 Дыхательная - транспорт О2 и СО2

Эритр.челов.

 двояковогнутая

 7-8 мкм

 -

4-5 млн.

 Дыхательная - транспорт О2 и СО2

Эритроц. лягушки

 Овальная

 21-24 мкм

 +

 0,38 млн.

4.Сделайте вывод, ответив на вопрос. Чья кровь –человека или лягушки- способна перенести больше кислорода за единицу времени, почему?Вывод: Эритроциты человека и лягушки отличаются формой, размером. Эритроциты крови лягушки содержат ядро и имеют овальную форму, а эритроциты крови человека не имеют ядра и их форма двояковогнутая, такая увеличенная поверхность клетки быстрее и больше поглощает кислород, а отсутствие ядра позволяет использовать для транспортировки газов весь объём клетки.

Лейкоциты 

белые кровяные тельца

слайд 15

Бесцветные,

амебовидные с хорошо развитым ядром

 4-8 тысяч.

От нескольких часов до 10 дней.

Красный       костный       мозг.

Распознавание и уничтожение чужеродных соединений и клеток.

 

Дополнение учителя:

фагоциты, фагоцитоз, лимфоциты, антитела→имунная реакция, И.И. Мечников слайд 16

Тромбоциты 

Кровяные пластинки

слайд 17

Безъядерные образования округлой или овальной формы

200-400            тысяч.

8-10 суток.

Красный      костный        мозг.

Свертывание крови

Поранение

кров. сосуда

 

Разрушение тромбоцитов

Выделение фермента

Фибриноген превращается в фибрин

Сетка

Сгусток крови

Дополнение учителя: слайд 18

                  Поранение кров. сосуда

                                                                         

                                                                             Протромбин

Тромбопластин + Са                                            

                                                                              Тромбин

                           

                         Фибриноген                         Фибрин

                               Сгусток

Закрепление и осмысление результатов урока.

слайд 19

Тест

  1. Внутреннюю среду организма образуют:

А – кровь, лимфа, тканевая жидкость

Б – полость тела

В – внутренние органы

Г – ткани, образующие внутренние органы

2. Жидкую часть крови называют:

А – тканевой жидкостью

Б – плазмой

В – лимфой

Г – физиологическим раствором

3. Все клетки тела окружает:

А – лимфа

Б - раствор поваренной соли

В – тканевая жидкость

Г – кровь

4. Из тканевой жидкости образуется:

А – лимфа

Б – кровь

В – плазма крови

Г – слюна

5. Строение эритроцитов связано

с выполняемой ими функцией:

А – участием в свертывании крови

Б – обезвреживанием бактерий

В – переносом кислорода и углекислого газа

Г – выработкой антител

6. При малокровии в крови уменьшается содержание:

А – кровяной плазмы

Б – тромбоцитов

В – лейкоцитов

Г – эритроцитов

7. Фагоцитоз – это процесс:

А – поглощения и переваривания микробов

       и чужеродных частиц лейкоцитами;

Б – свертывания крови

В – размножения лейкоцитов

Г – перемещения фагоцитов в тканя

Проверка слайд 20

Выполнение теста.

проверка по ключу.

Рефлекси

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

выстраивание логической цепочки рассуждения;

рефлексия способов и условий действий.

Коммуникативные УУД:

умение устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Личностные УУД:

умение устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Предметные результаты:

умение  и знания по теме;

объяснение  значение понятий: тканевая жидкость, лимфа, лимфатический капилляр, лимфатический сосуд, лимфатический узел, плазма, эритроциты, гемоглобин, оксигемоглобин, лейкоцит, фагоцит, фагоцитоз, лимфоцит, антиген, антитела, тромбоцит, фибриноген, фибрин, гомеостаз;

понимать, что состав крови является важной характеристикой состояния организма.

Организует рефлексию. Выставление оценок

Что нам удалось установить?

– Что нового узнали?

– Что было интересным?

Домашнее задание

Дает домашнее задание, проводит инструктаж по его выполнению.

Домашнее задание. слайд 17     

1 группа – составить тест (10 вопросов) по материалу учебника на стр. 82-89;

2 группа - подготовить  дополнительное сообщение  «История открытия иммунитета» (на 3 мин);

3 группа - подготовить  дополнительное сообщение  «Группы крови» (на 3 мин).

Прослушивают инструктаж по выполнению д/з, записывают в дневники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экология внутренней среды человека

Экология внутренней среды человека ...

Методическая разработка уроков с использованием модульного обучения по теме: "Внутрення среда организма". 8 класс

Модуль - это план учебной деятельности ученика, составленный учителем, в котором объединены учебное содержание и способы овладения этим содержанием....

творческий проект по теме урока по биологии в 8-м классе "Внутренняя среда организма"

Проект включает пояснительную записку, конспект урока, кроссворд, игру (интерактивную),методические рекомендации, стартовую презентацию, тест, кроссворд. Можно использовать на уроке при изучении новог...

План – конспект урока биологии 8 класс (ФГОС) Тема: «Внутренняя среда. Значение крови и её состав».

Эта разработка урока для 8-го класса (ФГОС). материал можно использовать при изучении темы: "Внутренняя среда. Значение крови и её состав"....

Разработка урока по теме "Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"

В данной разработке представлен урок-путешествие, в ходе которого учащиеся знакомятся с понятием внутренней среды организма и изучают ее основной компонент кровь....

Контрольная работа по биологии 8 класс по темам: "Внутренняя среда организма"

Контрольная работа по биологии 8 класс по темам: "Внутренняя среда организма"...