Батерии. 5 класс
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Туаева Бэла Суреновна

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_po_teme.docx32.47 КБ

Предварительный просмотр:

                   

     

                                                       Туаева Б.С.

Цели урока:

Образовательные: актуализировать знания учащихся о самой древней группе живых существ – бактериях; показать особенности строения, питания, размножения и распространения бактерий; показать многообразие форм бактерий; познакомить учащихся с особым отделом – цианобактериями.

Воспитывать культуру поведения при групповой и индивидуальной работе. 

Формировать УУД.

Личностные УУД: проявлять познавательный интерес к изучению бактерий; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы.

Регулятивные УУД: самостоятельно определять цель учебной деятельности; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания; выбирать тему проекта с помощью учителя; в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов.

Коммуникативные УУД: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе.

Познавательные УУД: структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника; выбирать основания для сериации, объектов живой природы, сравнения роли бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов; создавать модель бактериальной клетки; представлять информацию в виде схем, таблиц; использовать информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта.

Тип урока: урок введения нового материала.

Формы работы учащихся: групповая и индивидуальная работа.

Ресурсы: презентация, рабочие тетради, рабочие листы

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме  «Бактерии»

Этап

Содержание

Деятельность

Формируемые УУД

Форма работы

 учителя

  ученика

1.Организационно-

Ребята! На уроках биологии мы знакомимся с разными группами живых организмов. Посмотрите на доску и скажите: «Какие царства живой природы здесь представлены?» (слайд 1) 

Приветствует обучающихся, просит  их проверить  готовность к уроку.

Самоорганизация.

Самопроверка готовности к уроку.

Регулятивные:

  • Самоконтроль учебной деятельности

мотивационный 

актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся

Эти организмы появились и распространились на Земле раньше других. Они встречаются в почве, в воздухе, в воде, обитают и в телах других организмов, найдены в гейзерах, солёных озёрах, таких, как Мёртвое море, в Антарктиде и в Арктике, могут жить даже в реакторах атомных станций. О них наш сегодняшний разговор.

 О каких организмах идет речь? (слайд 2) 

Какова цель нашего урока? (слайд 3) 

Что вы уже знаете об этих организмах?

Что бы вы хотели узнать  на уроке? (задание 1 в рабочем листе)

Мотивирует  обучающихся к определению темы  и к постановке познавательной цели урока.

  • Определяют  тему урока;
  • Участвуют в постановке познавательной цели урока.

Регулятивные:

  • Целеполагание

И

Ф

2.Операционально-технологический

  1. Постановка проблемы
  2. Открытие нового через её решение

  1. Первичное закрепление

  1. Открытие нового

  1. Постановка и решение проблемы

Динамическая пауза

1)Бактерии существовали на нашей планете уже несколько миллиардов лет назад, но люди узнали о них сравнительно недавно. Почему?

Впервые бактерии обнаружил А.Левенгук и назвал их «анималькули».(слайд 4) 

Название «бактерии» ввел в употреблении Х.Эренбегр в 1828. (слайд 5) 

2) На рисунке вы видите  организмы. Являются ли они бактериями? Почему? (слайд 6) 

 Вы можете работать индивидуально или в парах.(дифференциация)

Параграф 5 (стр 29) и 4 (стр25)

  • Предлагает  обучающимся проблемные вопросы и задания с целью выявления существенных признаков строения бактерий.
  • Направляет деятельность обучающихся, связанную с постановкой проблемы, поиском путей её решения.

  • Делают вывод о малом размере бактерий.
  • Делают вывод об одноклеточности  бактерий.
  • Осуществляют сравнение организмов, выявляют признаки их сходства и различия, осознают затруднение, производят поиск способа его преодоления.
  • Работают с текстом учебника, изучают строение клетки бактерии, отвечают на проблемный вопрос.

Познавательные:

  • Формулирование проблемы, поиск путей решения;
  • Информационный поиск;
  • Анализ с выявлением существенных и несущественных признаков, сравнение, установление  причинно-следственных связей, обобщение
  • Построение речевого высказывания.

Регулятивные:

  • Целеполагание;
  • Планирование;
  • Контроль;
  • Оценка и самооценка.

Коммуникативные:

  • Участие в совместной деятельности;
  • Изложение собственных мыслей, диалог, умение вести
  • дискуссию.

Личностные:

  • Ответственное отношение к выполнению учебных задач;
  • Готовность к восприятию научной картины мира, осознание ценности каждого живого организма;
  • Уважительное отношение к другому человеку, его мнению.

Ф

И

П

Итак, мы смогли отличить бактерию от другого одноклеточного организма. Выполните задание23 (стр 14) в рабочей тетради.

3)Поработаем со схемой бактериальной клетки в рабочей тетради (задание № 22, стр 14).Зарисуйте бактериальную клетку

Кто хочет показать основные части клетки бактерии на рисунке?.(У доски) (слайд 7) 

4) Формы бактериальных клеток разнообразны (задание 21,стр 14). (слайд 8) 

Проверьте работу соседа по парте в рабочей тетради, поставьте оценку, прокомментируйте оценку(по «желанию»)

Организует первичное закрепление материала.

  • Выполняют задания в рабочей тетради.
  • Осуществляют проверку и оценивание друг друга.

И

П

Какой процесс лежит в основе увеличения численности бактерий?  Как, на ваш взгляд, могут размножаться   бактерии? Обсудите в группе и выскажите предположение. (слайд 9) 

Выполните в рабочей тетради задание № 24, с. 15 и проверьте выполнение у своего соседа. Прокомментируйте оценку.(по «желанию»)

  • Предлагает  обучающимся вопросы и задания с целью выявления особенностей процессов жизнедеятельности бактерий.
  • Осуществляет коррекцию, организует обсуждение.

  • Высказывают предположение о размножении бактерий. Обсуждают его в группе
  • Выполняют задание в рабочей тетради, осуществляют взаимопроверку.

Г

И

 В группах проанализируйте дополнительную  информацию  и сделайте предположение о питании бактерий.(дополнительная информация представлена 1) на отдельных листах или 2) в виде презентации (учителем или учащимися как домашнее задание к данному уроку)

Результаты запишите в рабочий лист (задание  2).

  • Высказывают предположение о питании бактерий. Обсуждают его в группе.
  • Делают вывод о  разнообразных способах питания бактерий (сами создают, а также питаются готовые питательными веществами).

Г

И

 Академик В. И Вернадский подсчитал, что в благоприятных условиях  потомство всего одной бактерии  может заполнить впадину Тихого океана за 5 дней.  

Почему этого не происходит?

Что происходит с бактериями  в неблагоприятных условиях? Обсудите вопрос в группе, выскажите предположение.(слайд 10) 

Выполните задание 3 в  рабочем листе, осуществите взаимопроверку, поставьте оценку.

  • Направляет деятельность учащихся, связанную с постановкой проблемы, поиском путей её решения.

  • Выполнят упражнения на расслабление мышц глаз, спины, кисти рук.

  • Осуществляют поиск информации, необходимой для решения вопроса, обсуждают её в группе.
  • Выслушивают мнение других групп, осуществляют оценку.
  • Выполняют задание в рабочей тетради.

  • Повторяют упражнения за учителем

Г

И

Работа в группах по уровням сложности (от 1 до 5):

Можно ли на Земле обойтись без бактерий? Изучите дополнительную информацию о бактериях  и найдите  примеры: 1  группа – положительного значения бактерий в природе; 2  группа – пользы бактерий для человека; 3  группа – вреда бактерий для человека; 4 группа – способов сохранения продуктов питания; 5 группа – методов профилактики бактериальных инфекций. (выступление групп сопровождается иллюстрациями, презентациями и др. наглядностью)

Сформулируйте вывод о значении бактерий в природе и в жизни человека.(задание 4 в рабочем листе).

Оцените свою работу над этим заданием, проставьте оценку.

  • Организует работу групп для ответа на проблемный вопрос.
  • Обсуждает с учащимися критерии оценивания выступления групп
  • Во время выступления группа демонстрирует слайды, иллюстрирующие примеры.
  • Осуществляют поиск информации, необходимой для решения вопроса, обсуждают её в группе.
  • Выслушивают мнение других групп, дополняют ответы, осуществляют оценку по выработанным критериям
  • Делают вывод об огромной роли бактерий.

Г

И

3.Рефлексивно-оценочный

Закрепление знаний

рефлексия

подведение итогов урока

Домашнее задание

Сегодня мы познакомились с царством Бактерии. Давайте вернемся к началу урока (задание  1).Что нового вы узнали? Где вы можете применить полученные знания? (в каких областях своей жизни?)

Проверим свои знания. Ответьте на вопросы теста (задание 5).Посмотрите на доску с правильными ответами, проверьте себя. Кто правильно ответил на все 5 вопросов?  

Вернёмся к целям, поставленным в начале урока.  Удалось ли их достичь? Довольны ли работой на уроке?

Оцените свою работу  в  рабочем листе.

Подсчитайте сумму баллов.

Изучить текст § 9, ответить на вопросы параграфа.

По выбору:

– изучить дополнительный текст со с. 38;
– выполните модель бактериальной клетки;
– подготовьте сообщения по материалам Интернет и дополнительной литературы на темы: “Клубеньковые бактерии”, “Цианобактерии”, “Молочнокислые бактерии”, “Болезнетворные бактерии”;
– придумайте научно-популярный рассказ, в котором бактерии играли бы важную роль. попробуйте оформить своё произведение как сценарий фильма или мультфильма;
– заложите опыт, доказывающий необходимость мыть руки перед едой.

Методика проведения опыта

Чтобы убедиться в необходимости мыт руки перед едой, проведите следующий опыт. Приготовьте питательную смесь для бактерий. Возьмите клубень картофеля, помойте его и почистите. Разрежьте пополам и вымочите в течение 2-3 часов в 1 %-м растворе соды. Затем сварите его и разрежьте на ломтики. Ломтики положите на фильтровальную бумагу в 3 чашки Петри. Это и есть питательная среда для выращивания бактерий. (Чашки Петри необходимо предварительно тщательно помыть и высушить). Прикоснитесь пальцами немытой рукой к питательному раствору в одной из чашек. К питательному раствору в другой чашке прикоснитесь пальцами вымытой без мыла руки. К раствору в третьей чашке прикоснитесь, предварительно тщательно вымыв руки с мылом. Накройте чашки Петри крышками и поставьте в несильно освещённое тёплое место. На результаты опыта посмотрите через 2-3 дня. Сравните результаты. Сделайте мини-доклад о своём опыте на следующем уроке биологии.

  • Организует закрепление материала и рефлексию.

  • Комментирует домашнее задание

1)-общее

2) по желанию учениками, интересующимися биологией.

  • Осуществляют рефлексию.

  • Записывают и выбирают домашнее задание

Регулятивные:

  • Участие в подведении итогов урока;
  • Самооценка.

Личностные:

Профессиональное и жизненное определение

Регулятивные

  • Планирование и корректировка домашнего задания с учетом своих возможностей и интересов

Познавательные:

  • Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

И

Ф


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....