Итоговая работа по биологии 5 класс
тест по биологии (5 класс) на тему

Разгуляева Анна Игоревна

Данная работа выполняется в формате подготовки к ОГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_rabota_5_klass_v_formate_oge.docx212.57 КБ

Предварительный просмотр:

Общее время выполнения работы - 40 минут

Инструктаж перед началом работы – 5 минут

Разрешенные материалы – отсутствуют

Максимальное количество баллов – 18

Перевод баллов в оценки:

15-18 баллов – отлично

10-14 баллов – хорошо

6-9 баллов – удовлетворительно

0-5 баллов – неудовлетворительно

№ задания

Время выполнения

Оценивание

1

1 минута

1 балл

2

1 минута

1 балл

3

1 минута

1 балл

4

1 минута

1 балл

5

4 минуты

2 балла

6

4 минуты

2 балла

7

4 минуты

2 балла

8

4 минуты

2 балла

9

10 минут

3 балла

10

10 минут

3 балла

Список заданий:

1. Работа с рисунком

2. Интерпретирование результатов научных исследований

3. Определение структуры объекта

4. Умение оценивать правильность биологических суждений

5. Умение проводить множественный выбор

6. Умение устанавливать соответствие

7. Установление последовательности

8. Умение работать с пропущенными терминами в тексте

9. Работа с текстом биологического содержания

10. Соотнесение морфологических признаков организма

ВАРИАНТ 1

1. На каком из рисунков представлены дрожжи?

https://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=5504

1) рисунок 1

2) рисунок 2

3) рисунок 3

4) рисунок 4

2.  Используя данные таблицы определите, у какого растения максимальное содержание крахмала в подземной части.

Содержание сахара и витаминов в подземных частях растений

Подземные части 
растений

Содержание веществ, в %

Сахар

Крахмал

Витамин А

Морковь

15

1,4

0,018

Свёкла

20

1,7

0,010

Редис

1,9

1,6

0,004

Картофель

1,3

29,4

0,003

1) морковь

2) свекла

3) редис

4) картофель

3. Между позициями первого и второго столбца таблицы имеется определенная связь.  Какое понятие следует вписать на место пропуска?

Целое

Часть

...

животные

БОТАНИКА

растения

1) микология

2) зоология

3) экология

4) цитология

4. Верны ли следующие суждения о строении клетки?

А. Вакуоль заполнена цитоплазмой.

Б. В состав оболочки растительной клетки входит целлюлоза.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верные

4) оба суждения неверны

5. Чем растения отличаются от животных? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны в таблицу.

1) активно передвигаются

2) гетеротрофы

3) автотрофы

4) растут в течение всей жизни

5) являются продуцентами

6) являются потребителями органических веществ

6. Установите соответствие между характеристикой  и царством организмов, для которых она свойственна. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу номера выбранных ответов.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

 

Царство

А) являются эукариотами

Б) имеют клеточную оболочку с хитином

В) при неблагоприятных условиях образуют споры

Г) не имеют ядра

Д) растут в течение всей жизни

Е) передвигаются при помощи жгутиков

 

1) Бактерии

2) Грибы

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

7. Установите последовательность этапов развития растительного мира. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) появление одноклеточных водорослей

2) появление цветковых растений

3) появление риниофитов

4) появление бактерий

5) появление голосеменных растений

6) появление папоротникообразных растений

8. Вставьте в текст  «Голосеменные растения» пропущенные слова, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем перенесите их в виде последовательности цифр (по тексту) в приведенную ниже таблицу.

 

ГОЛОСЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ

     Голосеменные растения – это очень древняя группа высших _______________(А) растений. Они образуют ___________________(Б), с помощью которых размножаются и распространяются. Из современных голосеменных наиболее известны _____________________(В). Отличительной особенностью голосеменных является развитие на побеге _______________(Г), в которых развиваются семена.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) споровые

2) семена

3) семенные

4) плод

5) споры

6) хвойные

7) цветковые

8) шишка

А

Б

В

Г

9. Используя содержание текста «Кокосовая пальма» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

 

1) Какой размер имеют плоды кокосовой пальмы?

2) Что получают из твердой оболочки ореха?

3) Почему сборщики плодов пальмы легко забираются по стволу на самый верх?

КОКОСОВАЯ ПАЛЬМА

 

В числе самых распространённых в мире пальм - кокосовая. Название ей дали матросы экспедиции Васко да Гамы, которые усмотрели в её волокнистых лохматых плодах сходство с обезьяньей мордочкой (в португальском языке слово «обезьяна» звучит как «коко»). Плоды кокосовой пальмы –  длиной до 30 см и массой до 2 кг. Кокосовую пальму заслуженно называют деревом жизни, она входит в число 10 важнейших деревьев мира.

 

Плоды пальмы используют для получения масла: пищевого и технического. Масло отжимают из зрелого ореха. В нём есть твёрдая белая копра, содержащая до 35% кокосового масла. А если орех ещё незрелый, вместо довольно твёрдой копры внутри окажется кокосовое «молоко», которое можно использовать как питьё. Волокно из оболочки плодов – прочное, эластичное, устойчивое к солёной морской воде – служит материалом для изготовления верёвок. Из твёрдой оболочки ореха делают посуду.

 

Кокосовые орехи надёжно защищены скорлупой, и это помогает кокосовой пальме расселяться, преодолевая пространства между океаническими островами. Несколько недель волны океана могут нести орех к новым островам, и за это время скорлупа ореха не пропускает опасную солёную воду внутрь. Выброшенный на пустынный берег острова орех прорастает и под палящим тропическим солнцем. У зародыша пальмы есть запас воды.

 

Ствол кокосовой пальмы достигает 20–25 м в высоту и до 0,5 м в диаметре, завершаясь веером перистых листьев. Отдельные листья могут достигать длины в 6,5 м и ширины до 1,5 м. Остатки оснований их черешков придают поверхности ствола характерный ступенчатый вид.

10. Дайте характеристику живому организму по следующему плану: строение клетки; классификация; значение в природе.

 https://bio5-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=1737

А. Наличие ядра в клетке

1) безъядерный

2) ядерный

 

Б. Царство, к которому относится данный организм

1) грибы

2) бактерии

 

В. Значение в природе

1) является симбионтом

2) является сапротрофом

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

 

 

 

ВАРИАНТ 2

1. На каком из рисунков  представлен  мукор?

https://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=5504

1) рисунок 1

2) рисунок 2

3) рисунок 3

4) рисунок 4

2.  Используя данные таблицы определите, у какого растения минимальное содержание сахара в подземной части.

Содержание сахара и витаминов в подземных частях растений

Подземные части 
растений

Содержание веществ, в %

Сахар

Крахмал

Витамин А

Морковь

15

1,4

0,018

Свёкла

20

1,7

0,010

Редис

1,9

1,6

0,004

Картофель

1,3

29,4

0,003

1) морковь

2) свекла

3) редис

4) картофель

3. Между позициями первого и второго столбца таблицы имеется определенная связь.  Какое понятие следует вписать на место пропуска?

Целое

Часть

...

гриб

БОТАНИКА

растения

1) микология

2) зоология

3) экология

4) цитология

4. Верны ли следующие суждения о строении клетки?

А. Вакуоль заполнена клеточным соком.

Б. В состав оболочки растительной клетки входит хитин.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верные

4) оба суждения неверны

5. Чем животные отличаются от растений? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны в таблицу.

1) активно передвигаются

2) автотрофы

3) гетеротрофы

4) растут в течение всей жизни

5) являются продуцентами

6) являются потребителями органических веществ

6. Установите соответствие между характеристикой  и организмами, для которых она свойственна. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу номера выбранных ответов.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

 

Организм

А) образуют микоризу

Б) имеют клеточную оболочку с хитином

В) имеют стебель и листья

Г) споры развиваются в коробочках

Д) имеют ризоиды

Е) являются гетеротрофами

 

1) Грибы

2) Мхи

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

7. Установите последовательность этапов развития растительного мира. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) появление риниофитов

2) появление цветковых растений

3) появление одноклеточных водорослей

4) появление бактерий

5) появление многоклеточных водорослей

6) появление мхов

8. Вставьте в текст  «Экологические факторы» пропущенные слова, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем перенесите их в виде последовательности цифр (по тексту) в приведенную ниже таблицу.

 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

     Наука о взаимодействии живых организмов с окружающей средой называется ______________(А). Выделяют три группы факторов, которые могут оказать влияние на развитие организмов. Факторы неживой природы называются __________________(Б). Это свет, температура, влажность и т.д. Факторы, оказывающие влияние  живых организмов друг на друга называются _______________________(В). Это опыление насекомыми растений, конкуренция за пищу, паразитизм и др. Факторы, которые являются формой деятельности человека называются _______________(Г). Это охота, осушение болот, создание заповедников и др.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) фенология

2) антропогенные

3) биосферные

4) абиотические

5) экология

6) биотические

7) биологические

8) ботаника

А

Б

В

Г

9. Используя содержание текста «Кокосовая пальма» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

 

1) Почему кокосовую пальму называют деревом жизни?

2) Что получают из незрелых плодов кокосовой пальмы?

3) Каким образом распространяются семена кокосовой пальмы?

КОКОСОВАЯ ПАЛЬМА

 

В числе самых распространённых в мире пальм - кокосовая. Название ей дали матросы экспедиции Васко да Гамы, которые усмотрели в её волокнистых лохматых плодах сходство с обезьяньей мордочкой (в португальском языке слово «обезьяна» звучит как «коко»). Плоды кокосовой пальмы –  длиной до 30 см и массой до 2 кг. Кокосовую пальму заслуженно называют деревом жизни, она входит в число 10 важнейших деревьев мира.

 

Плоды пальмы используют для получения масла: пищевого и технического. Масло отжимают из зрелого ореха. В нём есть твёрдая белая копра, содержащая до 35% кокосового масла. А если орех ещё незрелый, вместо довольно твёрдой копры внутри окажется кокосовое «молоко», которое можно использовать как питьё. Волокно из оболочки плодов – прочное, эластичное, устойчивое к солёной морской воде – служит материалом для изготовления верёвок. Из твёрдой оболочки ореха делают посуду.

 

Кокосовые орехи надёжно защищены скорлупой, и это помогает кокосовой пальме расселяться при помощи воды, преодолевая пространства между океаническими островами. Несколько недель волны океана могут нести орех к новым островам, и за это время скорлупа ореха не пропускает опасную солёную воду внутрь. Выброшенный на пустынный берег острова орех прорастает и под палящим тропическим солнцем. У зародыша пальмы есть запас воды.

 

Ствол кокосовой пальмы достигает 20–25 м в высоту и до 0,5 м в диаметре, завершаясь веером перистых листьев. Отдельные листья могут достигать длины в 6,5 м и ширины до 1,5 м. Остатки оснований их черешков придают поверхности ствола характерный ступенчатый вид.

10. Дайте характеристику живому организму по следующему плану: строение клетки; классификация; значение в природе.

 

https://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=4156

А. Наличие ядра в клетке

1) прокариоты

2) эукариоты

 

Б. Царство, к которому относится данный организм

1) бактерии

2) животные

 

В. Значение в природе

1) образует микоризу

2) является паразитом

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

 

 

 

ВАРИАНТ 3

1. Какой из представленных грибов, образует микоризу с деревьями?

https://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=5504

1) рисунок 1

2) рисунок 2

3) рисунок 3

4) рисунок 4

2.  Используя данные таблицы определите, у какого растения максимальное содержание сахара в подземной части.

Содержание сахара и витаминов в подземных частях растений

Подземные части 
растений

Содержание веществ, в %

Сахар

Крахмал

Витамин А

Морковь

15

1,4

0,018

Свёкла

20

1,7

0,010

Редис

1,9

1,6

0,004

Картофель

1,3

29,4

0,003

1) морковь

2) свекла

3) редис

4) картофель

3. Между позициями первого и второго столбца таблицы имеется определенная связь.  Какое понятие следует вписать на место пропуска?

Целое

Часть

...

среда обитания

БОТАНИКА

растения

1) микология

2) экология

3) зоология

4) цитология

4. Верны ли следующие суждения о строении клетки?

А. Наследственная информация клетки хранится в вакуоли.

Б. Растительная клетка не имеет ядра.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верные

4) оба суждения неверны

5. Чем водоросли отличаются от грибов? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны в таблицу.

1) в клеточной оболочке находится хитин

2) тело представлено слоевищем

3) тело представлено мицелием

4) осуществляют фотосинтез

5) в состав клеточной оболочки входит целлюлоза

6) являются гетеротрофами

6. Установите соответствие между характеристикой  и царством организмов, для которых она свойственна. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу номера выбранных ответов.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

 

Царство

А) клетка не имеет клеточной оболочки

Б) бывают одноклеточными и многоклеточными

В) образуют споры в неблагоприятных условиях

Г) являются эукариотами

      Д) являются прокариотами

Е) в клетке нет ядра

 

1) Бактерии

2) Животные

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

7. Установите последовательность этапов развития растительного мира. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) появление бактерий

2) появление голосеменных растений

3) появление папоротников

4) появление риниофитов

5) появление мхов

6) появление водорослей

8. Вставьте в текст  «Устройство микроскопа» пропущенные слова, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем перенесите их в виде последовательности цифр (по тексту) в приведенную ниже таблицу.

УСТРОЙСТВО МИКРОСКОПА

 

     Световой микроскоп имеет зрительную трубку, в которую вставлены увеличительные стекла. На нижнем конце этой трубки находятся ________________(А), а в верхней части ______________________(Б). Микропрепараты помещаются на _________________(В), в центре которого имеется отверстие. Под этим отверстием находится _________________________(Г), которое направляет луч света к изучаемому объекту.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) тубус

2) винт

3) предметный столик

4) штатив

5) окуляр

6) объектив

7) зеркало

8) держатель стекол

А

Б

В

Г

9. Используя содержание текста «Кокосовая пальма» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

 

1) Чем защищены кокосовые орехи?

2) Что получают из волокна оболочки плодов?

3) Что придает ступенчатый вид поверхности ствола кокосовой пальмы?

КОКОСОВАЯ ПАЛЬМА

 

В числе самых распространённых в мире пальм - кокосовая. Название ей дали матросы экспедиции Васко да Гамы, которые усмотрели в её волокнистых лохматых плодах сходство с обезьяньей мордочкой (в португальском языке слово «обезьяна» звучит как «коко»). Плоды кокосовой пальмы –  длиной до 30 см и массой до 2 кг. Кокосовую пальму заслуженно называют деревом жизни, она входит в число 10 важнейших деревьев мира.

 

Плоды пальмы используют для получения масла: пищевого и технического. Масло отжимают из зрелого ореха. В нём есть твёрдая белая копра, содержащая до 35% кокосового масла. А если орех ещё незрелый, вместо довольно твёрдой копры внутри окажется кокосовое «молоко», которое можно использовать как питьё. Волокно из оболочки плодов – прочное, эластичное, устойчивое к солёной морской воде – служит материалом для изготовления верёвок. Из твёрдой оболочки ореха делают посуду.

 

Кокосовые орехи надёжно защищены скорлупой, и это помогает кокосовой пальме расселяться, преодолевая пространства между океаническими островами. Несколько недель волны океана могут нести орех к новым островам, и за это время скорлупа ореха не пропускает опасную солёную воду внутрь. Выброшенный на пустынный берег острова орех прорастает и под палящим тропическим солнцем. У зародыша пальмы есть запас воды.

 

Ствол кокосовой пальмы достигает 20–25 м в высоту и до 0,5 м в диаметре, завершаясь веером перистых листьев. Отдельные листья могут достигать длины в 6,5 м и ширины до 1,5 м. Остатки оснований их черешков придают поверхности ствола характерный ступенчатый вид.

10. Дайте характеристику живому организму по следующему плану: строение клетки; классификация; значение в природе.

 

https://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=3676

А. Наличие клеточной оболочки

1) отсутствует

2) имеется

 

Б. Группа растений, к которой относится данный организм

1) водоросли

2) мхи

 

В. Значение в природе

1) является сапротрофом

2) является фототрофом

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая работа по биологии, 6 класс

Данная работа позволит провести итоговый контроль знаний за курс 6 класса...

Итоговый работа по биологии за курс 7 класса

Данная работа позволяет провести итоговый контроль знаний по предмету за курс 7 класса...

Итоговая работа по биологии, 8 класс

Данная работа поможет осуществить итоговый контроль знаний за курс 8 класса...

Итоговая работа по биологии за курс 7 класса

Итоговая работа по биологии за курс 7 класса ВАРИАНТ 1 Часть А1 У амебы вредные продукты обмена выделяютсяа) через всю поверхность телаб) через сократительную вакуольв) через пищеварительную...

Итоговая работа по биологии за курс 7 класса

Итоговая работа для проверки качества знаний учащихся  по биологии за курс 7 класса с заданиями уровня А,В,С...

Итоговая работа по биологии за курс 8 класса

Итоговая работа для проверки качества знаний учащихся по биологии за курс 8 класса с заданиями уровня А,В,С...

Итоговая работа по биологии в 7 классе.

Итоговая работа по биологии в 7 классе. Пояснительная записка.       Работа предназначена для итогового контроля учащихся 7 класса, изучающих биологию по компл...