КТП БИОЛОГИЯ 9 КЛАСС, УЧЕБНИК Каменский А. А., Криксунов, 2 Ч.
календарно-тематическое планирование по биологии (9 класс) на тему

Белецкая Татьяна Владимировна

КТП БИОЛОГИЯ 9 КЛАСС, УЧЕБНИК Каменский А. А., Криксунов, 2 Ч.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_b_klass_ispr.docx37.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Ростова-на-Дону «Школа № 96 Эврика-Развитие

имени Нагибина Михаила Васильевича»

Рассмотрено                                        «Утверждаю»

на заседании Педагогического совета        И. о. директора МАОУ «Школа

                                                        № 96 Эврика-Развитие»

протокол от 30.08.2017 г. № 1                ______________ С.А. Феоктистов

                                                        приказ от 31.08.2017 г. № 80-ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«Биология»

общеобразовательный класс

Уровень образования: основное общее образование

(9 Б класс)

Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе следующих документов:

  • Федерального закона от 29.12.2012г. №273 «Об образовании»;

  • Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения среднего общего образования приказ МО и науки РФ от 06. 10. 2009г. №373  «Об утверждении и введении в действие ФГОС среднего общего образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 22.12. 2009г. № 315785);

  • Примерной программы основного  общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007).

  • Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6 – 11 классы - М., Дрофа, 2005, (авт. Пасечник В.В. и др.), полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.

  • учебного плана МАОУ «Школа № 96 Эврика-Развитие»;

  • положения о рабочей программе МАОУ «Школа № 96 Эврика-Развитие»

Используемый обучающимися учебно-методический комплекс: учебник.

  • Каменский А. А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Введение в общую биологию и экологию. Учебник для 9 кл. общеобр. школ. – М.: Дрофа, 2014г.

Учебник вошел в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 (с изм. на 26.01.2016 г.).

Используемый учебник отражен в основной образовательной программе основного  общего образования МАОУ «Школа № 96 Эврика-Развитие» и утвержден локальным актом МАОУ «Школа № 96 Эврика-Развитие».

Количество учебных часов в год:  9 класс- 68 часов, 2 часа в неделю.

Согласно годовому учебно-календарному графику школы количество учебных часов в год в  9 Б классе - 68 часов, 2 часа в неделю

Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса биологии на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

В результате изучения предмета  выпускники основной школы  должны:

знать/понимать:

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом: клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных своего региона;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета  у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки;
  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, организмы) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики вирусных заболеваний, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Раздел 2. Содержание учебного предмета

ВВЕДЕНИЕ  

Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека. 

РАЗДЕЛ I.  УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

 Молекулярный уровень 

Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.  

  Клеточный уровень 

Основные положения клеточной теории. Клетка – структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.

Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.

Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).

Демонстрация модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука, хромосом, интерактивных таблиц и презентаций, иллюстрирующих деление клеток.

 Организменный уровень 

Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.

 Популяционно-видовой уровень 

Вид, его критерии. Структура вида. Популяция – форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы.

Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.

 Экосистемный уровень 

 Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.

Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах, моделей экосистем.

Биосферный уровень

Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.

Демонстрация моделей или таблиц «Биосфера и человек».

РАЗДЕЛ II. ЭВОЛЮЦИЯ 

Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов – микроэволюция. Макроэволюция.

Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.

РАЗДЕЛ III. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.

Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных.

Раздел 3. Календарно-тематическое планирование

Номер урока

Раздел программы, темы уроков

(элементы содержания)

Кол-во часов

Дата планируемая

Дата факт

Биология как наука. Методы исследования биологии.

1

01.09

Сущность жизни. Свойства живого.

1

04.09

Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика.

1

08.09

Углеводы.

1

11.09

Липиды.

1

15.09

Состав и строение белков.

1

18.09

Функции белков.

1

22.09

Нуклеиновые кислоты.

1

25.09

АТФ и другие органические соединения клетки.

1

29.09

Биологические катализаторы. Лабораторная работа №1 " Расщепление пероксида водорода ферментами"

1

02.10

Вирусы.

1

06.10

Обобщающий урок.

1

09.10

Основные положения клеточной теории.

1

13.10

Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. Лабораторная работа №2"Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом"

1

16.10

Ядро клетки. Хромосомный набор.

1

20.10

ЭПС, рибосомы, комплекс Гольджи.

1

23.10

Лизосомы, митохондрии, пластиды.

1

27.10

Клеточный центр, органоиды движения, клеточные включения.

1

10.11

Различия в строении клеток эукариот и прокариот.

1

13.11

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. Типы питание клетки.

1

17.11

Энергетический обмен в клетке.

1

20.11

Фотосинтез. Хемосинтез.

1

24.11

Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция.

1

27.11

Синтез белков в клетке. Транспортные РНК. Трансляция.

1

01.12

Деление клетки. Митоз. Лабораторная работа №3 "Нахождение клеток на разных стадиях митоза"

1

04.12

Контрольно - обобщающий урок. Контрольное тестирование№1

1

08.12

Размножение организмов. Оплодотворение.

1

11.12

Развитие половых клеток. Мейоз.

1

15.12

Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.

1

18.12

Закономерности наследования признаков. Моногибридное скрещивание.

1

22.12

Закон чистоты гамет. Цитологические основы закономерностей наследования признаков.

1

25.13

Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание.

1

29.12

Дигибридное скрещивание.

1

12.01

Сцепленное наследование признаков. Закон Т.Моргана.

1

15.01

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

1

19.01

Модификационная изменчивость. Лабораторная работа №4 " Выявление изменчивости организмов"

1

22.01

Мутационная изменчивость.

1

26.01

Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова.

1

29.01

Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

1

02.02

Обобщающий урок.

1

05.02

Критерии вида. Лабораторная работа № 5 "Изучение морфологического критерия вида"

1

09.02

Популяции

1

12. 02

Сообщество, экосистема, биогеоценоз.

1

16.02

Состав и структура сообщества.

1

19. 02

Потоки вещества и энергии в экосистеме.

1

26.02

Саморазвитие экосистемы.

1

02.03

Обобщающий урок.

1

05.03

Биосфера. Среды жизни.

1

09.03

Круговорот веществ в природе.

1

12.03

Обобщающий урок.

1

16.03

Развитие эволюционного учения.

1

19.03

Изменчивость организмов.

1

02.04

Борьба за существование. Естественный отбор.

1

06.04

Видообразование.

1

09.04

Макроэволюция. Основные закономерности эволюции.

1

13.04

Контрольно - обобщающий урок. Контрольное тестирование №2

1

16.04

Гипотезы возникновения жизни. Развитие представлений о возникновении жизни. Современное состояние проблемы.

1

20.04

Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое. Лабораторная работа № 6 " Изучение палеонтологмческих доказательств эволюции"

1

23.04

Развитие жизни в мезозое и кайнозое.

1

27.04

Обобщающий урок.

1

30.04

Экологические факторы. Условия среды.

1

04.05

Общие закономерности влияния экологических факторов на организмы. Экологические ресурсы.

1

07.05

63-64

Адаптация организмов к различным условиям существования. Лабораторная работа №7 "Строение растений в связи с условиями жизни"

2

11.05 14.05

65-66

      Межвидовые отношения организмов. Колебания численности  организмов. Лабораторная работа №8 "Выделение пищевых цепей в искусственной экосистеме"

1

18.05

67

      Эволюция биосферы

1

21.05

68

Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования.

1

25. 05

Итого – 68 часов

Лабораторных работ – 8 часов

Контрольных работ – 2 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А.А. Каменский, Е.А. Криксунов Биология 9 класс план-конспект урока по теме " Решение генетических задач"

А.А. Каменский, Е.А. Криксунов Биология 9 класс план-конспект урока по теме " Решение генетических задач"...

Лабораторный практикум для 10 класса к учебнику А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник

Эти инструктивные карточки к лабораторным работам помогут учителю и ученикам лучше подготовится и провести лабораторный практикум. Тем самым усвоить изучаемый материал по темам....

Лабораторный практикум для 11 класса к учебнику А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник

Эти инструктивные карточки к лабораторным работам помогут учителю лучше подготовится и провести лабораторный практикум. Использовать для оформления рабочих программ. А для обучающихся  закрепить ...

рабочая программа по биологии фкгос 10-11 класс к учебнику А.А.Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник

Рабочая программа по биологии разработана на основе: 1)Государственного образовательного стандарта среднего общего образования по биологии; 2) примерной программы по биологии основного общего образова...

Рабочая программа по курсу «Введение в общую биологию» 9 класс Авторы: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.

Рабочая программа по курсу «Введение в общую биологию» 9 классАвторы: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник....

Тематическое планирование уроков по курсу «Биология. Введение в общую биологию и экологию» 9 класс. Авторы: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.

Тематическое планирование уроков по курсу «Биология. Введение в общую биологию и экологию» 9 класс.Авторы: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник....

Рабочая программа "Биология. Введение в общую биологию и экологию" 9 кл.: учебник/ В.В.Пасечник, А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, Г.Г.Швецов.

В 9 классе обобщаются знания о жизни и уровнях её организации, раскрываются мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщаются и углубляются понятия об эволюционном развит...