Программа "Здоровье школьника"
методическая разработка по биологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Раенок Елена Васильевна

Представлена поэтапная реализация программы на 5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zdorove_shkolnika_46.docx58.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

Общеобразовательное учреждение

Города Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа № 46

Имени Героя России Сергея Амосова

Программа

«Здоровье школьника»

Утверждена                                                                       Авторы:

педагогическим советом                                                творческая группа  

                                                                                            педагогов                              

Протокол №___21______                                                МБОУ СОШ № 46

От____29.08____   2016г.                                                 под руководством

                                                                                             учителя биологии

                                                                                             высшей категории

                                                                                                              Раенок  Е.В.

Новосибирск 2016

Пояснительная записка

к программе «Здоровье школьника»

 Проблема воспитания здорового поколения приобретает все большую актуальность. Ухудшение состояния здоровья вызывают многие причины, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей. Отрицательное влияние оказывают окружающая среда, наследственные факторы, пренебрежение правилами здорового образа жизни.

    Применительно к детям необходимо помнить, что не всегда сам ребенок может обеспечить соответствующий способ жизнедеятельности. Многое зависит от родителей, организаторов образования, педагогов. Гигиеническое обучение и воспитание является важным условием сохранения и укрепления здоровья.

    Низкий уровень медицинских и гигиенических знаний родителей является причиной того, что  нередко навыки, приобретенные ребенком в детском саду, противоречат в дальнейшем основным правилам гигиены или здоровому образу жизни. В некоторых семьях проблемы нездоровья связаны с факторами социального характера. Большая масса родителей всячески стремиться оградить своих детей от физических нагрузок, что не способствует укреплению их здоровья.

     Также существует противоположный тип родителей, стремящихся дать детям всесторонне гармоничное развитие, без учета состояния здоровья ребенка, за счет уменьшения времени досуга, пребывания на чистом воздухе, его двигательной активности, нарушению режима дня и т.д., зачастую приводят к утомлению, снижению физической и умственной работоспособности, возникновению ряда хронических заболеваний, невротическим реакциям и т.д. Возникает необходимость вести просветительскую работу не только с учащимися, но и с родителями.

    Как ни странно, в наш информационный век школьники обладают достаточно скудными знаниями о возможностях своего организма, способах поддержания здоровья (чаще всего под здоровым образом жизни они понимают отсутствие вредных привычек). Это одна из главных причин поведения учащихся, не соответствующего принципам здорового образа жизни.

   Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский справедливо указывал «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». Именно в период детства и юности  закладываются основы здоровья и личности человека. Большая часть этого периода приходится на школьный возраст, следовательно,  на школу ложится ответственность не только за развитие и образование личности, но и за формирование культуры здоровья, здорового образа жизни, а в итоге – за формирование целостной личности с активным созидательным отношением к миру.

Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья учащихся. В последние годы наблюдается значительное ухудшение состояния здоровья детского населения России. В школьном возрасте ухудшение здоровья еще более выражено и четко прослеживается от начала обучения в школе к его концу. Здоровье детей напрямую связано с усвоением учебного материала, обучением и неуспеваемостью учащихся. По подсчетам ученых количество детей, которые оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить программу, колеблется от 20% до 30% от общего числа учащихся в начальной школе и до 40% в основной школе. Поэтому здоровье детей требует всестороннего внимания и своей программы действий по сохранению и улучшению его состояния.

       Данные ежегодных профилактических осмотров обучающихся свидетельствуют об уменьшении процента здоровых детей, а «школьная патология» в последние годы остается на прежнем уровне. Самыми распространенными заболеваниями школьников являются нарушение осанки, плоскостопие, сколиоз, пониженное зрение. Эти и другие проблемы в состоянии здоровья детей привели к необходимости разработки комплексно – целевой программы по охране и укреплению здоровья школьников на 2016 – 2021годы.

Деятельность образовательного учреждения в области непрерывного экологического здоровьесберегающего образования обучающихся

(по ФГОС 2.3.9.)

Экологически безопасная здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения включает:

  • Соответствие состояния и содержания здания и помещений школы санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся и работников образования;
  • Наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;
  • Организацию качественного горячего питания обучающихся, в том числе горячих завтраков;
  • Оснащенность кабинетов, физкультурного зала, спорт площадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарем;
  • Наличие помещений для медицинского персонала;
  • Наличие необходимого (в расчете на количество обучающихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих работу с обучающимися (логопеды, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники);

Ответственность за реализацию этого блока и контроль возлагаются на администрацию школы.

Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся направлена на повышение эффективности учебного процесса, предупреждение чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки. Чередования труда и отдыха обучающихся и включает:

  • Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) обучающихся на всех этапах обучения;
  • Использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся
  • Обучение обучающихся вариантам рациональных способов и приемов работы с учебной информацией и организации учебного труда;
  • Введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;
  • Строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения,  в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;
  • Индивидуализацию обучения 9учет индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работу по индивидуальным программам основного общего образования;
  • Рациональную и соответствующую требованиям организацию уроков физической культуры и занятий активно – двигательного характера в основной школе.

Эффективность реализации этого блока зависит от администрации школы и деятельности каждого педагога.

Эффективная организация физкультурно – оздоровительной работы, направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима, нормального физического развития и  двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья, включает:

  • Полноценную и эффективную работу с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами, а также с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т.п.);
  • Рациональную и соответствующую возрастным и индивидуальным особенностям развития обучающихся организацию уроков физической культуры и занятий активно – двигательного характера;
  • Организацию занятий по лечебной физкультуре
  • Организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3 – м и 4 – м уроками в основной школе;
  • Организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
  • Организацию работы спортивных секций, туристических слетов
  • Регулярное проведение спортивно – оздоровительных мероприятий

Реализация этого блока зависит от администрации образовательного учреждения, учителей физической культуры, а также всех педагогов.

Реализация модульных образовательных программ предусматривает:

  • Внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включенных в учебный процесс;
  • Проведение дней здоровья, праздников, конкурсов и т.п.

Программа предусматривает разные формы организации занятий:

- интеграцию в базовые образовательные дисциплины;

- факультативные занятия

- проведение классных часов

- проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т.п.;

Просветительская работа с родителями включает:

  • Лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребенка, его здоровья, факторов, положительно и отрицательно влияющих на здоровье детей;
  • Содействие в приобретении для родителей необходимой научно – методической литературы;
  • Организацию совместной работы педагогов и родителей по проведению спортивных соревнований, занятий по профилактике вредных привычек и т.п.

Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся

( по ФГОС 2.3.10.)

Воспитание культуры здорового и безопасного образа жизни:

  • Ценностное отношение к жизни во всех ее проявлениях, качеству окружающей среды, своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
  • Осознание ценности здорового и безопасного образа жизни
  • Знание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического, физиологического, психического, социально – психологического, духовного, репродуктивного, их обусловленности внутренними и внешними факторами;
  • Знание основных социальных моделей, вариантов здорового образа жизни;
  • Знание норм и законодательства в области здоровья;
  • Знание традиций и нравственно – этического отношения к природе и здоровью в культуре народов России
  • Умение выделять ценность здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, при взаимодействии с людьми; адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье человека;
  • Знания об оздоровительном влиянии экологически чистых природных факторов на человека;
  • Формирование личного опыта здоровьесберегающей деятельности
  • Знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
  •  Резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ); отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и другие ПАВ;
  • Умение противостоять негативным факторам, способствующим ухудшению здоровья;
  • Понимание важности физической культуры  и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества, всестороннего развития личности;
  • Знание и выполнение санитарно – гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
  • Умение рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность, оптимально сочетать труд и отдых, различные виды активности в целях укрепления физического, духовного и социально – психологического здоровья;
  • Проявление интереса к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, занятиям в спортивных секциях;
  • Формирование опыта заботы о личном здоровье и здоровье окружающих людей;
  • Опыт участия в разработке и реализации учебно – исследовательских проектов с выявлением в них проблем здоровья и путей их решения.

Основание для разработки программы:

- Конвенция ООН о правах ребенка (ст. 24);

- Конституция Российской Федерации

- Закон РФ «Об образовании» (ст. 18,51);

- Федеральный закон от 30.03.1999 № 52 «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения»

- Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПин 2.4.2.2821 – 10);

Тип программы: модифицированная

Цель программы:

Создание единого пространства для формирования и воспитания гармонично – развитой личности, физического и психического комфорта в условиях школы.

Задачи программы:

  1. Сохранение здоровья обучающихся через использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно – образовательном процессе.
  2. Обеспечение оптимальных условий для здоровьесберегающей деятельности участников образовательного процесса в соответствии с Санитарно – эпидемиологическими правилами и нормативами
  3. Организация просветительской работы по профилактике заболеваний у обучающихся
  4. Привлечение представителей различных служб и ведомств в здоровьесберегающую деятельность школы
  5. Привлечение родителей к активному участию в сохранении и укреплении здоровья детей
  6. Совершенствование работы психологической службы школы
  7. Улучшение организации и качества питания обучающихся и педагогов
  8. Укрепление материально – технической базы школы: оснащение ее спортивным инвентарем, ремонт спортивного оборудования, площадок, зала для лечебной физкультуры

Механизмы реализации программы

- создание и работа оргкомитета и рабочей группы по разработке и реализации программы

- организация летнего отдыха и занятости учащихся

- проведение массовых спортивно – оздоровительных мероприятий

- индивидуальная работа с учащимися

- просветительская и методическая работа с участниками образовательного процесса

- взаимодействие с медицинскими службами

- коррекция учебных нагрузок в соответствии с состоянием здоровья детей

      - мониторинг выполнения программы

      Ожидаемые результаты:

  1. Снижение количества наиболее часто встречающихся заболеваний у школьников
  2. Положительная динамика перехода детей из третьей группы здоровья во вторую и первую
  3. Привлечение учащихся к массовым занятиям спортом
  4. Высокий уровень мотивации ведения здорового образа жизни  обучающихся
  5. Повышение уровня знаний всех участников образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни
  6. Совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода
  7. Сокращение числа пропусков уроков учащимися по болезни
  8. Повышение качества обучения
  9. Создание благоприятного психологического климата в образовательной среде
  10. Реализация федеральных государственных образовательных стандартов, обеспечивающих формирование культуры здорового и безопасного образа жизни

Срок реализации: 2016 – 2021г.г.

Реализация программы

Успех работы по здоровьесберегающему направлению зависит от четкого распределения обязанностей между членами педагогического коллектива.

Функции директора:

  • Общее руководство программой «здоровье школьника», подбор кадров;
  • Выдвижение инициативных решений;
  • Внутришкольный контроль;
  • Создание необходимых материальных, социальных и психологических условий для организации здоровьесберегающей деятельности;

Функции заместителя директора по учебно – воспитательной работе:

  • Выявление возможностей программы для решения задач здоровьесберегающего направления, реализация их в учебно – воспитательной работе;
  • Обеспечение единства и взаимосвязи урочной и внеурочной работы;
  • Методическое обеспечение здоровьесберегающей направленности учебно – воспитательного процесса (самообразование учителей, проведение конференций, семинаров и т.д.)

Функции заместителя директора по воспитательной работе:

  • Руководство программой «Здоровье школьника» во внеурочное время;
  • Оказание методической помощи классным руководителям;
  • Осуществление контроля за планированием здоровьесберегающей работы классными руководителями и ее анализ, обеспечение единой целенаправленности и преемственности в их работе; сотрудничество с социально – психологической службой;
  • Координация работы с внешкольными учреждениями

Функции классного руководителя:

  • Осуществление руководства по воспитанию здорового образа жизни в классном коллективе
  • Планирование и координация соответствующей работы учителей с данным классом, внешкольными учреждениями, родителями;
  • Психолого – педагогическое наблюдение по вопросу здорового образа жизни учащихся;
  • Мониторинг работы по здоровьесберегающему направлению

Функции учителя:

  • Обеспечение здоровьесберегающей направленности учебно – воспитательного процесса;
  • Формирование здорового образа жизни силами своего предмета;
  • Обеспечение внедрения нового содержания, форм и методов через уроки и внеурочную деятельность.

Мероприятия по охране жизни и здоровья учащихся

Технике безопасности на 2016 -  2021    учебный год

МБОУ СОШ № 46

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Подготовка документации по разделу «Охрана жизни и здоровья учащихся»: - по форме каждого ребенка – диспансерные группы детей, контроль за их наблюдением у специалистов – списки подростков, передающиеся в подростковую сеть – списки детей, нуждающихся в ЛФК – заполнение листков здоровья в школьных журналах – приказ по школе «Об охране жизни и здоровья учащихся»

сентябрь

Медработник

Кл. руководители

Директор

2

Осуществление регулярного контроля за выполнением санитарно – гигиенических требований согласно санитарным правилам и нормам СанПин 576 от 31.10.97г. № 49

- санитарно – гигиеническое состояние школьного учреждения, пищеблока, световой, питьевой, воздушный режим классных комнат, спортзала, мастерских и других помещений – соблюдение санитарно – гигиенических требований к уроку: рассаживание учащихся согласно рекомендациям, анализ школьного расписания, предотвращение перегрузки учебными занятиями, дозирование домашних заданий, профилактика близорукости

- обеспечение учащихся с 1 по 11 класс горячим питанием

В течение года 1 раз в месяц сентябрь, январь

Зам. Директора по АХЧ,

Медработник

Учителя

Кл. руководители

Зам. Директора по УВР

3

Организация бесплатного питания для малообеспеченных и многодетных семей.

сентябрь

администрация

4

Проведение углубленного медосмотра врачами специалистами, доведение результатов до классного руководителя и родителей.

Медработник

5

Обеспечение своевременного индивидуального обучения больных детей на дому, осуществление контроля за учебным процессом.

В течение года

Зам. Директора по УВР

6

Провести анализ результатов заболеваемости учащихся 1 – 4; 5 - 11 классов по группам здоровья

январь

Медработник

7

Проводить расследования школьных травм во время учебно – воспитательного процесса, выявлять причины и принимать меры по их устранению

В течение года

Зам. Директора по ВР

8

Проводить служебно – педагогическое расследование по ДТП с ГИБДД, ОУ

В течение года

Зам. Директора по ВР

9

Соблюдать меры противопожарной безопасности на протяжении всего учебного года, особенно во время праздников, выходных дней

В течение года

Зам. Директора по ВР

Зам. Директора по АХЧ

Кл. руководители

10

Установить контакты с учреждениями города, занимающимися оздоровлением детей: детскими поликлиниками, внешкольными учреждениями, пожарной частью п. Пашино, центром «Магистр»

В течение года

Социально – педагогическая служба

11

Организация деятельности психологической службы:

- диагностика

- психологическое просвещение учителей и родителей по организации здорового образа жизни

- коррекционно – развивающая работа с учащимися, требующими особого внимания

В течение года согласно общешкольному плану

Социально – педагогическая служба

12

Проводить профилактическую работу с учащимися школы через предметы, внеклассные мероприятия

В течение года

Учителя – предметники, кл. руководители

13

Проведение совместно с пожарной частью п. Пашино инструктажа «Действия сотрудников и учащихся в чрезвычайной ситуации»

В течение года

администрация

14

Осуществление контроля за физическим воспитанием учащихся:

- медико педагогический контроль занятий физкультурой

- медико педагогический контроль занятий физической культурой в спецгруппах

В течение года

Зам. Директора по УВР Медработник

15

Осуществление контроля за трудовым обучением

В течение года

Зам. Директора по УВР

16

Проведение профилактики травматизма среди учащихся

В течение года

Кл. руководители

17

Проведение профилактической работы по искоренению вредных привычек у учащихся

Ежедневно

Весь школьный коллектив

18

Организация бесед с техперсоналом школы (санитарное состояние школьных помещений, воздушно – тепловой режим, уборка)

В течение года

Зам. Директора по АХЧ

19

Вынесение вопросов охраны здоровья и гигиенического воспитания школьников для обсуждения всем коллективом

В течение года

администрация

20

Организация в летний период отдыха детей

Июнь, июль, август

администрация Кл. руководители

соцработник

21

Оздоровление педколлектива

В течение года

администрация

22

Выпуск информационных бюллетеней по профилактике заболеваний

В течение года

Мед. Работник

Педагог - организатор

23

Использование малых форм воспитания в образовательном процессе (утренняя зарядка, физкультминутки, часы здоровья…)

В течение года

Классные руководители, физорги классов, учителя - предметники

24

Приобретение методических разработок, рекомендаций по формированию здорового образа жизни; создание «портфеля» нормативных документов и методических разработок по оздоровительной и спортивной работе

В течение года

Администрация

Классные руководители,

Зам. Директора по ВР

25

Привлечение СМИ для пропаганды здорового образа жизни

В течение года

Администрация

Кл. руководители

26

Укрепление материально – технической базы пищеблоков и спортзалов образовательного учреждения

В течение года

Администрация Зам. Директора по АХЧ

27

Поиск дополнительных источников финансирования для улучшения материально – технической базы для занятий физической культурой и укрепления здоровья учащихся

В течение года

Информационно-образовательная деятельность, направленная на профилактику заболеваний и формирование здорового образа жизни

  1. Приобретение научно-методической литературы.
  2. Организация просветительской работы специалистом, родителями и педагогами.
  3. Информирование об эффективных методах и технологиях.
  4. Организация совета по здоровьесберегающей деятельности.
  5. Организация воспитательной работы по формированию ценностного отношения к здоровью через ведение спецкурса и серии классных часов.
  6. Формирование поведения, умений, навыков здорового образа жизни через учебные предметы (биология, химия, география, физика, о.б.ж., физическая культура, литература и т.д.).
  7. Профилактика заболеваний через уроки:

а) правильная поза и посадка учащихся во время занятий

б) создание благоприятного двигательного режима на уроках и переменах

в) профилактика возникновения нарушения зрения

г) контроль веса ранца с учебным комплектом для занятий

Здоровьесберегающая деятельность

Здоровьесберегающая деятельность МБОУ СОШ № 46 осуществляется в соответствии с законом РФ «Об образовании», в котором здоровье школьников отнесено к приоритетному направлению в области образования.

Здоровьесберегающая деятельность в школе предполагает:

  1. Соблюдение гигиенических требований.
  2. Соблюдение качества питьевой воды и питания учащихся.
  3. Физическую активность школьников в период их пребывания в школе.
  4. Организацию образовательного процесса по принципам здоровьесбережения.
  5. Создание благоприятного психологического климата в школе.
  6. Создание благоприятного экологического климата на территории школы.
  7. Снижение заболеваемости школьников и педагогов.
  8. Грамотность школьников и педагогов по вопросам здоровья.
  9. Внеклассную и внеурочную работу по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Здоровьесберегающая среда

     

  1. Сделать звонки музыкальными для оказания позитивного воздействия на нервную систему.
  2. Тренажерный зал оборудовать современными спортивными снарядами и тренажерами.
  3. Создать материально-техническую базу для специальных медицинских групп и «освобожденных» от уроков физической культуры.
  4. Рекреации в школе использовать для двигательной активности. Оформить тематическими стендами, детскими рисунками, зеркалами, растениями.
  5. Для учителей начальных классов дать возможность использовать элементы методики доктора В.Ф.Базарного. С этой целью в кабинетах установить конторки Базарного, которые позволят проводить учебные занятия в режиме смены динамических поз, для укрепления позвоночника и формирования правильной осанки.
  6. Приобрести коктейлер – аппарат для изготовления кислородного коктейля, т.к. энтеральная кислородотерапия проводится для массовой профилактики простудных заболеваний, повышает  умственную и физическую работоспособность.
  7. В вестибюле первого этажа расположить «Зимний сад» для отдыха учащихся.

Деятельность по совершенствованию медицинского обслуживания

К имеющемуся в школе медицинскому блоку есть необходимость добавить стоматологический кабинет.

Данная служба решает следующие задачи:

  1. Контроль за нормами и требованиями школьной гигиены.
  2. Ранняя диагностика и профилактика заболеваний.
  3. Диспансеризация учащихся в районной поликлинике.
  4. Доврачебная помощь.
  5. Пропаганда здорового образа жизни.
  6. Проведение профилактических прививок.
  7. Проведение стоматологического обследования и лечения.
  8. Проведение скрининг – диагностики (например зрения).

Медицинский, процедурный, стоматологический кабинеты полностью оснастить необходимым инвентарем и лекарственными средствами.

В школе постоянно осуществлять санитарно-эпидемический  и противоэпидемический режим. Регулярно проводить генеральные уборки, соблюдать режим проветривания.

Сотрудники медицинского  кабинета обязаны систематически проводить беседы с детьми и родителями о необходимости выполнения правил гигиены, закаливания: для родителей – «О пользе прививок». «Об аллергии у детей»; для учащихся – «О рациональном питании», «О санитарно-эпидемиологическом режиме».

По результатам диспансеризации в случае необходимости направить ребенка на консультацию к специалистам. По результатам полученного заключения провести разъяснение родителям, проконтролировать выполнение рекомендаций специалистов.

Организация рационального питания

  1. Питание учащихся школы №46 осуществляет школьно-базовая столовая по договору. (Площади и оборудование предоставляются образовательным учреждением).
  2. Зал столовой рассчитан на ____     посадочных мест. Естественное освещение зала осуществляется через оконные проемы. Искусственное освещение – от светильников дневного света.
  3. Пищеблок работает по форме «Столовая - доготовочная». На пищеблоке имеется следующее оборудование: холодильник для вареных продуктов, хлеборезка, привод, мясорубка, сковороды, жарочные электрические плиты, титан.
  4. На раздаче – прилавок для холодных блюд, супов, вторых блюд.
  5. В помещении для мытья посуды находится посудомоечная машина и ванны для мытья кухонной и столовой посуды.
  6. Сотрудниками школы разработана и реализуется программа производственного контроля за соблюдением санитарно-гигиенических норм организации школьного питания.
  7. Энергетическая ценность и сбалансированность рациона питания в соответствии с возрастом рассчитывается технологом и утверждается главным врачом. Питание в школе обязательно двухразовое (завтрак, обед); оно полноценное и сбалансированное. Основное требование к содержанию питания – соответствие белков, жиров, углеводов, что соответствует энергозатратам детей и нормам СанПиН.
  8. Осуществляется постоянный медицинский контроль за соблюдением личной гигиены и своевременным прохождением мед осмотра сотрудниками пищеблока.
  9. Разнообразие в питание вносит работа школьного буфета с широким ассортиментом соков, выпечки.
  10. В школе необходимо реализовать программу «Чистая вода» для соблюдения питьевого режима. Кулеры расположить в классных комнатах школы, в спортивном зале, столовой.

Физическое воспитание и двигательная активность школьников

  1. Физическое воспитание и двигательная активность помогают формировать у учащихся здоровый образ жизни, устойчивый интерес и тягу к физическому самосовершенствованию. Успехи зависят от правильного сочетания различных форм занятий, средств и методов. Улучшение физического здоровья возможно посредством цикла мероприятий физкультурно-оздоровительного, общеукрепляющего спортивного характера. Все это способствует повышению функционального состояния мышечной системы, формированию осанки, увеличению резервов сердечно-сосудистой системы, органов дыхания и закаленности организма.
  2. Физическое воспитание и двигательная активность в школе в режиме учебного дня осуществляется в разнообразных формах. Центральное место занимает урок физической культуры; в него включаются разнообразные упражнения, оказывающие коррекционное воздействие на организм детей, широко используются строевые, общеразвивающие разновидности бега и прыжков.
  3. Формирование системы элементарных знаний о здоровом образе жизни проводятся на каждом уроке в виде бесед.

В школе уже созданы  условия для удовлетворения потребности детей в движении, организованы следующие мероприятия, которые имеют сложившуюся традицию:

1.Утренняя гимнастика. (Рекомендуется проводить в течение последующих лет)

Утренняя гимнастика проводится перед началом учебных занятий. Это одна из наиболее распространенных форм применения физической культуры из комплекса физических упражнений умеренной нагрузки, охватывающих основную скелетную мускулатуру. Она заряжает ребенка энергией и бодростью на предстоящий день. Зарядка мобилизует внимание занимающихся, повышает дисциплину, прививает навык заниматься. Систематически проводимая зарядка служит хорошим средством укрепления здоровья.

2. Танцевальные секции (бальные и спортивные танцы).

3. Физкультурные праздники (Дню рождения С.Амосова, Дню защитников отечества).

4. Спортивные соревнования (внутри школы проводятся по графику).

Ввести мониторинг физической подготовленности учеников, в целях обеспечения дифференцированного подхода в обучении.

Психолого – педагогические факторы в формировании здоровьесберегающего образовательного пространства

Отсутствие учебных перегрузок:

1. Основные объекты внимания администрации и учителей СОШ № 46 в аспекте здоровьесбережения – учебные нагрузки учащихся (предотвращение перегрузок).

2. Создание условий для получения учащимися достаточной физической и учебной нагрузки с использованием ТСО.

3. Содействие рациональной организации режима для школьников.

Показатели рациональной организации учебного процесса

  1. Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий в соответствии с возрастом учащихся.
  2. Нормирование нагрузки от дополнительных занятий в школе: факультативов, индивидуальных занятий, занятий по выбору (их частота, продолжительность, виды и формы работы).

  1. Занятия активно – двигательного характера: динамические паузы, подвижные игры на переменах, прогулки, уроки физической культуры; спортивные занятия (их частота, продолжительность, виды и форма занятий).

Отсутствие психологических перегрузок и обеспечение психологической безопасности:

Психологические перегрузки у ряда детей могут быть связаны с особенностями индивидуального развития. Для того, чтобы предупредить подобные ситуации, в школе необходимо проводить психологическую диагностику по выявлению данных групп учащихся для последующей педагогической коррекции учебного процесса. Формирование эмоционально благополучной среды в урочной и внеклассной деятельности, поддерживающей спокойные отношения между учащимися и педагогами.

Урок в первом классе длится 35 минут в соответствии с низкой устойчивостью детского внимания.

Для учащихся вторых классов проводятся комбинированные уроки с использованием последних 10 минут в физической активности.

На уроках оздоровительные паузы проводятся примерно через 20 минут, т. к наступает утомление или фаза длительного беспокойства.

Гигиенические показатели, характеризующие урок.

  1. Оптимальные гигиенические условия в классе.
  2. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности.
  3. Разнообразие видов, форм и методов преподавания.
  4. Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы творческого самовыражения учащихся.
  5. Место и длительность применения технических средств обучения.
  6. Физкультурные минутки и оздоровительные паузы.
  7. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.
  8. Психологический климат на уроке.
  9. Темп и особенности окончания уроков.

Дополнительное образование

Физкультурно – оздоровительное направление

Все программы данного направления позволяют решать задачи физического воспитания, формируя у учащихся целостное представление о физической культуре, ее возможностях в повышении работоспособности и улучшении состояния здоровья, а главное воспитывать личность, способную к самостоятельной творческой деятельности.

Художественно – эстетическое.

Деятельность учащихся направлена на развитие нравственных и эстетических качеств личности, творческих способностей.

Районные соревнования по ПДД «Безопасное колесо»

Целями данного конкурса являются:

- воспитание законопослушных участников дорожного движения

- пропаганда здорового образа жизни

- закрепление школьниками знаний ПДД и первой медицинской помощи

- привлечение к систематическим занятиям физкультурой и спортом

Карта здоровья

(самоанализ своего здоровья учащимися)

Я

Рекомендации врачей, специалистов

Рекомендации родителей

Мои действия

  1. Мои болезни

  1. Недостатки внешности

  1. Вредные привычки

Тематика классных часов

по гигиеническому воспитанию

  1. Полезные привычки.
  2. Полезна ли быстрая еда?
  3. Сделай пищу активной.
  4. Сколько жуешь, столько и проживешь.
  5. Жевательная резинка: жевать или не жевать?
  6. Не все полезно, что в рот полезло.
  7. Здоровые зубы - здоровый организм.
  8. Здоровье в саду и на грядке.
  9. Прививки: за и против.
  10. Пешком ходить – долго жить.
  11. Чистота рук – залог здоровья.
  12. Как здорово и долго жить.
  13. Гигиена одежды и обуви.
  14. Здоровая кожа – чистая кожа.
  15. Жить так, чтобы не болеть.
  16. Твой режим дня.

Мониторинг «Состояние здоровья школьников»

Цель мониторинга: формирование информационного фонда о состоянии физического здоровья учащихся

Задачи мониторинга:

  1. Выявление причинно – следственных связей между состоянием физического здоровья и воздействия факторов школьной среды.
  2. Определение мероприятий по предупреждению и устранению негативных воздействий на физическое здоровье учащихся.
  3. Прогнозирование состояния их физического здоровья, подготовка решений, направленных на его укрепление  и непосредственная реализация этих решений

Направления мониторинга:

  1. Физическое воспитание
  2. Физическое развитие учащихся
  3. Хронические болезни учащихся, простудные заболевания
  4. Состояние микроклимата и интерьера мест нахождения учащихся
  5. Организация учебного процесса с точки зрения вопроса здоровьесбережения

1.Направление «Физическое воспитание»

Задачи:

  1. Оценка физической подготовленности учащихся
  2. Создание условий по привлечению учащихся к физкультурно – оздоровительным мероприятиям в школе

2.Направление «Физическое развитие учащихся»

Задачи:

  1. Медицинские измерения физического развития учащихся (вес, рост …)
  2. Анализ соответствия уровня развития возрасту ребенка, принятие мер по устранению выявленных отклонений (сбор информации, представление данных классному руководителю и доведение до сведения родителей)

3.Направление «Хронические болезни учащихся, простудные заболевания»

Задачи:

  1. Выявление и фиксирование хронических заболеваний у учащихся
  2. Определение групп здоровья
  3. Составление информационной базы хронических заболеваний у учащихся
  4. Разработка и осуществление мер по поддержке здоровья учащихся

4. Направление «Состояние микроклимата и интерьера мест нахождения учащихся»

 Задачи:

  1. Организация наблюдений за экологическим состоянием школьных помещений
  2. Создание условий по оздоровлению микроклимата в школе

Здоровье человека в значительной степени определяется состоянием микроклимата и интерьера мест его нахождения. Оптимизация этой среды достигается за счет светового, цветового комфорта, уровня влажности, противошумовых мероприятий, очистки воздуха.

В мониторинг уровня комфортности в школе входят вопросы по наблюдению и изучению организации питания, степени освещенности в учебных кабинетах, рекреациях, анализ норм покраски стен (цвета, токсичности, пожарной безопасности), соблюдения воздушного режима (температура, влажность), соблюдение санитарно – гигиенических норм (проветривание, влажная уборка, рациональная организация труда и отдыха), соответствия школьной мебели возрасту учащихся, правильность расстановки мебели, расположения классной доски, соблюдение техники безопасности, предупреждение травматизма, анкетирование учащихся с целью выяснения эмоциональной оценки восприятия школьных помещений, их визуальной комфортности.

5.Направление «Организация здоровьесберегающего учебного процесса»

Задачи:

  1. Организация учебного процесса с учетом здоровьесберегающих технологий
  2. Своевременное введение корректив в деятельность педагогического коллектива

- анализ учебного плана и расписания

- анализ дозировки домашнего задания

- диагностика здоровьесберегающей направленности уроков

- анкетирование, тестирование с целью выявления факторов, влияющих на уровень физического здоровья учащихся (усталость, перегрузки), определения их видов (физические, умственные, психические, моральные) и причин (психоэмоциональные стрессы, несоблюдение санитарно – гигиенических процедур, увеличение учебных нагрузок, нарушения в организации питания), определяются объективные причины, мешающие устранению этих факторов.

- доведение информации до сведения учащихся, учителей и родителей.

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников» Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников»

Семейное воспитание затрагивает самые сокровенные стороны жизни детей, которые не затрагиваются в общественном воспитании. Это богатство эмоционального мира, закладываемого семьёй, становится фу...

Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника Презентация к выступлению "Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника"

Вступление и п резентация к выступлению на семинаре заместителей директоров по учебной работе и руководителей районных методических обединений, 2011 г....

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личности Нежинская Марина Викторовна учитель русского языка и литературы Всегда остается актуальным вопрос о формировании приемов познавательной деятельности у школьников.

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личностиНежинская Марина Викторовнаучитель русского языка и литературыВсегда остается актуальным вопрос о формиров...

Влияние изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные возможности обучения школьников рисованию.

В материале рассматривается вопрос влияния изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные возможности обучения школьников рисованию....

Влияние профессионального обучения на социальную адаптацию школьников на социальную адаптацию школьников с нарушением интеллекта.в

Выступление  на  методическом  объеденении  учителей  профессионально - трудового  обучения .  Для  специальной (коррекционной)  школы - интерната  VI...

Районная научно-практическая конференция школьников Секция БИОЛОГИИ Несоответствие биологического и календарного возраста младших школьников и его влияние на обучение МКОУ Александровская ООШ Маслянинского район

Научно- практическая конференция в рамках декада науки и творчества для 7-8 классов по теме " Несоответствие биологического и календарного возраста младших школьников и его влияние на обучение"...