Задачи по генетике
презентация к уроку по биологии (10, 11 класс) на тему

Арчакова Милана Адамовна

Задачи подобраны с учетом требований по подготовке к ЕГЭ по биологии и охватывают задачи по темам, встречающимся на экзамене. Это задачи на законы Мендаля, закон Моргана, сцепленное наследование с полом, наследование по типу кодоминирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadachi_i_metody_genetiki.pptx74.34 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задачи и методы генетики. Подготовка к ЕГЭ

Слайд 2

Задача № 1 Сколько типов гамет образуют особи с генотипом Вв ; с генотипом ВВ; с генотипом вв ? Задача № 2 Сколько типов гамет образуется особь : а) гомозиготная по рецессивному гену ? б) гомозиготная по доминантному гену ? в)гетерозиготная ?

Слайд 3

Задача №3 Гладкая окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготных растений с полосатыми плодами ? Задача №4 Найдите возможность варианта гамет для огранизмов со следующими генотипами : АА, Вв , Сс , ДД .

Слайд 4

Задача № 11 У мухи дрозофилы серый цвет тела доминирует над черным. при скрещивании серых и черных мух в потомстве половина особей имела серую окраску половина-черную . определите генотипы родительских форм. Задача №12 Форма чашечки цветка у земляники может быть нормальная и листовидная. У гетерозигот чашечки имеют промежуточную форму между нормальной и листовидной. Определите возможные генотипы и фенотипы потомства скрещивания двух растений с нормальной и промежуточной формой чашечки.

Слайд 5

Задача № 13 Доминантные гены катаракты и элиптоцитоза расположены в первой аутосоме . Определите вероятные фенотипы и генотипы детей от брака здоровой женщины и дигетерозиготного мужчины. Кроссинговер отсутствует. Задача №14 От родителей, имевших по фенотипу нормальное цветовое зрение, родилось несколько детей с нормальным зрением и один мальчик дальтоник. Чем это объяснить? Каковы генотипы родителей и детей? Задача №15 Гипертрихоз наследуется как признак, сцепленный с Y-xpoмосомой . Какова вероятность рождения детей с этой аномалией в семье, где отец страдает гипертрихозом? Задача №16 У здоровых родителей со 2 группой крови родился сын с 1 группой крови и гемофилией. Гемофилия наследуется как рецессивный , сцепленный с Х- хромосомой признак. Определите вероятность рождения второго ребенка здоровым и возможные группы его крови.

Слайд 6

Задача №17 Кареглазая женщина с нормальным зрением выходит замуж за кареглазого мужчину. У них родилась голубоглазая дочь-дальтоник. Карий цвет глаз доминирует над голубым , а дальтонизм определяется рецессивным геном, находящимся в Х- хромосоме. Какова вероятность того, что следующий ребенок в этой семье будет иметь такой же фенотип? Задача №18 Гладкая поверхность семян кукурузы доминирует над морщинистой, окрашенные семена доминируют над неокрашенными. Оба признака сцеплены. При скрещивании кукурузы с гладкими окрашенными семенами с растением, имеющим морщинистые неокрашенные семена, получено такое потомство: окрашенных гладких – 4152 особи, окрашенных морщинистых – 149, неокрашенных гладких – 152, неокрашенных морщинистых – 4163. Определите расстояние между генами?

Слайд 7

Задача № 19 Скрещивались серые морские свинки с белыми. Потомство получилось серое, а в F 2 оказалось 134 серых, 46 черных, 59 белых. В анализирующем скрещивании гибридов F 1 с рецессивной формой было получено 80 животных. В о п р о с ы: 1) Сколько разных генотипов было среди серых животных F 2 ? 2) Сколько животных F а * имели белую окраску? 3) Сколько полностью гомозиготных животных было в F a ? 4) Сколько животных F а имели черную окраску? 5) Сколько разных типов гамет может образовать серая свинка F 1 ? Задача № 20 От скрещивания двух пород кур с белым оперением гибриды F 1 оказались тоже белые, а в F 2 получилось 650 белых и 150 окрашенных цыплят. В о п р о с ы: 1) Сколько типов гамет образует гибрид F 1 ? 2) Сколько разных генотипов среди белых цыплят F 2 ? 3) Сколько белых цыплят полностью гомозиготны ? 4) Сколько разных генотипов среди окрашенных цыплят F 2 ? 5) Сколько окрашенных цыплят полностью гомозиготны ? Р е ш е н и е: Задача на доминантный эпистаз , так как расщепление в F 2 составляет 13 : 3 (650 : 150).

Слайд 8

Задача № 6. При скрещивании двух сортов тыквы с шаровидными плодами гибриды оказались с дисковидными плодами, а в F 2 получилось 450 растений с дисковидными плодами, 300 – с шаровидными и 50 – с удлиненными. В о п р о с ы: 1) Сколько типов гамет образует гибрид F 1 ? 2) Сколько растений F 2 с шаровидными плодами являются полностью гомозиготными? 3) Сколько разных генотипов среди растений F 2 с шаровидными плодами? 4) Сколько типов гамет образует гетерозиготное растение из F 2 с шаровидными плодами? 5) Сколько растений F 2 полностью гетерозиготны ? Задача № 7. От скрещивания краснозернового сорта пшеницы с белозерновым получились розовые семена, а среди F 2 оказалось примерно 100 красных зерен, 400 темно-розовых , 600 – розовых , 400 светло-розовых, 100 белых. В о п р о с ы: 1) Сколько разных генотипов среди розовых семян в F 2 ? 2) Сколько розовых семян полностью гомозиготны ? 3) Сколько типов гамет образует растение, выросшее из гетерозиготного темно-розового зерна? 4) Сколько разных генотипов среди светло-розовых зерен в F 2 ? 5) Сколько разных фенотипов получится от возвратного скрещивания гибрида F 1 с краснозерновым сортом? Р е ш е н и е: Задача на кумулятивную полимерию, так как расщепление признаков во втором поколении составляет 1 : 4 : 6 : 4 : 1.

Слайд 9

Задача №7 У человека ген, обусловливающий тонкие губы , рецессивен по отношению к гену толстых губ. Женщина с тонкими губами выходит замуж за мужчину с толстыми губами, у отца которого были тонкие губы. Вопросы: Сколько типов гамет образуется у женщины? Сколько типов гамет образуется у мужчины? Какова вероятность рождения в данной семье ребенка с тонкими губами? Задача №8 Кохинуровые норки получаются в результате скрещивания белых норок с темными. Скрещивание между собой белых норок дает белое потомство , а скрещивание между собой темных норок – темное. Какое потомство получится от скрещивания кохинуровых норок с белыми? Задача № 9 Белая щетина у свиней доминирует над черной, а сростнопалые ноги – над нормальными. От скрещивания гетерозиготных по обоим признакам свиней получено 96 поросят. 1)Сколько типов гамет имеет каждая родительская форма ? 2)Сколько разных генотипов получится от такого скрещивания? 3)Сколько получилось черных поросят? 4)Сколько поросят имеют нормальные ноги и белую щетину?

Слайд 10

Задача № 10 Скрещены две породы кроликов: пятнистые нормальношерстные и сплошь окрашенные ангорские. В F1 все кролики пятнистые нормальношерстные . В результате анализирующего скрещивания F2 получено 26 пятнистых ангорских, 144 сплошь окрашенных ангорских, 157 пятнистых с нормальной шерстю и 23 сплошь окрашенных с нормальной шерстью. Определить расстояние между генами, отвечающими за цвет и форму шерсти. Вопросы: Какой процент в F 2 составляют генотипы, содержащие одновременно гены пятнистой и ангорской шерсти? Какой процент в F 2 составляют генотипы, содержащие гены сплошной окраски и нормальной длины шерсти? Какой процент потомков от этого скрещивания будут фенотипически похожи на отца? Какой процент потомков от этого скрещивания являются дигетерозиготными? Задача № 11 Отсутствие потовых желез у людей – рецессивный признак, сцепленный с Х- хромосомой. Мужчина, у которого отсутствуют потовые железы, женился на женщине, в семье которой никогда не встречалось это заболевание. Какова вероятность рождения у них детей с этой аномалией?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-практикум "Решение задач по генетике".

Проведение урока возможно в традиционной форме, а так же с использованием программы презентации, что позволяет интенсифицировать урок, сократить время на проверку выполнения заданий, запись условия за...

Технологическая карта урока по технологии РКМ "Решение задач по генетике" с презентацией и самоанализом

Сформировать понятие о прямой зависимости самочувствия и работоспособности человека от планирования видов деятельности в соответствии с циркадными и циркадианными ритмами....

Решение задач по генетике

Предлагаются задачи по генетике в 11 классе...

"Решение задач по генетике на моногибридное скрещивание "

Презентация: по теме: "Решение задач на моногибридное скрещивание ." для закрепление изученного материала в 9, 10 классах....

программа элективного курса "Решение задач по генетике"

Программа предусматривает проведение аудиторных занятий, в начале которых даются теоретические знания учителем, затем приводятся примеры решения задач и в конце учащимся предлагаются задачи для ...

Урок решения задач по генетике.

План урока-ролевой игры по биологии в 10 классе. Решение задач по генетике....

Задачи по генетике.

Задачи по генетике. Представлены несколько карточек. В каждой карточке четыре типа генетических задач....