Башкирская пчела (Разработка внеклассного мероприятия)
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему

Ахтарьянова Гульнур Шакировна

Расширить представления о родном крае на основе ознакомления обучающихся с пчеловодством Башкортостана. http://uchbash.ru/estestvennye-i-tochnye-nauki/32-bashkirskaya-pchela-razrabotka-vneklassnogo-meropriyatiya.html

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_vneklassnogo_meropriyatiya_na_temu.docx28.97 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка внеклассного мероприятия в V-XI классах на тему:

«Башкирская пчела»

Цель мероприятия: расширить представления о родном крае на основе ознакомления обучающихся с пчеловодством Башкортостана

Задачи:

Образовательные:

- способствовать развитию кругозора учащихся;

- расширить представления обучающихся о пчелиной семье, о бортевом пчеловодстве, о медоносных растениях и пользе меда, об особенностях труда пчеловода

- формировать представления об истории развития пчеловодства;

Воспитательные:

- воспитать патриотические чувства гордости к родному краю, ценностное отношение к культуре и истории Башкортостана;

- сформулировать важнейшие правила поведения детей в природе, направленные на охрану природы;

- воспитать навыки бережного отношения  к родной природе и своему здоровью;

- воспитывать трудолюбие как общественно значимую ценность в культуре народов России и мира;

- показать значение труда в жизни человека и общества.

- приобретать опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы;

-способствовать формированию коммуникативных умений и навыков, необходимых для организации плодотворной индивидуальной и коллективной работы;

- способствовать развитию творческих способностей;

- контролировать и оценивать свои действия.

Развивающие: развивать память, внимание, умение работать в коллективе, находить решение при коллективном обсуждении.

Оборудование: компьютер, чистые листы, карандаши, ручки, фломастеры.

Ход мероприятия:

1 ведущий: Здравствуйте, уважаемые пассажиры! Экипаж «Башавиалиния» приветствует вас и желает всем успешного полета. Наш самолет совершает  волшебный полет в  царство пчел. Мы познакомимся с великими тружениками царства насекомых, удивляющих  своим трудолюбием. Помогут  в этом наши гиды: царица улья – матка и  рабочая пчела. Пассажиры авиалайнера  разделены  в две команды: «Нектар» и «Пчеловод». За ходом игры будут следить члены жюри, которые оценят ваши знания. (Представление членов жюри). Самые начитанные любители природы будут награждены ценными призами.    

2   ведущий: Ребята! А вы можете вспомнить стихи о пчелах? Вспомните и расскажите.

Команда «Нектар»:

Час от часу жар сильней,

Тень ушла к немым дубравам,

И с белеющих полей

Веет запахом медовым. (Тютчев Ф. И.)

         Команда «Пчеловод»:

И весь день в траве высокой

Лежа, слушать бы я рад,

Как заботливые пчелы

Вкруг черемухи жужжат. (Плещеев А. Н.)

1 ведущий: Слово предоставляется Царице улья - матке:

Царица улья – матка: 1-й вопрос команде «Нектар»: Сколько видов  и  родов пчел существует в мире и в каких континентах они обитают? (Существует около 21 тысячи видов и 520 родов пчёл. Их можно обнаружить на всех континентах, кроме Антарктиды.)

Царица улья – матка: Молодцы! 1-й вопрос команде «Пчеловод»:

Чем  питаются пчелы? (Пчелы приспособились питаться нектаром и пыльцой, используя нектар главным образом в качестве источника энергии, а пыльцу для получения белков и других питательных веществ.)

Царица улья – матка: 2-й вопрос команде «Нектар»:

Кому принадлежит это высказывание? «Башкиры, живущие в лесных местах, от бортевых пчёл получают себе великий доход, а уход за семьями прост – подготовка дупел к заселению весной и отбор меда осенью». (Эти слова принадлежат первому члену-корреспонденту  Российской Академии наук П.И.Рычкову, сказанному в первой половине 18 века.)

Царица улья – матка:  2-й вопрос команде «Пчеловод»:

Назовите автора этого высказывания? «Редко можно было видеть густую и гладкую сосну, около которой бы не жужжали толпы медоносных пчел». (Автором этих слов является И.И.Лепехин, русский ученый-энциклопедист, естествоиспытатель, путешественник.)

Царица улья – матка:  Правильно! 3-е задание для обеих команд:

Напишите на листочках отличие масс  и длин  пчел. (Масса самки от 180 до 300 мг, длина 20 – 25 мм. Масса самца-трутня:  около 200 мг, а длина 15-17 мм. Масса рабочей пчелы: вес около 100 мг, а длина тела 12-14 мм.)

 Пока команды готовят ответы, мы проведем игру со зрителями.

Загадки для игры со зрителями:

1.    Как называется домик, где живут пчелы? (Улей)

2.     Место, где стоит много ульев? (Пасека)

3.     Дерево лучший медонос? (Липа)

4.     Как называется цветочный сок? (Нектар)

5.     Куда откладывают пчелы  нектар? (В соты)

6.     Как называется пчелиная семья? (Рой)

7.     Как называют людей, которые ухаживают за пасекой? (Пчеловоды).

Царица улья – матка: Молодцы, ребята! Свои вопросы подготовила и рабочая пчела.

Рабочая пчела: 1- й вопрос команде «Нектар»:

Назовите продолжительность жизни разных видов пчел. (Пчела - матка живет до 5 лет. Рабочая пчела, появившаяся весной 35- 45 дней, а  вышедшая  в августе – до 7- 8 месяцев. Трутни живут  около двух месяцев.)

 Рабочая пчела: 1-й вопрос команде «Пчеловод»:

Сколько яиц откладывает  в сутки матка и когда  начинается этот процесс?  (Откладывание яиц начинается в конце февраля – начале марта. За сутки она откладывает 2-3 тысячи яиц.)

Рабочая пчела: 2-й вопрос команде «Нектар»:

Сколько глаз у пчел? (Медоносные пчёлы обладают зрением. У пчел пять глаз - три простых и два сложных (сложные глаза состоят из множества ячеек (фасеток). У рабочей пчелы таких фасеток насчитывается пять-шесть тысяч в каждом глазу. Сложными глазами пчела видит изображение предмета в виде мозаики из отдельных точек.)

Рабочая пчела:  2-й вопрос команде «Пчеловод»:  

Какие цвета различают  пчелы? (У пчёл, в отличие от других насекомых хорошо развито цветовое зрение. Они различают следующие цвета (также различаемые человеком): синий, жёлтый, оранжевый, зелёный, белый. Пчёлы не различают красный цвет. Помимо этого пчёлы обладают способностью различать поляризованный свет (почти так же хорошо, как цвет или яркость), испускаемый, например, голубым небом.)

Рабочая пчела:  3-й вопрос команде «Нектар»:

Назовите виды сигнальных движений пчел. Как оно называется  и кем было изучено? (Различают два основных  «танцев» - «круговой» и «виляющей». Огромный вклад в изучение сигнальных движений внес Карл  Фриш, которому за эти работы в 1973 г. была присуждена Нобелевская премия. Ученые считают, что при помощи сигнальных движений пчелы указывают расстояние до источника корма и направление к месту медосбора.)

Рабочая пчела:  3-й вопрос команде «Пчеловод»:   Сколько цветов должны посетить пчелы, чтобы собрать 1 кг меда? (Чтобы выработать 1 кг меда, пчелы должны собрать нектар примерно с 5 млн. цветов.)

Рабочая пчела:  4-й вопрос команде «Нектар»:

 Назовите  определение башкирской  бортевой пчелы. Где они обитают? В чем ценность меда бортевой пчелы? (Башкирская бортевая пчела - местная популяция среднерусских пчел. Обитает в естественных и искусственных бортях в  Бурзянском районе. Башкирские пчелы отличаются высокой зимостойкостью. Бортевую пчелу недаром называют золотом Башкортостана. Благодаря ей башкирский мед  стал известен далеко за пределами республики. До шести тысяч тонн  и больше добывают его башкирские пчеловоды. Лечебные свойства меда пригодились при разработке рациона питания космонавтов, башкирский мед высоко оценен медиками и косметологами. Бортевой мед имеет несколько оттенков преимущественно темного цвета, экологически чистый, хорошо насыщенный пергой и воском. Собирается один раз, поэтому успевает достичь  своей зрелости. Этот мед считается ценным, по количеству полезных веществ, превосходит другие сорта меда.)

Рабочая пчела:  4-й вопрос команде «Пчеловод»:  В каком районе Башкортостана сохранилось бортничество? Что способствовало развитию уникального вида сбора меда? (В наше время бортевые деревья с дикими среднерусскими лесными пчёлами сохранились лишь в Бурзянском заповеднике  Башкортостана (ныне - заповедник Шульган-Таш), которое находится в 340 км от Уфы. Развитию бортничества в Башкирии способствовали особые природные условия - обилие липовых и кленовых лесов, источника массовых медосборов. К тому же местное население занималось в основном кочевым скотоводством, охотой и сбором мёда, долгое время оставляя леса нетронутыми. Массовая распашка земель и сведение лесов в Башкирии начались лишь во второй половине XIX века. Нетронутые леса сохранились в глухих и почти бездорожных отрогах Уральских гор. Именно здесь в 1958 году природная зона обитания тёмной лесной пчелы была объявлена заповедной.)

Рабочая пчела:  5-й вопрос команде «Нектар»:   Какова роль Башкортостана по производству меда? (По количеству пчелиных семей, производству товарного мёда, по научным разработкам в пчеловодстве Башкортостан занимает первое место в России. Количество ежегодно получаемого в Башкортостане мёда, в среднем, составляет 5-6 тыс. тонн.)

Рабочая пчела:  5-й  вопрос  команде «Пчеловод»:   Питаются ли космонавты медом? (В предполетной программе космонавтов в Звёздном городке также используют башкирский мёд, который кроме этого входит и в ежедневный рацион питания членов космических орбитальных станций. Башкирскому мёду одну из своих песен посвятила группа «ДДТ».)

 

1 ведущий: Слово предоставляется членам жюри. (Жюри объявляет итоги игры. Победители награждаются призами.)

2 ведущий: Наш самолет совершил успешную посадку. Благодарим экипаж за этот полет и желаем приятного отдых на пасеке.

Литература:

1.Петров Е.М., Гнездин А.П. История башкирского пчеловодства / Е.М. Петров, А.П. Гнездин. – Уфа : Китап, 2014.- 272 с.

2.Петров Е.М. Башкирская бортевая пчела. – Уфа: Башкирское книжное издательство, 1983. – 200 с., ил.

3.Л.В.Сорокина Тематические игры и праздники по биологии: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2004. – 96 с.

4.Суворин А.В.  Пчелы и пасека: опыт. Советы, рекомендации / А.В.Суворин. – Изд.7-е, доп. и  перераб. -  Ростов н/Д:  Феникс, 2010.-286 с.

         5.Суворин А.В. Умный улей: рекомендации, советы и ответы на вопросы / А.В.Суворин. -  Изд. 3-е. Ростов н/Д : Феникс , 2008.- 314, [1] c.

6.Шакиров Д.Т. Пчеловодство: Учебник для 10-11 кл.общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан.- Уфа: Китап, 2003. – 144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему «Творчество Л.В.Попова. К 140-летию художника…» в рамках общешкольных мероприятий «Оренбург юбилейный»

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему «Творчество Л.В.Попова. К 140-летию художника…» поможет педагогу познакомить учащихся с творчеством оренбургского художника Луки...

Фестиваль сказок “The World of Fairy Tales”. Методическая разработка внеклассного мероприятия для 5-6 классов (план-конспект мероприятия, сценарии 3-х сказок, мультимедийная презентация, приложение, аудио и видео материалы).

Аннотация Внеклассное мероприятие «Фестиваль сказок» предназначено для учащихся 5-6 классов. Главная цель мероприятия - мотивация учащихся к чтению на английском и русском языках, развитие интере...