Космоцентрическая концепция проблемного обучения (педагогическая философия)
статья по биологии на тему

Сорокин Юрий Павлович

 

Работа со специально подобранным учебным материалом инициирована и поддержана на основе психологических особенностей учащихся. Это достигается в процессе создания проблемных ситуаций.

Интенсивная учебная работа в русле межпредметных  связей играет решающую роль в расширении физиологического базиса умственной деятельности, что резко расширяет перспективы проблемного метода, создает возможности усложнения заданий и повышения его эффективности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontseptsiya.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Космоцентрическая концепция

проблемного обучения

(педагогическая философия)

                                        Сорокин Ю.П.,

                                                  учитель биологии.

2012 г.

Работа со специально подобранным учебным материалом инициирована и поддержана на основе психологических особенностей учащихся. Это достигается в процессе создания проблемных ситуаций.

Интенсивная учебная работа в русле межпредметных  связей играет решающую роль в расширении физиологического базиса умственной деятельности, что резко расширяет перспективы проблемного метода, создает возможности усложнения заданий и повышения его эффективности.

Спонтанная работа с учебным материалом (инициированная психологически и поддержанная физиологическим базисом), строится в системе методик формирования и решения разнообразнейших проблемных ситуаций (образовательного и воспитательного содержания), затрагивающих все стороны развития личности ребенка.

Эта работа продолжается  и во внеурочное время, что создает условия для значительного углубления работы с детьми в системе разнообразных творческих заданий, исследовательской работы и т.д.

Все технологии проблемного метода преследуют одну цель – всестороннее, полноценное развитие личности ребенка, его гармоничный «расцвет», предполагающий единое целое знаний, здоровья, интеллекта, нравственности. Высший итог работы – формирование целостного мировоззрения, создающего ребенку реальную возможность Личностного самоосознания и активизацию его деятельности в том или ином виде  творчества (себя и окружающего мира), лежащего за пределами эгоцентрической концепции жизни. Это – истинная самореализация личности. Это высший смысл и конечная цель педагогики.

Психолого-педагогические механизмы развивающего обучения.

Выход на проблемное обучение.

(Обоснование избранного пути и новые аспекты).

Вся учебно-познавательная деятельность организуется как задачная. Каждая порция учебного материала дается так, что создается ситуация, требующая преобразования, определенных действий, ведущих к новому знанию. Задача соединяет в себе  достигнутый (актуальный) уровень и тот, на который нужно выйти, решая задачу, ибо в каждой задаче присутствует условие, нацеленное на достигнутый уровень развития, и требование, воплощение которого при необходимой помощи позволяет обучающемуся продвинуться в зону его ближайшего развития, овладеть чем-то новым.

Во всех стратегических направлениях работы, во всем тактическом многообразии методик система проблемного обучения, при всей ее традиционности всегда нова, ибо она развивает самостоятельность, инициативу, умение видеть, выделять, формировать проблемы и задачи, умение прогнозировать и проектировать, ибо только она способна организовать поисковую деятельность учащихся, в ходе которых они имеют возможность испытывать радость открытия, ибо путь развития, совершенствования, прогресса извечного диалога учитель-ученик бесконечен. Только в условиях, когда учитель уважает каждого ученика  и создает атмосферу интеллектуального и нравственного поиска (стимулируя, заинтересовывая, воодушевляя, вселяя уверенность, сопереживая, советуя, напоминая, предоставляя возможность свободного выбора, открывая радость общения, самовыражения и открытия), каждый ребенок становится способным преодолевать трудности более высокого уровня, максимально проявлять и развивать свои задатки, способности, т.е. – развиваться как личность, как гражданин, как полноценное звено Космического организма Вселенной.

Преимущества метода проблемного обучения

как метода  творческого поиска

Проблемная ориентация биологического образования предполагает  развитие у школьников творческих способностей, создание условий, способствующих формированию творческой личности.

Проблемный метод имеет следующие преимущества:

1. Инициация творческой деятельности учащихся на всех этапах работы, во всех формах организации учебного труда школьника.

2. Активизация процесса обучения.

3. Формирование логического, абстрактного, аналитического и ассоциативного способов мышления, его неординарности, освобождение мысли от привычных штампов и стереотипов.

4. Воспитание способности применять знания в новых, нестандартных условиях, ставить самостоятельно поисковые цели и находить необходимую дополнительную информацию для позитивного решения проблемных ситуаций.

5. Развитие способностей учащихся, самостоятельности, творчества.

6. Для ученика – возможность общения, самовыражения и самоутверждения, когда ребенок окрылен творчеством и открытием, когда он поверил с свои силы.

7. Возможность работы учителя во всех аспектах личностного воспитания школьника.

Все это позволяет решать еще более сложные задачи. Таким образом, процесс развития личности ребенка не ограничен, его движение к вершинам знания и духовности активно, осознано им самим, а потому свободно.

Знания, обретенные на таком пути, становятся не информационным балластом, а инструментом творчества. Самосовершенствования и совершенствования окружающего мира.

Проблемная ситуация сама «подталкивает» класс и каждого ученика в процессе обучения, является его движущей силой. Учитель здесь выполняет организующую, направляющую и корректирующую функции, оставляя ребенку самое прекрасное и самое волнующее – творчество.

Структура системы проблемного обучения

Цель воспитания и обучения – взрастить всесторонне развитую личность. Дети – словно цветы. Их нужно вырастить так, чтобы они принесли в мир красоту, знание и духовность. В этом – высший смысл педагога. «Субстратом» такого процесса является специально подобранный, обработанный и проблемно изложенный учебный материал, который должен нести не только интеллектуальную, но и нравственную нагрузку.

Психологический аспект проблемного обучения

Если проблемная ситуация сложилась, в мозгу ребенка запускаются спонтанные процессы исследования, моделирования, которые уже не требуют организующих усилий ни от ребенка, ни от учителя, ибо начался процесс творчества. Ребенок выдвигает и апробирует свои гипотезы. Здесь – свободное общение со сверстниками, с учителем, спор, диспут, в которых школьник находит возможность и радость самовыражения. И наконец – решение, окрашенный богатейшими эмоциями фактор открытия.

Итак, умелое использование психологических особенностей ребенка позволяет процесс обучения превратить в активный спонтанный процесс творчества, где мастерство учителя заключается в постоянном, непрерывном создании таких творческих ситуаций, цель которых неизбежна должна привести ребенка к открытию и осознанию истины.

Специальная работа над опорным учебным материалом, активное использование психических особенностей учащихся, постоянное развитие физиологической базы проблемного обучения на основе межпредметных связей открывают широкие возможности применения методики проблемного обучения на более высоком уровне, где возможно решение сложных развивающих ситуаций не только образовательного, но теперь и мировоззренческого, нравственного содержания.

Таким образом создаются реальные пути всестороннего развития личности в ее свободной самореализации во всех своих аспектах.

Методологический аспект

В чем же заключается всестороннее развитие личности ребенка? Что мы пытаемся сформировать и надежно закрепить в нем с помощью методик проблемного обучения? Каковы векторы всей этой работы?

Во-первых - прочные глубокие знания и правильное отношение школьника к своему здоровью. Без этого дальнейший прогресс личности маловероятен.

Во-вторых -  на базе знаний, – развитие творческих способностей и высокого интеллекта.

В-третьих - формирование целостного мировоззрения и нравственных качеств, детерминирующих активную жизненную  позицию человека, т.е. его окончательное становление как личности, способной к самостоятельному позитивному творчеству мира в себе и мира вовне.

Итак, мы:

  • обучаем знаниям;
  • формируем здоровье, интеллект, мировоззрение;
  • воспитываем нравственные качества.

Для решения этих задач огромные возможности представляет предмет биология как дисциплина не только научная, но и глубоко мировоззренческая, нравственная, этическая.

Здесь в каждой теме урока важно выбрать такие аспекты проблематики, которые окажут наибольший образовательный, воспитательный эффект.

С помощью проблемного метода обучения имеется реальная возможность мобилизовать на уроках биологии и во внеурочной работе по предмету все направления школьного образования и воспитания и добиться в этом процессе эффективных результатов как в процессе активном, творческом…

Итак, суть работы заключается в том, чтобы:

  1. Подготовить учебный материал для проблемного изложения.
  2. Подключить все психологические особенности детей к решению учебных задач (мотивация).
  3. Сформировать межпредметный базис обработки информации.

        4.        На уроке или внеурочном занятии поставить содержание  учебного материала по предмету в таких проблемных аспектах ракурсах), чтобы создались реальные возможности решения не только образовательных, но и мировоззренческих, нравственных задач воспитания личности.

Особенностью работы является интенсивное использование  метода проблемных ситуаций во всех видах развивающего обучения.

Таким образом, на уроках биологии с помощью проблемного метода удается формировать не только прочные знания, мировоззрение, интеллект, но и нравственность, правильное  отношение к природе и своему месту в ее глобальном организме, к своей деятельности здесь и своему развитию.

Такая личность способна позитивно решать проблемные ситуации уже вне школы, в самостоятельной жизни. Эта жизнь будет  приносить проблемы в изобилии, и будут они не учебными, а настоящими, и в первую очередь, - нравственными, и решение их будет необходимой, неизбежной стороной этой самостоятельной жизни. Вот почему на уроках биологии мы так много внимания уделяем не только образовательным, но и нравственным вопросам и проблемам.

Об учителе

Какова же здесь роль учителя? В чем проявляется его личность, прежде чем она отразится в сознании ученика?

Личность учителя преломляется в его авторских программах, соответствующих возможностям собственным, возможностям учеников и конкретной обстановке учебного процесса.

Личность учителя проявляется в тщательной подготовке учебного материала, постановке творческих задач и глубине затронутых в них мировоззренческих и этических проблем, в умении создать атмосферу творчества, создать условия, в которых ребенок поверит в свои силы, испытает радость открытия и содеянного им добра, когда он выйдет из кабинета с массой кипящих в голове новых проблем, ибо сама истина бесконечна.

Актуальность метода

Всестороннее развитие личности – вечная проблема. Здесь подразумевается воспитание мировоззрения, интеллекта, нравственности, знаний, здоровья. Все это – воспитание человека, способного к творчеству окружающего мира, себя самого, по законам гармонии и совершенства,  к самореализации во всех своих лучших качествах.

Сама жизнь человеческая – бесконечная проблемная ситуация материального бытия и его нравственного содержания, ситуация с вечными вопросами о смысле жизни, о творении, об истине.

Итак, творить и самореализоваться в творчестве – не только свойство, но и насущная необходимость личности, движущая ее сила, потенция. Но что будет творить личность исполняя свою внутреннюю потребность самореализации? Добро или зло? Этот процесс необходимо направить, необходимо воспитать критерии добра и зла, необходимо научить творчеству, воспитать нравственные критерии этого процесса.

Путь – проблемный метод обучения. Именно он развивает:

  • творческое мышление;
  • уверенность в своих силах, самостоятельность;
  • умение формировать проблемы и решать их;
  • умение самостоятельно добывать знания, необходимые для решения проблем;
  • анализировать их гносеологическое и нравственное содержание.

Все это необходимо для творческой личности. Актуальность проблемного метода очевидна. Информация, поданная на проблемной основе, вызвав мысль, усилие поиска и решения, неизбежно запишется в памяти, сохранится и проявится в знании, в методе, в нравственности поступка

Идея работы на базе биологии (науки о жизни) – вывести человека из жизни животной биологической, эгоцентрической в жизнь духовную, космоцентрическую, творческую.

Это – цель любого развитого общества, любой религии, любой философии.

Пойти по данному пути человека невозможно заставить, уговорить… Этот путь – вся жизнь, и принять этот путь человек сможет только в свободном духовном выборе, когда он

  • сам поймет, что от него требуется,
  • сам поставит задачи своего совершенствования и совершенствования окружающего мира,
  • сам сможет определить свой жизненный путь: путь свободного духовного творчества.

Вот почему автор так много внимания уделяет развивающему обучению и , в первую очередь, методу проблемного обучения.

Структура урока

Необходимо добиться, чтобы каждый урок на всем своем протяжении был уроком проблемным. Необходимо, чтобы дети были заинтригованы постановкой темы, записями на доске, чтобы уходя с урока, они вышли озадаченными, разбуженными, удивленными. В урок необходимо внести элементы парадоксальности, которые будут стимулировать на перемене спор, обмен мнениями, повторное «проигрывание» учебных ситуаций, какие-либо экстраполяции.

Урок - совместное творчество учителя и учащихся; это творческая импровизация с учетом мельчайших нюансов ситуаций. (Каждый класс имеет свои неповторимые особенности, поэтому не может быть двух и более одинаковых уроков). Если мы будем относиться к уроку как к акту творчества, урок должен стать каждодневным произведением искусства. Только в этом случае можно будет говорить о росте мастерства учителя, и только в этом случае появятся результаты.

Урок – это создание системы разнообразнейших творческих ситуаций, ведущих к достижению цели.

Можно считать, что цель урока удалась, если учащиеся задают более глубокие (относительно уровня темы) вопросы, справляются с нестандартными заданиями, формулируют следующие темы и цели, т.е. когда ученик, ставя новые проблемы, видит, наверное, главное: то, что процесс познания, а значит, путь собственного развития и совершенствования бесконечен.

Итоги работы

1. Успеваемость учащихся – 100%, возросло качество знаний: в гимназических классах – от 70% до 100%, в общеобразовательных – от 30% до 70%.

2. Заметно изменилось отношение учащихся к предмету. Для многих он стал интересен и полезен (по данным анкетирования). Характерно, что физико-математические классы и классы гуманитарного направления указывают на важность этого предмета в их развитии.

3. Значительно повысилась активность школьников на уроках, более тщательной стала их работа в тетрадях над домашними заданиями. Стало обычным, когда школьники на переменах «осаждают» учителя с просьбой проверить правильность их версий решения.

Вывод

Главная  задача  работы в классах любого уровня по проблемному методу – преодоление закостенелости, инертности мышления школьников, превращение мозга в совершенный инструмент познания (мира и себя самого), с помощью которого  человеку возможно будет поставить и решить главные проблемы жизни: правильно осознать свое место среди людей и среди звезд, смысл своего дальнейшего существования: реализовать себя в творчестве, на благо души, человечества и Космоса. Только совершенное может соединиться с Космосом в единый живой организм Вселенной. И когда-нибудь ученик, выбирая физику, историю или математику как свою специальность, будет благодарен биологии за то, что она развивала его умственные способности, подготовила к эффективному продвижению, к творчеству на его главном пути

Это будет означать, что метод проблемного обучения имеет смысл, имеет ценность и имеет будущее.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"

Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...

Обобщение актуального педагогического опыта по теме "Использование технологии проблемного обучения на уроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся "

Актуальный педогогический опыт расскрывать роль технологии проблемного обучения в современном образовательном процессе....

Актуальный педагогический опыт: «Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы с целью формирования коммуникативной компетенции обучающихся»

Материал содержит информацию об использовании проблемного обучения на уроках русского языка и литературы для формирования коммуникативной компетенции?  комплекс педагогических условий, обеспечива...

Проект педагогического эксперимента "ИКТ как средство реализации проблемного обучения на уроках химии".

Проект показывает возможность реализации проблемного обучения на уроках химии посредством использования ИКТ. Цель проекта - необходимость разработки и систематической реализации технологии пробл...

Использование в работе педагогической технологии проблемного обучения

Одной из актуальных задач нашего  времени является изучение иностранного языка. Обычно в самом начале ученики с большим интересом изучают иностранный язык. Поддерживать  интерес учащихся мож...

Педагогический опыт:"Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения, критического мышления"

Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения, критического мышления....

Педагогическая концепция "Формирование положительной мотивации обучающихся на основе проблемного обучения"

В данной статье представлены принципы проблемного обучения на уроках биологии, а так же, приемы создания проблемной ситуации на уроках биологии....