Статья "Проектная деятельность школьников"
статья по биологии на тему

В ФГОС особо подчеркивается необходимость использования проблемных, исследовательских методов проектной деятельности учащихся. Формирование УУД, в частности умений самостоятельно добывать знания, применять их осознанно в практической деятельности, готовности нахзодить решение учебных и социальных проблем, потребности и способности к саморазвитию, успешнее всего осуществляется в процессе проектной деятельности школьников. В данной статье описываются  особенности и функции проектной деятельности, выды проектов, требования и условия организации проектной деятельности учащихся, а так же этапы организации проектной деятельности школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность школьников.

Особенности и функции проектной деятельности учащихся.

В зависимости от характера учебной деятельности учащихся можно  выделить  несколько уровней обучения, начиная с репродуктивного- по образцу, далее- выполнение творческих заданий, требующих, кроме операционной подготовки, навыков решения конструкторских и технологических задач, и наконец,  осуществления комплексных работ по выполнению творческих проектов

Главная педагогическая цель которой – формирование ключевых компетентностей, под которыми понимается интегрированное свойство личности, включающие  взаимосвязанные знания, умения, способы деятельности, ценностные отношения и готовность их реализовать при необходимости.

Проектная деятельность решает ряд важных педагогических задач:

  • Учить применять базовые знания и умения, усвоенные на уроках, для поиска  и решения разнообразных социальны, семейных, личных проблем;
  • Стимулирует самостоятельную познавательную деятельность детей, когда они ищют способы решения поставленной перед ними проблемы, осваивая новую информацию и новые способы деятельности;
  • Позволяет рассмотреть сложные объекты с точки зрения нескольких наук, что стирает границы между школьными предметами, показывает учащимся взаимосвязь между различными явлениями,  приближая учебный процесс к реальным жизненным ситуациям
  • Привлекает детей к социально значимой, созидательной и преобразовательной деятельности, которая обеспечивая формирование различных социальных компетентностей, многих личностных качеств, профессиональных интересов.

В педагогической практике использование проектной деятельности может целенаправленно решать задачи индивидуально ориентированного образования.

Проектная деятельность соответствует способностям детей и направлена на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов.

Активная позиция ученика обусловлена тем, что в процессе проектной деятельности обеспечивается высокий уровень его субъектности. Это содействует  формированию гражданственности и социальной ответственности учащихся.

Выполняя проекты,  школьники осваивают алгоритм инновационной творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию получать и применять знания по различным отраслям, восполнять пробелы, приобретать опыт решения творческих задач.  Учащиеся развивают навыки мышления, поиска информации, анализа, экспортирования, принятия решения, самостоятельной деятельности и работы в группах.

 При организации проектной деятельности существенно изменяется и роль педагога. Он -демократичный руководитель, консультант, помощник, тьютор, старший товарищ; соответственно ученик выполняет роль активного участника организатора собственной деятельности, созидателя, творца.

Для более четких представлений о сущности проектной деятельности уточним ряд взаимосвязанных понятий.

Прежде всего различать понятия проектное обучение , метод проектов, проектная деятельность. Разграничение их весьма условно, но оно позволяет показать многоаспектность образовательного процесса.

Проектная деятельность- может рассматриваться как дидактическая система, а метод проектов-как компонент системы, как педагогическая технология, которая предусматривает не только интеграцию знаний, но и применение актуализированных знаний, приобретения новых.

Переход на новый ФГОС побуждает педагогов уже с начальной школы выстраивать систему проектного обучения.

Опираясь на опыт и  интересы школьника, учитель помогает ему выбрать направления, цели и содержание деятельности в зоне ближайшего развития, пути и формы её организации, методы анализа и оценки результата, выстроить деятельность по выполнению проекта. Следовательно когда идет речь о взаимодействии учителя и ученика в процессе создания проекта, правильнее говорить о  методе проекта, или проектном обучении.

Очень часто можно встретить сочетание проектная и исследовательская  деятельность. Очевидно, что это понятия взаимосвязаны, однако их следует различать. Проектная деятельность имеет исследовательский характер, исследование является одним из необходимых этапов работы над проектом. Проведение опытов наблюдения за ростом растений, природными явлениями,  написание рефератов учениками относятся  к исследовательской  деятельности. Принципиальное различие  проектной деятельности заключается в том, что в результате её создается конкретный собственный продукт, который отличается новизной и может быть использован в практике.. исследование- это поиск в определенной  области, который может завершаться  получением каких либо  сведений по проблеме, позволяющих ученику сделать самостоятельные выводы.

Виды проектов.

  • Учебные проекты-выполняются под руководством учителя
  • Социальные проекты, носят комплексный характер. Они могут выполнятся на основе имеющихся образовательных и творческих ресурсов детей не только в школе, но и в других организациях, внешкольных объединениях и направлены на улучшения, преобразование окружающей среды.

  Деление на учебные и социальные проекты весьма условно. Например, при изучении  химии и биологии дети анализируют состав почвы своего пришкольного участка и на основе этого разрабатывают программу подготовки почвы к посадке овощей и цветов в весенний период. Актуальная социальная проблема может быть выявлена на учебных занятиях, а разработка проекта  по её решению продолжается  во внеурочное время

Конструктивный уровень проекта возможен тогда, когда учащиеся способны обсудив  с учителем тему, проблему, сами разработали план действий, самостоятельно выполнить проект.

Если учащиеся сами выдвинули тему проекта, сами разработали план действий и реализовали его. Создав реальный качественный, обладающий новизной продукт, то можно охарактеризовать этот продукт как творческий.

У каждого проекта есть своя направленность. Она помогает учителю понят, на какие этапы деятельности следует обратить основное внимание  в данном проекте и как изменить задачи проекта, что бы достичь поставленных педагогических целей.

Проекты могут выполнятся либо индивидуально, либо в группах.

Ценность  индивидуальных проектов в следующем:

  • у учащегося формируется чувство личной ответственности, поскольку результат работы зависит от него самого;
  • ученик осваивает логику выполнения проекта: от зарождения идеи до представления результата его оценки;
  • педагог может пронаблюдать за действиями ребенка, отследить его достижения на каждом этапе с точки зрения формирования универсальных учебных действий и целенаправленно регулировать его действия.

Групповые проекты также имеют свои преимущества:

  • позволяет формировать коммуникативные учебные действия, навыки сотрудничества, взаимоуважения, взаимопонимания, взаимовыручку, чувство коллективной ответственности
  • расширяют сферу деятельности детей, обогащают их социальный опыт;
  • позволяют школьникам усваивать материал совместной инновационной форме его изучения, обсуждение и взаимообучения, с выработкой обобщенного, коллективного решения; осваивать элементы организационной деятельности лидера, сотрудника, исполнителя получая особый социальный опыт в практической деятельности;
  • предусматривает создание микрогрупп, состав которых ена каждом этапе может меняться, что осуществляет, распределение заданий между микрогруппами и отдельными учениками; это дает возможность ребенку самоопределятся, делать самостоятельный выбор своей роле,  действий, видов деятельности в групповой работе на каждом этапе выполнения проекта, входить в разные микрогруппы, выстраивать свой собственный маршрут  и вступая во взаимодействия с разными учениками в зависимости от ситуации;
  • повышают мотивацию за счет возникновения соревнования, сравнения результатов между микрогруппами и учащимися.

 Для успешной социализации ребенку нужно приобретать опыт у4частия в индивидуальных и групповых проектах. Отметим, что эти проекты взаимосвязаны. В групповых проектах отдельные разделы выполняются индивидуально. Но и в проектах, выполняемых индивидуально, целесообразны элементы групповой работы, например, при проведении «мозгового штурма» или взаимные оценки первоначальных идей друг друга, при организации групповой деятельности необходимо обеспечить индивидуальный подход к детям, помогая выбирать задание соответствующие уровню их возможности.

 Обладая широким диапазоном возможностей, проектная обучение может быть организованно как в одном классе, так и в разновозрастных группах, может строиться на основе индивидуальной или совместной проектной деятельности учащихся распределяемой по содержанию, назначению, трудоёмкой и обеспечению. В сельской школе чаще всего  в разработке и реализации группового проекта участвуют школьники разного возраста

Привлекательно для учащихся тематика интегрированных семейных проектов, связанных с изучением родного края и его культурных традиций (история, литература, краеведения), созданием творческих, авторских продуктов, изготовлением изделий, необходимых для семьи, разработка проектов, реализация которых позволяет решать проблемы обустройства квартира, дома, дачного участка, двора и др.

Продолжительность проектной деятельности определяется проблемой, которую должны решить дети. В свою очередь, это зависит от возраста учащихся и опыта их проектной деятельности. Очевидно, что бы освоить логику данной деятельности, целесообразно начинать с проектных задач. В начальной школе проектная задача должна быть особенно привлекательной и быстрой для выполнения.

Многие учащиеся могут испытывать трудности темы и вида проекта, особенно на начальном этапе обучения.  Для решения этой проблемы учителю желательно иметь баек проектов, сгруппированных по сферам, интересам и подготовленности учащихся и проводить разъяснительную работу о содержании  и возможностях того или иного проекта. Этот «банк» сопровождается приложением примерных проектов с соответствующим решением, обеспечением и оформлением.

Требования и условия организации проектной деятельности учащихся.

При подготовке объектов проектной деятельности и её организации педагогу следует учитывать ряд требований, среди которых наиболее существенными являются:

  • творческий характер постановки решения задачи, требующей интегрированного знания задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения;
  • подготовленность учащихся к данному виду деятельности;
  • интерес школьников  к проблеме, потребность в её решении;
  • приобретение учащимися новых знаний, освоение  новых способов деятельности, формирование универсальных учебных действий, необходимых для выполнения проекта;
  • личностная и социальная значимость проекта;
  • обеспечение субъектной деятельности школьников;
  • самостоятельная деятельность школьников;
  • использование различных средств, обеспечивающих исследовательский, творческий характер деятельности;
  • практическая направленность и осуществимость проекта

Этапы организации проектной деятельности школьников.

Можно предложить несколько  вариантов рассмотрения этапов проектной деятельности учащихся.

Структура и соответственно этапы проектной деятельности могут быть представлены линейно: потребность           проблема          исследование первоначальная идея      оценка идей разработка лучшей идеи         планирование        изготовление          апробирование         оценка.

Творческие люди не всегда думают логически.

Можно выделить этапы проектной деятельности и по другому:

  • подготовка к проекту
  • организация участников проекта
  • выполнение проекта
  • презентация проекта
  • подведение итогов проектной деятельности.

Нужно помнить и специфики проекта.

Средства и способы  организации проектной деятельности различны. Педагог может применять традиционные методы: рассказ, убеждение, пример, демонстрацию, упражнение и др. В ходе проектной деятельности целесообразно использовать приемы  технологии развития критического мышления через чтение и письмо, проблемного обучения и других технологий. Прежде всего педагогу необходимо продумать запуск проекта, обеспечивающий добровольное и заинтересованное  включение учащихся в проектную деятельность. Это может быть создание  проблемной ситуации, обсуждение практической задачи, рассказ о превлекательной перспективе и др.

Важнейшим приемом в проектной деятельности является вопрос. Вопроса педагога, детей друг и другу сопровождают весь процесс проектной деятельности. Важно что бу у детей было самостоятельное мнение.

Невозможно осуществить работу над проектом  без «мозгового штурма», когда учащиеся  индивидуально и в группе осуществляют поиск проблем, способов их решения, отбирают лучшие варианты, идеи, защищают, обосновывают свою точку зрения.

В процессе проектной деятельности помогают графические способы: кластер сравнительная карта, концептуальная таблица, причинная карта, список фактов, список положительных и отрицательных аргументов.

Список фактов относящихся к проблеме: опрос: почему нужно сотавить меню школьной столовой из овощей?

Аргументы за: 1. Овощи необходимы для здорового питания. 2. В овощах много витаминов. 3. Это не дорогой продукт

Аргументы против: 1. Ученики любят не все овощи. 2. В некоторых семьях овощи- главная еда, поэтому в столовой хочется  есть что то другое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа организации внеурочной деятельности школьников "Исследовательская и проектная деятельность обучающихся физике"

Включение обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность является одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности. Организация учебно-исследовательских и проектных ра...

Программа организации внеурочной деятельности школьников Проектная деятельность обучающихся по литературе

Сегодня в образовательной практике активно применяется метод проектов, который успешно решает как учебные, так и воспитательные задачи.  Занятия по методу проектов дают возможность ученику прояви...

Представление опыта по теме "«Применение технологии проектно-исследовательской деятельности школьников в урочной и внеурочной деятельности»

Представлен опыт работы учителя по теме: «Применение технологии проектно-исследовательской деятельности школьников в урочной и внеурочной деятельности» на примере предмета "физик...

"Формирование института общественной экспертизы внеурочной деятельности внеурочной деятельности школьников "

Опыт вовлечения родителей  и социальных партнеров в практику внеурочной деятельности...

Активизация познавательной деятельности школьников через проектную и исследовательскую деятельность по математике

Проблема развития познавательной активности – одна из вечных проблем педагогики. Психологи и педагоги прошлого и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделат...

Исследовательская деятельность школьников на уроках географии и во внеурочной деятельности

Трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы таким же широким, как геофафия, диапазоном межпредметных связей, имел та­кое разнообразие форм н средств обучения, которые не всегда, к с...

Исследовательская деятельность школьников на уроках географии и во внеурочной деятельности

Трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы таким же широким, как геофафия, диапазоном межпредметных связей, имел та­кое разнообразие форм н средств обучения, которые не всегда, к с...