Главные вкладки

    «Reprodyctio – уникальное свойство живого»
    методическая разработка по биологии (9 класс) на тему

    Класс: 9

    Урок: урок биологии

    Тема урока:  «Reprodyctio – уникальное свойство живого»

       Тип урока: комбинированный

    Цель:    формирование у учащихся целостного представления о способах размножения организмов, биологическое значение бесполого и полового размножения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_razmnozhenie.docx35.18 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока

    Класс: 9

    Урок: урок биологии

    Тема урока:  «Reprodyctio – уникальное свойство живого»

       Тип урока: комбинированный

    Цель:    формирование у учащихся целостного представления о способах размножения организмов, биологическое значение бесполого и полового размножения.

    Задачи урока:

    Образовательные – Создать условия для формирования знаний о размножении как процессе обеспечивающим непрерывность жизни на планете. На основе нового материала продолжить развитие знаний о половом размножении.

     Развивающие –  Создать условия для развития  умения устанавливать причинно - следственные связи,  интеллектуальных умений и навыков (анализа, синтеза, обобщения, сравнения).

    . Воспитательные – Создать условия для дальнейшего воспитания работать в группе, воспитание положительного отношения к предмету.

    Планируемые результаты:- Продолжить развитие умений и навыков работы с книгой. Используя самостоятельную работу школьников, обеспечить развитие умений и навыков самостоятельной работы учащихся. Способствовать развитию у учащихся навыков самооценки своей деятельности.

    .Оборудование:    интерактивная доска  Компьютер мультимедийный проектор,  таблицы, диск

    Основные методы обучения: Словесные (беседа, объяснение); наглядные (демонстрация презентации, таблиц); частично - поисковый (работа с дополнительным материалом), проблемный (постановка проблемных вопросов);

    Основные дидактические принципы, реализуемые на уроке:

    •    дифференцированного подхода в обучении
    •    систематичности и системности в обучении,  научности
    •      сознательности и активности в обучении
    •      воспитывающий характер обучения

    Этапы урока

    Приём урока

    Время

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Перед началом урока

    Подготавливает класс и всё необходимое для проведения урока.

    Проветривание классной комнаты

    1.Организацион-ный этап

    Приветствие.

    1 мин

    Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока.

    Кто улыбкою жизнь встречает,

    Кто с улыбкой детей пеленает,
    Кто с улыбкой проблемы решает,
    Чья улыбка, как луч мудреца,
    Тот, как солнце, все согревает,
    Тот улыбкою зло побеждает,
    Тот великую тайну знает!
    Суть улыбки — радость Творца.
                                                                        Марианна Озолиня

    Настраиваются на восприятие материала урока.

    2.Этап мотивации и целеполагания

    Постановка проблемных вопросов для определения темы урока, целей и задач урока

    2 мин

    -Вся живая природа представляет собой совокупность биологических систем разного уровня организации. Учеными были выдвинуты несколько уровней  и независимо от уровня, всем живым системам присущи общие черты.  Сами системы находятся в постоянном взаимодействии.  

    Перед вами некие изображения. Какая информация закодирована на слайде?

    Какие свойства характеризуют живую природу вы сейчас про себя вспомните.

    О каком процессе можно сказать: это процесс, с помощью которого Жизнь обвела вокруг пальца Время.

    Об этом процессе американский биолог Джозеф Меллер образно говорил:

    «Каждую секунду в нашем теле сотни миллионов неодушевлённых,  но  очень  дисциплинированных маленьких  балерин  сходятся,  расходятся, выстраиваются в ряд и разбегаются в разные стороны, словно танцоры на балу, исполняющие сложные па старинного танца. Этот древнейший на Земле танц. Танец Жизни. В таких танцах клетки тела пополняют

    свои ряды, и мы растём и существуем».

    Таким образом тема нашего урока: Размножение – уникальное свойство живого».

    Что такое размножение и почему оно уникально?

     Жизнь на Земле и  существует и продолжается во времени благодаря уникальному свойству всех живых организмов – способности к размножению или самовоспроизводству. Каждую секунду на Земле гибнут десятки тысяч организмов. Одни от старости. Другие из-за болезней, третьих съедают хищники… Мы срываем в саду цветок, наступаем случайно на муравья, убиваем укусившего нас комара, ловим на озере щуку. Каждый организм смертен, поэтому любой вид должен заботиться о том, чтобы его численность не уменьшалась. Смертность одних особей компенсируется рождением других.

    Это единственный путь к бессмертию, именно в размножении заключается смысл жизни любого организма.

    Выполним задание, проанализируем имеющиеся у нас знания. (заполнение таблица на слайде)

    Что знаем, что хотим узнать?

    Исходя из полученной схемы, давайте сформулируем цель нашего урока

    Отвечают на поставленные учителем уроки

    Учащиеся формулируют цели урока, учитель помогает им в этом

    Устно высказывают свою  точку зрения.

    Повторить, узнать, систематизировать знания по теме размножение.

    3. Этап   актуализации знаний

    4 Этап

    Побуждения к мыслительной деятельности.

    5 Этап

    Побуждение к мыслительной деятельности.

    Самостоятельная работа учащихся с карточками

    (составление схемы  «Способы размножения)

    Самостоятельная работа  с таблицей

    Анализировать, делать выводы

    10 мин

    4 мин

    5 мин

    На слайде представлены картинки способов размножения.

    Что изображено?

    Каждому изображению необходимо подобрать термин (Фронтальная работа)

    (представлены термины, относящиеся к процессу размножения.

    Бинарное деление, шизогония, клонирование, партеногенез, коньюгация почкование, спорообразовании, оплодотворение).

    А можем ли мы как-нибудь проклассифицировать данные термины?

    1. Создайте схему на предложенном листе (работа в группах)

    Не забываем основные правила работы в группе.

    2. Дополните своими примерами

            

                    

            

            

            

            

    У каждого на столе есть сравнительная таблица двух форм размножения.

    -Вы должны заполнить самостоятельно эту таблицу

    Признаки для сравнения

    Бесполое

     Половое

    Сколько особей участвуют

    Какие клетки участвуют и их генетический состав

    Скорость размножения

    Меняется ли генетический материал

    Эффективен  при каких условиях

    Степень сходства с родительскими особями

    Биологическое значение

    -Итак  мы с вами выяснили  какие формы размножения существуют в природе, провели сравнение бесполого и полового размножения.

    Определите биологическое значение бесполого и полового размножения, опираясь на результаты в таблице,  учебник с.86.

    (Б.п. – позволяет сохранить  неизменными свойства вида, численность вида растет относительно быстро, хорошо приспособлены к конкретным условиям.)

    (П.п.- происходит комбинация генов обоих родителей, что дает более успешное и быстрое приспособление видов к изменившимся условиям обитания, освоения новых экологических ниш)

    Работа в группе по составлению схемы, используя предложенные варианты.

    .

    Обсуждение в классе. Оценка  7 баллов = по1б за дополнение.

    Индивидуальная работа .Максимально- 12 боллов.

    Можете воспользоваться помощью соседа по парте

    (баллы уменьшаются)

    Работа в группе. Максимум 5 баллов.

     

    Работа в парах. Чем же отличаются все эти способы размножения между собой?

    Используя материал учебника, дополнительную литературу интернет ссылки обобщите полученные знания или сделайте новые открытия в области репродукции, вам необходимо разработать макет, постер, иллюстрирующий данный тип размножения.

    По результатам презентации, необходимо заполнить общую схему по сообщениям исследователей.

    Выбор типа размножения случайный: Почкование, спорообразование

    Клонирование, шизогония, бинарное деление, фрагментация.

    Обсудить в классе.

    На слайде представлено семя чеснока и его подземная часть – луковица. Посадив их в землю, как быстро я дождусь урожая?

    Перед Вами узумбарская фиалка. А кто из вас знает, как она размножается? Для того чтобы это растение радовало каждого из Вас,

    достаточно отделить от неё лист и посадить его в землю.

    (Беседа о вегетативное размножении, демонстрация слайда»

    Первичное закрепление знаний

    Закрепление

    а теперь поиграем Игра: «Черный ящик» Задание. Используя свои знания по теме: «Размножение», объясните, каким способом размножаются организмы, находящиеся в черном ящике.

    Начиная словами: «Я знаю что…»

    Еще раз прочитайте цель урока

    - Цель достигнута?

    -Что узнали нового?

    Пригодятся ли вам знания, полученные на сегодняшнем уроке? Где?

    Тест по теме в 2 вариантах

    Подведение итога

    Рефлексия

    3 мин

    4 мин

    - Прием незаконченных выражений «Лестница успеха».

    Учитель: Спасибо за внимание.

    Обучающиеся

    высказывают  свое

    отношению к занятию.

    Знаю….

    Понимаю….

    Умею…

    Индивидуально

    Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

    1 мин

    Вы можете выбрать предложенные задания на выбор:

    Выполнить индивидуальный мини-проект «Вегетативное размножение растений», который нам рассказал о каких особых способах вегетативного размножения»

    Записывают задания в дневник и тетради.

    Поделитесь с нами своим настроением , оставив бумажный треугольник соответствующего цвета в коробочке.

    Всех благодарю за урок.

    scool5zelevskaya облако яяндекс

    scool5nadym


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Биология – наука о живом мире. Общие свойства живых организмов».

    Данная презентация является вспомогательным материалом для вводного урока по  биологии. Биология (от греч. bios — жизнь, logos — наука) — наука о жизни, об...

    Методическая разработка урока по теме: Уровни организации живого и основные свойства живых организмов""

    Данный урок дает возможность расширить понимание обучающимися свойств живого; показать проявления признаков живого на разных уровнях организации; подчинение системы организации живого закону иерархии....

    Тест по теме «Многообразие живого мира. Уровни организации и основные свойства живых организмов». 9 класс

    Тест по теме  «Многообразие  живого мира.Уровни организации и основные свойства живых организмов».9 класс...

    Проверочная работа по теме «Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов»

    Данный дидактический материал по теме «Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов» рекомендуется для учащихся 9 классов. Материал включает карточки, на которые учащи...

    Тест в 10 классе по теме:"«Свойства живого. Уровни организации живой материи. Методы биологии»

    Проверочный тест в 10 классе по теме:" Свойства живого. Уровни организации живой материи. Методы биологии"...

    Экологический урок "Уникальные свойства воды"

    Методическая разработка экологического урока "Уникальные свойства воды" с презентацией. Форма урока - интегрированное занятие по химии, биологии и экологии. Новизна данной разработки в том, ...

    Проверочная работа в 10 классе по теме: «Уровни организации живой материи. Методы биологии. Свойства живого»

    Работа проводится после изучения главы 1 "Многообразие живого мира. Основные свойства живой материи"...