Технологическая карта урока по теме "Класс Паукообразные"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Боброва Светлана Юрьевна

Урок биологии  7 класс ( УМК Константинов В.М.) сконструирован с использованием приемов технологии критического мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая  карта урока.

Тема урока: "Класс Паукообразные".

Тип урока: урок "открытия" нового знания.

Технологии: технология  группового обучения, проблемное обучение, технология развития критического мышления.

Цель урока: изучить особенности строения  и поведения  паукообразных,  показать их роль в природе и жизни человека.

Задачи:

Образовательные: дать представление  о животных, относящихся к классу паукообразных, показать особенности  строения  и поведения  этих животных на примере паука-крестовика, рассмотреть  их значение в природных сообществах и жизни человека.

Развивающие: продолжить формирование  умений работать с  дополнительной литературой, таблицами, натуральными объектами, обосновывать свое мнение, анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, отвечать на вопросы,  выступать перед аудиторией.

Воспитательные: воспитывать у обучающихся бережное отношение  к природе, сохранение биологического разнообразия.

Планируемые результаты:

Предметные: Изучить особенности строения паукообразных, используя различные источники информации, развивать умение  добывать и критически оценивать  информацию.

Метапредметные:

Познавательные  УУД Учиться строить высказывания, анализировать, сравнивать, обобщать, извлечение необходимой информации из текстов, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму, осознанное и  произвольное построение речевого высказывания, построение логической цепи  рассуждений, доказательство, перевод текстовой  информацию в табличную и схематическую, работа  с текстом, отыскивать необходимую информацию в  энциклопедиях, справочниках;

РегулятивныеУУД  планирование своей деятельности, волевая саморегуляция  в ситуации затруднения, организация  совместной  групповой познавательной деятельности и распределение функций среди членов группы, контроль, коррекция, оценка.

Коммуникативные УУД  Умение выражать свои мысли, выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения с позиции коммуникации, учет разных мнений, координирование  в сотрудничестве разных позиций, разрешение конфликтов, учет разных мнений, использование  критериев для обоснования своего суждения;

Личностные: понимание важности ответственного отношения  к обучению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, признание  учащимися прав  каждого на собственное мнение,  критическое отношение  к своим поступкам,  осознание ответственности за  их последствия.

Этапы  урока

Деятельность учителя

Деятельность  обучающихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент

(1-2 минуты)

Здравствуйте, ребята! Давайте наш урок начнем  с пожелания  друг другу  добра, ведь доброта -  самое удивительное явление мира. Я рада, что у вас отличное настроение. Надеюсь,  что урок пройдет  интересно и удивительно.

Эмоционально настраиваются на предстоящую  учебную деятельность.

Коммуникативные УУД: учатся культуре общения

2. Стадия  вызова

*побуждение интереса к теме;

*мотивация  к учебной деятельности;

*актуализация и обнаружение  имеющихся знаний по данной проблеме;

Демонстрация слайда с  изображениями  различных представителей Типа Членистоногих.

-Как вы думаете, что  объединяет этих животных?

(представители Типа Членистоногие)

-На основании каких признаков вы это определили?

(членистое строение конечностей, хитиновый покров и т. д.)

Эти животные  различаются по внешнему виду, строению, образу жизни, но их  можно объединить в классы. Назовите эти классы?

(Класс Ракообразные, Класс Паукообразные, Класс Насекомые)

Попробуйте угадать о представителях  какого класса сегодня пойдет речь. Перед вами  "черный ящик".

В нем  находится поистине  настоящее произведение  искусства, которому  нет равных, и создано оно эти организмом. Красота произведения  завораживает  своей  легкостью и тонкостью работы. Но, что самое важное,  оно просто необходимо  в жизни  нашего сегодняшнего  героя.

-Что же находится в  "черном ящике" и  кому это принадлежит?

( паутина и соткал ее паук)

Тема урока: "Класс Паукообразные".

Слушают учителя, просматривают на слайде изображения животных типа Членистоногие, отвечают на вопросы.

Формулируют тему урока, определяют  цель урока и задачи,  намечают совместный план действий.

Познавательные УУД :

Учатся строить высказывания, анализировать, сравнивать, обобщать.

Коммуникативные УУД:

Умение выражать свои мысли.

Познавательные УУД:

Умение строить высказывания, структурирование знаний, постановка и формулирование проблемы, структурирование знаний.

Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли.

-Что  нам известно  об этих животных?

Все имеющиеся знания  мы сложим в "Сосуд знаний, умений, идей". (Заслушиваются  ответы учащихся. Каждый факт,  мнение, идея "оцениваются" одни м шаром. Шары помещаются в  прозрачный сосуд. При этом становится очевидным, что он заполнен не весь. Вывод:  знания  учеников о паукообразных неполные).

Это совместные знания. Теперь  оценим  багаж знаний каждого из вас.

Учитель использует прием "Верите ли вы, что..."

Предлагает раздаточный материал и список утверждений  с которыми можно  согласиться или нет.

Вывод: На вопросы теста не все ответили верно. Значит, знаний  нам недостаточно, их нужно расширить. В этом и состоит цель нашего урока.

Высказывают свои предположения.  Анализируют раздаточный материал, обращаются к имеющимся знаниям, соотносят их  с предложенным утверждениями. Если согласны с утверждением, то  ставят "+", если нет "-".

Проводят самопроверку, сравнивают  полученные результаты с  ответами на экране, делают выводы.

Познавательные УУД:

Подведение под понятие, определение основной и второстепенной информации, структурирование знаний, осознанное и  произвольное построение речевого высказывания;

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения с позиции коммуникации, учет разных мнений, координирование  в сотрудничестве разных позиций, разрешение конфликтов.

3. Стадия осмысления.

*получение новой информации

*осмысление новой информации

*соотнесение с имеющимися знаниями.

1. Организовывает  работу в группах: обсудить предложенные задания (см. Приложения);  используя учебник, дополнительную литературу подготовить небольшие сообщения о том, что узнали сами.

Напоминает правила работы в группе: не перебивать, уважать мнение каждого, выбрать главного.

1гр. "Морфологи"- изучают особенности  внешнего строения паукообразных

(прием "Концептуальная таблица")

2гр. "Анатомы" - исследуют особенности  внутреннего строения  паукообразных.

(прием "Кластер")

3гр. "Этологи"- рассмотрят  поведение паукообразных в природе

4гр. "Эпидемиологи" -  помогут разобраться с причинами различных эпидемий, связанных с паукообразными.( мини-проекты)

5гр. "Мыслители" - будут изучать  интересные факты и  удивительные истории о пауках.

2. Представители групп рассказывают о том, что  узнали. Остальные  заносят эти данные  в рабочие листы. Учитель задает вопросы по обсуждаемой проблеме  членам каждой группы.

Учащиеся с помощью жеребьевки делятся на группы перед началом урока.

Группы  работают в соответствии заданиями, изучают раздаточный материал, рисунки учебника, дополнительную литературу,  обсуждают ответы, затем презентуют результат своей работы.

Выслушивают  отчеты групп, делают пометки в рабочих листах, задают вопросы.

Познавательные УУД: анализ. синтез, сравнение, обобщение, классификация, извлечение необходимой информации из текстов, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму, осознанное и  произвольное построение речевого высказывания, построение логической цепи  рассуждений, доказательство, перевести текстовую информацию в табличную и схематическую, работать  с текстом, отыскивать необходимую информацию в  энциклопедиях, справочниках;

Коммуникативные УУД:

Выражение своих мыслей с достаточной  полнотой и точностью, формулирование и аргументация  своего мнения, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций, достижение договоренностей и  согласование общего решения;

Регулятивные УУД:  планирование своей деятельности, волевая саморегуляция  в ситуации затруднения, организация  совместной  групповой познавательной деятельности и распределение функций среди членов группы.

Физкультминутка

После выступления 3 групп предлагает веселую "звераэробика".

Выполняют упражнения под музыку.

4. Рефлексия.

*целостное осмысление и обобщение  полученной информации

*выработка собственного отношения к изучаемому  материалу  и материалу и его повторная проблематизация.

Предлагает вернуться к игре "Верите ли вы, что...",  вновь обсудить  предложенные в ней вопросы и оценить свои знания.

Прием "Толстые" и "Тонкие " вопросы.

Предлагает составить  вопросы по пройденному материалу, используя опорные слова таблицы.

"Толстые?"

"Тонкие?"

*дайте объяснение, почему...

*в чем разница ....

*предположите, что будет, если...

*что...

*согласны ли вы....

*верно ли .....

* кто ....

*что.....

* мог ли....

Отвечают на вопросы и обосновывают свое мнение. Соотносят "новую" информацию со "старой", используя знания, полученные на стадии осмысления.

Используя опорные слова таблицы составляют  несколько вопросов  по  изученному материалу и задают их представителям других групп

Познавательные УУД:  Дать оценку своей работе,  формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию, владеть операциями анализ и синтез;

Коммуникативные УУД:

 Задавать собеседнику вопросы,  участвовать в диалоге,  слушать партнера.

Познавательные УУД: осознанное и  произвольное  построение речевого высказывания, построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Регулятивные УУД: контроль, коррекция, оценка.

5.Домашнее задание.

1. §24, записи в рабочем листе, стр. 116, вопросы 1-4

2. "Пауки - самые  ядовитые животные. Правда или миф?" ( мини-исследование)

3. Написать эссе на тему "Что было бы, если б не было пауков".

Записывают домашнее задание и слушают пояснения учителя по выполнению домашнего задания.

Познавательные УУД: написать эссе, выстраивать умозаключения, подготовить сообщение о своей работе;

Регулятивные УУД:  самостоятельно определять цели предстоящей работы, планировать пути достижения  цели;

6.Общий вывод по уроку. Рефлексия.

Оценивает деятельность учащихся, комментирует отметки.

Предлагает закончить  предложения.

1. Сегодня я узнал .... .

2. Было интересно ... .

3. Я понял, что ... .

4. Теперь я могу .... .

5. Меня удивило ... .

6. Мне захотелось ... .

7. Я научился ... .

8.  У меня получилось ... .

Выставляют отметки в дневники.

Высказывают свое мнение,  оценивают уровень своего участия  на уроке, свое отношение к изученному материалу.

Познавательные УУД: рефлексия способов и  условий действия, контроль  и оценка процесса и  результатов деятельности;

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной  полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений, использование  критериев для обоснования своего суждения;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...