урок по теме "Приматы"
план-конспект урока по биологии на тему

Талыпа Анастасия Юрьевна

разработка урока по теме "Приматы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок по теме "Приматы"949 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Тогучинского района Завьяловская СОШ

Биология 7 класс

Отряды млекопитающих: Приматы

Учитель биологии и химии

Талыпа А. Ю.

2013 г.

Задачи: познакомить учащихся с многообразием приматов; выявить их характерные особенности, признаки высокой организации по сравнению с другими животными; показать сходство приматов с человеком.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, таблицы «Приматы», рисунки


Ход урока

  1. Оргмомент. Постановка цели и задач.

  1. Проверка домашнего задания. Разноуровневое задание на карточках. Карточки прилагаются.

  1. Изучение нового материала

На доске – высказывание Винсона Брауна: «...накопление знаний подобно росту дерева...»

       Вот и сегодня мощный ствол биологических знаний каждого из вас прирастет новой веточкой сведений о совершенно удивительной группе животных – о приматах.

  1. Рассказ учителя о разнообразии, значении приматов.

В Древнем Египте культ обезьяны существовал несколько тысяч лет. Обезьяны изображены на многих памятниках материальной культуры того времени. «Живые небожители», фараоны, обладавшие колоссальной властью, украшали себя хвостами павианов. Двадцать павианов на западной стене гробницы Тутанхамона защищают его душу во время загробного путешествия в грядущее.
Культура Древнего Египта оказала колоссальное влияние на античный мир, где приматы тоже были популярны. Однако по мере приближения к нашей эре (период Римской империи) обезьяны стали фигурировать в литературе как объекты пародии, смеха, забавы.
Что произошло позже, почему популярный в древнегреческом искусстве персонаж исчез из сюжетов византийских и ранних христианских художников? (Обсуждение в ППС.)
Изменение отношения к обезьянам связано с появлением и распространением христианства, отвергающего культовые изображения язычников. Египтяне – язычники, относящиеся к обезьяне, как к одному из богов. Поэтому в Европе с утверждением христианства обезьяна была объявлена существом демоническим. Даже в научных латинских названиях приматов присутствует целый ряд соответствующих слов:
сатана, дьявол, спектрум (привидение), вельзевул, молох.
Однако принадлежность к языческим богам – не единственный «грех» обезьян. Долгое время изучению этих животных мешало и удивительное сходство с человеком. Ведь, согласно Библии, человек – подобие Бога. А сходство обезьяны с человеком дискредитировало эту версию.
Приматы обожествлялись и другими народами, а во многих местах (Индии, Японии, Перу, Китае) почитаются и ныне.

Если суммировать все известные ныне и могущие быть выраженными количественно показатели сходства человека с человекообразными обезьянами, то окажется, что в процентном соотношении оно составляет 90–99%.
Что вместили в себя эти 1–10% различий? Все, что отличает человека от обезьяны. И тут мы подошли к любопытному философскому феномену, который можно назвать феноменом «чуть-чуть».
Этот феномен давно известен в искусстве, литературе, физике, химии. О нем писал Л.Толстой, часто говорят художники и музыканты. Суть его в следующем: на определенном уровне развития небольшие изменения могут совокупно привести к новому качеству. Это узлы перехода от одной меры к другой, из одного состояния в другое.
Рассказывают, что однажды П.Пикассо изменил в созданной им статуэтке слона только положение бивней – он получил замечание: бивни не могут быть задраны кверху, и привел их в соответствие с законами анатомии. И искусство погибло, скульптура превратилась в зооэкспонат.
А вот пример из физики: нагрейте воду комнатной температуры на 1–2
о – никто и не заметит, что она стала «чуть-чуть» теплее. Но добавьте 2о на уровне 98оС – вода закипит, активно превращаясь в пар.
По-видимому, нечто сходное произошло в эволюции высших приматов. Казалось бы, совсем незначительные биологические изменения у антропоидов во многих системах органов, всего «чуть-чуть», где – больше, где – меньше, привели в совокупности к гигантскому качественному скачку: появился человек.

Совместная расшифровка новых терминов: примат, приматология. Дети приводят примеры известных им слов с корнем «прима» (примадонна, прима-балерина, прима – первый музыкальный интервал). Использование логического приема отыскания, известного из маскирующих его новых конкретных условий.

 Итак, «приматы» – значит «первые». В каком смысле первые? Почему все прочие – вторые-пятые-десятые? Это мы сегодня и выясним. Выясним, какие морфологические, анатомические, этологические особенности этих животных дают нам основание называть их приматами.
Кроме обезьян и полуобезьян к приматам относится и человек. Это обстоятельство интересно потому, что, говоря о морфологических признаках приматов, легко представить и показать их на себе. И это будет биологически корректно.

  1. Демонстрация презентации по классификации приматов, особенностям образа жизни. Запись классификации в тетрадь.

Полуобезьяны   обезьяны  (широконосые, узконосые, человекообразные)

  1. Итак, мы с вами продолжаем разбираться, почему приматы первые?

Работа в парах. Учащиеся выдвигают версии об отличии указанных органов у приматов от этих же органов у других млекопитающих с опорой на изображения на доске.

Обсуждение ответов.

РУКА– хватательная, пятипалая, пальцы 4+1, подвижно соединенные, кисть с предплечьем, развитая ключица;
ГЛАЗА -  расположены на лицевой стороне черепа;
МОЗГ -  высокоразвитый, с большей по площади, чем у других млекопитающих, корой больших полушарий.

  1.   Физминутка.

 Рука- пересыпание фасоли, бобов, махи руками, что доказывает прикрытую информацию.

Глаза – посмотрите вокруг, покрутите головами. Посмотрите ближе-дальше. Как мы видим предметы? Это доказывает……
Мозг – достают банан. Это доказывает ……

….(рука) обеспечивает недоступные другим животным возможности: схватывать предметы, образовывать горсть, совершать широкие движения в разных плоскостях, т.е. рука – совершенный рычаг и манипулятор;
…(
глаза) зрение объемное, стереоскопическое;
…(
головной мозг) этот показатель важен, учитывая, что мозг – мыслящий субстрат.

Учитель. Весь комплекс рука-глаза-мозг является фундаментальной предпосылкой способности к труду. Приматы широко используют различные предметы для достижения своих целей. О том, что высоко висящий в клетке банан обезьяна достает, поставив друг на друга ящики и используя палку, знают все. А вот менее известные факты: обезьяны мнут руками листья и этой «губкой» извлекают дождевую воду из углубления дерева, куда добраться языком невозможно. Обезьяны прикасаются палочкой к тому, к чему не хотели бы притронуться рукой. С помощью шеста преодолевают водоем, травой очищают тело от грязи.

  1. Работа с учебником.  Найти дополнительные особенности приматов. Обсуждение.
  2. Итак, давайте вернёмся к нашему вопросу и сформулируем почему же приматы первые? Запись в тетрадь.

- Формирование хватательной пятипалой руки обеспечивает возможность…….

- Глаза расположены на лицевой стороне, что обеспечивает объёмное стереоскопическое зрение

- Высокоразвитый мозг с большей площадью коры больших полушарий обеспечивает мыслительную деятельность

- Весь комплекс рука-глаза-мозг является фундаментальной предпосылкой способности к труду.

  1. Рефлексия. Что запомнили?
  2. Домашнее задание. – п. 35

                                 - на «4» и «5»

1. Актуализация опорных знаний

Повторение признаков класса Млекопитающие и подкласса Плацентарные, понятия систематического родства живых организмов (фронтально и в парах постоянного состава, – Приложение 1).

2. Мотивация деятельности учащихся

На доске – высказывание Винсона Брауна: «...накопление знаний подобно росту дерева...»

Учитель. Вот и сегодня мощный ствол биологических знаний каждого из вас прирастет новой веточкой сведений о совершенно удивительной группе животных – о приматах.

3. Подготовка к изучению новой темы

Совместная расшифровка новых терминов: примат, приматология. Дети приводят примеры известных им слов с корнем «прима» (примадонна, прима-балерина, прима – первый музыкальный интервал). Использование логического приема отыскания, известного из маскирующих его новых конкретных условий.

Учитель. Итак, «приматы» – значит «первые». В каком смысле первые? Почему все прочие – вторые-пятые-десятые? Это мы сегодня и выясним. Выясним, какие морфологические, анатомические, этологические особенности этих животных дают нам основание называть их приматами.
Кроме обезьян и полуобезьян к приматам относится и человек. Это обстоятельство интересно потому, что, говоря о морфологических признаках приматов, легко представить и показать их на себе. И это будет биологически корректно.

4. Изучение новой темы

Учитель обращает внимание детей на доску, где под названием темы написано:

1. Рука–
2. Глаза–
3. Головной мозг–
(
Вся остальная информация прикрыта).

Ученикам предлагается рассмотреть таблицы и рисунки и обсудить в парах постоянного состава, что отличает переднюю конечность, глаза и мозг приматов от соответствующих органов других млекопитающих. Выслушав мнения детей, учитель открывает следующую часть информации на доске:

(рука) – хватательная, пятипалая, пальцы 4+1, подвижно соединенные, кисть с предплечьем, развитая ключица;
(
глаза) расположены на лицевой стороне черепа;
головной мозг высокоразвитый, с большей по площади, чем у других млекопитающих, корой больших полушарий.

Учитель. Почему такое строение руки, глаз и мозга может определить первенство приматов в органическом мире?
Дети пытаются ответить на вопрос, работая в ППС. Выслушав мнения детей, учитель открывает продолжение записей на доске:

(рука) обеспечивает недоступные другим животным возможности: схватывать предметы, образовывать горсть, совершать широкие движения в разных плоскостях, т.е. рука – совершенный рычаг и манипулятор;
(
глаза) зрение объемное, стереоскопическое;
(
головной мозг) этот показатель важен, учитывая, что мозг – мыслящий субстрат.

Учитель. Весь комплекс рука-глаза-мозг является фундаментальной предпосылкой способности к труду. Приматы широко используют различные предметы для достижения своих целей. О том, что высоко висящий в клетке банан обезьяна достает, поставив друг на друга ящики и используя палку, знают все. А вот менее известные факты: обезьяны мнут руками листья и этой «губкой» извлекают дождевую воду из углубления дерева, куда добраться языком невозможно. Обезьяны прикасаются палочкой к тому, к чему не хотели бы притронуться рукой. С помощью шеста преодолевают водоем, травой очищают тело от грязи.

Далее учитель обращает внимание детей на текст параграфа в учебнике «Отряд Приматы» и просит найти в нем дополнительные характеристики отряда приматов (наличие ногтей и одной пары молочных желез).

Пошаговая рефлексия

Учитель. Морфологические особенности каких органов указывают на эволюционную продвинутость приматов?
Один из учеников называет органы и дает краткий комментарий. Остальные делают записи в тетрадях.
Учитель. По своему образу жизни приматы – чаще стадные животные, хотя среди них есть и такие, которые живут парами и в одиночку. Стадо – величайшее благо. Это и крепость1 , и семья, и школа. Работая в ППС, дети находят аргументы в пользу последнего утверждения.
Учитель. Во главе стада – вожак, доминант, альфа-самец (синонимичные понятия). Он – самая сильная особь в стаде, он принимает решения: бежать или драться, идти или остановиться на ночлег, он регулирует отношения в стаде. Выполняя эти нелегкие обязанности, вожак присваивает себе некоторые привилегии. Он первым берет пищу, выбирая при этом лучшую. Потом приступают к трапезе его фаворитки, затем сильные, половозрелые самцы, затем незнатные самки и в последнюю очередь – подростки.
Однако при этом для соблюдения порядка необходимо, чтобы каждый член стада находился в пределах видимости вожака. А потому описанная выше ситуация характерна для обезьян, живущих в открытых местах, например для стада павианов в саванне.
Далее учитель предлагает работу по сравнению биологических объектов для выделения общих (сходство) и частных (различия) особенностей. Сравнивается организация групп у павианов и мартышек (обезьян, живущих в лесу, на деревьях). На уроке заполняется часть таблицы, посвященная павианам. После этого показывается видеосюжет (три минуты), дающий необходимую информацию для выполнения домашнего задания – занесения в таблицу сведений о мартышках.
Далее учитель рассказывает о культе обезьяны в древнем мире и об отношении к ней в христианской Европе (Приложение 2).
Дети структурируют услышанную информацию и фиксируют ее (графически или текстом – по выбору).
Данный смыслообразующий элемент урока не несет религиозной или атеистической воспитательной подоплеки, а преподносится как историческая данность. Новый поворот в теме разговора имеет стимулирующий мотивацию эффект. Отрабатывается совершенствование навыков фиксирования информации со слов учителя.
Учитель. Ряд видов обезьян, систематически наиболее близких к человеку, называют человекобразными, или антропоидами. Закрепление нового термина с использованием логических приемов анализа и синтеза: антропология, антропоцентризм, антропометрия.
Учитель дает задание: прочитать текст в учебнике, найти признаки сходства африканских антропоидов и человека (широкое голое лицо, небольшие ушные раковины, умение вытягивать губы, отсутствие хвоста, активное использование орудий, богатая мимика) и выписать их в тетрадь.
Далее учитель демонстрирует изображения лица приматов с выражением удивления, внимания, радости. Дети безошибочно определяют мимику. Вывод: приматы – эмоционально богаты и в этом смысле тоже первые.

Разные выражения морды плащеносных павианов

Учитель. Люди, обезьяны – мы очень похожи. На любого человека большое впечатление производит прикосновение обезьян друг к другу руками (рукопожатие), губами (поцелуй). Лакомый кусочек обезьяны выпрашивают протянутой рукой ладонью вверх, ковыряют палочкой в ушах, зубах... Обезьяны – единственные животные, способные, как и человек, к преднамеренному обману.
Далее учитель предлагает зарисовку из жизни павианов (Приложение 3). Ребята должны определить, какие особенности поведения отражают приведенные факты (жесткие иерархические отношения, способность к преднамеренному обману). Вывод: сложное поведение приматов – еще одно подтверждение того, что они «первые».

Общая рефлексия

Учитель. Какие особенности морфологии и этиологии обезьян дают основания назвать их приматами?

Предполагаемый ответ одного из учеников по схеме: рука-глаза-мозг --> орудийная деятельность, мимика, преднамеренный обман.
Учитель. Где-то в Заире бродят последние из уцелевших в природе 150 карликовых шимпанзе. Где-то на границе Уганды и Руанды осталось в живых всего 300 горилл. В тропических лесах разных континентов вымирают лори, игрунки, колобусы, тамарины, индри, тупайи, долгопяты. Вымирают и другие животные. Но в случае с приматами, человек испытывает не только чувство вины и жалость, как ко всем зависящим от нас существам... Ведь они – ближайшие наши родственники, живой привет нам из нашего эволюционного прошлого. Кто спасет их? Мы – люди!
Возможный, но не обязательный элемент завершающей части урока –
 философский. Обсуждение феномена «чуть-чуть» (Приложение 4) способствует развитию умения экстраполировать знания на новую плоскость, сводить разрозненные факты вместе и получать целостную картину.

Карликовые мартышки

Карликовые мартышки

Домашнее задание: параграф «Приматы» в учебнике; осмысление и комментарий записей в тетради; заполнение таблицы. Необязательная часть: привести примеры из истории, географии, языка, химии, иллюстрирующие философский феномен «чуть-чуть».

Павианы

Мартышки
(эта часть таблицы заполняется дома)

1. Живут на земле в саванне

2. Открытые, хорошо просматриваемые пространства

3. Один вожак с безграничной властью управляет стадом

4. При поиске пищи и защите полагаются на верховную впасть

5. Территория метится одним вожаком

6. Жестко регламентированная иерархия

1. Живут на деревьях в лесу

2. Плохо просматриваемое вдаль пространство

3. Несколько сильных особей управляют отношениями в группах

4. Полагаются на себя и лидера группы

5. Локальные участки метятся лидерами групп

6. Демократическая иерархия

Приложение 1

Признаки класса Млекопитающие: наличие волосяного покрова, вскармливание детенышей молоком, гомойотермия, наличие сальных и потовых желез.
Признаки подкласса Плацентарные: наличие матки и плаценты, молочные железы оканчиваются сосками, рождение развитых детенышей.

Возможные задания для работы в ППС

Определить систематическое родство:

1) шимпанзе карликовый и береза карликовая (родство на уровне Империи Жизнь);
2) шимпанзе карликовый и инфузория балантидий (
родство на уровне царства Животные);
3) шимпанзе карликовый и таракан рыжий (
родство на уровне подцарства Многоклеточные животные);
4) шимпанзе карликовый и ланцетник обыкновенный (
родство на уровне типа Хордовые);
5) шимпанзе карликовый и белый журавль стерх (
родство на уровне подтипа Черепные);
6) шимпанзе карликовый и сумчатый волк
 (родство на уровне класса Млекопитающие);
7) шимпанзе карликовый и крот алтайский
 (родство на уровне подкласса Плацентарные);
8) шимпанзе карликовый и человек разумный (
родство на уровне отряда Приматы)2 .

Приложение 2

В Древнем Египте культ обезьяны существовал несколько тысяч лет. Обезьяны изображены на многих памятниках материальной культуры того времени. «Живые небожители», фараоны, обладавшие колоссальной властью, украшали себя хвостами павианов. Двадцать павианов на западной стене гробницы Тутанхамона защищают его душу во время загробного путешествия в грядущее.
Культура Древнего Египта оказала колоссальное влияние на античный мир, где приматы тоже были популярны. Однако по мере приближения к нашей эре (период Римской империи) обезьяны стали фигурировать в литературе как объекты пародии, смеха, забавы.
Что произошло позже, почему популярный в древнегреческом искусстве персонаж исчез из сюжетов византийских и ранних христианских художников? (Обсуждение в ППС.)
Изменение отношения к обезьянам связано с появлением и распространением христианства, отвергающего культовые изображения язычников. Египтяне – язычники, относящиеся к обезьяне, как к одному из богов. Поэтому в Европе с утверждением христианства обезьяна была объявлена существом демоническим. Даже в научных латинских названиях приматов присутствует целый ряд соответствующих слов:
сатана, дьявол, спектрум (привидение), вельзевул, молох.
Однако принадлежность к языческим богам – не единственный «грех» обезьян. Долгое время изучению этих животных мешало и удивительное сходство с человеком. Ведь, согласно Библии, человек – подобие Бога. А сходство обезьяны с человеком дискредитировало эту версию.
Приматы обожествлялись и другими народами, а во многих местах (Индии, Японии, Перу, Китае) почитаются и ныне.

Приложение 3

Молодой павиан заметил взрослую самку, откопавшую вкусное корневище, и издал такой пронзительный крик, будто на стадо напали хищники. Высокоранговая мать подростка мигом оказалась рядом. Недавняя обладательница корневищ пустилась наутек, а подросток завладел ее добычей.
Подросток гамадрил обидел малыша. На плач прибежала взрослая самка. Подросток, ничуть не смутившись, встал во весь рост и сосредоточенно устремил свой взор на дальние холмы. Самка отвлеклась от малыша и тоже стала вглядываться вдаль. Подросток остался безнаказанным.
Работники Сухумского питомника обезьян не раз видели, как диктатор-вожак берет первым корм при напряженном, но безропотном согласии остальных членов группы. Это правило обезьяньего сообщества. Но бывает, что самочка или подросток схватит лакомый кусочек, зажав его в кулак. При этом заводит руку за спину и сидит с таким невинным выражением на мордочке, будто совершает самое благочестивое действие.

Приложение 4

Если суммировать все известные ныне и могущие быть выраженными количественно показатели сходства человека с человекообразными обезьянами, то окажется, что в процентном соотношении оно составляет 90–99%.
Что вместили в себя эти 1–10% различий? Все, что отличает человека от обезьяны. И тут мы подошли к любопытному философскому феномену, который можно назвать феноменом «чуть-чуть».
Этот феномен давно известен в искусстве, литературе, физике, химии. О нем писал Л.Толстой, часто говорят художники и музыканты. Суть его в следующем: на определенном уровне развития небольшие изменения могут совокупно привести к новому качеству. Это узлы перехода от одной меры к другой, из одного состояния в другое.
Рассказывают, что однажды П.Пикассо изменил в созданной им статуэтке слона только положение бивней – он получил замечание: бивни не могут быть задраны кверху, и привел их в соответствие с законами анатомии. И искусство погибло, скульптура превратилась в зооэкспонат.
А вот пример из физики: нагрейте воду комнатной температуры на 1–2
о – никто и не заметит, что она стала «чуть-чуть» теплее. Но добавьте 2о на уровне 98оС – вода закипит, активно превращаясь в пар.
По-видимому, нечто сходное произошло в эволюции высших приматов. Казалось бы, совсем незначительные биологические изменения у антропоидов во многих системах органов, всего «чуть-чуть», где – больше, где – меньше, привели в совокупности к гигантскому качественному скачку: появился человек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...