Модель организации проектной деятельности по биологии
методическая разработка по биологии на тему

Модель организации проектной деятельности обучающихся  по биологии в урочной и неурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_organizatsii_proektnoy_deyatelnosti_po_biologii.docx27.22 КБ

Предварительный просмотр:

Модель организации проектной деятельности по биологии. (слайд)

"Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность".
Бернард Шоу
 (слайд)

Работая учителем биологии  уже много лет, я всегда старалась подходить к своей работе творчески. Сама наша профессия заставляет нас «шагать в ногу со временем»: внедрять в процесс обучения прогрессивные педагогические технологии.

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности обучающихся - проектной деятельности.

 Хочу представить  вашему вниманию модель организации проектной деятельности обуч-ся Хандальской школы.

Одним из положений  системы оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования Хандальской школы, являются особенности оценки метапредметных результатов.

        Одной из процедур итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита индивидуального проекта выпускниками основной школы.

Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов. Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого  обучающегося, который сам выбирает как тему, так и руководителя проекта.    Тема  проекта утверждается приказом по школе.

Результатом (продуктом) проектной деятельности  может быть любая из следующих  работ: (слайд)

а) письменная работа  (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы,  отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);

б) художественная творческая работа 

в) материальный объект, макет

г) отчётные материалы, (которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.)

В состав материалов включаются:(слайд)

1)  продукт проектной деятельности, представленный в одной из описанных выше форм;

2) подготовленная учащимся  краткая пояснительная записка к проекту  (согласно требованиям ОООП)

3) отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы учащегося  в ходе выполнения проекта.

Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией  представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя.

Выделяются два уровня сформированности навыков проектной деятельности:  базовый  и  повышенный.

Описание критериев, желающим ознакомиться, могу предложить в печатном варианте.

Содержательное описание критериев (слайд)

Критерий

Уровни сформированности навыков проектной деятельности

Базовый

Повышенный

Сформированность познавательных учебных действий

(способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем)

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного.

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания  или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы.

Сформированность предметных знаний и способов действий

Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки.

Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют.

Сформированность регулятивных действий

Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии.

Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления.

Сформированность коммуникативных  действий

Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы.

Тема ясно определена и пояснена. Текст сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа, сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы.

Максимальная оценка по каждому критерию не должна превышать 3 баллов.  Достижение базового уровня (отметка «удовлетворительно») соответствует получению 4 первичных баллов (по одному баллу за каждый из четырёх критериев), достижение повышенного уровня соответствует получению 7—9 первичных баллов (отметка «хорошо»),  или 10—12 первичных баллов  (отметка «отлично»).

А сейчас я хочу представить более подробно проектную деятельность обучающихся по биологии.

Для обучающихся 5-8 классов по новым ФГОС, в отличие от выпускников 9 класса, допускается выбор как индивидуального, так и группового итогового проекта. На слайде представлены темы итоговых проектов по биологии, выполненные ребятами 5-7 классов.

Темы  итоговых проектов по биологии. (слайд)

Название проекта

год

класс

Вид проекта

Авторы проекта

Аптека на подоконнике

2016

5

исследовательский

Вараева Алина

Организм – единая система

2017

6

информационный

Вараева Алина

Правила поведения в природе

2017

5

Практико -ориентированный

Тарасевич Сергей

Каверзин Влад

Лев – царь зверей

2017

5

информационный

Уляков Владимир

Грибы

2017

5

творческий

Тюлькова Анна

Фролкина Кристина

Жуки

2017

5

исследовательский

Кириллов Андрей

В текущем учебном году пятеро из 13 учащихся 5-7 классов уже определились с  темами  итоговых проектов по биологии.

Проектная деятельность обучающихся занимает немаловажное место не только в качестве итоговой аттестации.  Ученический проект является одной из форм внеурочной деятельности, так, в 5 классе по биологии на проектирование отводится 1 час, в 6 классе – 2час, в 7 – 4 час.  Выбор тематики  проектов  в разных ситуациях может быть различным. Например, в 5 классе помимо тем, которые представлены в рабочей программе по биологии, я использую темы проектов по учебному  курсу «Биологическое краеведение», в 6 классе – по курсу «Среда обитания».

Мною отработана модель организации учебного проекта в традиционной форме и представлена следующими этапами: (слайд)

  1. Выбор темы проекта.
  2. Составление плана реализации проекта.
  3. Формирование групп учащихся.
  4. Разработка технического задания.
  5. Контроль выполнения и коррекция.
  6. Организация защиты проекта.
  7. Осуществление оценки проекта.
  8. Коррекция модели.

Предложенная модель организации проектной деятельности учащихся является универсальной. Организация конкретного проекта будет зависеть от его типа и, соответственно, отличаться набором конкретных этапов его реализации, трудоемкостью выполнения отдельных этапов и количеством исполнителей.

Приступая к созданию учебного проекта,  следует соблюдать ряд условий:
– необходимо предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика;
– выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить идею, обсудить ее с учениками.

При формировании групп учащихся, где перед каждым стоит своя задача, распределяются обязанности, учитываются склонности учащихся к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. В состав групп включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.

Выполнение проекта связано с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации,  и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, постеры, чертежи, викторины и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. В своей практике я планирую  также мини-проекты, рассчитанные на один урок или его часть. Очень современная и увлекательная форма работы – составление различных коллажей: например: «Грибы», «Сохраним нашу природу».

Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект.

 При выполнении проектной работы необходимо придерживаться, на мой взгляд, следующих рекомендаций:

Во-первых, поскольку проектная работа дает возможность детям выражать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать их, желательно поощрять их самостоятельность.

Во-вторых, проектные работы являются главным образом открытыми, поэтому не может быть четкого плана их выполнения. В процессе выполнения проектных заданий можно вводить и некоторый дополнительный материал.

В-третьих, большинство проектов может выполняться отдельными учащимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах. На уроках  при работе над проектами я чаще всего использую работу в паре или в группах (от 3 до 5 человек) в зависимости от темы. Это способствует развитию учебно-социальных навыков, которые крайне важны в современной жизни.  При работе в команде дети учатся определять объем информации и последовательность работы с ней, распределять сферы ответственности, объединять результаты исследований  и делать общие выводы. 

Но проектная деятельность обладает как достоинствами, так и недостатками.

Достоинства метода проектов:

 - отсутствие готовых и однозначных решений (моделирование жизненной ситуации);

- развитие навыков самообразования и самоконтроля;

-развитие навыков групповой деятельности;

- повышение информационной культуры – развитие навыков поиска, сбора, обработки и представления информации, в том числе и с использованием ИКТ;

- повышение мотивации;

- развитие самостоятельности и инициативы, творческих способностей, способностей учащихся к самооценке;

- интеграция различных предметов.

Недостатки метода проектов:

- проблема субъективной оценки творческой работы;

- переоценка своих возможностей и попадание в стрессовую ситуацию из-за невозможности уложиться в определенные сроки;

- психологические коммуникативные проблемы: деление группы на «работяг» и «балласт»;

        В процессе работы над проектом учащиеся имеют возможность на практике использовать знания и методы, взятые из других областей (истории, географии, музыки, кино, компьютерных технологий, дизайна и т.д.).

В итоге создается реальный продукт: график, диаграмма, плакат, листовка, буклет, рекламный проспект и т.д., – который можно увидеть и потрогать. Это может быть также классическая «бумажная версия», выполненная карандашами, фломастерами или красками на листе бумаги. (слайд) Однако дети предпочитают компьютерные технологии. (слайд)

Не могу оставить без внимания проектную деятельность обучающихся на пришкольном участке, которая играет важную роль в повышении качества знаний учащихся по биологии, знакомит их с методами приложения наук в практической деятельности человека, служит средством приобщения учащихся к самостоятельному поиску и обобщению знаний, способствует, совершенствованию практических умений и навыков, знакомит с научными основами сельскохозяйственного производства, воспитывает интерес к сельскому хозяйству и играет важную роль в профориентационной работе. Школьный учебно опытный участок – это лаборатория биологии под открытым небом, в которой можно реализовать множество различных видов проектов по биологии, сельско-хозяйственному труду. Учебно – опытный участок является основным источником для заготовки коллекций и раздаточного материала для кабинета биологии. Ребята не только знакомятся с агротехникой выращивания культур, но и овладевают навыками проектно - исследовательской деятельности. Причём исследовательские проекты  учащихся часто не заканчиваются в один сезон и продолжаются в течение нескольких лет.

Тематику проектов мы выбираем разнообразную, каждый ребенок имеет право на выбор темы своей проектно - исследовательской работы, которая ему наиболее интересна. По итогам исследовательских работ, ребята участвуют в НПК школьного и муниципального уровня. Несколько лет назад на школьном совете ребята решили ввести в традицию проект «Лучшая клумба». (слайд). Каждому классу предлагается место под клумбу. Класс сам планирует её форму, дизайн, закупает семена (рассаду), или приносит из дома, ухаживает. Осенью проводим традиционные выставки, конференции, смотры, где подводим итоги работы пришкольного участка за лето.

На слайде представлены темы некоторых исследовательских проектов, реализуемых на базе учебно – опытного участка.

В заключении хочется сказать, что проектная деятельность положительно воспринимается учащимися, она воздействует на их эмоциональную сферу, расширяет их кругозор, способствует развитию речевых навыков и умений, учит работать с информацией, осуществлять исследование и анализ.

В перспективе я планирую более широко использовать проектный метод во внеурочной деятельности и в рамках учебного курса. Это позволит разнообразить учебную деятельность, сформировать творческую личность, умеющую адаптироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание школьников через организацию проектной деятельности на уроках химии и биологии

Тема опыт  « Экологическое воспитание школьников через организацию  проектной  деятельности на уроках химии и биологии»...

Организация проектной деятельности на уроках биологии в 5 классе

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения диктует учителям ориентировать обучающихся на самостоятельное учение. Наиболее оптимальным методом при этом можно считать метод п...

Организация проектной деятельности на уроках биологии в 5 классе

В Федеральном государственном образовательном стандарте ведущая роль отводится умениям по работе с текстами (т.к. мы учим детей учиться самостоятельно)....

Современная модель организации проектной деятельности: требования ФГОС

В материале раскрываются принципы организации проектной деятельности в условиях ФГОС...

Современная модель организации проектной деятельности: требования ФГОС

Презентация для выступления по теме "Современная модель организации проектной деятельности: требования ФГОС"...

Педагогический проект "Организация проектной деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности , как единый процесс самореализации и социализации личности"

Данный педагогический проект показывает, как важно в настоящее время создать условия для самостоятельных действий учащихся в решении определенных задач, вызванных жизненной ситуацией и как необходимо ...