краеведческие чтения
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Ополева Нина Яковлевна

материал о сражавшемся и  захороненном в Козельске в годы ВОВ Капралове Ф.В. с которым выступали краеведы школы на краеведческих чтениях ""Ту память хранят обелиски"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_v_6b_klasse_po_teme.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 6 классе по теме: «Плоды».

Урок разработан согласно всем требованиям ФГОС ООО.

Урок разработан учителем биологии:

Ополевой Н.Я.(учитель высшей категории).

Козельск 2014г

Урок по теме: «Плоды».

Цели.

Предметные результаты:

1. Формировать умение определять основные органы растений (плод).

2. Формировать умение объяснять особенности строения плодов, их многообразие и роль в жизнедеятельности растения.

3. Формировать умение понимать смысл биологических терминов: плод.

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

1. Сформировать умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

3. Сформировать умения планировать свою индивидуальную образовательную траекторию, работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).

Познавательные УУД

1. Сформировать умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

2. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД

Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Оборудование: Таблицы «Плоды».икт

Кочан капусты, шишка ели, клубень картофеля, корнеплод моркови.

8 чашечек, 24 зубочистки.

У каждого на столах плоды: оливки, сливы, яблоко, груша, мандарин, грецкий орех, лесной орех, арахис, семя подсолнечника, рис, киви, банан, ананас, огурец, помидор.

Организационный момент

. Давайте улыбнёмся друг другу, настроимся на поиск и творчество и начнём наш урок..

У нас 4 команды

В каждой команде есть капитан.

На столах лежит инструктивная карта, с составом  команды. Капитан внимательно слушает ответы, дополнения команды и по ходу отмечает баллы, каждому участнику, по 1 баллу.

- В команде должны работать все, в конце урока капитан выставит оценку каждому учащемуся.

И так начнем нашу работу.

Корень учения горек, да плод сладок. (слайд 1) из этого высказывания назовите органы цветкового растения.

Ученик: Корень и плод.

Учитель: Какие еще органы цветкового растения вы знаете?

Ученик: Побег, состоящий из стебля, листьев и почек, цветок, и семя.

Учитель: Для чего нам нужно так подробно изучить  этот материал?

Ученик: Чтобы знать, как ухаживать; какую пользу приносят человеку, животным и всей природе в целом; где можно применять; какие растения опасны или ядовиты и их надо избегать, бережно к ним относиться.

Учитель: Какой из перечисленных нами органов растения мы еще не изучили?

Ученик: Плод.

Учитель: сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. Записывают тему в тетрадях

И так сегодня мы будем говорить о плодах.

Давайте определим основные задачи сегодняшнего урока. Что нам предстоит изучить?

- Понятие плод.

- Из чего образуется плод.

- Классификацию. Примеры плодов.

- Значение, распространение плодов.

Давайте попробуем решить спор двух товарищей. Они запутались и не знают, к какой части растения это отнести? Определим, что же это за часть растения?

 слайд- Кочан капусты

- Шишка ели

- Клубень картофеля

- Морковь

Кочан капусты – это не плод, так как он образовался до цветения растения. Это двулетнее растение. Плод образуется только после появления цветка. Это почка – часть побега.

Шишка ели – у ели нет цветков, поэтому не может быть плодов. Шишка – это побег.

Клубень картофеля – это видоизменённый побег. Наличие глазков – почек, междоузлие. Внутреннее строение как у стебля.

Морковь – это корнеплод, где в запас откладываются питательные вещества.

Как же происходит образование плодов?

(Вспомните строение цветка, какие части цветка принимают участие в образовании плодов?)

( Слайд: цветок яблони – плод яблони внутри семена)

Как связаны между собой эти органы растений? Какие процессы, должны произойти с цветком, чтобы на его месте появился плод?

( Опыление, оплодотворение)

Работа со слайдами состав плода,

Слайд структура видового понятия

слайд Плод - это орган цветковых растений, развивающийся из цветка , состоящий из семян и околоплодника.

Сейчас давайте обратимся к плодам, которые находятся у вас на столах.

Возьмите зубочистки и попробуйте проколоть аккуратно каждый плод.

Все ли плоды удалось проколоть? (нет)

Почему? (оболочка плода жёсткая)

Какие изменения произошли с плодами? После того, как вы их прокололи? ( из некоторых плодов вытекает сок)

Как можно назвать те плоды, из которых вытекает сок? (сочные)

А как назовём плоды, из которых сок не вытекает? (сухие)

слайд

Разделите на 2 тарелочки плоды: в 1 – сочные, во 2 – сухие.

Слайд кино

А чем ещё отличаются плоды? ( по количеству семян)

Слайд     односеменные  и  многосеменные

фильм

У каждого плода есть свои названия, давайте с ними познакомимся у вас на столах инструктивные карточки с названиями плодов. И учебники стр 143-144.

(читают)

 Игра Сочные плоды:

Ягода – сочный плод с мякотью, покрытый снаружи тонкой кожицей, внутри плодов находится много мелких семянСмородина, виноград.

Яблоко – сочный плод с мякотью, покрытый кожицей, но семена лежат в пленчатых сухих камерах. Яблоко, рябина, груша.

Тыквина – семена лежат в сочной мякоти, но наружный слой околоплодника деревянистый (арбуз, тыква, огурец).

Померанец или гесперидий – ягодовидный плод у цитрусовых (апельсин, лимон, мандарин).

Костянка – сочный плод с тонкой кожицей, мякотью и косточкой, внутри которого находится 1 семя (вишня, слива).

Сухие плоды:

Орех – околоплодник жесткий, деревянистый, семя лежит свободно (лещина, фундук).

Желудь – околоплодник менее жесткий, плод окружен защитным покровом. (дуб).

Семянка – сухой плод, околоплодник прилегает к единственному семени, но не срастается с ним (подсолнечник, одуванчик).

Зерновка – сухой плод, околоплодник срастается с семенной кожурой (рожь, пшеница, рис).

Боб – сухой плод, который вскрывается двумя створками (горох, фасоль, бобы).

Стручок – сухой плод с двумя створками, но семена развиваются не на створках, а на перегородке плода (репа, капуста).

Коробочка – сухой плод, в котором находятся многочисленные семена (мак, тюльпан).

Физминутка.

 Игра « Топни – хлопни »

Сухие плоды – топни

Сочные плоды – хлопни

 Семянка (т)

 Костянка (Х)

Зерновка (Т)

 Орех (Т)

 Ягода (Х)

 Коробочка (Т)

 Тыквина (Х)

 Стручок (Т)

Найдите плод оливы? Как он называется? Почему?

Почему вы решили, что плод оливы – костянка? (внутри косточка)

 Слайд Как вы думаете, оливка и маслина – это два разных растения?

 Слайд Ученик 1. Маслину европейскую еще называют оливковым деревом. Высота вечнозеленых деревьев 10-15 метров. Доживает до весьма преклонного возраста. У отдельных экземпляров он превышает 1000–2000 лет. Плод – оливка – представляет собой костянку с наружным кожистым слоем околоплодника, который бывает различно окрашенным (от беловатого до темно-синего). Под ним лежит богатая маслом мякоть, окружающая внутренний каменистый слой околоплодника, который заключает в себя семя. Мякоть плодов содержит 25-80 % невысыхающего масла. Для извлечения масла оливки измельчают и прессуют. Масло, собранное после первого отжима, очищают и получают превосходное светло-желтое или золотисто-желтое масло, которое сразу можно употреблять в пищу. Оставшуюся массу вторично отжимают под большим давлением и получают масло для технических целей (деревянное масло). Оливковое масло пригодно не только для питания человека, его применяют в медицине, в фармацевтической промышленности в качестве основы лекарственных средств, в парфюмерии, а также как смазочное масло и для заправки масляных ламп. В древности оливковое масло считалось символом чистоты. Только с появлением мыла оливковое масло перестали применять с гигиенической целью. Из оливок не только извлекают масло, их просто едят, причем во все возрастающих количествах. Из-за очень горького вкуса, что объясняется присутствием галловой и таниновой кислот, оливки не едят сырыми, но в соленом виде они вкусны. Их собирают и помещают в сосуды с рассолом, где они подвергаются продолжительному (от 3 до 10 месяцев) брожению, и только после этого становятся съедобными. Аналогично обрабатывают созревшие, синие оливки – популярный пищевой продукт. Оливковое, прованское масло, получаемое из них, используется для консервирования рыбопродуктов, при приготовлении пищи.

 Слайд Почему плод груши, как и плод яблони, называют яблоком?

Давайте внимательно посмотрим на дольку яблока и груши. Что вы можете о них сказать? (они похожи)Что же участвует в образовании , как у яблока, где в образовании плода прочитайте на стр 144, слайд (кроме завязи принимает участие, разросшееся цветоложе, основания чашелистиков, лепестков, нижние части тычинок, называются яблоко.

Ученик 2. Издревле существует поверье: врачу нечего делать в доме, где есть яблоки, ибо они источник здоровья, силы, бодрости, молодости. Яблочный сок хорошо утоляет жажду, некалориен, содержит соли калия, фосфора, магния, железа, витамин С, яблочную, лимонную и другие виды органических кислот. Особенно полезен детям и людям с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, при малокровии, гастрите с пониженной кислотностью. Яблоки содержат нерастворимые волокна, которые выводят лишний холестерин, а также растворимые волокна – пектины. Они способствуют очищению организма. Всего одно яблоко в день снижает риск инсульта. Вещество кверцетин, которое содержит яблоко – укрепляет иммунную систему, снимает воспаление.

Посмотрите внимательно на этот плод. (Ананас). Чем же он интересен?

Ученик 3. Плод этот интересен тем, что это не один плод, а несколько сросшихся вместе плодов, то есть, соплодие. Оно очень сочное. Нередко бывает весом до 15 кг. Одиночные фрукты такого веса обычно не имеют. Само растение травянистое, растет в тропических лесах Америки. Польза ананаса. В мякоти ананаса есть витамины группы В, РР, провитамин А, железо, медь, цинк, кальций, магний, йод. Он имеет биологически активные вещества, которые стимулируют пищеварение, очищая кишечник, снижает вязкость крови, понижает давление. Поедая ананасы, можно похудеть. В 225 г. ананаса содержится 2,6 мг. марганца, что составляет 128 % дневной нормы.

рассмотрите плод орех. Что характерно для этого плода? (Покрыт твёрдой скорлупой и внутри семя).

Ученик 4. Лещина обыкновенная – лесной орех. Плоды используют в пищу. Селена ореха содержат большое количество жира (до 70 %). Плоды лесного ореха еще называют фундук. Настоящим орехом по праву называют орех грецкий, принадлежащий семейству ореховых. Ядро ореха – поистине кладезь различных полезных веществ. Оно содержит до 70 % жира, до 20 % белка, а также углеводы, витамины, особенно группы В и Е, минеральные соли. Культурные насаждения ореха намного урожайнее. Так, если в лесу урожайность плодов с 1 га. достигает 100-350 кг, то в культуре – до 1000 – 4480 кг с 1 га, то есть до 400 кг. с одного дерева. Арахис или земляной орех – это однолетнее растение из семейства бобовых, давшего нам горох, фасоль, бобы. После оплодотворения образующаяся завязь начинает постепенно нагибаться к почве и проникает на глубину 8-10 см. Дальнейшее развитие завязи происходит в почве. Поэтому арахис и называется земляным орехом. Образуется плод – боб длиной 1-6 см с 1-2 семенами. Их-то и употребляют в пищу.

МНОГООБРАЗИЕ ПЛОДОВ.

Три подруги поспорили о строении плода шиповника. Первая говорит, что плод шиповника – ягода. Вторая утверждает, что – многоорешек, а третья настаивает, что многосемянка. Помогите разрешить спор девушек. А как считаете вы?

Настоящие плоды образуются из завязи пестика, вот эта красная часть плода образовалась из разросшегося цветоложе, значит, это не настоящий плод, а ложный. А настоящие плоды – мелкие многоорешки.

А правда ли, что: а) В тропических островах растет хлебное дерево?

Правда, в Индии, Индонезии и на других тропических островах растет хлебное дерево. Конечно, на нем растут не батоны, не булочки, не баранки, а круглые тяжелые плоды, по 30 кг каждый. Из их мякоти местные жители пекут в золе лепешки, похожие по вкусу на настоящий хлеб).

б) Правда ли, что существует молочное дерево?

Правда, молочное дерево растет в Бразилии. И еще иногда оно называется там «дерево-корова». Чтобы подоить его, надо надрезать кору, и тотчас в подставленную кружку потечет белая струйка. По вкусу этот древесный сок очень напоминает молоко. 

в) Правда ли, что есть такое дерево, у которого полуметровые плоды?

Правда. Полуметровые плоды колбасного дерева видом хоть и напоминают колбасу, к сожалению, несъедобны.

г) Правда ли , что есть на Земле конфетное дерево?

Правда. Конфетное дерево растет в Индии, Японии, Китае. Это дерево завезли и к нам – на Кавказ и в Крым. Подсушенные на солнце плоды конфетного дерева такие же вкусные и сладкие, как настоящие конфеты.

Физ. Минутка для кистей рук (катание грецкого ореха в ладонях)

Тянемся за яблоком на ветке.

А теперь посоревнуемся. Какие сказки связаны с растениями и их плодами вы знаете? К каким типам относятся плоды упомянутых растений?

Плод боб – “Принцесса на горошине” Андерсен; “Боб, соломина и уголек” братья Гримм; “Петушок и бобовое зернышко” русская народная сказка.

Плод зерновка – русская народная сказка “Мужик и медведь” (рожь); “Конек-горбунок” П. Ершов (пшеница).

Плод стручок – “Мужик и медведь” (река).

Плод тыквина – “Золушка” Ш.Перро (тыква); “Приключение Чиполлино” Дж. Родари (тыква).

Плод ягода – “Приключение Чиполлино” Дж. Родари (вишенка).

 Сундук 

Было - это много лет тому назад.  Однажды любимый слуга одного из кавказских  царей Хосрова за какую-то провинность попал в немилость к царю  и  его бросили в тюрьму, предложили в качестве пищи выбрать один единственный плод. Слуга выбрал этот…Все очень удивились, но слуга объяснил свой выбор так.  « Аромат этого плода будет веселить мне душу, кожура плодов и семена будут полезны для сердца, в мякоти я найду пищу, а сок утолит мне жажду».  Какой плод выбрал слуга?).

Слайд Плод – это приспособление цветкового растения к распространению семян.

Почему необходимо распространять семена? (Чтобы они не проросли рядом материнским растением, и не было конкуренции за питательные вещества, свет и воду).

Изучение способов распространения семян – разгадывание загадок, с последующей записью способов распространения в тетрадь.

Под забором у края степей

Сладко спал одинокий репей,

Спал и видел прекрасные сны,

Как он вцепится в заячью грудь

И в далёкий отправится путь.

 Слайд Животными – крючки, липучки, сладкие, сочные, яркие.

Летят пушинки чистые

За луг, за сад, за лес…

И к нам парашютистами

Спускаются с небес.

 Слайд (Одуванчик)

Ветром – лёгкие, имеются крылышки.

На сучке – арканчик

Держит чемоданчик.

Крышка открылась –

Всё развалилось

 Слайд (созревшие семена гороха)

 Слайд Самораспространение – плоды, вскрываются самостоятельно.

Плывёт утица,

Ныряет, крутится,

От родного берега

Далеко очутится.

Слайд (Кокос)

 Слайд Водой – лёгкие, маленькая плотность.

Выпускает он листы

Широченной широты.

Держатся на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких.

Если их не обойдёшь –

На себе их все найдёшь!

(Лопух)

 Слайд Человеком – крючки, липучки.

 Слайд Способы распространения семян

– Животными

– Ветром

– Самораспространение

– Водой

– Человеком

Каково значение плодов в природе? В жизни человека?

Развитие семени Продукты питания

Созревание семян Корм скоту

Расселение растений Лекарство

Пища для животных Сырьё в промышленности

Освоение новых территорий

Давайте попробуем сформулировать основные выводы по теме: «Плод».

Плоды и семена поспевают на солнце, они несут нам энергию солнца. Но это еще не все. В плодах содержаться витамины, без которых мы не можем быть здоровыми. Плод – важный орган цветочного растения, обеспечивающий развитие, созревание, защиту и распространение семян. Многообразие плодов объясняется различными способами развития и распространения семян. Плоды служат пищей животными и человеку, используются в косметике, парфюмерии, а также для приготовления лекарств, их перерабатывают на консервы, соки, мармелад.

 Слайд О плодах и семенах народ говорил, как о самом сокровенном, слагал пословицы, поговорки, сказки.

Перед вами лежат карточки: оранжевая – сочный плод,

синяя – сухой плод,

красная – односемянной плод,

зелёная – многосемянной плод.

Киви, апельсин, лещина, жёлудь, огурец, мак.

Молодцы! Вы показали хорошие знания. А что вы скажете на прощание.

Почему цветут цветы, это знаем я и ты

:Ведь у каждого растения  семя есть для продолжения.

Плод созреет, упадет –семя в землю попадет.

Потому растут цветы, каждый год растут деревья

И приносят нам плоды. почему мы устаем?

Плохо спим, лекарства пьем? Потому что витаминам мы вниманья не даем.

Овощи, фрукты нужны нам всегда, без них человеку – просто беда

Нигде не найдет ценнее он клад –здоровьем каждый будет богат!

К чему мы все это вам говорим? Чтоб знали природу и ей дорожили.

Любите природу, заботьтесь о ней, Она сейчас многих вещей поважнее.

И счастье нашей планеты Земля, Зависит, быть может, и от тебя.

Рефлексия

Что вы считаете для себя главным на уроке?

Что наиболее запомнилось?

Что было трудным?

Д/З

Попробуйте себя в роли поэтов  составьте  синквейн о плодах, работайте в паре.

Слово капитанам команд. Оцените работу команды и каждого участника.

Спасибо всем за работу на уроке. Все оценки будут выставлены в журнал.

Хочу я  закончить  урок словами Д.И. Писарева.«Знания составляются из мелких крупиц ежедневного   опыта»Сегодня мы с вами получили крупинки  новых знаний,  и очень хотелось  мне, чтобы этих крупинок у вас было  достаточно много.  И чтобы вы стали коллекционерами крупинок знаний.  Спасибо за работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация исследовательских работ учащихся на районных краеведческих чтениях

     В юбилейный для Русской Поляны год  Администрацией городского поселения, Центральной библиотекой, газетой "Голос целины", Комитетом по образованию была объя...

Краеведческие чтения "Судьбы ветеранов"

Данная работа рассказывает о судьбах ветеранов Великой Отечественной войны села Новоюрьево....

Выступление на краеведческих чтениях

Духовно-нравственное воспитание детей средствами музейного краеведения....

VI-е республиканские Давыдовские краеведческие чтения, посвященные 100-летию дополнительного образования детей в России. Наследие П.А. Кельберга – «Ломоносова селенгинского края»

В современной России все явственней проглядывает интерес к краеведению, что обусловлено общественным запросом на самоидентификацию, отвечая на насущные вопросы – кто мы и откуда мы? Не исключени...