Краеведческие чтения "Судьбы ветеранов"
статья по краеведению на тему

Ведищева Нина Николаевна

Данная работа рассказывает о судьбах ветеранов Великой Отечественной войны села Новоюрьево.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kraevedcheskie_chteniya_sudby_veteranov.doc233.5 КБ

Предварительный просмотр:

Судьбы ветеранов 

C:\Documents and Settings\Владелец\Рабочий стол\сайт о школе\Ravnenie na pobedu\sutormina a i.JPG

Сутормина А.И. родилась 27 января 1923 года в селе Новоюрьево в простой крестьянской многодетной семье. Отец умер рано. Мать одна воспитала шестерых детей. Старшие братья работали в колхозе за трудодни. А ей очень хотелось учиться. И в 8 лет мама отправила ее в школу. Училась она хорошо, поэтому ее из 1 класса сразу перевели в 3 класс. В 1940 году закончила семилетку с Похвальной грамотой, а в 1941 началась война. В с. Новоюрьево организовали курсы трактористов, она пошла учиться на эти курсы, успешно их закончила. Работала в колхозе. В 1943 году добровольцем ушла на фронт, надо было защищать свою Родину. Проходила службу на Украинском фронте под командованием маршала Советского Союза И.С. Конева в 183-ем краснознаменном зенитном артиллерийском полку. Работала на коммутаторе телефонисткой при дивизионе в г. Львове, окончила курсы радисток.

 Дежурили у рации, восстанавливали связь. Немцы в 1943 году отступали, поэтому им приходилось воевать с бандеровцами. Победу встретила во Львове. Уволена в запас в звании младшего сержанта 1 августа 1945 года. Награждена медалью «За отвагу». После войны работала в колхозе «13-ый  Октябрь», совхозе «Новоюрьевский». После выхода на пенсию до 65 лет работала техничкой в Доме культуры. Воспитала 8 детей, имеет 19 внуков и 10 правнуков.  

C:\Documents and Settings\Владелец\Рабочий стол\сайт о школе\Ravnenie na pobedu\kopilov.JPG

Копылов А.В. на встрече с учениками Новоюрьевской СОШ

Копылов Андрей Васильевич родился  26 декабря   1926 года в  селе Новоюрьево Тамбовской области в семье крестьянина. Отец   Василий Яковлевич, мать  Агафья Федотовна   работали в колхозе. В семье было 8 человек детей. Жили трудно, часто голодали. Учился в Новоюрьевской школе, закончил 7 классов. В 1943 году был призван в Армию, в 1944 г. - направлен на второй Украинский фронт. Фронтовая специальность - истребитель танков. Моим отделением было уничтожено несколько фашистских танков. За один из боев был награжден первой медалью "За отвагу". Принимал участие в освобождении города Одессы, Румынии, Венгрии, Чехословакии.  В  1945 году при освобождении г. Брно был ранен, здесь погибло около  40 тыс. наших воинов. Затем находился на лечении в госпитале в г. Гедель в Венгрии, где и встретил  День Победы. После выздоровления был направлен на Дальний Восток  на войну с Японией. Там наши войска разгромили хваленую Квантунскую миллионную армию.

 Затем переведен  служить на Курильские острова. На нашем острове (Мати) произошло извержение вулкана. Нас перебросили на остров Сахалин. Там  прослужил 3 года. Закончил офицерскую школу и получил звание  лейтенанта. Был направлен служить в войска ПВО  Приморского края Дальневосточного военного округа. Служил на берегах Японского моря. Сначала   был начальником постов, которые были разбросаны вдоль берега на самых высоких точках гор на протяжении 180 км.   Проходил пешком в день по 45 - 50 км. Потом  был назначен командиром радиолокационной части. Мы  охраняли воздушную границу Родины. Неоднократно наша воинская часть  занимала 1-е места по боевой и политической подготовке. Получил звание капитана.   На дальнем Востоке служил 12 лет. В 1963 году был переведен на Украину в г. Мироновку, Киевской области. Будучи командиром части, получил звание майора, а затем подполковника. В 1976 году демобилизовался в запас. Затем  16 лет работал в профтехучилище военным руководителем.

C:\Documents and Settings\Владелец\Рабочий стол\сайт о школе\Ravnenie na pobedu\SUT.jpg

Суворинов Иван Алексеевич родился 25 июня 1923 года в с. Новоюрьево.   Отец работал бухгалтером – счетоводом, затем землемером, мать вела хозяйство, воспитывала   четверых детей: старшего Ивана, дочь Дарью, сына Василия и младшего сына Алексея. Умерла она рано, едва мне исполнилось 2 года, поэтому нас воспитывали бабушка и дедушка. Я окончил местную семилетнюю школу,, затем уехал в г. Воронеж, чтоб продолжить учебу, и поступил в техникум, окончив который, овладел профессией зоотехника.

Вернувшись из Воронежа, я  был принят на работу в колхоз бухгалтером. В 1941 г. меня взяли на фронт. Сначала я попал в Порт-Артур, затем на Южный Сахалин, который пришлось отвоевывать у японцев. Спустя семь лет   вернулся на родину с победой. По возвращении с войны вновь стал работать бухгалтером, затем заведующим магазина. С 1969 года возглавлял бригаду  электриков,   в течение 4 лет. Затем  меня назначили заведующим нефтебазой, на которой    работал до пенсии. В настоящее время   проживаю в с. Новоюрьево в семье своего второго сына, Алексея.  

C:\Documents and Settings\Владелец\Рабочий стол\сайт о школе\Ravnenie na pobedu\kop p n.JPG

     Копылов  Никита Семенович. гостю нашей встречи, в начале Великой Отечественной войны исполнилось 15 лет. В 1939 году, закончив 6 классов, вместе с друзьями 13-летним мальчишкой уезжает в Москву. Поступает в ремесленное училище на слесаря-инструментальщика. Учебу закончить не удалось, началась Великая Отечественная война. Вернулся домой. Работал в колхозе «Пролетарий», а в 1943 году призвали в армию. Ему еще не исполнилось и 18 лет, так как нужны защитники Родины. Попадает в г. Миликес Ульяновской области. 6 месяцев учебы на стрелка-наводчика по уничтожению танков. Но в бою после учебы не успел побывать. Специальная комиссия из Москвы зачисляет Никиту Семеновича в авиацию, и он прибывает в г.Безынчук  Куйбышевской области где проучился 1 год. После окончания училища попадает в морскую авиацию на юг страны, где начались его полеты. Победу встретил в Гадатуах.

Но повидаться с родными не пришлось. Никиту Семеновича перебрасывают в Литву на борьбу с фашистскими бандами, оставшимися после войны. Эти банды расстреливали коммунистов, семьи всех партийных работников. Из Литвы Никита Семенович попадает в г. Кенигсберг, где прослужил до 1951 года (под аплодисменты  он проходит на сцену).

        Демобилизовался и сразу домой. Дома ждали родители, звала родная земля. Но годы молодые, надо было создавать свою семью. Женился, уехал на Украину работать шахтером. Проработал 4 года, а дума о своих родных местах была постоянно. И все-таки вернулся домой и стал работать трактористом. 30 лет не выпускал из рук рычаги трактора. За свой труд был награжден грамотами, ценными подарками. Был депутатом сельского совета, райсовета. В семье все благополучно. Но в памяти всплывают суровые военные годы. С каждым годом нас, участников Великой Отечественной войны, становится все меньше. К собравшимся хочу обратиться, чтобы любили свою Родину и готовили себя быть ее защитниками, чтобы не было боязни идти в армию. А еще, чтобы не забывали о тех, оставшихся в живых, престарелых людях, которые отстояли вам мирное небо. Счастья вам и здоровья.

Телелейко Александра Ивановна родилась 15 апреля 1922 г в селе Любицкое Медвенского района Курской области. С четырнадцати лет (1936 г) пошла работать на обувную фабрику. 22 июня 1941 года на страну обрушилась беда: грозный враг вероломно перешел границу и напал на нашу  Родину. Началась война. На фабрике, где работала Александра Ивановна, стали шить сапоги для фронта.

C:\Documents and Settings\Владелец\Рабочий стол\сайт о школе\Ravnenie na pobedu\teleleiko.jpg

В начале 1943 года враг приближался к Курску, все силы были брошены на оборону города. Александра Ивановна вместе с другими рабочими  фабрики принимала участие в строительстве окопов. Но работу часто приходилось прерывать, потому что  местность обстреливалась немецкими войсками.

С 14 декабря 1943 г по 11 мая 1945г добровольно поступила на работу санитаркой в передвижной эвакуационный госпиталь № 2023, который входил в состав Действующей армии. Передвижной госпиталь состоял из 150 вагонов, в которых вывозили раненых с фронта. Госпиталь двигался вместе с фронтом. Александре Ивановне приходилось собирать раненых с поля боя. Пришлось видеть смерть и боль. Земля была залита кровью. Вместе с госпиталем Александра Ивановна дошла до Польши, где продолжала работать по 9 октября 1945г. В настоящее время проживает в селе Новоюрьево.

Стародубцев Михаил Карпович   родился в 1923 году в селе Новоюрьево Староюрьевского района Тамбовской области в семье крестьянина. Закончив 4 класса, пошел работать с отцом. Когда исполнилось 16 лет, то уехал в г. Воротай Московской области, где работал на пороховом заводе. Началась война, враг подступил к Москве. Вернулся домой, а отец и старший брат уже ушли на фронт. 9 ноября 1941 года получил повестку из райвоенкомата. Попал на Дальний Восток в Амурскую область в г. Свободный, затем Благовещенск, Сопки, граница с Японией. Служил в 171-м противотанковом отдельном дивизионе. В марте 1945 года отправили в Приморье на ст. Шмаковая, где прослужил до конца войны. Домой попасть не пришлось. Началась война в Маньчжурии. Демобилизовался 11 февраля 1947 года в звании сержанта с медалью «За победу над Японией». После войны работал в колхозе рабочим, трактористом, машинистом, сантехником. Затем ушел на заслуженный отдых.  

Ведищев Михаил Филиппович. Родился 2 октября 1922 года.  Призывался на войну в 19 лет. И прослужил 6 лет. Во время войны был в Амурском  крае, на Сахалине. В Приморском крае воевал  с японцами. За все  это время   ни разу не был дома. На войне  был пулеметчиком и автоматчиком. 19 января 1947 года   вернулся домой. Долгое время работал трактористом в совхозе "Новоюрьевский".

  Награжден  орденом Великой Отечественной  войны II степени и медалью за войну с Японией.  

C:\Documents and Settings\Владелец\Рабочий стол\сайт о школе\Ravnenie na pobedu\manaenkov.JPG

Манаенков Федор Алексеевич. В детстве мечтал стать военным, но судьба распорядилась по-другому. Закончив семилетку, в 1939 году поступил в Новиковское педучилище. Учебу   пришлось прервать, началась Великая Отечественная война. Отец ушел на фронт, а я стал работать в колхозе,  помогать матери, семье. Моя  военная биография началась в январе 1943года.  6 месяцев обучался в военном училище города Энгельса Саратовской области, где готовили десантников-парашютистов, затем был отправлен на стажировку в город Люберцы Московской области. В ноябре 1943 года попал на фронт. Служил в 346-м воздушно-десантном стрелковом полку. 

 

Воевал в Белоруссии, Румынии, Венгрии, Австрии. Победу встретил в Чехословакии в звании сержанта. Награжден орденом «Славы 3-й степени», медалями: «За взятие Вены», «За победу над Германией». Закончилась война, но повидаться с родными мне не удалось, так как продолжал службу. Демобилизовался только в 1950 году. Вернувшись домой, поступил учиться в Мичуринское педучилище. С 1951 по 1985год работал учителем начальных классов.

Многие мои ученики стали врачами, учителями, агрономами.     До сих пор помню свой первый бой. Надо было взять высоту, где находились немцы. Продвигаться метров 500. Мы не шли в полный рост, а ползли, так как нас обстреливали немцы. Много наших ребят полегло на поле боя. Сразу, конечно, было страшно. Вдруг наш командир встал во весь рост и крикнул: "Вперед! За Родину!" С криком "Ура!" мы пошли в атаку. С большими потерями высота была взята.

Мне приятно вновь бывать в школе, встречаться с учениками, говорить им о любви к Родине, чтобы   юное поколение, берегли ее и гордились ей.  

C:\Documents and Settings\Владелец\Рабочий стол\сайт о школе\Ravnenie na pobedu\Pict14.jpg

C:\Documents and Settings\Владелец\Рабочий стол\сайт о школе\Ravnenie na pobedu\sudiba2.jpg

Роспись на стене её комнаты.

Сутормина Евдокия Васильевна

Родилась  в многодетной  крестьянской семье 3 февраля1927 года. Помнит свое детство, когда не вдоволь было хлеба. Учиться хотелось, а одежды для всех детей в семье (а их было 6) не хватало. Но все-таки она закончила 3 класса. Первая учительница – Анфиса Дмитриевна.  Еще в школе любила рисовать. Рисовать приходилось  химическим  карандашом, так как других карандашей не было. Шло время. Она, как и все ее подруги, собирала цветы, плела венки, водила хороводы, купалась в речке.   Но мирное время прервала война. В 14 лет пошла работать в колхоз. Училась на комбайнера, работала штурвальной в колхозе «Марс». О победе узнала в с. Староюрьево, т.к. работала в МТС, ремонтировала  комбайны. В 1947 году уехала  г. Шатуру, работала на торфяных заготовках. Тянуло домой, на родину. Через год вернулась в родное село. Пошла работать в колхоз. Вышла замуж. Прожили с мужем 52 года. Воспитали девятерых детей.  Но тяга к рисованию не иссякла. В свободное время (а его было не так много) старалась что-нибудь нарисовать, хотелось украсить свой дом. Соседи приходили, любовались моей работой и просили нарисовать им что-нибудь.  Хорошо рисуют дети – Галя, Надя и внуки. Несколько картин написаны ею для школьной историко - краеведческой комнаты.

Баженов Алексей Иванович родился  4 октября 1915 года в деревне Берёзовка. Учился и закончил 4 класса в селе Новоюрьево. После школы был помощником пастуха. Потом работал трактористом. Женился в 1938 году. В 1939 году взяли в армию. По окончанию службы началась война, взяли на войну, отслужил около 9 лет. Вернулся, работал скотником, трактористом. Воспитал 8 детей. Сейчас живет в г.Мичуринск.

 

Ветераны и молодежь

 C:\Documents and Settings\Владелец\Рабочий стол\сайт о школе\Ravnenie na pobedu\Копылов.GIF

Встреча в Новоюрьевской СОШ с участником войны Копыловым Андреем Васильевичем - подполковником  запаса.

Ты не знаешь, мой сын, что такое война! 

Это вовсе не дымное поле сраженья,

Это даже не смерть и отвага. Она

В каждой капле находит свое отраженье.

     Молодежь помнит о старшем поколении, о тех, кто отдал свою жизнь за свободу Родины. Повседневно воспитывая в молодом поколении высокие гражданские и нравственные принципы, мы тем самым формируем качества будущего воина, защитника Родины. Важную роль в память  о подвигах земляков играет совместное создание с ними музея боевой  славы.

  Уроки мужества, торжественные линейки, на которые приглашаются  участники войны, помогают сблизиться двум  поколениям. Ветераны вспоминают минувшие события, а дети готовят программу,  посвященную событию. В целях знакомства с наградами наших земляков проводится операция "Орден в моей семье". Воины с удовольствием рассказывают о военных действиях, за которые получили награды. Дети поздравляют участников войны, создавая тем самым праздничное настроение, вызывая чувство благодарности и сопричастности к делам ветеранов. Молодежь вместе со старшим поколением  чтит память погибших, возлагая цветы на могилы, участвуя в днях поминовения усопших.

Учащиеся школы встречаются  и с тружениками тыла, которые рассказывают о  своих трудовых делах в военное время. Частым гостем в нашей школе бывает Сутормина Евдокия Васильевна. В 14 лет она пошла работать в колхоз, училась на комбайнера, работала штурвальной в колхозе «Марс». О победе узнала в с. Староюрьево, т.к. работала в районной МТС, ремонтировала  комбайны.

В школе проводятся заочные путешествия на темы: "Этих дней не смолкнет Слава",  "По следам войны", "По городам - героям". Созданы альбомы памяти, стенды, ведется переписка с фронтовиками. Данная работа  воспитывает  чуткое отношение к людям героического прошлого. 

 

Добрая память о людях старшего поколения жива в сердцах молодых. Им посвящают они свои стихи: 

Отец

 Не мудрец, на дуде не игрец,

 Весь свой век дружил с косой мой отец.

«Свет Васильевич,- соседи гурьбой,-

у тебя и впрямь отбой золотой,

Постучи - и с твоей легкой руки

С ясным солнышком коса вперегонки».

Не дослушает, не больно речист,

Теплым светом обольет из-под ресниц,

С молоточком да с косою - под навес,

Звон малиновый взметнет до небес.

И соседушка не бритву – косу –

Песню звонкую уронит в росу.

Эх, с такой-то и любой – удалец…

Весь свой век дружил с косой мой отец.

А еще дружил он с алой зарей,

С черной- черной, будто полночь, землей,   

С жаркой влагой по - над мускулом литым

Да с признательным «спасибо» людским.   

Не мудрец, на дуде не игрец-

Рядовым в сорок первом боец.

Грозным утром - лишь след на траве-

Встал с великой бедой наравне.

Размахнулся- дай, мать- земля, сил!-

Как же гладко врагов он косил!

Как он долог был, страшный тот луг,

Как кровавились росы вокруг!

Под орлом и под Курской Дугой

Не сточился крестьянский отбой.

Не мудрец, на дуде не игрец…

Поклонюсь тебе низко, отец.

( Стародубцева Раиса Ивановна «Отец»)  

 

C:\Documents and Settings\Владелец\Рабочий стол\сайт о школе\Ravnenie na pobedu\pomoch.jpg

Учащиеся посещают  ветеранов, вдов погибших воинов, оказывают посильную помощь в решении  разных бытовых проблем, поддерживают морально . Издавна ведется тимуровская работа (помощь в посадке и обработке картофеля, уборке урожая, в приготовлении дров, расчистке дорожек от снега и  т.д.)

Мы видим, что ветераны войны испытывают большое волнение от встреч с молодежью. Они как бы встречаются со своим детством  и суровой юностью. К сожалению, фронтовиков становится все меньше и меньше. Поэтому мы делаем все возможное, чтобы каждый из них был горд от сознания того, что не зря прожита долгая, трудная и героическая жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О ветеране педагогического труда

Художественный очерк...

Исследовательская краеведческая работа Ученика 5 класса Жуковень Артема МКОУ «СОШ с.Новоросляевка» участника туристко-краеведческого движения «Отечество. Саратовский край в истории России» Номинация «Земляки»

Исследовательская  краеведческая работа Ученика 5 класса Жуковень Артема МКОУ «СОШ с.Новоросляевка» участника туристко-краеведческого движения «Отечество. Саратовский край в истории России»...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Программа патриотического и духовно-нравственного воспитания (на основе интегрирования воспитательного потенциала школьного музея, проектной и исследовательской деятельности краеведческой и церковно-краеведческой направленности, кадетского движения)

Патриотическое воспитание подрастающего поколения, формирование его национального мировоззрения - важнейшая задача российской системы образования в начале XXI века. Государственная программа патриотич...

Конспект занятия на тему "Краеведческая работа в походе. Формы и методы сбора краеведческого материала в походе"

Конспект занятия на тему "Формы и методы сбора краеведческого материала в походе" содержит полную таблицу, где дается классификация краеведческих исследований, форм и методов сбора краеведческого мате...

Выступление на школьной краеведческой конференции "Путешествие по родным просторам" краеведческий маршрут

Выступление предполагает защиту прктической работы по составлению экскурсионного маршрута по курортным местам Прибайкальского района...