Биолого-физические параметры легких человека.
статья по биологии (8 класс) по теме

Высоцкая Татьяна Антоновна

В данной статье прописана возможность в 8 классах провести исследовательскую работу. Представлены основные параметры исследрвания и возможные варианты обработки результатов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Биолого-физические параметры легких человека.

Руководитель работы: учитель биологии Высоцкая Татьяна Антоновна.

(ГБОУ школа №370 Московского районаг.Санкт-Петербурга )

Цель: Определение основных характеристик легких человека.

Гипотеза: Жизненный объем легких, и максимальная легочная вентиляция студентов нашей группы совпадает  с нормой для юношей.

          Дыхание – один из жизненно важных процессов в организме человека.

Дыхание - совокупность процессов, обеспечивающих поступление во

внутреннюю среду организма кислорода,  использование его для 

окислительных процессов, и удаление из организма углекислого газа.

Наиболее важным является  обеспечение газообмена О и СО  между окружающей средой и нашим организмом согласно его метаболическими потребностям. Этот процесс в нашем организме регулирует ЦНС, нейроны которой связаны с дыхательным центром продолговатого мозга.

          Система дыхания человека состоит из воздухоносных путей и респираторного отдела, образованного альвеолами. Воздухоносные пути состоят из носовой полости, гортани, трахеи, бронхов. В них воздух нагревается, увлажняется, очищается от пыли. В респираторном отделе дыхательной системы происходит газообмен кислорода и углекислого газа. Правое легкое образуют три доли, левое – две. Каждая доля состоит из сегментов. Последние являются структурно-функциональной единицей легких.

           Анатомическое строение легких человека обеспечивает внешнее дыхание. Оно предусматривает легочную вентиляцию и диффузию газов через аэрогематический барьер. Общее функционирование системы дыхания, кровообращения и клеточного дыхания образует единую функциональную систему, работа которой направлена на поддерживание нормального течения метаболических процессов в организме. 

Dyihatelnaya-sistema-cheloveka1                                              74

          Для характеристики вентиляционной функции легких и ее резервов большое значение имеет величина статических и динамических объемов и емкостей легких. К статическим объемам относятся величины, которые измеряют после завершения дыхательного маневра без ограничения скорости (время) его выполнения. К статическим показателям относятся четыре первичных легочных объема: дыхательный объем (Vдых), резервный объем вдоха (Vр.вд.), резервный объем выдоха (Vр.выд) и остаточный объем (Vо.о), а также и емкости: жизненная емкость легких (ЖЕЛ), емкость вдоха (Евд), максимальная легочная вентиляция(МЛВ) и общая емкость легких (ОЕЛ).

 Для определения объема легких студентов по площади его тела мы исследовали нижеприведенные показатели                                             

1) Площадь поверхности тела человека:

                  S=0,167√ ml

2) Объем легких человека (мужчины):

                       V=2,5 10-3S

3) Определение площади поверхности человека по номограмме:

S=0,167 ml - Элективный курс по физике Вершинина Татьяна Михайловна учитель физики Коптевской оош мышкинского района.

 Далее определили дыхательный объем легких при помощи самодельного спирографа.

В качестве самодельного спирографа предлагаем использовать воздушный шарик.

Объем шарика можно вычислить: V= π d3 / 6.

Vр.вд. = ЖЕЛ - (Vо.о. + Vр.выд.)

Vо.о.- остаточный объем легких

ЖЕЛ (теория) = (рост х 5,2 – возраст х 0,022) – 4,2  для юношей.

Норма для ЖЕЛ составляет 2,8-3,8 л для юношей. Она возрастает у спортсменов и может достигать 8 л.

Затем определили максимальную легочную вентиляцию (МЛВ)

МЛВ = 6  практика

МЛВ = ( рост х 1,34 –возраст х 1,26) – 21,4  теория, для юношей.

Литература:

С.А. Чандаева Физика и человек АО АСПЕКТ ПРЕСС М., 1994

http://www.medeffect.ru/lab/pulmodiagnos-0008.shtml

http://medvuz.com/S&t/p21.php



Предварительный просмотр:

Биолого-физические параметры легких человека.

Руководитель работы: учитель биологии Высоцкая Татьяна Антоновна.

(ГБОУ школа №370 Московского районаг.Санкт-Петербурга )

Цель: Определение основных характеристик легких человека.

Гипотеза: Жизненный объем легких, и максимальная легочная вентиляция студентов нашей группы совпадает  с нормой для юношей.

          Дыхание – один из жизненно важных процессов в организме человека.

Дыхание - совокупность процессов, обеспечивающих поступление во

внутреннюю среду организма кислорода,  использование его для 

окислительных процессов, и удаление из организма углекислого газа.

Наиболее важным является  обеспечение газообмена О и СО  между окружающей средой и нашим организмом согласно его метаболическими потребностям. Этот процесс в нашем организме регулирует ЦНС, нейроны которой связаны с дыхательным центром продолговатого мозга.

          Система дыхания человека состоит из воздухоносных путей и респираторного отдела, образованного альвеолами. Воздухоносные пути состоят из носовой полости, гортани, трахеи, бронхов. В них воздух нагревается, увлажняется, очищается от пыли. В респираторном отделе дыхательной системы происходит газообмен кислорода и углекислого газа. Правое легкое образуют три доли, левое – две. Каждая доля состоит из сегментов. Последние являются структурно-функциональной единицей легких.

           Анатомическое строение легких человека обеспечивает внешнее дыхание. Оно предусматривает легочную вентиляцию и диффузию газов через аэрогематический барьер. Общее функционирование системы дыхания, кровообращения и клеточного дыхания образует единую функциональную систему, работа которой направлена на поддерживание нормального течения метаболических процессов в организме. 

Dyihatelnaya-sistema-cheloveka1                                              74

          Для характеристики вентиляционной функции легких и ее резервов большое значение имеет величина статических и динамических объемов и емкостей легких. К статическим объемам относятся величины, которые измеряют после завершения дыхательного маневра без ограничения скорости (время) его выполнения. К статическим показателям относятся четыре первичных легочных объема: дыхательный объем (Vдых), резервный объем вдоха (Vр.вд.), резервный объем выдоха (Vр.выд) и остаточный объем (Vо.о), а также и емкости: жизненная емкость легких (ЖЕЛ), емкость вдоха (Евд), максимальная легочная вентиляция(МЛВ) и общая емкость легких (ОЕЛ).

 Для определения объема легких студентов по площади его тела мы исследовали нижеприведенные показатели                                             

1) Площадь поверхности тела человека:

                  S=0,167√ ml

2) Объем легких человека (мужчины):

                       V=2,5 10-3S

3) Определение площади поверхности человека по номограмме:

S=0,167 ml - Элективный курс по физике Вершинина Татьяна Михайловна учитель физики Коптевской оош мышкинского района.

 Далее определили дыхательный объем легких при помощи самодельного спирографа.

В качестве самодельного спирографа предлагаем использовать воздушный шарик.

Объем шарика можно вычислить: V= π d3 / 6.

Vр.вд. = ЖЕЛ - (Vо.о. + Vр.выд.)

Vо.о.- остаточный объем легких

ЖЕЛ (теория) = (рост х 5,2 – возраст х 0,022) – 4,2  для юношей.

Норма для ЖЕЛ составляет 2,8-3,8 л для юношей. Она возрастает у спортсменов и может достигать 8 л.

Затем определили максимальную легочную вентиляцию (МЛВ)

МЛВ = 6  практика

МЛВ = ( рост х 1,34 –возраст х 1,26) – 21,4  теория, для юношей.

Литература:

С.А. Чандаева Физика и человек АО АСПЕКТ ПРЕСС М., 1994

http://www.medeffect.ru/lab/pulmodiagnos-0008.shtml

http://medvuz.com/S&t/p21.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок" Газообмен в легких и тканях. Влияние никотина на организм человека".

Повторение по теме : "Газообмен в легких и тканях" Практическая работа по химии....

Т.Ширямова. "Легко ли быть Человеком?"

Уроки-диалоги по проблемам нравственного и правового образования...

Классный час "Легко ли быть человеком?"

Конспект классного часа, направленного на формирование духовно-нравственных ценностей...

Мастер-класс по высказыванию Конфуция "Перед человеком к разуму три пути: Путь размышления – это самый благородный, Путь подражания – это самый легкий, Путь личного опыта – это самый тяжелый". Предмет: ИСТОРИЯ

Конкурсный мастер-класс  для ученического, педагогического, родительского сообществ и общественности, отражающий значение преподаваемого предмета для формирования мировоззрения и общекультурных к...

Методическая разработка воспитательного мероприятия (классного часа) для учащихся 7 класса по теме: «Сам себе режиссер! Легко ли быть культурным человеком?»

В наше время одной из актуальных проблем стало воспитание нравственно-этической культуры обучающихся. Классный час составлен в соответствии с требованиями ФГОС и направлен на формирование, углубление,...

Проект "Физические параметры человека"

Проект «Физические параметры человека».Назначение данного проекта  в том, чтобы создать условия для  развития мыслительной деятельности, формирования самостоятельности и инициати...