Праздник "ДЕНЬ ПТИЦ"
занимательные факты по биологии (7 класс) по теме

Дудкина Наталья Петровна

Внеурочная деятельность. Мероприятие "ДЕНЬ ПТИЦ" следует проводить в весенний период с обучающими 7 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Праздник "ДЕНЬ ПТИЦ"33.89 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочное мероприятие

  ДЕНЬ ПТИЦ

ПРОГРАММА

  1.    ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

2.     СООБЩЕНИЕ

3.     КОЛЛЕКТИВНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ

4.     РАПОРТ  ЮННАТОВ

5.     ВЫСТУПЛЕНИЕ

6.     ВИКТОРИНА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

                                         

   

Полюбуйся, весна  наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает

И ручьи по оврагам шумят.

Скоро гости к тебе соберутся,

Сколько гнезд  понавьют  посмотри!

Что за звуки, за песни польются,

День-деньской от зари до зари.

Сообщение о значении праздника птиц и о пользе птиц:

      Начиная  с 1923 года  школьники  страны  ежегодно  в дни  весенних  каникул проводят традиционный праздник «День птиц». Птицы издавна привлекали внимание человека. Людей привлекало их яркое оперение, мелодичные песни их стремительные полеты.

      С птицами – звонкоголосым соловьем, жаворонками, смелым соколом – связаны самые поэтические образы в творчестве народов. Наблюдая за пернатыми, люди расширяли знания о них. Несомненно, первые мысли о воздухоплавании,  стремление научиться летать возникло у людей при  наблюдении за птицами.  Наблюдения за жизнью птиц сыграли огромную роль и в развитии естественных наук: свою теорию эволюции, естественного отбора знаменитый ученый  Чарлз  Дарвин в значительной мере обосновал на примере выведения многочисленных пород домашних голубей. До сих пор работают ученые над интереснейшей научной проблемой – тайной ежегодных перелетов птиц.

      Огромное значение имеют птицы и в сельском хозяйстве. Вычислили, что сарыч, питающийся исключительно мышами и полевками, в течение 50 дней съедает не менее 285  грызунов, а мохноногий канюк – 415. Самая маленькая птичка наших лесов хвойный королек уничтожает от 8 до 10 млн. всяких насекомых в год. О мухоловке известно, что она уничтожает за два месяца не менее 5 тыс. мух. А ведь мухи – наши злейшие враги, которые переносят дизентерию и брюшной тиф и много других болезней. Особенно прожорливы птенцы. Это и понятно – ведь они очень быстро растут. Птенцы некоторых птиц за 2-3 недели удваивают свой вес. Неутомимо трудятся пернатые родители, добывая корм своим малышам. По наблюдениям, проводимым в окрестностях  г. Москвы, дятел кормил птенцов с четырех часов утра до 21.30 вечера. До 350 раз он за это время прилетал к гнезду с какой-либо добычей. Трудно себе даже представить, какое количество вредных насекомых уничтожают за один год  все птицы, обитающие в России. Охрана птиц, забота о них считается важным полезным для государства делом.

Большими помощниками старших в этом деле стали школьники.

       Задача наших натуралистов – рассказывать всем ребятам о той пользе, которую приносят  птицы и вовлечь в практическую работу по охране и привлечению пернатых друзей в наших полях, лесах, садах, парках и скверах.

                           

                                      КОЛЛЕКТИВНАЯ       ДЕКЛАРАЦИЯ

Больше внимания живым страницам,

Этих строчек слушайте зов –

Сегодня мы их посвящаем птицам –

Друзьям человека, полей и садов.

                  Мы пришли сюда, чтоб рассказать вам

                  Про громкую птичью стаю,

                  Чтобы пользу ее доказать

                   И чтоб птиц уважать заставить.

Нет ценнее леса – клада,

Это всем пора уж знать,

А коль клад -  то значит надо

Его зорко охранять.

                     Много полей, много лесов

                     Погубил  насекомый – вредитель.

                     Слезы не лей,  не трать слов.

                     Птица -  твой друг – избавитель.

Дереву вред несет короед,

Дятел по дереву рыщет;

Цап короеда себе на обед,

Всех переловит, всех  сыщет.

                     А в городе муха летит в столовую

                     И несет заразу.

                     Пригласи-ка мухоловку,

                     Истребит мух сразу.

Птиц в лесу многие тысячи,

В городе их -  почти нет,

Почему такие несправедливости?

Вот ответ:

                      «Птица шума не боится,

                        Но рогатка ей грозится.

                        Птицы лезут под окошко,

                        А на них мяучат кошки».

В городе мало укромных мест,

Птенчиков выведешь – кошка съест.

Если хочешь с птицей в дружбе быть,

То не поленись-ка ты дом ей сбить!

                          Каждый (коль ты молотком и пилою работать можешь)

                           Сделай для птицы дом – этим ты ей поможешь.

                          Помощь человечью хоть не понимаю,

                          Вывесишь  скворечник, все же замечаю.

Чтобы работа не прошла напрасно,

Результаты надо учесть.

Для учета вопросов масса

Вот из них шесть:

                           Первое – (для весны,  конечно)

                           Осматривают ли птицы развешанные скворечники

                                              Второе – если скворечник никто не сорвет,

                                              Каждая птица ее займет.

                           Третье – когда самка сядет на яйца

                           ( это только постоянным наблюдением выясняется).

                           А чтоб дела не ушли,  в воду канув,

                                              Наблюдай четвертое:

                                              Когда выведутся птенцы.

                           Пятое – тоже загадка:

                           Будет ли у птиц вторая кладка?

                                              Шестое – птицы в городе гибнут от каких причин?

А теперь наблюдай, мы дали почин!

Дела больше, меньше фраз!

Выполни точно наш наказ!

                            У парка, где вряд скворечники висят

                             Большой лозунг пристроен:

                            «Пусть строят отцы для нас дворцы,

                              Мы птицам дома построим».

РАПОРТ      ЮННАТОВ

Юные натуралисты выходят в масках и с плакатом.

1-й: Дорогие ребята! Мы юные натуралисты поздравляем вас и наших гостей с весенним праздником –

«Днем птиц». Этот день празднуют вместе с нами сотни тысяч школьников. К этому празднику они готовят искусственные домики, чтобы развесить их для привлечения птиц. Мы любим птиц, наших пернатых друзей. Они дороги нам как активные и незаменимые помощники человека в борьбе за урожай, верные союзники в истреблении вредителей сельского и лесного хозяйства. Птицы украшают природу. Их весенний говор, задорная звонкая песня, яркая окраска, вселяют нам бодрость и любовь. Без птиц мертва природа.

2 – й: Любовь к птицам мы показали большой подготовительной работой: смонтирована выставка о пользе птиц. Изготовлены коллекции вредителей растений, типы  искусственных   гнездовий.

3 – й:  Изготовлено и развешено   …   скворечников,   …   синичников,   …   дуплянок, составлен текст – как изготовить и развесить гнездовья.

4 – й:   «Помните крепко, ребята,

              Гнезда нельзя разорять.

              Птиц не стрелять из рогаток,

              Верным друзьям помогать».

Мышь: «Мы, мыши, съедаем до четверти всего урожая, объедаем молодые деревья в лесу, обгрызаем кору плодовых деревьев в саду, являемся переносчиками различных болезней».

Насекомые (бабочка): Мы, насекомые, едим всякие растения, портим зерно, уничтожаем овощи в огородах, фрукты в саду.

5 – й:   Без птиц не было бы урожая.

Сова:  Я, Сова, съедаю за ночь 7 –8 мышей. Только одна моя семья уничтожила за год до 10 000 мышей и полевок, и этим спасла 20 тонн  отборного  зерна.

Синица:  Я, синица, круглый год  - зимой и летом отыскивают на деревьях вредных насекомых, личинок и яйца. Трудно нам,  синицам , бывает  зимой, когда деревья покрыты снегом. Не можем мы в эти дни найти насекомых и если бы не вы – юннаты, умерли бы с голода. Спасибо  вам, дорогие ребята, за зимние птичьи «столовые».

6 – й:  Большую пользу  сельскому и лесному хозяйству приносят скворцы.

Все:  Мы  вас ждем, друзья скворцы! Почему вы не летите?

7 – й:  Скворцы  во множестве поедают майских жуков, слизней, гусениц, бабочек и других вредных насекомых.

8 – й:  Несется клич со всех концов,

           Несется клич во все концы.

           «Весна пришла! Даешь скворцов!

           Добро пожаловать, скворцы».

9 – й:  Пускай всегда такой обычай

           В моей останется стране –

           Встречать с любовью стаи птичьи.

           Всем сердцем радуясь весне.

           И я, ребята, в этом грешен.

           У всех соседей на виду

           Уже строительство скворечен

           В моем развернуто саду.

           Пусть прилетают, чтоб торопливо

           С утра до ночи хлопотать.

           Я двум скворцам приют счастливый

           Хочу до осени создать.

           Быть может им в чужбине сниться

           Мой дом среди ветвей густых.

           Пусть русское гостеприимство

           В краю знакомом встретит их.

10 – й: Нам в хозяйстве помогает

            И охотно заселяет

            Деревянный свой дворец

            Темно-бронзовый скворец.

Мы рады, что к нам на праздник явились пернатые друзья!

Птицы: Мы спешим к  вам, дорогие ребята, на праздник. Весна идет. Пора браться за свои дела: устраивать гнезда, заселять приготовленные школьниками домики.

Дятел: Мне не нужны ваши домики. Мой клюв, как долото, и я всегда сам выдолблю в лесу отличные скворечники. А после меня в них живут разные мелкие птички. Но я и доктор древесный. Я лесные болезни лечу. Всем вредным букашкам известно, что я тот час же их проглочу. Целый день я стучать не устану, под корой притаятся – достану: дятел каждому дереву друг!  Тук-тук-тук…тук-тук-тук…тук-тук-тук… .

Мухоловка-пеструшка: Я, мухоловка-пеструшка, не имею такого крепкого клюва как у дятла. Я обязательно поселюсь в вашем домике. Ребята, я обещаю вам за это каждый день ловить по 300 мух и комаров, чтоб они вас не кусали. Хоть я очень маленькая, но аппетит у меня большой.

Снегирь:  Меня все знают, - снегирь! Всю зиму я прокормился в ваших краях рябиной и семенами сорных растений, а теперь улетаю к себе на север. Скоро и там будет весна. До будущего снега! (убегает)

Грач:  Меня вы не забыли?  Переносье  с большим  кругом, важно я хожу за плугом, огороду, полю – врач.  Глянцеватый черный  грач.

Кукушка:  А вот и я, кукушка,

                   Была в большом густом бору.

Там слышала, чего доселе не слыхала,

Как соловей поет.

Дивилась, право, я дивилась….

Однако же не потаю,

По-соловьиному и я  не научилась.

Для вас, извольте, просто

Тихонечко, как он – воркует?

Голоса: Пропой, послушаем!

Кукушка:  Чур, не шуметь, молчите!

Вот выше сяду на суку (поднимается на возвышенность)

Ну,  слушайте ж теперь:

                   Ку-ку, ку-ку, ку-ку!

11 – й:    Хотя ты прежнею осталась кукушкой, и петь не научилась соловьем, ты людям дорога!

Уничтожаешь гусениц мохнатых и охраняешь нам леса.

Вы правы, я помню в детстве

Съедала каждый день 39 кузнечиков, 43 гусеницы бабочки-капустницы,5 личинок майского жука, 50 личинок щелкунов и чернотелок, 3 куколки бабочек, 4 паука и муравьиные яйца.

                   Сколько за жизнь уничтожаю вредных насекомых!

12 – й:  Спасибо вам, дорогие птицы, что вы  думаете  о нас и явились на праздник. Мы вас не забудем!

13 – й:  Мы сегодня встали рано. Ждали птиц еще вчера. Ходит по двору охрана, гонит кошек со двора.

Наконец-то из-за леса мчится по небу отряд, наконец-то из-за леса птицы быстрые летят.

Все:  Мы кричим, руками машем, барабаним и поем: - Поживите в доме нашем, хорошо вам будет в нем.

Берегите птиц! Птицы наши верные друзья!

ВИКТОРИНА

1. Какая птица выводит птенцов зимой?     (Клест.)

2. Какие птицы  ночуют, зарываясь в снег?  (Тетерева, рябчик.)

3. Какая самая маленькая птица наших хвойных лесов?  (Королек.)

4. Какие птицы делают запасы, накалывая добычу на колючки кустарников? (Сорокопуты.)

5. Какая лесная птица резко весной меняет цвет своего оперения?  (Белая куропатка.)

6. У каких птиц самцы красные, а самки – зеленые?   (У клестов.)

7. Чем сорочье гнездо отличается от вороньего?  (Воронье – плоское, сорочье -  круглое с крышей.)

8. Какие птицы роют норы для гнезда?  (Береговая ласточка, щурка, зимородок

9. Какие наши птицы не садятся ни на землю, ни на воду, ни на ветки?   (Стрижи.)

10.Какая самая большая птица в мире?   (Африканский страус.)

11.Где гнездятся скворцы, кроме скворечников?  (В дуплах.)

12.Какая птица на зиму белеет?   (Белая куропатка.)

13.У каких птиц поют самцы и самки?  (Снегири.)

14.Как различить старого и молодого грача? (У молодых – клюв черный,  старых – грязный, белый.)

15.Какая птица не вьет гнезда и не высиживает птенцов? (Кукушка.)

16.Какие птицы живут у нас только зимой?  (Чечетка, свиристели.)

17.Какие певчие птицы – хищники?  (Сорокопуты.)

18.Какая из наших птиц быстрее всех летает?  (Стрижи

19.У каких птиц самки больше и сильнее самцов?  (У хищных.)

20.Когда температура тела у воробья выше – летом или зимой?  (Одинакова.)

21.Почему тушка мертвого клеста даже в тепле долго не разлагается? (Их тело пропитано смолой.)

22.Какие птицы не имеют голоса?  (Аисты, американские грифы.)

23.Какие птицы имеют в течение года три разные окраски?  (Белые куропатки.)

24.Какая маленькая птичка своих птенцов выкармливает рыбой?   (Зимородок.)

25.Какие птицы прилетают к нам первыми?   (Грачи.)

26.Куда деваются из скворечника скорлупки разбитых яиц? ( Птицы выносят в клюве.)

27.Кто прилетает раньше весной ласточки или стрижи?  (Ласточки.)

28.Какие воробьи встречаются у нас?  (Полевой и домовый (для средней полосы).

          РЕБУС: определите по изображениям – напишите по порядку первые буквы названий изображенных здесь птиц, если вы правильно определите птиц, то прочтете лозунг:

Приготовит изображения птиц.

(БАКЛАН) – (УТКА) – (ДЯТЕЛ) – Е – (МУХОЛОВКА - ПЕСТРУШКА)

(ДРОЗД) – (РЯБЧИК) – У – (ЗИМОРОДОК) – Ь – Я – (МАЛАЯ МУХОЛОВКА) – (ИБИС) –

(ПОПОЛЗЕНЬ) – (ТРЯСОГУЗКА) – И – (ЦАПЛЯ)

Лозунг: Будем друзьями птиц. 

ПЛАКАТЫ:  Что ты сделал по охране и подкормке полезных птиц?

         ВЫСТАВКА: «УГОЛОК ПТИЦ» - чучела птиц, таблицы полезности птиц, образцы поврежденных вредителями растений, чертежи и образцы скворечников, кормушек для птиц и пр.

         ТИПЫ И РАЗМЕРЫ СКВОРЕЧЕН.  Гнездовья строятся различных типов и размеров в зависимости от того для каких птиц оно предназначаются. Для синиц, мухоловок, горихвосток, вертишеек, поползней, малого дятла, пищухи размер – 10 * 15 * 25, лоток 3,5 см.

Для скворцов размер – 15 * 15 * 32, лоток 5 см.

Для галок, сизоворонок, удодов и сычей – 22 * 22 * 42см.

Полуоткрытые скворечники для горихвосток, трясогузок, серых мухоловок 11 * 11 * 11, высота лотка 4 см.

Для стрижей  - 40 * 15 * 8, высота лотка  8 см.

Для трясогузок – 40 * 15 * 10, лоток 5-8 см.

     

РАЗМЕРЫ ДУПЛЯНОК.

Для каких птиц

Толщина дупла

Толщина стенки

Глубина дупла

От крыши

Длина всей дуплянки

 Размеры в миллиметрах, мм.

А

Синиц всех видов, горихвосток, мухоловки, пищухи ….

90

5

232

292

Б

Скворцов, большого пестрого дятла, вертишейки, поползня

120

5

238

408

В

Удода, зеленого дятла,…

170

5

420

490

Г

Пустельги, галки, сыча, сизоворонки, …

170

5

420

490

        Птицы  дуплогнездники:  скворцы,  поползни,  пищухи,  галки,  удоды,  сычи,  горихвостки, вертишейки, сизоворонки, трясогузки, серые и пестрые мухоловки, дятлы.

     МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ГАЗЕТЫ:

1. Знаете ли вы, что чайки бывают розовые?

       Розовая чайка – жемчужина Арктики.  Обитает в Якутской тундре и морских просторах Арктики.

В окраске её оперения сочетаются серый и розовые цвета. Спина и крылья светло-серые, голова и шея – белые с розовым оттенком, а грудь, брюхо и подхвостье ярко розового цвета, который у самцов иногда бывает красновато-розовым. Вокруг шеи птицы, словно ожерелье, проходит узкая черная полоса..

   Розовая чайка очень редкая птица.

Впервые розовая чайка была открыта  в июне 1824 года на о.Мельвихля, у северных берегов Канады.

Позднее полярные путешественники встречали этих птиц в разных частях арктического бассейна. Но более 80 лет оставалось неизвестным, где они гнездятся.

    Оказывается, в образе жизни розовых чаек есть интересная особенность – они зимуют севернее своей гнездовой области, на незамерзающих разводьях и полыньях Северного Ледовитого океана.

     Законодательство взяло под охрану розовых чаек, охота на них категорически запрещена. Это изумительное украшение нашей северной природы не должно исчезнуть с лица нашей Земли. Пусть и грядущие поколения северной весной, после долгой полярной ночи, с восторгом и радостью встречают розовых птиц, летающих в далекой синеве над океаном.

2. Грим яиц-подкидышей.

    Сорок семь видов кукушек – из насчитывающихся 126 – предоставляют воспитывать свое потомство приемным родителям. Из них только один вид – полосатая кукушка – живет в Америке, остальные обитатели Старого Света. Наиболее широко распространена обыкновенная кукушка. Её яйца находят в гнездах 300 видов птиц.   «Пристраивает» кукушка своё яйцо так, чтобы птенец вылупился либо одновременно, либо чуть раньше, чем дети  хозяев, появившись на свет, приёмыш качается в гнезде до тех пор, пока не вытолкнет хозяйские яйца или птенцов. Кукушка откладывает яйца в гнезда птиц определенных видов и по раскраске яйца кукушек часто похожи на яйца птичек хозяев. Приспособление окраски яиц, видимо шло так: кукушка, которая вывелась в гнезде пеночки, откладывает свои яйца только  в гнезда пеночки. Часто кукушка откладывает свои яйца в гнездо лугового конька.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПТИЦ. ГОДОВОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ. СЕЗОННЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИЗНИ ПТИЦ

РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПТИЦ. ГОДОВОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ. СЕЗОННЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИЗНИ ПТИЦ конспект урока 7 класс..автор основного источника: http://dolg_i_svet@mail.ru...

Значение птиц в природе и для человека. Охрана и привлечение птиц.

Цель: продолжить формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следовательные связи, работать с натуральными объектами, определять роль  птиц в природныхсообществах...

Урок "Значение и охрана птиц. Происхождение птиц"

Данный урок является заключительным по теме "Птицы". Используется вместе с презентацией....

Экологические группы птиц. Птицы города.

Городские птицы чаще своих собратьев, живущих в природе, изменяют веками сложившиеся формы поведения и «изобретают» новые. Синицы делают гнёзда  в вертикальных полых предметах: чугунных трубах ог...

Конспект урока биологии в 7 классе "Класс Птицы. Вслед за птицами"

Данные об автореАвтор: Кадырова Руфина Хамитовна  Место работы, должность: МБОУ Наримановского района "СОШ №11", Астраханская область  Регион: Астраханская область Характеристики ресурсаУ...

Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»

урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII  вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...

урок развития устной речи "Птицы. Польза, приносимая людям.Части тела птиц"

повторение и обобщение знаний детей о птицах, их строении,   среде обитания;расширение  кругозора и знаний о пернатых своего родного края,формирование понимания важности заботы о ...