доклад
учебно-методический материал по биологии на тему

Горбунова Татьяна Владимировна

Доклад к педсовету

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_poznavatelnyh_universalnyh_uchebnyh.docx20.2 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад к педсовету  на тему «Эффективные технологии универсальных учебных

действий на уроках биологии в 5-7 классах»

 Актуальность вопроса формирования познавательного интереса в целом, познавательных универсальных учебных действий, в частности, обусловлена противоречием между потребностью современного общества в личности с активной познавательной позицией, способной к непрерывному образованию в течение всей жизни и недостаточным вниманием в школьном образовании к процессам, которые позволяют эту позицию формировать. В связи с этим педагог должен помочь раскрыться духовным силам ребенка. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность; обеспечивает успешное усвоение знаний, умений и навыков.

Остановлюсь на формировании познавательных универсальных учебных действий  на уроках биологии, В своей работе я хочу показать, как можно формировать познавательные УУД на разных этапах урока биологии в 5-6 классах, т.к. они позволяют учащимся выполнять такие мыслительные  операции как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, проведение аналогий, установление причинно–следственных связей. Считаю, что ученик, владеющий данными умениями, будет конкурентоспособным членом современного общества: творческим, интеллектуально-образованным, ответственным, коммуникабельным, способным решать проблемы автономно, постоянно учиться всему новому самостоятельно и эффективно применять знания в жизненной практике, быту, учебной деятельности. По стандартам второго поколения я работаю 3 год. Обучение веду в 5-7 классах  по УМК Пасечника В.В. Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические универсальные действия, действия постановки и решения проблем.

Для формирования  общеучебных универсальных действий  использую приемы поиска информации. Поиск информации – это такое универсальное учебное действие, которое позволяет быстро находить необходимый материал для решения конкретной учебной задачи. На своих уроках большое внимание уделяю работе с учебником  и использую разнообразные приемы работы с текстом учебника, которые играют важнейшую роль в формировании познавательных УУД: следующие приемы:

найти место в учебнике, где описываются объекты, явления или процессы;

разбить текст одного параграфа учебника на части и озаглавить их;

придумать названия к тексту по изучаемой теме;

- найти смысловую ошибку в тексте

выделить ключевые слова в отрывке текста, написать их в тетрадь;

 -найти формулировку понятия.

В ходе обучения биологии - предлагаю сравнить объекты по рисункам, найти общее и различия. Например, по теме «Семя, его строение и значение» сравнивают строение семян однодольных и двудольных растений;

Для более эффективной работы с текстом  учебника или других источников предлагаю использовать прием  свертывания информации в таблицу или схему, который позволяет вести поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, определять основную  и второстепенную информацию и выполнять знаково-символическое моделирование.

При изучении нового материала, повторении и обобщении использую биологические задачи. Считаю, что решение задач меняет характер познавательной активности от репродуктивной к поисковой, формирует общеобразовательные компетенции учащихся.  Включаю в учебный процесс познавательные игры. Они способствуют раскрытию творческого потенциала, активизируют мыслительную деятельность учащихся. В процессе игры происходит обучение действию посредством самого действия. Учебная игра осуществляет мотивационно - побудительную функцию, т.е. мотивирует и стимулирует учебную и познавательную деятельность обучающихся.

На этапе осмысления и закрепления, полученных данных я использую следующие приемы, активизирующие познавательный интерес к учебному предмету:

использую натуральные объекты в заданиях для учащихся.

моделирование;

Вопросы перевода ученика из пассивного объекта обучения к деятельной творческой деятельности достаточно эффективно решаются в процессе использования бригадной (групповой) формы организации познавательной деятельности учащихся. Общая схема этих уроков следующая: учащиеся с разным уровнем знаний по предметам объединяются в группы по 4-6 человек и получают задания, содержание которых рассчитано на работу всего коллектива. По окончании урока бригада составляет отчёт и на следующем уроке выступает с сообщением о проделанной работе. Приведу пример заданий самостоятельной работы учащихся 5 класса при проведении экскурсии на пришкольный участок по теме «Осенние явления в жизни растений»:

Формированию логических универсальных учебных действий способствуют следующие приемы.  

Прием сравнения - это умение устанавливать черты сходства (сопоставлять) и различия (противопоставлять).        

Прием «Синквейн».

Приём незаконченного предложения.

Этот прием способствует формированию умения устанавливать причинно-следственные связи.

Кроме установления причинно-следственных связей, данные упражнения направлены  на формирование умения работать с информацией, представленной в знаково-символическом виде.

Действия постановки и решения проблемы - формулирование проблемы;

Прием постановка проблемного вопроса.

Прием - сообщение фактов, выдвижение гипотез, предположений;

Прием новизны, предполагающий включение в содержание учебного материала интересных фактов, сведений и др.

Прием - дискуссия (учащимся задаются вопросы, требующие размышления, учащиеся высказывают мнения);  

Чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. Именно собственное действие ребенка может стать основой формирования в будущем его способностей. Значит, моя образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. Предложенные приемы позволяют сформировать познавательные универсальные учебные действия, что приводит к следующим  результатам:

учащиеся самостоятельно осуществляют деятельность учения; ставят учебные цели;

- результативно мыслят и работают с информацией;

- ориентируются в своей системе знаний, осознают необходимость нового знания;

- делают предварительный отбор источников информации для поиска нового знания;

- добывают новые знания из различных источников и разными способами;

- перерабатывают информацию для получения необходимого результата - в том числе и для создания нового продукта;

- преобразуют информацию из одной формы в другую и вырабатывают наиболее удобную для себя форму;

- работая с информацией, умеют перерабатывать ее содержимое в сжатом или развернутом виде, составлять план текста, тезисы, конспект  и т.д.

         Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят, повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к  биологии. Использование рассмотренных приёмов в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний учащихся по курсу «биология».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"

Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...

Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».

Развитие творческих способностей  детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...