Рабочая программа внеурочка 5 кл познавательная биология
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) на тему

Потопахин Александр Анатольевич

рабочая программа внеурочка 5 кл познавательная биология

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПАНИКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Утверждено

Приказ № ___

от «____»  _______________ 2016г.

Директор МОБУ «Паникинская СОШ»:

_______________/ Придворова С.В./

Принято на педагогическом совете школы

Протокол № ___

от «____» _______________ 2016г.

Председатель ПС:________/Казанцева О.М./

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ БИОЛОГИЯ»

5 класс

на 2016-2017 уч.год

Программу составил:

учитель Потопахин А.А.

2016 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Программа рассчитана на 1 год, 35 часов. Курс изучения  программы  рассчитан на  учащихся 5-х классов.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Предметные результаты:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Личностные результаты:

- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

- развитие морально-этического сознания;

- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым

ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Метапредметные результаты:

- овладение начальными формами исследовательской деятельности;

- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- формирование коммуникативных навыков.

Показатели в личностной сфере ребенка:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных  поступков;

-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Учащиеся должны научиться:

-распознавать наиболее типичных представителей животного мира России, Курской области;

-определять какую пользу приносят представители животного мира;

-находить пословицы, поговорки, загадки о животных;

- планета Земля - наш большой дом;

- Солнце - источник жизни на Земле;

- неживое и живое в природе;

-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

- самоценность любого организма;

- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;

- человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;

-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;

- различия съедобных и несъедобных грибов;

- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

-способы сохранения окружающей природы;

  • что такое наблюдение и опыт;
  • экология - наука об общем доме;
  • экологически сообразные правила поведения в природе.

Учащиеся получают возможность научиться:

- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

-ухаживать за домашними животными и птицами;

  • выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
  • применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической     деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
  • ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
  • составлять экологические модели, трофические цепи;
  • доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
  • заботиться о здоровом образе жизни;
  • заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
  • предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

  • осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
  • наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
  • оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
  • ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;

Содержание курса

«ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ БИОЛОГИЯ»  - 35 часов

«ВВЕДЕНИЕ».

Тема 1. Введение.  Жизнь на Земле

Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году.

                Раздел 1.      «СРЕДА ОБИТАНИЯ»

Времена года на Земле

Сравнение  времен года в разных географических  поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков.

Практическое занятие «Осень на пришкольном участке»  

Виды сельскохозяйственного труда, выращиваемые культуры и их значение. Инструктаж по технике безопасности при работе с с/х инвентарем.

 Условия жизни растений

Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения

Разнообразие животных, условия их жизни

Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме. Цепи питания.

               Раздел 2.      «ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ»

Динозавры – вымерший вид животных

Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков

Просмотр видеофильма о жизни динозавров 

Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров.

Животные какие они

Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к темам занятий рисование животных техника «Ладошки».

Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений

Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Курской обл.  Разгадывание загадок.

                Раздел 3.    «РЕКИ, ОЗЕРА, МОРЯ»

Реки, озера, моря

Пресная вода. Осадки.

Пресноводные животные и растения

Беседа об обитателях пресных вод. Рыбы, амфибии. Сообщения детей о жителях пресных водоемов

Морские обитатели

Составление цепи питания Обитатели морей.

Околоводные обитатели

Составление цепи питания Обитатели берегов рек и озер. Водоплавающие млекопитающие (перепончатые конечности)

Вода – источник жизни

Доклады учащихся об использовании воды

Акция «Сохраним воду!» (1час)

Составление обращения к жителям села (составление и распространении листовок – призывов./

Раздел 4.      «ЧЕЛОВЕК  И  ЖИВОТНЫЕ»

Одомашнивание животных

Знакомство с разновидностями домашних животных.

Ролевая игра «Это все кошки»

.Викторина «Собаки – наши друзья»

Загадки, рассказ учителя (материал  из энциклопедии). Игра – викторина «Породы собак».

Экзотические домашние животные

Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев.

. Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил».

Рассказы детей о своих питомцах. Конкурс загадок о животных. Работа в группах: аппликация – декупаж Жизнь в городах. Человек и животное. Изготовление кормушек

Раздел 5.      «СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД »

Семена овощных и декоративных культур

Беседа о многообразии семян различных культур. Различать семена по внешнему виду. Закрепить знания о правилах хранения и посева семян. Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений Изучение площади питания семян культурных растений для распределения их на «Посадочной ленте». Приклеивание семян  овощных и цветковых растений на ленту клейстером, приготовленной  из пшеничной муки.

Составление плана – проекта клумбы 

Работа в группах (по цветовой гамме, по высоте, по времени и периоду цветения)

Вредители с\х культур

Знакомство с врелителями культур и мерами борьбы с ними

Насекомые опылители

Рассматривание коллекций насекомых опылителей. Рисунки.

Птицы-помощники на огороде

Рассматривание  птиц. Составление цепей питания.

Весенние работы на участке

Инструктаж по технике безопасности. Инструктаж по технике безопасности с сельскохозяйственным инвентарём. Перекапывание участка, внесение органических  удобрений

Тематическое планирование (35 часов)

ТЕМА

Кол-во часов

Введение

2

Среда обитания

8

Жизнь животных

5

Реки, озера, моря

6

Человек и животные

6

Сельскохозяйственный труд

7

Итоговое занятие.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса по биологии « Биология в вопросах и ответах » для 9 классов

Цель курса факультатива заключается в том, чтобы помочь учащимся разобраться в наиболее сложных для понимания вопросах биологии, испытать себя в решении тестовых заданий инаилучшим образом подгот...

Рабочая программа элективного курса по биологии" Занимательная биология" для 9 классов

Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе....

Рабочая программа элективного курса по биологии « Практикум по общей биологии»

Данный элективный курс поможет учащимся повторить основные разделы школьной программы, синтезировать огромный материал, быстро извлекать необходимую информацию из огромного числа источников, более эфф...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Интеллектуальный клуб. Биология » (для подготовки обучающихся 9 класса к ГИА (в новой форме ОГЭ) по биологии)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка«Интеллектуальный клуб. Биология »(для подготовки обучающихся 9  класса к ГИА  (в новой форме ОГЭ) по биологии)...

Рабочая программа и КТП по биологии для 6 класса средней школы «Биология. Живой организм" Н.И.Сонин, ФГОС

Рабочая программа по биологии для 6 класса «Биология. Живой организм. 6 класс» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образован...

Рабочая программа и КТП по биологии для 8 класса средней школы «Биология. Человек" Н.И.Сонин, ФГОС

    Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по б...

Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса

Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса, 34 часа, для универсального класса...