Урок по биологии в 5 классе "Значение бактерий"
учебно-методический материал по биологии (5 класс) на тему

Морозова Марина Сергеевна

Разработка содержит технологическую карту урока по биологии 5 класс  "Значение бактерий" ФГОС, программа В.В.Пасечник 1 час в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_no2_znachenie_bakteriy.docx42.35 КБ

Предварительный просмотр:

     Технологическая карта  урока  биологии «Роль бактерий в природе и жизни человека»

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет  -   Биология

Класс  -  5

Учитель:  Морозова М.С.

Тема урока -   Роль бактерий в природе и жизни человека.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека.

Определяют понятия  «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «молочнокислые бактерии»,  «эпидемия».

Формируются навыки работы с текстом и иллюстрациями, описания биологических объектов и проведения сравнительной характеристики.

Формируется интерес к предмету и положительная познавательная мотивация к изучению объектов природы.

Словарь урока: Бактерии разложения и гниения. Клубеньковые, или азотофиксирующие, бактерии. Симбиоз. Молочнокислые бактерии. Болезнетворные бактерии. Эпидемия.

Ресурсы урока:

  1.  Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учебник. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2014.- 141
  2.  Инструкции по работе для групп.
  3.  Оценочные листы для каждого учащегося.
  4. Презентация для физкультминутки
  5. Приложения №1№2№3№4

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное и второстепенное в тексте, структурировать учебный материал, сопоставлять данные; устанавливать причинно – следственные связи.

Регулятивные УУД: способность постановки цели, ведущей к решению возникающих проблем;  способность к моделированию ситуации на основе имеющихся данных;  умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им; объективно оценивать себя и других участников учебного процесса.

Коммуникативные УУД:  развитие способности к организации и распределению ролей; формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества; формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

Личностные УУД: развитие интереса к изучению  объектов живой природы; развитие потребности в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые

УУД

Результаты обучения

1. Организационный момент    

Цель:   

- в мотивация учащихся к учебной деятельности, включение деловой ритм урока

Здравствуйте ребята, рада вас видеть. Мы продолжаем изучать бактерии.  

Готовность учащихся к активной учебно- познавательной деятельности на основе  опорных знаний

ЛУУД (личностные)

- широкая мотивационная основа учебной деятельности;

РУУД (регулятивные)

- принимать и сохранять учебную задачу,

- выполнять учебные действия в громко-речевой и умственной форме,

ПУУД (познавательные)

 - строить рассуждение и  алгоритмы;

КУУД(коммуникативные)

- формулировать собственное мнение;

-учитывать разные мнения;

Подготовка учащихся к работе, мобилизация их ЗУН на изучение новой темы на протяжении всего урока

2.Мотивация

 Цель :

-создание проблемной ситуации)

Создает для учеников проблемную ситуацию – противоречие.  

  «Возможна ли жизнь на Земле без бактерий?»

Вступают в диалог с учителем.

Фронтальная беседа. Возникают противоречивые мнения:

1. Среди бактерий много паразитов, они вредны и без них стало бы только лучше на Земле.

2. Среди бактерий есть полезные, они нужны. Однако не могут ответить, какую пользу они приносят.

Приходят к выводу, что  необходимо получить новые знания о бактериях.

 

3. Актуализация знаний и фиксация затруднений в учебной деятельности

Цель:

повторить  изученный материал ; выявить уровень знаний , изучить типичные недостатки

Предлагает вспомнить учебный материал, позволяющий осуществить переход к изучению новой темы.

-Ребята, вы многое уже знаете о бактериях. Давайте вспомним. Какие организмы называют бактериями?

  1.  Какое строение имеет бактериальная клетка?
  2. Какие бывают бактерии по форме?
  3. Как питаются бактерии?
  4. Как происходит размножение бактерий?
  5. Что происходит с бактериями при наступлении неблагоприятных условий?
  6. Какие среды обитания заселили бактерии?

- Мы можем сейчас ответить на вопрос:  «Возможна ли жизнь на Земле без бактерий?»

Что нужно узнать для решения проблемы?

Какие источники информации можем использовать?

Ребята, назовите тему урока.

Фронтальная беседа. Участвуют в диалоге.

Вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты) которые связаны с формулировкой проблемы.

 Определяют, каких знаний им не хватает, где и как их добыть.

Отвечают на вопросы.

 Вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты) которые связаны с формулировкой проблемы.

Анализируют проблему. Приходят к выводу, что знаний недостаточно, ответить на вопрос не могут.

Определяют, каких знаний нам не хватает, где и как их добыть. Предполагаемые ответы учеников:

«Мы должны выяснить, какое значение   выполняют бактерии в природе и жизни человека. Узнаем сейчас на уроке. Будем использовать учебники, рассказ учителя, презентацию, рисунки».

Называют тему урока:

« Роль бактерий в природе и жизни человека».

КУУД

- формулировать собственное мнение;

-учитывать разные мнения;

РУУД

- принимать и сохранять учебную задачу,

- выполнять учебные действия в громко-речевой и умственной форме,

  1. Целеполагание

Предлагает сформулировать цели урока

(планируемые результаты урока)

Какие цели мы перед собой поставим сегодня?

Называют цели урока.

1.Изучить роль бактерий в природе.

2.Изучить роль бактерий в жизни человека.

ЛУУД

- широкая мотивационная основа учебной деятельности;

5.  Мотивация  учебной деятельности

Цель:

- выполнение заданий для получения знаний

-изучение новой темы

Организовывает работу  в группах. 

Инструкция по работе для группы

( Приложение №3)

(4 группы  по 5 – 6 учеников).

 Каждой группе выдает таблицу для заполнения  ( Приложение №1)

Группа работает  над своим вопросом.

Каждому ученику выдается оценочный лист ( Приложение №2)

Время работы 5 минут

Работают в  группах с разными источниками информации: учебники, рисунки, инструкции, таблицы

 Каждая группа фиксирует результаты  в таблице

(Приложение №1),

готовят выступление.

Формулируют выводы, фиксируют итоги работы других групп.

КУУД

- формулировать собственное мнение;

-учитывать разные мнения;

РУУД

- принимать и сохранять учебную задачу,

- выполнять учебные действия в громко-речевой и умственной форме,

ЛУУД

- широкая мотивационная основа учебной деятельности;

КУУД

-строить монологическое высказывание;

- контролировать действие партнера;

- учитывать разные мнения

ПУУД

-анализ объектов с выделением существенных признаков;

- обобщать;

-использовать алгоритмы

РУУД

-учитывать в работе выделенные учителем ориентиры действия

Активные действия учащихся

Активные действия учащихся

Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений учащихся.

Выполнение учащимися предложенных учителем заданий

1 группа работает с текстом

«Бактерии разложения и гниения».

Учитель корректирует ошибки, задает вопросы пассивным учащимся, контролирует заполнение таблицы другими группами.

Птица – гнилица
Невидимкой мчится:
Мертвых клюет,
А живых кормит.
(Бактерии гниения)

2 группа работает с текстом

 « Почвенные бактерии»

Учитель корректирует ошибки, задает вопросы пассивным учащимся,  читает загадку об азотофиксирующих бактериях и интересные факты.

Много клевера сортов:

 Белый, желтый, красный…

 Сладок запах их цветов

 В летний полдень ясный.

 

 Земледельцу клевер – клад.

 Дар чудесный неба.

 И везде его велят

 Сеять возле хлеба.

 Ничего от почвы он

 Даром не похитит.

 Ею вскормлен и взращен,

 Почву он  насытит.

Чем насытит почву клевер?

   (азотом)

В черном ящике находится растение, которое является зеленым удобрение, т.к. на его корнях находятся мельчайшие организмы, благодаря которым улучшается развитие растений и повышается плодородие почвы. Что находится в черном ящике? (Фасоль)

3 группа работает с текстом

 «Роль бактерий в хозяйственной деятельности человека.  Молочнокислые бактерии».

Учитель корректирует ошибки.

4 группа работает с текстом

 «Болезнетворные бактерии»

Учитель корректирует ошибки. Задает вопросы пассивным учащимся,  читает загадку:

Хоть и малышка,
А сильна:
Бьет с плеча
Силача.
(Болезнетворная бактерия)

Открытие осуществляется в 4 этапа, каждый из которых  завершается выводом по проблеме.

-Ребята, вы успешно заполнили таблицу Молодцы!

Руководитель группы выбирает, кто будет отвечать.

 Учащиеся других групп фиксируют  в своих таблицах недостающую информацию.

По ходу урока каждый ученик  осуществляют  самооценку,

 каждый свой ответ фиксируют в оценочных листах знаком «+».

( Приложение №2)

Руководитель группы выбирает, кто будет отвечать.

 Учащиеся других групп фиксируют  в своих таблицах недостающую информацию.

По ходу урока каждый ученик  осуществляют  самооценку,

 каждый свой ответ фиксируют в оценочных листах знаком «+».

( Приложение №2)

6. Физкультминутка

Цель:

- снятие общего утомления; снятие утомления глаз

Ребята, предлагаю немного подвигаться. Встаньте. Выполняйте движения.

Если на экране появится изображение растения -подпрыгиваем,

Если  на экране  появится изображение бактерии-

приседаем,

Если на экране появится изображение животного-

Делаем наклоны,

Если на экране появится изображение грибов-

сжимаем и разжимаем пальцы

Выполняют упражнения  согласно инструкции в течение 1 минуты.

РУУД

-учитывать в работе выделенные учителем ориентиры действий

Выполнение учащимися предложенных учителем заданий

7. Закрепление полученных знаний

Цель:

- выполнение заданий, развитие мыслительных операций и учебных навыков

Организует закрепление знаний.

Каждой группе выдает набор карточек с  названием бактерий и их значением. Необходимо соединить карточки (Приложение №4)

 

 Выполняют упражнения  согласно инструкции

КУУД

-строить монологическое высказывание;

- контролировать действие партнера;

- учитывать разные мнения

ПУУД

-анализ объектов с выделением существенных признаков;

- обобщать;

-использовать алгоритмы

РУУД

-учитывать в работе выделенные учителем ориентиры действий

Выполнение учащимися предложенных учителем задани

Ребята, как вы считаете, могут ли знания, полученные нами на сегодняшнем уроке, быть использованы в повседневной жизни?

 

Обсудите этот вопрос в группах и приведите примеры. На обсуждение 1 – 2 минуты.

Участвуют в обсуждении.

Предполагают:

Знания о бактериях помогают понять, что бактерии могут быть полезные и вредные. Зная это, можно  защищаться от вредных бактерий и бороться с ними.                                                                                                

КУУД

- формулировать собственное мнение;

-учитывать разные мнения;

РУУД

- принимать и сохранять учебную задачу,

- выполнять учебные действия в громко-речевой и умственной форме

ПУУД:

- строить рассуждения в форме простых суждений об объекте

ЛУУД

- широкая мотивационная основа учебной деятельности;

Выполнение учащимися предложенных заданий, активная деятельность учащихся

8. Рефлексия  деятельности

Цель: проанализировать успешность урока, организация рефлексии, самооценка собственной  учебной деятельности.

Предлагает вспомнить тему и цели урока и оценить меру своего личного продвижения к цели .

Работа с оценочном листом каждого ученика ( Приложение №2)

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

Определяют степень своих достижений на уроке (самооценка)

Отмечают успешные ответы, участников группы  (взаимооценка).

ЛУУД

- ориентация на понимание причин успеха( неуспеха) в учебной деятельности

КУУД

- формулировать собственное мнение

-строить монологическую речь

Адекватность самооценки учащегося

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке

9. Домашнее задание

Цель:

выполнение заданий, тренирующие мыслительные операции и учебные навыки.

§12, вопрос 7,8.

Понимание  домашнего задания

Приложение №1

              Роль бактерий в природе и жизни человека.  

Бактерии

Значение

Среда обитания

Положительное

Отрицательное

Разложения и гниения

Азотофиксирующие (клубеньковые)

Молочнокислые

Болезнетворные

Приложение 2.

Лист самооценки ученика (цы) ____ класса

Число ответов, вопросов, дополнений.   + + +  

Активность на уроке: ответы, дополнения.

Личный вклад в работу группы.

Итоговая отметка за урок:

Приложение №3

Инструкция по работе для группы. №1.

  1. Прочитайте  текст в учебнике  «Бактерии разложения и гниения»

с. 56 – 57.

     2. Заполните соответствующую строку в таблице.

     3. Подготовьте небольшое сообщение о значении бактерий разложения и  гниения в природе и жизни человека.

Время работы - 5 минут.

Инструкция по работе для группы. №2.

  1. Прочитайте  текст в учебнике  «Почвенные бактерии»

с. 57 – 58.

     2. Заполните соответствующую строку в таблице.

     3. Подготовьте небольшое сообщение о значении почвенных бактерий в природе и жизни человека.

Время работы - 5 минут.

Инструкция по работе для группы. №3.

  1. Прочитайте  текст в учебнике  «Роль бактерий в хозяйственной деятельности человека»

с. 58 – 59.

     2. Заполните  строку в таблице «Молочнокислые бактерии».

     3. Подготовьте небольшое сообщение о значении молочнокислых  бактерий в природе и жизни человека.

Время работы - 5 минут.

Инструкция по работе для группы. №4.

  1. Прочитайте  текст в учебнике  «Болезнетворные бактерии»

с. 60 – 62.

    2. Заполните соответствующую строку в таблице.

     3. Подготовьте небольшое сообщение о значении болезнетворных бактерий в природе и жизни человека.

Приложение №4

Закрепление  материала.  Найти соответствия

Виды бактерий

Значение бактерий

1.

Бактерии гниения

1.

Усваивают азот из воздуха, превращая его в азотсодержащие вещества.

2.

Почвенные бактерии

2.

Превращают органическое вещество почвы (перегной), в минеральные вещества.

3.  

Клубеньковые бактерии.

3

Питаясь сахаром, который содержится в молоке, они образуют молочную кислоту. Под ее действием молоко превращается в простоквашу.

4.

Молочно-кислые бактерии

4.

Превращают органические вещества отмерших организмов в органическое вещество почвы (перегной)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по биологии:" Строение и жизнедеятельность бактерий" 5 класс ФГОС

План - конспект урока  по биологии с раздаточным модулем и технологической картой. Тема:Строение и жизнедеятельность бактерий. 5 класс. ФГОС...

Урок по биологии в 5 классе по теме "Бактерии"

Урок по биологии в 5 классе по теме "Бактерии"...

Разработка урока по биологии 5 класс по ФГОС "Бактерии, Грибы,Водоросли,Лишайники, Мхи"

Урок разработан для 5 класса по ФГОС по программе "Школа 2100"...

Учебно-методическая разработка интегрированного урока по биологии и валеологии в 6 классе "Суд над бактериями."

Данный урок помогает заинтересовать обучающихся, вовлекая их в роли заседателей суда, а также несет важную здоровьесберегающую функцию....

Методическая разработка урока по биологии в 5 классе (ФГОС) Тема урока: «Роль бактерий в жизни человека»

Методическая разработка  (Технологическая карта)  урока по биологии в 5 классе  Тема урока: «Роль бактерий в жизни человека» (ФГОС) Урок разработан в  технологии развития критическ...

Разработка урока по биологии "Общая характеристика бактерий. Строение бактерий"

Данная разработка может быть использована учителями биологии при подготовке к уроку по теме "Бактерии". На уроке используется виртуальная лабораторная работа. Урок построен в соответствии с ФГОС....

урок по биологии 5 класс "Бактерии"

Цели урока: Образовательные: актуализировать знания учащихся о самой древней группе живых существ – бактериях; показать особенности строения, питания, размножения и распространения бактерий; пок...