Интегрированный урок по биологии, информатике и математике
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Куликова Ирина Викторовна

Цели урока: формирование единой естественнонаучной картины миры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по биологии, информатике, математике

по теме: «Цепи питания. Поток энергии». 7 класс

Предметы: биология, информатика, математика

_________________________________________________________________

Цели урока: формирование единой естественнонаучной картины миры.

  • Образовательные
  • Формирование понятий “биоценоз”, “продуценты, консументы, редуценты”, «правило 10», «экологические пирамиды».
  • Обеспечение в ходе урока понимания законов термодинамики в живой природе .
  • Применение математических и информационных знаний и навыков на других предметах.
  • Воспитательные
  • Формирование в ходе урока идей познаваемости мира.
  • Обращение внимания на практическое применение знаний.
  • Продолжение формирования умений: выполнение вычислений, использование электронных таблиц для вычислений и построения диаграмм.
  • Развивающие
  • Приобщение к процессу рационализаторства и изобретательства, дальнейшее формирование приемов логической деятельности.
  • Отработка элементов дедуктивного метода познания. Развитие эмоций учащихся путем создания в ходе урока состояния удивления, занимательности, парадоксальности.
  • Развитие метапредметных навыков: применение математического вычислительного аппарата, компьютерных технологий.

ПЛАН УРОКА

1. Введение.

    Видео: мульт-нарезка «Кто кого ест»

2. Основная часть.

   Экосистема

   Законы сохранения энергии.

   Трофические звенья.

   Цепь питания.

   Экологические пирамиды.

 3. Закрепление.

   Решение задач.

   Составление ЛСМ

4. Итоги.

5. Д.З. Решить задачу

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Электронное сопровождение урока

Деятельность учащихся

Учитель биологии: На прошлых уроках мы с вами говорили, что на определенных территориях в сходных условиях между организмами возникают многообразные взаимоотношения, которые определяют устойчивость природных сообществ – биоценозов.

А биоценоз – это …?

« Миллион томов, а не четыре

Нужны, чтоб в красках описать

Войну и мир в животном мире

И невозможно отрицать…..

Ягненка любит волк – сосед.

Но лишь как блюдо на обед.

Да и у мышек без кота

Была бы жизнь уже не та»

Титульный слайд презентации

Слайд 2

Слайд 3

Ответ: Природное сообщество, состоящее из живых организмов, совместно населяющие определенную территорию.

Предлагаем вашему вниманию мульт-нарезку «Кто кого ест».

Слайд 4

Просмотр мультфильма

Учитель биологии: О чем данный фрагмент и о какой устойчивости здесь можно говорить, если они друг друга едят? 

Проблема: А надо ли, чтобы в природе кто-то кого-то ел? И можно ли обойтись без этого?  

Слайд 5

Примерные ответы учащихся:

 Без пищи  прожить не  может ни  один организм.

Пища дает энергию для жизни.

В растительной пище заключена энергия Солнца, в животной пище – энергия, полученная от растений или других животных

Действительно, самые главные – это пищевые цепочки. Пища это энергия.

Цепи питания, что это?

Энергия существует в различных формах и может переходить из одной формы в другую. Эти превращения подчиняются законам термодинамики.

1 закон: энергия не возникает и не исчезает;

2 закон: некоторое количество полезной энергии переходит в бесполезную тепловую.

Эти законы физики приложимы и к живым организмам. Энергия солнечного света поступает в сообщество живых организмов через посредство зеленых растений. В процессе фотосинтеза они используют энергию солнечного света для превращения простых соединений с низким содержанием энергии в более сложные органические соединения, в которых часть солнечной энергии запасена в виде химической энергии. Зеленые растения называются продуцентами, потому, что они сами создают для себя органические вещества.

Запасы энергии, заключенная в организмах живых продуцентов, потребляется в большинстве природных экосистем разнообразными консументами. К консументам относятся растительноядные (животные, питающиеся растительной пищей), плотоядные (животные, питающиеся другими животными), всеядные, а также паразиты.

И замыкают эту закономерность редуценты (грибы, бактерии), которые разлагая мертвую органику возвращают в круговорот химические элементы.

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Ответ : Цепь питания – механизм передачи энергии в пищевых взаимоотношениях.

Просмотр фильма из ЦОР

Запись в тетрадь

Заготовка на доске (приложение заготовка на доску)

Пищевые цепи бывают: пастбищные, детритные, паразитические.

Предлагаю на доске из имеющихся картинок составить цепь питания. (растение, кузнецик, ящерица, ястреб)

Работа у доски

Учитель информатики:

А теперь перейдём к практической работе.  У вас у каждой группы есть инструкция по выполнению работ на компьютере. А также листы самооценки. После каждого выполненного задания будете себя оценивать, а в конце урока сдадите. Нам будет интересно.

Итак, первое задание: составьте пищевые цепи из предложенных.

В вашей инструкции задание №1.

Инструкция к выполнению заданий на компьютере,

Лист самооценки

Работа в парах за компьютером

Примеры:

Ромашка → абочка→стрекоза

Ромашка→гусеница→кукушка→ястреб.

Растение→гусеница→стрекоза→жаба→уж→еж

Отмершие части растений→червь→землеройка→жук-могильщик→бактерии.

Пшеница – мышь – кошка

Водоросль – лещ – окунь – щука – человек.

Учитель биологии: В цепи питания каждое последующее звено теряет часть органического вещества, получаемого с пищей, теряет часть извлеченной из нее энергии. Пища перерабатывается, усваивается и используется на образование клеток тела, рост тканей в пределах 10% от общей массы съеденного корма. Остальная часть энергии теряется в виде теплового излучения, на движение и т.д. Организмы в результате процессов обмена теряют в каждом звене пищевой цепи около 90% всей энергии, которая расходуется на поддержание их жизнедеятельности.

Например: Если заяц съел 10 кг растительной массы, то его собственная масса может увеличиться на 1 кг. Лисица или волк, поедая 1 кг зайчатины, увеличивают свою массу уже только на 100 г.

Равное убывание биомассы каждого последующего звена в цепи питания, заканчивающееся последним консументом, называется «пищевой пирамидой». Переход от одного звена на другое сопровождается резким сокращением численности от консументов 1 порядка к консументам 2 порядка.

Слайд 9

Слайд 10

Записывают пример в тетрадь

Учитель информатики:

Наряду с пищевыми пирамидами существуют энергетические пирамиды, демонстрирующие передачу энергии, заключенную в биомассе организмов, от одного звена цепи питания к другому.

Эти пирамиды позволяют оценить продуктивность биоценоза и возможность использования части биомассы для нужд человека.

Предлагаю вам решить задачу. Условие в ваших инструкциях задание №2. Для решения этой задачи необходимо использовать правило 10%, произвести расчеты и построить линейную диаграмму. (Подсказка. Для начала необходимо составить цепь питания.)

А вот вторая задача имеет свою особенность.

Выставьте себе баллы в лист самооценки.

Решают задачу на компьютере

Условие задачи 1. Вычислите, сколько нужно планктона, чтобы в море вырос один дельфин массой 300 кг.

Условие задачи 2. Известно, что ребенок рождается весом, в среднем 3 килограмма, а к году жизни весит примерно 12 килограмм. Вычислите сколько надо выпить молока этому ребенку и съесть еды маме, чтобы достичь ожидаемой массы.

Учитель биологии:

Выводы урока. (опрос)

Ответы:

- любой организм для длительного существования нуждается в обмене вещесв;

- постоянно происходит перенос вещества;

- при переносе теряется 90% энергии (правило 10%);

- учет потока энергии имеет важное практическое значение.

Учитель биологии:

Учитывая, что мировое сообщество беспокоит «глобальная экологическая проблема перенаселения планеты»,  важно эти знания учитывать при создании исусственного биоценоза, чтобы оценить эффективность хозяйствования. Агроценозы, как правило, не имеют животных консументов 2 порядка и выше. Их место занимает человек.

Слайд 11

Запись в тетрадь выводов

Учитель информатики:

Итак , мы много обсудили. Хотелось бы с вами составить логико-смысловую модель. Перед вами листы с опорной схемой и словами подсказками. Постарайтесь логически связать опорные точки со словами. И мы получим с вами общий обзор главы «Биоценозы».

Всем спасибо. До свидания. Перед уходом не забудьте поставить «лайк» около вашего солнышка!

Слайд 12

Слайд 13

Заполняют логико смысловую модель. (Приложение 3)

Прилепляют к доске «лайки»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Цепи питания Поток энергии Урок подготовили: Маликова С.Ю. – учитель биологии Куликова И.В. – учитель информатики, математики 2018г.

Слайд 2

Цель урока формирование единой естественнонаучной картины мира

Слайд 3

« Миллион томов, а не четыре Нужны, чтоб в красках описать Войну и мир в животном мире И невозможно отрицать….. Ягненка любит волк – сосед, Но лишь как блюдо на обед. Да и у мышек без кота Была бы жизнь уже не та»

Слайд 4

Посмотрите данный мультфильм

Слайд 5

Проблема урока А надо ли, чтобы в природе кто-то кого-то ел? И можно ли без этого обойтись?

Слайд 6

Цепи питания Механизм передачи энергии в пищевых взаимоотношениях

Слайд 7

«Правила» пищевых цепей Солнце - источник энергии, необходимой для жизни на Земле Зеленое растение, способное поглощать солнечную энергию - начало любой пищевой цепи Разнообразие способов питания животных – это разнообразие способов получения ими пищи как источника энергии

Слайд 8

Цепи и сети питания

Слайд 11

Пример Сколько нужно водорослей для того, чтобы выросла щука массой 2 кг? Название Масса (кг) Водоросли 200 Карась 20 Щука 2

Слайд 12

Выводы урока Организм нуждается в обмене веществ Постоянно происходит перенос энергии При переносе теряется 90% энергии Учет потока энергии имеет важное практическое значение

Слайд 13

Логико – смысловая модель «Биоценоза»



Предварительный просмотр:

http://st.rfclipart.com/image/big/14-24-02/glossy-sun-icon-Download-Royalty-free-Vector-File-EPS-2924.jpg

 http://qalib.ru/images/ris60a.jpg

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=319c3d76472fe064fffe422ca415c297&n=33&h=215&w=323

http://www.clipartbest.com/cliparts/aiq/bg9/aiqbg97iM.gif

http://tvoiraskraski.ru/sites/default/files/raskraska_bykva_ja_13.gif

  ПРОДУЦЕНТЫ

      (растения)

КОНСУМЕНТЫ 1

(травоядные

          животные)

КОНСУМЕНТЫ 2…

(плотоядные

          животные)

    РЕДУЦЕНТЫ

(грибы, бактерии)

             http://thumbs.dreamstime.com/z/bacteria-viruses-cartoon-group-isolated-illustration-33543877.jpg

                       



Предварительный просмотр:

Порядок работы.

На Рабочем столе создать папку и назвать её : Фамилия, имя , класс. Все задания сохранить  в этой папке.

Задание №1. Составить пищевые цепочки.

  1. Открыть графический редактор Paint.
  2. Откройте папку Документы \ Заготовки \ Биология \ Цепи питания.
  3. Откройте нужное вам изображение с помощью Paint. (с помощью правого щелчка, открыть с помощью…)
  4. С помощью функции копирования и вставки составьте в своём файле пищевую цепь.
  5. Сохраните под именем цепь 1.
  6. Затем, откройте новый файл.
  7. Составив цепь, сохраните под  именем цепь 2 и т.д.

Задание №2. Для решения задачи надо сначала составить цепи питания.

Задача 1. Вычислите, сколько нужно планктона, чтобы в море вырос один дельфин массой 300 кг.

  1. Откройте электронную таблицу  Excel.
  2. На листе 1 составить расчётную таблицу, используя формулы.
  3. Построить линейную диаграмму, демонстрирующую энергетическую пирамиду.

Задача 2. Известно, что телёнок рождается весом, в среднем 5 килограмм, а к году жизни весит примерно 50 килограмм. Вычислите сколько надо съесть корове травы чтобы теленку достичь ожидаемой массы. (Примечание: важно учесть, что телёнок уже родился пятикилограммовым)

  1. На листе 2 составить расчётную таблицу, используя формулы.
  2. Построить линейную диаграмму, демонстрирующую энергетическую пирамиду.
  3. Сохраните файл под именем Задание2.



Предварительный просмотр:

Естественный                                                       Антропогенный                                              Паразитическая

                                                                 Численности                                         Массы                                                                                                                          

        Абиотический        Пастбищная        Искусственный

        10%        Энергии

Детритная                Биотический


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка интегрированного урока по биологии и информатике и ИКТ

Разработка интегрированного урока по биологии и информатике и ИКТ по теме «Моделирование и формализация. Создание и разработка моделей на компьютере». «Основы генетики»....

Интегрированный урок по биологии и информатике "Первая помощь при кровотечениях и повреждениях файловой системы"

Интегрированный урок  по биологии и информатике. Урок рассчитан на 2 часа Тема урока: Первая помощь при кровотечениях и повреждениях файловой системы. Цель урока:   сравнить сердечно...

Интегрированный урок по биологии и информатике

Интегрированный урок по биологии и информатике...

Интегрированный урок по биологии и информатике

Интегрированный урок по биологии и информатике...

Презентация к интегрированному уроку по биологии, математике, информатике

Презентация к интегрированному уроку "Цепи питания. Поток энергии" 7 класс хорошо помогает формировать единую естественнонаучную картину мира. Помогает отработывать элементы дедуктивного мет...

Интегрированный урок биологии, информатики и математики "Зачем биологам математика"

Интергированное занятие по биологии, информатике и математике, в котором учащиеся смогут средствами MS Exel познакомиться с обработкой биологических данных.Материалы урока доступны для скачивания по с...

интегрированный урок по биологии с элементами математики "Мой город"

интегрированный урок по биологии с элементами математики "Мой город" содержит материал о столице Республики Коми - Сыктывкаре, это город, в котором мы живем и наши участники  - учащиеся...