Программа выявления и развития творческих способностей по выполнению проектной деятельности
проект по биологии (9 класс) на тему

Материал содержит программу выявления и развития творческих способностей по выполнению проектной деятельности в 9 классе (на примере создания электронных презентаций на заданную тему по биологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа выявления и развития творческих способностей по выполнению проектной деятельности

Автор: Сорочинский П.В., учитель биологии МКОУ «Дуровская СОШ»

Пояснительная записка.

Данная программа содержит материалы для выявления и развития творческих (креативных) способностей по выполнению проектной деятельности по биологии для обучающихся 9х классов по системе ФГОС. В данном случае проектная деятельность связана с подготовкой электронных презентаций на заданную тему. Реализована программа в рамках проекта, проводимого обучающимися 9 класса МКОУ «Дуровская СОШ» в 2017-2018 учебном году как обязательное учебное задание для получения аттестата за курс среднего общего неполного образования под руководством учителя биологии Сорочинского П.В. Тема проекта была следующая: «Экологические проблемы урбанизации (электронная презентация)». Выявление и развитие творческих способностей проводилось именно в плане создания электронной презентации, ее оформления. При этом анализировалось развитие творческих способностей как отдельных обучающихся, так и в плане их совместной работы, обсуждения и выбора творческих идей по подготовке презентации. Творческие способности прежде всего здесь рассматриваются с позиций креативности мышления, уровень которого определялся до работы над проектом и по его завершению при помощи опросника Д. Джонсона. В течение выполнения проекта руководителем проводились наблюдения, анализ и процессуальная диагностика уровня креативности исполнителей проекта. В данной программе также отражены методы развития креативности, условия ее формирования.

Цель программы: выявить и развить творческие способности обучающихся по выполнению проектной деятельности.

Задачи:

1. Подобрать и реализовать на практике адекватные методики диагностики творческих способностей обучающихся до выполнения проекта и по его завершению.

2. Выявить динамику развития творческих способностей обучающихся по специальной методике и в результате персональных наблюдений руководителя.

3. Обеспечить педагогические условия развития креативности обучающихся в течение всего времени выполнения проекта.

4. Выявить особенности развития креативных способностей обучающихся в процессе выполнения проекта.

5. Выбрать и реализовать на практике адекватные и эффективные методы работы и общения с обучающимися для максимального развития их креативных способностей.

6. Проанализировать результаты стартовой и итоговой диагностики развития творческих способностей обучающихся.

Время выполнения программы: 2017-2018 учебный год (или 1 год).

Диагностическая методика для определения уровня креативности мышления.

Для этой цели использовался опросник Д.Джонсона «Диагностика креативности мышления». Данная методика использовалась до выполнения проекта и по его завершению. Результаты интерпретировались руководителем, выражались в баллах, делались соответствующие выводы.

Условия развития креативности обучающихся в процессе выполнения проекта.

Руководитель должен обеспечить анализ каждым обучающимся результатов стартовой диагностики собственной креативности. При этом обсуждение ведется индивидуально с каждым обучающимся. Намечаются основные цели дальнейшего личностного развития каждого обучающегося.

В начале выполнения проекта следует в процессе беседы (но не объяснения!) выявить с обучающимися спектр их возможностей по выполнению презентации, возможные проблемы (в том числе коммуникативного характера в группе), степень личной и коллективной ответственности за результат, настроить именно на творческий подход к выполнению проекта.

В течение выполнения проекта следует дать возможность обучающимся работать самостоятельно, лишь изредка включаясь в обсуждения тех или иных вопросов, давая советы по улучшению ожидаемого результата. Необходимо следить за культурой общения, учитывать индивидуальные особенности обучающихся, применять индивидуальный подход к каждому для развития его творческой мысли и самовыражения.

В процессе выполнения проекта должны быть проанализированы вместе с обучающимися подобные презентации, картинки и фотографии, которые могут быть вставлены в слайды.

В конце выполнения проекта следует также обсудить с каждым обучающимся результаты итоговой диагностики уровня креативности мышления, определить перспективы дальнейшего личностного развития обучающихся; провести рефлексию внутренних изменений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках немецкого языка и во внеурочной деятельности».

Программа  «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках немецкого языка и во внеурочной деятельности»....

Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках немецкого языка и во внеурочной деятельности».

Программа  «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках немецкого языка и во внеурочной деятельности»....

Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности»

Цель программы: выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся через предмет "География"...

Программа "Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности"

ВажЦель программы: создание условий, способствующих выявлению и развитию творческих способностей учащихся.Задачи:1) изучить научные данные о психологических особенностях детей с творческими ...

Программа "Выявление и развитие творческих способностей обучающихся в процессе проектно-исследовательской деятельности"

Программа направлена на выявление и развитие творческих способностей обучающихся с целью их самореализации в соответствии со способностями. В программе определены основные направления работы и за...

Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности» учителя технологии Воронцова Сергея Александровича

Учитель технологии призван способствовать формированию у школьников желание трудиться с охотой, интересом. Очень важно пробудить у детей желание «хочу узнать». Но этого мало, необходимо по...

Программа "Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности"

План мероприятий по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности....