адаптированная рабочая программа 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

Яровикова Зоя Ивановна

адаптированная рабочая программа 9 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptirovannaya_9.docx52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Измайловская средняя общеобразовательная школа

«Согласовано»

Руководитель МО

_______/Посадских В. И./

                     

Протокол № ___

от «___»______2018 г

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР   МОУ Измайловской СОШ  

 ________/Бутакова М.З. /

 

«_____»___________2018 г

«Утверждаю»

Директор МОУ Измайловской СОШ  

________  /Сергеев Н.П./

                             

Приказ №__ от

«___»____________ 2018г

Адаптированная рабочая программа по биологии

9 класс

                                             

ФИО учителя, составившего программу 

ЯРОВИКОВА ЗОЯ ИВАНОВНА

2018-2019 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания

основного общего образования, требований к результатам освоения основной

образовательной программы основного общего образования, требований к структуре

основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в

Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования,

а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Изучение биологии в школе обеспечивает личностное, социальное, общекультурное,

интеллектуальное и коммуникативное развитие личности.

Основные цели изучения биологии в основной школе:

- формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой природе и

присущих ей закономерностях, биологических системах;

- овладение знаниями о строении, жизнедеятельности, многообразии и

средообразующей роли живых организмов;

- овладение методами познания живой природы и умениями использовать их в

практической деятельности;

- воспитание ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и

здоровью окружающих, культуры поведения в окружающей среде, т. е.

гигиенической, генетической и экологической грамотности;

- овладение умениями соблюдать гигиенические нормы и правила здорового образа

жизни, оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей

среде, здоровью других людей и собственному организму.

Биологическое образование призвано обеспечить:

- ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей

ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к

живой природе;

- развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой

природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами

изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

- овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной,

информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

- формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе

познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности

эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

Рабочая программа разработана с целью освоения содержания учебного предмета

«Биология» для учащихся с ОВЗ.

Для учащихся с ОВЗ характерны:

- незрелость эмоционально-волевой сферы, замедленное психическое развитие

- пониженная работоспособность, быстрая утомляемость, замедленный темп

деятельности

- низкий уровень общей осведомлѐнности

- нарушение внимания и памяти, особенно слухоречевой и долговременной

- недостаточность зрительного и слухового восприятия

- слабая координация движения, недоразвитие моторики

- негрубое недоразвитие речи (бедность и слабая дифференцированность словаря,

нарушения звукопроизношения, ограниченный запас знаний, трудности усвоения

логико-грамматических конструкция, недостаточность фонетико-фонематического

восприятия)

- снижение познавательной активности.

Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний

об окружающем мире и практических навыков, соответствующих возрасту.

Ввиду психологических особенностей детей с ОВЗ, с целью усиления практической

направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие

направления.

1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

- развитие навыков каллиграфии;

- развитие артикуляционной моторики.

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- развитие восприятия, представлений, ощущений;

-развитие памяти;

-развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах

предметов (цвет, форма, величина);

- развитие пространственных представлений и ориентации;

- развитие представлений о времени.

3. Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать

логические связи между предметами, явлениями и событиями).

4. Развитие основных мыслительных операций:

- развитие умения сравнивать, анализировать;

- развитие умения выделять сходство и различие понятий;

- развитие умения работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;

- развитие умения планировать деятельность.

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

- развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;

- формирование умения преодолевать трудности;

- воспитание самостоятельности принятия решения;

- формирование адекватности чувств;

- формирование устойчивой и адекватной самооценки;

- формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного

отношения к критике.

6. Коррекция – развитие речи:

- коррекция монологической речи;

- коррекция диалогической речи.

7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

При организации учебных занятий с учащимися с ОВЗ необходимо:

1. Осуществлять индивидуальный подход к каждому учащемуся.

2. Предотвращать наступление утомления, используя для этого разнообразные

средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение

материала небольшими дозами, использование интересного и красочного

дидактического материала и т.д.).

3. Использовать методы обучения, которые активизируют познавательную

деятельность детей, развивают их речь и формируют необходимые навыки.

4. Корректировать деятельность учащихся.

5. Соблюдать повторность обучения на всех этапах урока.

6. Проявлять особый педагогический такт. Постоянно подмечать и поощрять малейшие

успехи детей, своевременно и тактично помогать каждому ребенку, развивать в нем

веру в собственные силы и возможности.

Формы работы для детей с ОВЗ:

- индивидуальная

- групповая

- по образцу

по алгоритму

По возможностям обучения, учащихся можно разделить на следующие группы:

I группа - учащиеся с низкой образовательной подготовкой. Для них необходима серьѐзная

индивидуальная работа.

II группа - учащиеся со средним уровнем развития способностей. Имеют замедленный темп

продвижения, они успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, т.к.

самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены.

III группа - учащиеся с достаточным уровнем образовательной подготовки. В целом

правильно выполняют предъявляемые им задания, они наиболее активны и

самостоятельны. У них наблюдаются западения в отдельных видах учебной деятельности.

Необходима корректировка в развитии каких-либо психических процессов: память,

внимание, речь и т.д.

 Общая характеристика учебного предмета «Биология»

Содержание учебного предмета «Биология» структурировано в виде трех разделов:

«Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности».

В разделе «Живые организмы» изучаются растения, грибы, бактерии, животные.

Основной формой организации учебной деятельности обучающихся является урок,

обеспечивающий возможность получения знаний через практическую деятельность. Виды

уроков различны: уроки-экскурсии в скверах и парках города, музее природы, уроки –

практикумы, уроки-соревнования, уроки-игры и т.д.

Содержание учебного предмета «Биология» направлено на формирование

универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и

коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и

исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как

умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить

эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать

определения понятий, структурировать материал и т.д. Обучающиеся включаются в

коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие еѐ виды, как умение

полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в

группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в

диалог и т. д.

В Рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами

начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной

деятельности обучающихся. Предмету «Биология» на уровне основного общего

образования предшествует предмет «Окружающий мир», в котором изучаются объекты и

явления природы. По отношению к биологии данный предмет является пропедевтическим.

В «Окружающем мире» рассматривается ряд понятий, интегративных по своей сущности и

значимых для последующего изучения систематического курса биологии: тела и вещества,

неорганические и органические вещества, агрегатные состояния вещества, испарение,

почва и др. Опираясь на эти понятия более полно и точно с научной точки зрения

раскрываются физико-химические основы биологических процессов и явлений, изучаемых

в основной школе.

Биологическое образование в основной школе обеспечивает формирование биологической

экологической грамотности, расширяет представления об уникальных особенностях живой

природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе, развивает

компетенции в решении практических задач, связанных с живой природой.

Освоение учебного предмета «Биология» направлено на:

– развитие у обучающихся ценностного отношения к объектам живой природы,

– создание условий для формирования интеллектуальных, гражданских,

коммуникационных, информационных компетенций,

– овладение научными методами решения различных теоретических и практических задач,

умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и

анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.

Предмет «Биология» на уровне основного общего образования направлен на

формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы,

ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Изучение предмета

«Биология» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения

общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения

практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с

предметами: «Физика», «Химия», «География», «Математика» (умение использовать

математические модели для решения биологических и экологических задач), «Экология»,

«Основы безопасности жизнедеятельности» (формирование общих понятий о признании

наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека), «История» (умение устанавливать

причинно-следственные связи между событиями, явлениями), «Русский язык» и

«Литература» (владение приѐмами смыслового чтения, составление тезисов и план-

конспектов по результатам чтения) и Информатика (использование информационно-

коммуникационных технологий при подготовке сообщений, мультимедийных

презентаций).

Описание места учебного предмета в учебном плане

5 класс – Бактерии, грибы, растения. 34 ч, 1 ч в неделю

6 класс – Многообразие покрытосеменных растений. 68 ч, 2 ч в неделю

7 класс – Животные. 68 ч, 2 ч в неделю

8 класс – Человек. 68 ч, 2 ч в неделю

9 класс – Введение в общую биологию. 68 ч, 2 ч в неделю

Промежуточная аттестация по биологии подразделяется на четвертную и годовую.

Четвертная промежуточная аттестация представляет собой оценку освоения программы

учащимся на основании текущих отметок. Годовая промежуточная аттестация

выставляется на основании четвертных отметок как среднее арифметическое с учетом

отметки за годовую контрольную работу.

Одним из важнейших требований к биологическому образованию в современных

условиях является овладение учащимися практическими умениями и навыками. Для этого

обучающимся 5 класса предлагается факультативный курс «Зеленая лаборатория» (автор

И.В. Смолина) в объеме 34 часа. Предлагаемый факультативный курс направлен на

формирование у учащихся интереса к биологии, развитие любознательности, расширение

знаний о живой природе, на развитие практических умений и их применение на практике

через моделирование практической ситуации.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Биология»

Изучение биологии как учебного предмета предметной области «Естественно-

научные предметы» обеспечит достижение следующих личностных результатов:

1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового

образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

2) реализация установок здорового образа жизни;

3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение

живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,

анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым

объектам.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы

программы по биологии являются:

1) овладение основами проектной и исследовательской деятельности, включая умение

видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям,

классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,

структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить

биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-

популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и

оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по

отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей

позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать

свою позицию.

Предметные результаты:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных

признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и

бактерий; экосистем) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание,

дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение);

- необходимость защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики

заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и

вирусами;

- классификация – определение принадлежности биологических объектов к

определенной систематической группе;

- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли

человека в природе; роли различных организмов в жизни человека; значения

биологического разнообразия для сохранения биосферы;

- различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах

органов цветкового растения, органов и систем органов животных, наиболее

распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов;

опасных для человека растений и животных;

- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и

умозаключения на основе сравнения;

- выявление приспособлений организмов к среде обитания; взаимосвязей между

особенностями строения клеток, тканей;

- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических

объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их

результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

- знание основных правил поведения в природе;

- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

3. В сфере трудовой деятельности:

- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами

(препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,

растениями, укусах животных, выращивания и размножения культурных растений

ухода за ними.

5. В эстетической сфере:

- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Содержание учебного предмета «Биология»

I. Живые организмы

1. Биология – наука о живых организмах

Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании

окружающего мира и практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в

окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов.

Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Свойства живых организмов (структурированность, целостность, питание, дыхание,

движение, размножение, развитие, раздражимость, наследственность и изменчивость), их

проявление у растений, животных, грибов и бактерий.

2. Клеточное строение организмов

Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. История изучения клетки.

Методы изучения клетки. Строение и жизнедеятельность клетки. Бактериальная клетка.

Животная клетка. Растительная клетка. Ткани организмов.

3. Многообразие организмов

Клеточные и неклеточные формы жизни. Организм. Классификация организмов.

Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царства живой природы.

4. Среды жизни

Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Приспособления организмов к

жизни в наземно-воздушной среде. Приспособления организмов к жизни в водной среде.

Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления организмов к

жизни в организменной среде. Растительный и животный мир родного края.

5. Царство Растения

Ботаника – наука о растениях. Многообразие и значение растений в природе и жизни

человека. Общее знакомство с цветковыми растениями. Растительные ткани и органы

растений. Вегетативные и генеративные органы. Жизненные формы растений. Растение –

целостный организм (биосистема). Условия обитания растений. Среды обитания растений.

Сезонные явления в жизни растений.

6. Органы цветкового растения

Семя. Строение семени. Корень. Зоны корня. Виды корней. Корневые системы. Значение

корня. Видоизменения корней. Побег. Генеративные и вегетативные побеги. Строение

побега. Разнообразие и значение побегов. Видоизмененные побеги. Почки. Вегетативные и

генеративные почки. Строение листа. Листорасположение. Жилкование листа. Стебель.

Строение и значение стебля. Строение и значение цветка. Соцветия. Опыление. Виды

опыления. Строение и значение плода. Многообразие плодов. Распространение плодов.

7. Микроскопическое строение растений

Разнообразие растительных клеток. Ткани растений. Микроскопическое строение корня.

Корневой волосок. Микроскопическое строение стебля. Микроскопическое строение листа.

8. Жизнедеятельность цветковых растений

Процессы жизнедеятельности растений: обмен веществ и превращение 3 энергии,

почвенное питание и воздушное питание (фотосинтез), дыхание, удаление конечных

продуктов обмена веществ, транспорт веществ. Движения. Рост, развитие и размножение

растений. Половое размножение растений. Оплодотворение у цветковых растений.

Вегетативное размножение растений. Приемы выращивания и размножения растений и

ухода за ними. Регуляция процессов жизнедеятельности. Космическая роль зеленых

растений.

9. Многообразие растений

Принципы классификации. Классификация растений. Водоросли – низшие растения.

Многообразие водорослей. Отдел Моховидные, отличительные особенности и

многообразие. Папоротникообразные, отличительные особенности и многообразие. Отдел

Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. Отдел Покрытосеменные

(Цветковые), отличительные особенности. Классы Однодольные и Двудольные.

Многообразие цветковых растений. Меры профилактики заболеваний, вызываемых

растениями.

10. Царство Бактерии

Бактерии, их строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе, жизни человека.

Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л.

Пастера.

11. Царство Грибы

Отличительные особенности грибов. Многообразие грибов. Роль грибов в природе, жизни

человека. Грибы-паразиты. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении

грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Лишайники, их роль в

природе и жизни человека.

12. Царство Животные

Многообразие и значение животных в природе и жизни человека. Зоология – наука о

животных. Общее знакомство с животными. Животная клетка. Животные ткани, органы и

системы органов животных. Организм животного как биосистема. Среды обитания

животных. Сезонные явления в жизни животных. Поведение животных (раздражимость,

рефлексы и инстинкты). Разнообразие взаимоотношений животных в природе.

13. Одноклеточные животные или Простейшие

Общая характеристика простейших. Многообразие простейших. Происхождение

простейших. Значение простейших в природе и жизни человека. Пути заражения человека

и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний,

вызываемых одноклеточными животными.

14. Тип Кишечнополостные

Многоклеточные животные. Общая характеристика типа Кишечнополостные. Регенерация.

Происхождение и значение Кишечнополостных в природе и жизни человека.

15. Черви

Общая характеристика червей. Типы червей: плоские, круглые, кольчатые.

Свободноживущие и паразитические плоские и круглые черви. Пути заражения человека и

животных паразитическими червями. Меры профилактики заражения. Борьба с червями-

паразитами. Значение дождевых червей в почвообразовании. Происхождение червей.

16. Тип Моллюски

Общая характеристика типа Моллюски. Многообразие Моллюсков. Происхождение

моллюсков и их значение в природе и жизни человека.

17. Тип Членистоногие

Общая характеристика типа Членистоногих. Среды жизни. Инстинкты. Происхождение

членистоногих. Класс Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности

ракообразных, их значение в природе и жизни человека. Охрана Ракообразных. Класс

Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, их значение в

природе и жизни человека. Клещи – переносчики возбудителей заболеваний животных и

человека. Меры профилактики. Класс Насекомые. Особенности строения и

жизнедеятельности насекомых. Значение насекомых в природе и сельскохозяйственной

деятельности человека. Насекомые – вредители. Меры по сокращению численности

насекомых-вредителей. Насекомые, снижающие численность вредителей растений.

Насекомые – переносчики возбудителей и паразиты человека и домашних животных.

Одомашненные насекомые: медоносная пчела и тутовый шелкопряд.

18. Тип Хордовые

Общая характеристика типа Хордовых. Подтип Бесчерепные. Ланцетник. Подтип Черепные

или Позвоночные. Общая характеристика рыб. Места обитания рыб. Особенности

внешнего и внутреннего строения, процессов жизнедеятельности рыб в связи с образом

жизни. Размножение и развитие и миграция рыб в природе. Основные систематические

группы рыб. Значение рыб в природе и жизни человека. Хозяйственное значение рыб,

рыбоводство и охрана рыбных запасов. Класс Земноводные. Общая характеристика класса

Земноводные. Места обитания и распространение земноводных. Особенности внешнего и

внутреннего строения, процессов жизнедеятельности земноводных в связи с образом

жизни. Размножение и развитие земноводных. Происхождение земноводных.

Многообразие современных земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и

жизни человека. Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса Пресмыкающиеся.

Места обитания пресмыкающихся. Особенности внешнего и внутреннего строения,

процессов жизнедеятельности пресмыкающихся в связи с образом жизни. Размножение

пресмыкающихся. Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Значение

пресмыкающихся в природе и жизни человека. Класс Птицы. Общая характеристика класса

Птицы. Места обитания птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения, процессов

жизнедеятельности птиц в связи образом жизни. Размножение и развитие птиц.

Сальмонеллез – опасное заболевание, передающееся через яйца птиц. Сезонные явления в

жизни птиц. Экологические группы птиц. Происхождение птиц. Значение птиц в природе и

жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство. Домашние птицы, приемы выращивания и

ухода за птицами. Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса Млекопитающие.

Среды жизни млекопитающих. Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего

строения, скелета и мускулатуры млекопитающих. Органы полости тела. Нервная система и

поведение млекопитающих, рассудочное поведение. Размножение и развитие

млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Млекопитающие – переносчики

возбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами. Меры предосторожности и

первая помощь при укусах животных. Профилактика бешенства. Экологические группы

млекопитающих. Сезонные явления в жизни млекопитающих. Происхождение и значение

млекопитающих. Их охрана. Виды и важнейшие породы домашних млекопитающих.

Приемы выращивания и ухода за домашними млекопитающими. Многообразие птиц и

млекопитающих родного края.

II. Человек и его здоровье

19. Введение в науки о человеке

Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для

самопознания и сохранения здоровья. Комплекс наук, изучающих организм человека.

Научные методы изучения человеческого организма (наблюдение, измерение,

эксперимент). Место человека в системе животного мира. Сходства и отличия человека и

животных. Особенности человека как социального существа. Происхождение современного

человека. Расы.

20. Общие свойства организма человека

Клетка – основа строения, жизнедеятельности и развития организмов. Строение,

химический состав, жизненные свойства. Ткани, органы и системы органов организма

человека, их строение и функции. Организм человека как биосистема. Внутренняя среда

организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость).

21. Нейрогуморальная регуляция функций организма

Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы регуляции функций.

Нервная система. Характеристика нервной системы: центральная и периферическая,

соматическая и вегетативная. Нервы, нервные волокна и нервные узлы. Рефлекторный

принцип работы нервной системы. Рефлекторная дуга. Спинной мозг. Головной мозг.

Большие полушария головного мозга. Особенности развития головного мозга человека и

его функциональная асимметрия. Нарушения деятельности нервной системы и их

предупреждение. Железы и их классификация. Эндокринная система. Гормоны, их роль в

регуляции физиологических функций организма. Железы внутренней секреции: гипофиз,

эпифиз, щитовидная железа, надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелудочная и

половые железы. Регуляция функций эндокринных желез.

22. Опора и движение

Опорно-двигательная система: состав, строение, функции. Кость: состав, строение, рост.

Соединение костей. Скелет человека. Особенности скелета человека, связанные с

прямохождением и трудовой деятельностью. Влияние факторов окружающей среды и

образа жизни на развитие скелета. Мышцы и их функции. Значение физических

упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Гиподинамия. Профилактика

травматизма. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.

23. Кровь и кровообращение

Функции крови и лимфы. Поддержание постоянства внутренней среды. Гомеостаз. Состав

крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Группы крови.

Резус-фактор. Переливание крови. Свертывание крови. Лейкоциты, их роль в защите

организма. Иммунитет, факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и

И.И. Мечникова в области иммунитета. Роль прививок в борьбе с инфекционными

заболеваниями. Кровеносная и лимфатическая системы: состав, строение, функции.

Строение сосудов. Движение крови по сосудам. Строение и работа сердца. Сердечный

цикл. Пульс. Давление крови. Движение лимфы по сосудам. Гигиена сердечно-сосудистой

системы. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Кровотечение. Виды

кровотечений, приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

24. Дыхание

Дыхательная система: состав, строение, функции. Этапы дыхания. Лѐгочные объемы.

Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания. Чистота атмосферного

воздуха как фактор здоровья. Вред табакокурения. Предупреждение распространения

инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного

организма. Первая помощь при остановке дыхания, спасении утопающего, отравлении

угарным газом.

25. Пищеварение

Питание. Пищеварение. Пищеварительная система: состав, строение, функции. Ферменты.

Обработка пищи в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Слюна и слюнные железы.

Глотание. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварение в желудке. Желудочный сок.

Аппетит. Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в

пищеварении. Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в толстом

кишечнике. Вклад Павлова И. П. в изучение пищеварения. Гигиена питания,

предотвращение желудочно-кишечных заболеваний. Профилактика отравлений и гепатита.

26. Обмен веществ и энергии

Обмен веществ и превращение энергии. Две стороны обмена веществ и энергии. Обмен

органических и неорганических веществ. Витамины. Проявление гиповитаминозов и

авитаминозов, и меры их предупреждения. Энергетический обмен и питание. Пищевые

рационы. Нормы питания. Регуляция обмена веществ. Поддержание температуры тела.

Терморегуляция при разных условиях среды. Покровы тела. Уход за кожей, волосами,

ногтями. Роль кожи в процессах терморегуляции. Приемы оказания первой помощи при

травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

27. Выделение

Мочевыделительная система: состав, строение, функции. Процесс образования и выделения

мочи, его регуляция. Заболевания органов мочевыделительной системы и их

предупреждение. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения

здоровья.

28. Размножение и развитие

Половая система: состав, строение, функции. Оплодотворение и внутриутробное развитие.

Роды. Рост и развитие ребенка. Половое созревание. Наследование признаков у человека.

Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в

планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся

половым путем и их профилактика. ВИЧ, профилактика СПИДа.

29. Сенсорные системы (анализаторы)

Органы чувств и их значение в жизни человека. Сенсорные системы, их строение и

функции. Глаз и зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка. Зрительные рецепторы:

палочки и колбочки. Нарушения зрения и их предупреждение. Ухо и слух. Строение и

функции органа слуха. Гигиена слуха. Органы равновесия, мышечного чувства, осязания,

обоняния и вкуса. Взаимодействие сенсорных систем. Влияние экологических факторов на

органы чувств.

30. Высшая нервная деятельность

Психология поведения человека. Высшая нервная деятельность человека, работы И. М.

Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского и П. К. Анохина. Безусловные и условные

рефлексы, их значение. Познавательная деятельность мозга. Эмоции, память, мышление,

речь. Сон и бодрствование. Значение сна. Предупреждение нарушений сна. Особенности

психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление,

способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации.

Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер, одаренность.

Цели и мотивы деятельности. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических

потребностей. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.

31. Здоровье человека и его охрана

Здоровье человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа

жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность,

сбалансированное питание. Влияние физических упражнений на органы и системы органов.

Защитно- приспособительные реакции организма. Факторы, нарушающие здоровье

(гиподинамия, курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, стресс).

Человек и окружающая среда. Значение окружающей среды как источника веществ и

энергии. Социальная и природная среда, адаптации к ним. Краткая характеристика

основных форм труда. Рациональная организация труда и отдыха. Соблюдение правил

поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях, как основа

безопасности собственной жизни. Зависимость здоровья человека от состояния

окружающей среды. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью

окружающих.

III. Общие биологические закономерности

32. Биология как наука

Научные методы изучения, применяемые в биологии: наблюдение, описание, эксперимент.

Гипотеза, модель, теория, их значение и использование в повседневной жизни.

Биологические науки. Роль биологии в формировании естественнонаучной картины мира.

Основные признаки живого. Уровни организации живой природы. Живые природные

объекты как система. Классификация живых природных объектов.

33. Клетка

Клеточная теория. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства

живой природы. Строение клетки: клеточная оболочка, плазматическая мембрана,

цитоплазма, ядро, органоиды. Клеточное строение организмов. Многообразие клеток.

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Хромосомы и гены. Нарушения в

строении и функционировании клеток – одна из причин заболевания организма. Деление

клетки – основа размножения, роста и развития организмов.

34. Организм

Одноклеточные и многоклеточные организмы. Клеточные и неклеточные формы жизни.

Вирусы. Особенности химического состава живых организмов: неорганические и

органические вещества, их роль в организме. Обмен веществ и превращения энергии –

признак живых организмов. Питание, дыхание, транспорт веществ, удаление продуктов

обмена, координация и регуляция функций, движение и опора у растений и животных. Рост

и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки.

Оплодотворение. Наследственность и изменчивость – свойства организмов.

Наследственная и ненаследственная изменчивость.

35. Вид

Вид, признаки вида. Вид как основная систематическая категория живого. Популяция как

форма существования вида в природе. Популяция как единица эволюции. Ч. Дарвин –

основоположник учения об эволюции. Основные движущие силы эволюции в природе:

наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты

эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.

Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Происхождение основных

систематических групп растений и животных. Применение знаний о наследственности,

изменчивости и искусственном отборе при выведении новых пород животных, сортов

растений и штаммов микроорганизмов.

36. Экосистемы

Экология, экологические факторы, их влияние на организмы. Экосистемная организация

живой природы. Экосистема, ее основные компоненты. Структура экосистемы. Пищевые

связи в экосистеме. Взаимодействие разных видов в экосистеме (конкуренция,

хищничество, симбиоз, паразитизм). Естественная экосистема (биогеоценоз).

Агроэкосистема (агроценоз) как искусственное сообщество организмов. Круговорот

веществ и поток энергии в биогеоценозах. Биосфера – глобальная экосистема. В.И.

Вернадский – основоположник учения о биосфере. Структура биосферы. Распространение

и роль живого вещества в биосфере. Ноосфера. Краткая история эволюции биосферы.

Значение охраны биосферы для сохранения жизни на Земле. Биологическое разнообразие

как основа устойчивости биосферы. Современные экологические проблемы, их влияние на

собственную жизнь и жизнь окружающих людей. Последствия деятельности человека в

экосистемах. Влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

Примерный список практических работ по разделу «Живые организмы»:

1. Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы с ними;

2. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука (мякоти плода томата);

3. Изучение вегетативных и генеративных органов цветкового растения;

4. Изучение строения позвоночного животного;

5. Передвижение воды и минеральных веществ в растении;

6. Изучение строения семян однодольных и двудольных растений;

7. Изучение строения водорослей;

8. Изучение внешнего строения мхов (на местных видах);

9. Изучение внешнего строения папоротника (хвоща);

10. Изучение внешнего строения хвои, шишек и семян голосеменных растений;

11. Изучение внешнего строения покрытосеменных растений;

12. Определение признаков класса и семейства в строении растений;

13. Определение до рода или вида нескольких травянистых растений одного-двух семейств;

14. Изучение строения плесневых грибов;

15. Вегетативное размножение комнатных растений;

16. Изучение строения и передвижения одноклеточных животных;

17. Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и

реакциями на раздражения;

18. Изучение строения раковин моллюсков;

19. Изучение внешнего строения насекомого;

20. Изучение развития насекомых по коллекциям;

21. Изучение внешнего строения и передвижения рыб;

22. Изучение строения и перьевого покрова птиц;

23. Изучение строения яйца птицы;

24. Изучение внешнего строения и скелета и зубной системы млекопитающих.

Тематическое планирование

№п/п

Название раздела, тема урока. 

Тип урока

Элементы содержания

  1. Введение в основы общей биологии

  (4 ч)

1.

 Биология- наука о живом мире.

 §1, вопросы 1 - 3

 Биология- наука о живой  природе.  Роль биологии

в практической деятельности людей. Методы изучения

 живых объектов: биологический эксперимент, наблюдение,

 описание и измерение биологических

объектов

2.

 Общие свойства живых организмов.

 

§ 2, заполнить таблицу

 Отличительные особенности живых организмов от

неживых тел:  клеточное строение, обмен веществ

 и  превращение энергии,  раздражимость. Гомеостаз,

 рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.

Эволюция.

3.

 Многообразие форм живых организмов.

§ 3, вопросы 1-3

 

Уровни организации живой природы.

Многообразие живых организмов.

Краткая характеристика естественной

системы классификации живых организмов. Царства живой природы.

4.

Биологическое разнообразие вокруг нас.

Отчет по экскурсии, с.11 -12

Биологическое разнообразие как основа

 устойчивости биосферы и как результат эволюции.

Соблюдение правил поведения в окружающей среде,

бережного отношения к биологическим объектам, их охрана.

  1. Основы учения о клетке (10ч)

5.

 Цитология- наука о клетке. Многообразие клеток.

 §4

Из истории цитологии. Клеточное строение организмов

 как доказательство их родства, единства живой природы.

 Клетка- основная структурная и функциональная единица

 организмов. Клетка как биосистема. Разнообразие клеток живой

природы. Эукариоты и прокариоты. Одноклеточные

и многоклеточные организмы. Свойства клетки.

6.

  Химический состав клетки.

  §5, вопросы 1- 3

 Общность хим. состава  клетки.

Неорганические  (вода и минеральные соли)

и органические вещества (белки, жиры, углеводы,

нуклеиновые кислоты). Полимеры, мономеры.

7.

 Белки и нуклеиновые кислоты.

§6

 

 Органические вещества, их роль в организме.

Белки, аминокислоты. Структура и функции

 белков в клетке. Ферменты, их роль. Нуклеиновые кислоты:

ДНК и РНК,  

  их структура и функции.  Репликация.

8.

 Строение клетки.

 §7

 Строение клетки.  Мембрана клетки. Цитоплазма.

Строение и функции ядра. Типы клеток:

прокариоты, эукариоты. Вирусы- неклеточные формы.

Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из

причин заболеваний организмов.

9.

 Органоиды клетки и их функции.

 §8

 Мембранные (ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы,

митохондрии, пластиды) и немембранные (рибосома,

клеточный центр) органоиды. Особенности строения

растительной, животной, бактериальной клеток.  

Одноклеточные и многоклеточные организмы.

10.

 Обмен веществ и превращение энергии.

 

§9

 Обмен веществ и превращение энергии-

основа жизнедеятельности клетки. Анаболизм

 (ассимиляция) и катаболизм (диссимиляция). Энергия клетки. АТФ.

11.

Биосинтез  белков в живой клетке.

 §10

 Понятие о биосинтезе.  Ген- участок ДНК.  Генетическии

 код, его свойства.Этапы синтеза белка в клетке: транскрипция,

трансляция.

12.

 Биосинтез углеводов- фотосинтез.

 §11

Питание. Различия организмов по способу питания.

Понятие о фотосинтезе. Роль пигмента хлорофилла.

 Световая и темновая фазы фотосинтеза. Значение фотосинтеза.

Космическая роль зеленых растений.

13.

Обеспечение  клетки энергией.

 §12,  подготовиться к зачету

 Понятие о клеточном дыхании. Обеспечение клетки

 энергией в процессе дыхания. Биологическое окисление.

Этапы биологического окисления: подготовительный,

 неполное безкислородное расщепление, полное кислородное

 расщепление. Гликолиз.

14.

Зачет по теме «Основы учения о клетке»

 

 Содержание всей темы.

  1. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5 ч)

15.

 Типы размножения организмов.

 §13

 Размножение. Половое и бесполое размножение.

 Бесполое размножение- древнейший способ размножения.

 Виды бесполого размножения: деление клетки, митоз,

почкование, деление тела, спорообразование. Смена поколений.

 Вегетативное размножение.

16.  

Деление клетки. Митоз.

 §14

 Понятие о делении клетки. Деление клетки – основа размножения,

 роста и развития организмов.  

Деление клетки эукариот. Биологический смысл и значение митоза.

 Фазы митоза. Деление клетки прокариот. Клеточный цикл.

17.

Образование половых клеток. Мейоз.

 §15

 Набор хромосом в клетке. Соматические клетки.

 Половые клетки, строение и их функции.

Диплоидная и гаплоидная клетка. Мейоз, его сущность.

 Редукция. Гомологичные хромосомы. Первое и второе

деление мейоза. Кроссинговер.

Оплодотворение, его биологическое значение.

Образование половых клеток  ( гаметогенез).

18.

Индивидуальное развитие организма – онтогенез.

 

§16, с. 58 -59

Рост и развитие организмов. Онтогенез, его этапы.

 Эмбриональный период онтогенеза и постэмбриональный период.

Влияние факторов среды и вредных привычек на онтогенез человека.

19.

Зачет по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов»

 

 Содержание всей темы.

  1. Основы учения о наследственности и изменчивости (11ч)

20.

Наука генетика. Из истории развития генетики. Основные понятия генетики.

  

§17, 18

 Генетика – наука о закономерностях наследственности

 и изменчивости.. Предистория генетики. Основные понятия:

наследственность и изменчивость –свойства организмов,

 ген, генотип, фенотип, аллельные гены, гомозиготы,

 гетерозиготы . Закономерности изменчивости организмов.

21.

 Генетические опыты 

Г. Менделя.

 §19, вопросы 1 - 4

 Методы в исследованиях Г. Менделя

 (гибридологический метод).  Скрещивание. Гибрид.Моногибридное

 скрещивание. Неполное доминирование.  Закон единообразия,

закон расщепления. Гипотеза чистоты  гамет. Рецессивные и

доминантные признаки.

22.

 Дигибридное скрещивание.  

§20, задачи в тетради

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.

Механизм наследования признаков при дигибридном скрещивании.

Анализирующее скрещивание.  

23.

 Сцепленное наследование генов и кроссинговер.

 §21

 Расположение генов: в одной хромосоме, в разных хромосомах.

Линейное расположение генов. Закон  сцепленного наследования

Т. Моргана.  Группа сцепления. Кроссинговер.

24.

 Взаимодействие генов и их множественное  действие.

 

§22

Понятие о гене. Гены и хромосомы. Типы влияния генов.

Полимерия. Плейотропия. Условия проявления признаков.

 Генотипическая среда.

25.

 Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

 

§23

 Х-хромосомы, Y- хромосомы, аутосомы.

Кариотип.

Механизм определения пола. Наследование признаков,

сцепленных с полом.

26.

Наследственная изменчивость.

 §24

 Изменчивость- свойство организмов.

 Наследственная изменчивость.

 Типы наследственной изменчивости: комбинативная и

мутационная. Мутации. Мутагены. Закон гомологических

 рядов Н.И. Вавилова.

27.

  Типы изменчивости.

 §25, сообщения

 Модификационная изменчивость (ненаследственная),

ее характеристики. Норма реакции: широкая, узкая.

 Модификации.

Онтогенетическая изменчивость (возрастная).

28.

 Наследственные болезни, сцепленные с полом.

 §26

Группы наследственных болезней: болезни, связанные

 с мутациями генов; болезни, связанные с мутациями

 хромосом. Генные болезни: дальтонизм, гемофилия.

Хромосомные болезни: болезнь Дауна. Диагностика

заболеваний. Значение генетики в медицине и здравоохранении.

29.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Основы учения о наследственности и изменчивости»

Содержание всей темы.

30.

Зачет по теме «Основы учения о наследственности и изменчивости»

 

 Содержание всей темы.

5.Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (5 ч)

31.

 Генетические основы селекции организмов.

 

§27

 Из истории селекции. Селекция как наука.

 Задачи и методы селекции. Искусственный отбор,

гибридизация, мутагенез. Полиплоидия.

32.

 Особенности селекции у растений.

 

§28

Особенности культурных растений. Методы селекции

 растений: гибридизация и отбор. Полиплоидия.

 Достижения селекционеров страны, области. Применение

 знаний о наследственности и изменчивости, искусственном

 отборе при выведении новых сортов растений.

33.

 Центры многообразия и происхождения культурных растений.

 §29

 Исследования Н.И. Вавилова.  Учение Н.И. Вавилова

о центрах многообразия и происхождения культурных

 растений.

34.

Особенности селекции животных.

 

§30

 Цели селекции животных. История одомашнивания.

 Методы селекции животных: гибридизация

(инбридинг и аутбридинг) и отбор (массовый и индивидуальный).

Современные методы селекции животных (искусственное осеменение,

клонирование). Применение знаний о наследственности и

 изменчивости, искусственном отборе

при выведении новых пород животных.

35.

 Основные направления селекции микроорганизмов.

 

§31

 Значение селекции микроорганизмов для развития с/х,

 медицинской, микробиологической  и других отраслей

 промышленности. Методы селекции микроорганизмов:

 генная инженерия, клеточная инженерия. Биотехнология.

 Использование грибов, бактерий в биотехнологии.

6.Происхождение жизни и развитие органического мира (5ч)

36.

 Представление о возникновении жизни на Земле в истории естествознания.

   §32, сообщения

Гипотезы происхождения жизни.

Идея абиогенеза и биогенеза.  Значение работ Л. Пастера

37.

Современные представления о возникновении жизни на Земле . 

§33

Гипотеза происхождения жизни А.И. Опарина.

Коацерваты. Химический, предбиологический,

 биологический и социальный этапы развития живой материи.

Проблема доказательства современной гипотезы происхождения

жизни.

38.

 Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.

 §34

 Появление первичных живых организмов –протобионтов.

Предполагаемая гетеротрофность протобионтов.

 Ранее возникновение фотосинтеза и биолог. круговорот веществ.

 Афтотрофы и гетеротрофы. Эволюция от анаэробного к аэробному

способу дыхания, от прокариот  к эукариотам. Возникновение

биосферы.

39.

Этапы развития жизни на Земле.

  

§35, создать презентацию «Этапы развития жизни на Земле»

Изменение животного и растительного мира в катархее,

 протерозое, палеозое, мезозое, кайнозое. Основные

черты приспособленности.  Появление человека.

 Влияние человеческой деятельности на природу Земли.

40.

 Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни.

 

 С. 131 - 132

 Основные приспособительные черты наземных растений.

 Эволюция наземных растений. Освоение суши  животными.

Многообразие животных – результат эволюции. Основные приспособительные черты животных к наземному образу жизни.

Учение об эволюции (11 ч)

41.

 Идея развития органического мира в биологии.

 

§36

 Появление идей  об эволюции. Учение об эволюции

органического мира. Предпосылки учения Ч. Дарвина.

Ч. Дарвин – основоположник  учения об эволюции.

42.

Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира.

 

§ 37

Дарвин – основоположник   учения об эволюции, его исследования.  

Наследственность, изменчивость, борьба за существование,

естественный отбор – движущие силы эволюции.

Искусственный отбор. Значение работ Ч.

 Дарвина.

43.

Результаты  эволюции: многообразие видов и приспособленность  организмов к среде.

 Записи в тетради

Приспособительные особенности растений

 и животных. Адаптация. Многообразие адаптаций.

 Приспособительность организмов   как результат

естественного отбора. Движущие силы и результат

 эволюции.

44.

 Современные представления об эволюции органического мира.

 

§38

Популяция как элементарная единица эволюции.

 Современные представления об эволюции органического мира.

Факторы эволюции.

45.

Вид, его критерии и структура.  

 

§39, заполнить таблицу

Понятие о виде. Критерии вида: морфологический, физиологический,  

генетический. Экологический. Географический, исторический.

Совокупность критериев - условие обеспечения целостности и

единства вида. Популяционная структура вида.

46.

 Процессы  образования новых видов в природе – видообразование.

 

§40

 Видообразование: географическое и экологическое.  Изолирующие

 механизмы:  географические барьеры, пространственная

разобщенность, поведение, молекулярные изменения белков,

 разные сроки

 размножения. Виды изоляций: биологическая и географическая.

 Микроэволюция.

47.

 Понятие о микроэволюции и макроэволюции.

 

§41

Макроэволюция. Главные направления эволюции:

 биологический регресс и  биологический прогресс.

48.

 Основные направления эволюции.

 

§42

Биологический прогресс, биологический регресс.

 Основные направления эволюции: ароморфоз,

 идиоадаптация, дегенерация. Соотношение направлений эволюции.

49.

Основные закономерности эволюции.

  

§43, сообщения

 Основные особенности эволюции. Эволюция

– необратимый процесс исторического развития органического

мира.  Адаптации (общие, частные).

50.

 Влияние деятельности человека на процессы эволюции видов.

 

С. 160 – 161, подготовиться к зачету

 Последствия хозяйственной деятельности человека на

 растительный и животный мир, влияние собственных

поступков на живые организмы.  Ценность биологического

 разнообразия в устойчивом развитии природы.

Биологическое разнообразие как основа устойчивости

 биосферы и как результат эволюции.

51.

Зачет по теме «Учение об эволюции»

 

 Содержание всей темы.

  1. Происхождение человека (антропогенез) (5ч)

51.

 Место человека в системе органического мира.

 

§44

 Человек как вид, его сходство с животными и  

отличие от них.

53.

 Доказательства эволюционного происхождения человека.

 

§45

 Антропогенез.  Накопление фактов о

 происхождении человека. Морфологические

 и физиологические отличительные особенности человека.

Речь как средство общения.  

54.

 Этапы эволюции человека.

 §46,  47,заполнить таблицу

 Движущие силы и этапы  эволюции человека: древнейшие, древние.

Современные люди. . Биосоциальная сущность человека. Социальная

 и природная среда, адаптация к ней человека.

55.

 Человеческие расы, их родство и происхождение.

 §48 , 49, с.183 - 184

Человеческие расы: негроидная, монголоидная,

 европеоидная. Их родство и происхождение.

 Человек как единый биологический  вид.

56.

Зачет по теме «Происхождение человека (антропогенез)»

 

 Содержание всей темы.

  1. Основы экологии (12 ч)

57.

Условия жизни. Среды жизни и экологические факторы.

  

§50

Экология –  как наука о взаимосвязях организмов

 с окружающей средой. Среда – источник веществ,

 энергии и информации. Среды жизни на Земле. Экологические

 факторы. Влияние экологических факторов на организмы.

58.

 Основные закономерности действия факторов среды на организмы.

  

§51

Экологические факторы: абиотические, биотические,

антропогенные; их влияние на организм.

Основные экологические законы. Фотопериодизм.

59.

 Приспособленность организмов к действию факторов среды.

 

§52, сообшения

 Приспособленность организмов к различным

 экологическим факторам среды (на примере температуры

 или влажности): экологические группы и жизненные

 формы организмов; суточные и сезонные ритмы

 жизнедеятельности организмов.

60.

 Биотические связи в природе.

 

§53

 Типы взаимодействия разных видов (конкуренция,

 хищничество, паразитизм, симбиоз). Пищевые связи

в экосистемах. Функциональные группы организмов в

биоценозе: продуценты, консументы, редуценты.

Значение биотических связей.

61.

 Популяции как форма существования видов в природе.

 §54

Взаимосвязь организмов в популяции. Популяция.

 Популяция – форма существования вида в природе.

 Основные характеристики популяции: рождаемость,

выживаемость, численность; плотность, возрастная и

половая структура.

62.

Функционирование популяции  и динамика ее численности в природе.

 §55

 Популяция. Функционирование популяции  в природе.

Динамика численности  популяций в природе.

Биотические связи в регуляции численности.

63.

 Биоценоз как сообщество живых организмов в природе.

 §56

Естественные и искусственные биоценозы.  

Структура сообщества живых организмов.

Биотоп. Эдификаторы.  Экологические ниши.

Роль видов в природе. Особенности агроэкосистем.

64.

Понятие о биогеоценозе и экосистеме.  

  §57

Экосистемная организация живой природы.

 Экосистемы. Биогеоценоз как биосистема и

как экосистема, его компоненты: биогенные

элементы, продуценты,

 консументы, редуценты. Круговорот веществ

 и поток

энергии как основа устойчивости. Роль производителей,

потребителей и разрушителей органических веществ в

экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые

 связи в экосистеме.  

65.

Развитие  и смена биогеоценозов. 

 §58

Саморазвитие биогеоценозов. Первичные и вторичные

сукцессии. Продолжительность и значение сукцессии.

66.

 Изучение и описание экосистем  своей местности. Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме.

 

 Повторить §57

 Состояние экосистемы своей  местности.

Видовое разнообразие. Плотность популяции.

Биомасса. Взаимоотношения организмов. Свойства экосистемы.

67.

 Основные законы устойчивости живой  природы.

 

§59

 Цикличность в экосистемах. Биологическое

 разнообразие в экологических системах.

68.

 Биосфера как глобальная  экосистема. Экологические проблемы.

 

§60

 

 Записи в тетради

 Биосфера – глобальная экосистема. В.И. Вернадский –

основоположник учения о биосфере. Учение В.И.

Вернадского о роли живого вещества в преобразовании

верхних слоев Земли. Биологический круговорот веществ и

 поток энергии в биосфере. Роль биоразнообразия в

устойчивом развитии биосферы. Роль человека в

 биосфере.

Экологические проблемы: парниковый эффект, кислотные

 дожди, опустынивание, сведение лесов, появление

 озоновых дыр, загрязнение окружающей среды.

Экологические проблемы, их влияние на собственную

 жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности

человека в экосистемах, влияние собственных поступков

 на живые организмы и экосистемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

адаптированная рабочая программа по физике 7 класс с учетом программы для детей ЗПР

Адаптированная рабочая программа по физике составлена для обучающегося 7 класса согласно рекомендациям ПМПК с учетом программы для детей ЗПР...

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития

Рабочая  программа по внеурочной деятельности «Учимся читать» для 1 класса разработана на основе ПРИМЕРНОЙ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧ...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку 8 вид 9 класс 101 час по программе Бгажноковой

Рабочая программа учебного курса «Русский язык»,  программа разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида,   5- 9...

 Адаптированная рабочая программа по географии 9 класса разработана на основе программы специальной ( коррекционной ) образовательной школы VIII вида

p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 0.0px; text-align: justify; font: 12.0px \'Times New Roman\'; color: #000000; -webkit-text-stroke: #000000} span.s1 {font-kerning: none}  Адаптированная рабоча...

Адаптированные основные образовательные программы, адаптированные рабочие программы по русскому языку и литературе

Адаптированные основные образовательные программы, адаптированные рабочие программы по русскому языку...

Рабочая программа по математике 7 класс (Адаптированная рабочая программа)

Рабочая программа по математике 7 класс (Адаптированная рабочая программа)...