Урок «Неклеточные формы жизни. Вирусы». 9 класс
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему

Рублева Елена Владиславовна

Урок «Неклеточные формы жизни. Вирусы». 9 класс

Тема

Неклеточные формы жизни. Вирусы.

Цели и задачи

 

Образовательные: сформировать представления о вирусах; познакомить с их ролью в природе и жизни человека; создать условия для развития познавательного интереса в процессе работы с различными источниками информации.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной и групповой работе, умение работать с информацией.

Формировать УУД:

- ЛичностныеУУД:  развить навыки владения коммуникативными нормами и правилами в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями в процессе учебной деятельности, привить любовь к природе, показать способы использования новых знаний в повседневной жизни.

 Регулятивные УУД: научиться отвечать на поставленные вопросы; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя, выполнять задания в соответствии с поставленной целью.

Коммуникативные УУД: научиться адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Познавательные УУД: научиться осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию; формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя; работать в паре.

Планируемый результат

Предметные умения: развить понятие о вирусах; показать их биологическую роль; подчеркнуть значение вирусов в природе и способах защиты от заражения вирусами.

Метапредметные УУД: познавательные: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию; формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; регулятивные: отвечать на поставленные вопросы; принимать учебную задачу; умение ставить задачи на урок; адекватно воспринимать информацию учителя; выполнять задания в соответствии с поставленной целью.

Личностные умения: самоопределение – владение коммуникативными нормами и правилами в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями в процессе учебной деятельности, проявление ответственного отношения к природе, любовь к природе, использования новых знаний в повседневной жизни.

Основные понятия

Вирусы, жизненный цикл вирусов, история открытия вирусов, строение, происхождение вирусов, значение вирусов в природе и для человека, заболевания, вызываемые вирусами, СПИД, меры профилактики

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Длительность

Этап

Краткое описание деятельности учителя

Краткое описание деятельности учащихся

1.

2.

3.

1 мин.

Организационный этап

Приветствие, подготовка к уроку, включение учащихся в деловой ритм урока.  

Здороваются с учителем, записывают  дату проведения урока.

2 мин.

4 мин.

Формулирование темы урока

Мотивация учебной деятельности,

Показывает 1 слайд презентации [Приложение 1]. Как Вы думаете, о чём идёт речь?

2 слайд презентации

Вирусы… Как много о них говорят! А  что же такое вирусы? Демонстрация 3-13 слайдов.

Высказывают предположения

Определяют тему урока, записывают её в тетрадь

Смотрят, высказывают предположения, эмоциональную оценку

4.

15 мин.

Изучение нового материала

Раздаёт рабочие листы к уроку [Приложение 2]. Поясняет ход работы. Отвечает на возникающие вопросы. Следит за временем.

Индивидуальная работа с учебником. Составление опорного конспекта в тетрадях

5.

6.

7 мин.

6 мин.

Ориентировочный этап.

Осмысление содержания. 

Итак, что нового мы узнали? Давайте попробуем представить себя в роли лектора, читающего лекцию о вирусах. Опираемся на слайды презентации. Итак, Вам слово, товарищи лекторы! Демонстрация 14-17 слайдов

За страницами вашего учебника остался очень важный момент, связанный с вирусами. СПИД.  Страшное заболевание, вызываемое ВИЧ, поражающее клетки иммунной системы и делающие человека беззащитным перед любой инфекцией. Рассказ о СПИДЕ с демонстрацией слайдов 18-19.

По желанию выступают, комментируя слайды. Корректируют свои записи в тетрадях. Дополняют выступления одноклассников.

Дополняют записи в тетради, задают вопросы

7.

8.

4 мин.

1 мин.

Систематизация знаний.

Вы молодцы! А сейчас предлагаю вам проверить, насколько вам понятен этот сложнейший материал, выполнив задание 4 в рабочих листах.

Если возникает необходимость, помогает парам придти к общей точке зрения, напоминает о необходимости соблюдения правил поведения на уроке.

Выводит на экран слайд 20. Оцените свои успехи если вы сделали всё правильно, смело и с чистой совестью запишите внизу оценку «отлично!», если допустили 1 ошибку – «очень хорошо!», если 2 – «хорошо», 3 – «удовлетворительно. О большем количестве ошибок я даже не говорю, вы – умницы, быть не может, что вы допустили бОльшее количество ошибок!

Выполнение задания 4 на рабочих листах, работая в парах.

Самопроверка по ключу на слайде 20. Первичное оценивание своих знаний.

9.

3 мин.

Подведение итогов урока. Рефлексия

Возвращается к эпиграфу урока. Что нового вы узнали?  Что произвело наиболее сильное впечатление? О чём, выйдя из класса, вы расскажете своим друзьям? Что ещё вы хотели бы узнать о вирусах?

За урок «5» в журнал получают «лекторы» за свои очень достойные лекции! (Если есть необходимость, можно выставить «5» и «4» за задание 4 ученикам, выполнившим работу на  «отлично!» и «очень хорошо!»)

Обсуждают эпиграф урока.  Отвечают на вопросы. Задают свои вопросы.

10.

2 мин.

Информация о домашнем задании

Выводит на экран информацию о домашнем задании – слайд 21. Поясняет домашнее задание. Не волнуйтесь, домашнее задание я дублирую в своём блоге, естественно, со ссылкой, и вы сможете спокойно по ней перейти!

Записывают домашнее задание

11.

Окончание урока.

Выводит на экран слайд 22. Озвучивает его. Всем спасибо! Надеюсь, наш сегодняшний урок не просто позволил узнать что-то новое, но и заставил задуматься….  И если вам понравилась атмосфера на уроке, ваша работа во время урока – скажите СПАСИБО друг другу и учителю!

Улыбаются, говорят «спасибо». Собирают портфели и выходят из класса

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Плохие новости в упаковке из белка". П . Медавар

Слайд 2

ВИРУСЫ

Слайд 3

Для медика вирусы - наиболее частые возбудители инфекционных болезней: гриппа, кори, оспы, тропических лихорадок, бешенства, СПИДа

Слайд 4

Для патолога вирусы - этиологические агенты (причина) рака и лейкозов, наиболее частых и опасных патологических процессов . Для промышленного микробиолога вирусы - вредители бактерий, продуцентов, антибиотиков и ферментов.

Слайд 5

Для ветеринарного работника вирусы - виновники эпизоотий (массовых заболеваний) ящура, птичьей чумы, инфекционной анемии и других болезней, поражающих сельскохозяйственных животных.

Слайд 6

Для агронома вирусы - возбудители пятнистой полосатости пшеницы, табачной мозаики, желтой карликовости картофеля и других болезней сельскохозяйственных растений.

Слайд 7

Для цветовода вирусы - факторы, вызывающие появление изумительных расцветок тюльпанов.

Слайд 8

Для медицинского микробиолога вирусы - агенты, вызывающие появление токсических (ядовитых) разновидностей дифтерийных или других бактерий, или факторы, способствующие развитию бактерий, устойчивых к антибиотикам.

Слайд 9

Для паразитолога вирусы - наиболее чистые и наиболее опасные паразиты всего живого мира: от бактерий до цветкового растения, от инфузории до человека.

Слайд 10

Для генетика вирусы - переносчики генетической информации.

Слайд 11

Для дарвиниста вирусы - важные факторы эволюции органического мира . Для эколога вирусы - факторы, участвующие в формировании сопряженных систем органического мира.

Слайд 12

Для биолога вирусы - наиболее простые формы жизни, обладающие всеми основными её проявлениями.

Слайд 13

Для философа вирусы - ярчайшая иллюстрация диалектики природы, пробный камень для шлифовки таких понятий, как живое и неживое, часть и целое, форма и функция.

Слайд 17

В настоящее время существует три основных гипотезы для объяснения происхождения вирусов: 1. Регрессивная гипотеза 2. Гипотеза клеточного происхождения 3. Гипотеза коэволюции

Слайд 19

Профилактика вирусных инфекций Специфическая профилактика – проводится вакцинация с целью развития иммунитета против определенного вируса (вакцинация от вирусного гепатита В календаре прививок, вакцинация против гриппа в эпидсезон ). Неспецифическая профилактика – направлена на усиление иммунитета в целом, а не только против определенного вируса (режим труда и отдыха, правильное питание, растительные препараты).

Слайд 20

Ключи к заданию 4. Вирус – яд Неклеточная форма жизни Капсид может состоять из нескольких слоев Один вирус поражает только 1 тип клеток ВИЧ имеет шаровидную форму 8. Туберкулёз – бактериальное заболевание Вирусы вызывают заболевания всех живых организмов, не только растений

Слайд 21

Домашнее задание Параграф 2.11 2. Посмотреть в архивах программ 5 канала http://www.5-tv.ru/programs/broadcast/503177/ Бойцы невидимого фронта. Выявить «+» и «-» использования антибиотиков и бактериофагов при лечении заболеваний. Работу оформить в тетради в виде таблицы. 3. По желанию – презентация по данной теме.

Слайд 22

Всем спасибо! Надеюсь, наш сегодняшний урок не просто позволил узнать что-то новое, но и заставил задуматься….



Предварительный просмотр:

Приложение 2.

Рабочий лист к уроку «Неклеточные формы жизни. Вирусы»

"Вирусы - это "плохие новости в упаковке из белка". П .Медавар

Три главных обстоятельства обусловили развитие современной вирусологии, сделав её своеобразной точкой (или почкой) роста медико-биологических наук.
1. Вирусы возбудители важнейших болезней человека, сельскохозяйственных животных и растений, и значение их всё время возрастает по мере снижения заболеваемости бактериальными, протозойными и грибковыми болезнями.
Ныне признаётся, что вирусы являются возбудителями рака, лейкозов и других злокачественных опухолей. Поэтому решение проблем онкологии теперь зависит от познания природы возбудителей рака и механизмов канцерогенных (опухолеродных) превращений нормальных клеток.
2. Вирусы - это простейшие формы жизни, обладающими основными её проявлениями, своего рода абстракция жизни, и поэтому служат наиболее благодарным объектом биологии вообще и молекулярной биологии в особенности.
3. Вирусы вездесущи, их можно найти повсюду, где есть жизнь. Можно даже сказать, что вирусы своеобразные "индикаторы жизни". Они наши постоянные спутники и со дня рождения сопровождают нас всегда и везде. Вред, который они причиняют, очень велик. Достаточно сказать, что "на совести" больше половины всех заболеваний человека, а если вспомнить, что эти мельчайшие из мелких поражают ещё животных, растения и даже своих ближайших родственников по микромиру - бактерий, то станет ясно, сто борьба с вирусами - одна из первоочередных задач. Но чтобы успешно бороться с коварными невидимками, необходимо детально изучить их свойства.

1. Прочитайте расположенный выше вводный текст. Ознакомьтесь с соответствующим параграфом учебника. Выполните в тетради краткий опорный конспект по теме. Возможные пункты конспекта:

  1. Открытие вирусов
  2. Строение вирусов
  3. Жизненный цикл вирусов
  4. Гипотезы происхождения вирусов.
  5. Значение вирусов для человека.

2. Опираясь на слайды презентации, прокомментируйте каждый из выделенных вами пунктов.

3. Внесите дополнения в конспект, опираясь на рассказы одноклассников и учителя. Подумайте, что ещё вам было бы интересно узнать по данному вопросу?

4. Проверьте себя, выполнив задания. После самостоятельного выполнения  - проверьте и обсудите в парах. Сверьтесь с ключами ответов и оцените свои знания.

               * Объяснить ошибку – значит записать данное предложение без ошибок.                                                                                                                                      

А.  Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.*

  1. В переводе с латинского "вирус" означает маленький.
  2. Вирусы имеют клеточное строение.
  3. По отношению к бактериям вирусы меньше по размеру.
  4. Вирус представляет собой мельчайшую на Земле живую систему биомолекулярного уровня.
  5. Капсид у всех вирусов состоит из одной оболочки.
  6. Один и тот же вирус может жить в клетках разного вида.
  7. ВИЧ имеет палочковидную форму.
  8. Туберкулез - это вирусное заболевание.
  9. Вирусы являются возбудителями заболеваний растений.
  10. Вирусы были открыты в 19 веке.

6. Запишите в дневники дом.задание.        1. Параграф 5.6. 

2. Посмотреть в архивах программ 5 канала  http://www.5-tv.ru/programs/broadcast/503177/ Бойцы невидимого фронта. Выявить «+» и «-» использования антибиотиков и бактериофагов при лечении заболеваний. Работу оформить в тетради в виде таблицы.

3. По желанию – презентация по данной теме.

Всем спасибо! Надеюсь, наш сегодняшний урок не просто позволил узнать что-то новое, но и заставил задуматься….  И если вам понравилась атмосфера на уроке, ваша работа во время урока – скажите СПАСИБО друг другу и учителю!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку: Неклеточные формы жизни.Вирусы.

Презентация к уроку: Неклеточные формы жизни.Вирусы....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА . Неклеточные формы жизни. Вирусы.

Предмет: биологияКласс: 10 «А»Тип урока: урок освоения новых знанийФорма урока: урок-поиск с использованием технологий развивающего и здоровьесберегающего обучения.Тема...