Развитие экологического мышления обучающихся
материал по биологии по теме

Малешкина Юлия Леонидовна

Обобщение опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_ekologicheskogo_myshleniya.docx32.34 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие экологического мышления обучающихся

в проектно-исследовательской деятельности

Малешкина Юлия Леонидовна

МБОУ «Ярцевская средняя школа № 1»

Исследователь – это человек, который продвигается

по линии  наибольшего   удивления

Силья Грин

Слово «краеведение» знакомо каждому ещё со школьной скамьи. Но что оно обозначает? Первое краткое определение было представлено в 1916 г. в академическом словаре: «Краеведение – это изучение родного края...».  Председатель правления Союза краеведов России академик РАО С.О. Шмидт полагает, «краеведение – это наука о прошлом и настоящем какого-либо края во всем многообразии тематики. Краеведное знание – обычно комплексное знание и природы, и общества, знание не только историческое, но и историко-культурное, историко-экономическое; не просто географическое, но и географо-биологическое, географо-астрономическое». Справедливо отмечено, что подлинное краеведение – всегда краелюбие. Это одна из существенных основ корневой культуры человека, основ его нравственности и гражданственности.

Изучение родного края необходимо для всех детей независимо от возраста. Содержание при этом будет различным, так как выбор информации и методов зависит от возрастных и познавательных особенностей учащихся. Но цель будет иметь много общего: «цель краеведческого образования – способствовать духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также социальной адаптации».

В связи с этим в школе самыми «выгодными» краеведами выступают учителя истории, географии, и, конечно же, биологии.  Причём именно у биологов происходит тесное переплетение краеведения и экологии, которая представляет собой сложную комплексную дисциплину, основанную на различных областях человеческого знания: биологии, химии, физики, социологии, природоохранной деятельности, различных видов технологии и т. д.

В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения отмечено, что личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Экологическое воспитание оценивается как систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у обучающихся  экологической культуры. Основные  задачи экологического воспитания:

  1. формирование экологических знаний,
  2. воспитание любви к природе, стремление беречь и  приумножать её,
  3. формирование умений и навыков деятельности в природе.

Именно урок и внеурочная деятельность способствуют как приобретению новых экологических знаний, так и формированию экологической культуры, экологического мышления. Во внеурочной деятельности большое внимание уделяется исследовательской работе именно в природе,  окружающей среде.

В  ходе исследовательской деятельности  школьники вводятся   в широкий круг экологических вопросов теоретического  характера, приобщаются  к практической  и познавательной деятельности, развивают способности  экспериментировать  с живыми  объектами, вести  учёт  и анализ данных опытнической работы, сопоставлять полученные факты и обобщать их,  пользоваться  справочной  и специальной литературой,  готовить доклады и рефераты по материалам исследования и т.д. Внеклассная  форма занятий, по мнению Н.М. Верзилина и  В.М. Корсунской, открывает  широкие  возможности,  как для  проявления педагогической творческой  инициативы учителя, так  и для  многообразной познавательной самодеятельности  учащихся и, главное, воспитания их.

Внеурочная работа позволяет  использовать краеведческие принципы, так как чаще всего  на уроке уделяется внимание далёким  проблемам, общим вопросам биологии, а своего ближайшего  природного окружения дети не знают, не замечают их. И без краеведения  положительного  результата    в освоении экологических знаний  добиться просто невозможно.

Любовь к природе нужно воспитывать с раннего детства. «Детей, не умеющих ещё ходить, - писал в личных трудах  теоретик  и  педагог  физического воспитания Григорий Ващенко, - надо чаще выносить на свежий воздух, чтобы они могли видеть родное небо, деревья, цветы, разных  животных. Все это остается в детской душе, озаренное чувством радости и положит основы любви к родной природе».

Являясь по своей сути интегративными, экологические знания удачно вплетаются     в систему краеведческих знаний о своей малой родине. А это прямым образом формирует уважение, любовь  к  своему дому, улице, родному городу или  селу.    

Внеурочная деятельность позволяет не только окунуться в исследовательские изыскания, но и   создать по её итогам наглядный, демонстративный материал  в виде коллекций, способствующих  формированию экологических понятий, которые играют не последнюю  роль  в  полноте  восприятия  изучаемого материала.

Исследовательская работа   во внеурочной деятельности – самая наглядная, демонстрационная, доступна для понимания обучающихся. Проблема   заключается даже  не  в  слабой материально-технической базе  образовательной организации, а в выборе объекта исследования и методов его исследовании.  Однако   в данном вопросе  существенную роль играют специалисты станции  юных натуралистов, а также  преподаватели, учёные   Смоленского педагогического университета, которые в данном вопросе   предоставляют   методологическое обоснование  того или иного исследования.

Одним из первых исследовательских проектов в 5 классе является  проект «Тайна песочницы», целью  которого  стало изучение  горных пород Смоленской области. Среди основных задач  выступили  знакомство с геологической историей планета Земля и в частности Смоленской области; знакомство   с процессами перемещения ледников  и влияния их на  внешний облик Смоленщины; изучение классификации  горных пород;   знакомство  со  значением минеральных пород  в деятельности человека   на Смоленской земле.

Исследование показало,  что такая работа, как изучение геологии своего края, является сложной, долговременной, но увлекательной и познавательной. Одним из важных выводов и даже открытий для пятиклассников явилось то, что природный песок, который  привыкли   видеть и  с которым мы все любим играть, оказывается видоизменённой многочисленными  факторами природы и миллиардами лет магмой Земли, частью  внутреннего слоя планеты! А мы, не задумываясь, прикасаемся   к  песку, который  является прямым  свидетелем сложнейших внутренних и внешних   процессов формирования нашей  планеты Земля! Кроме того, песок – это горная осадочная порода, которая  добывается,   в том числе, и  на территории нашей области. А значит,  в  экономике Смоленщины развивается   добывающая промышленность. Особенно это актуально на  фоне массовой эксплуатации информации о  том,  что в  России добывают  только нефть и газ.

Интересным этапом работы  стало посещение   карьера «Савино», где  с  1991 года ведётся добыча песка, гравия, валунов. Знакомство  с  масштабами добычи, колоссальной  техникой  по добыче и переработке сырья не могут не восхищать  как детское  сознание, так и  взрослого человека.

Сегодня природные пески  имеют  широкое применение   в народном хозяйстве: строительная,  дорожная, стекольная  промышленность; используется  песок     для ваяния  скульптур, картин; он  нашёл применение   у  психологов  и логопедов. Удивительно, на Смоленщине  издавна  люди занимались обработкой горных осадочных пород: глины, камня и известняка. У песка, оказывается, в недрах  нашей области есть «родственники»: валуны, гравий, бурый уголь и т.д.  По итогам работы созданы коллекции  многообразия природного минерала – песка и осадочных горных пород  Смоленской области. Данное исследование перспективно и обязательно будет продолжено.

Для ребят  среднего звена  особо актуально изучение  объектов, которые ежедневно окружают их. Поэтому одним  из проектов стал   исследовательский проект  «Ольха -  живой символ Смоленщины».  Ольха – небольшое,  невзрачное растение. Однако  за свои уникальные биологические  и экологические особенности это дерево может быть живым символом не только  Смоленщины, но и России.  

По итогам    работы, во-первых,   создана  коллекция  видового разнообразия ольхи на территории Ярцевского района, где представлены спилы, веточки  с ольховыми шишками, ольховые серёжки, ольховые семена. Во-вторых,  разработана и  оформлена эмблема «Ольха – живой символ Смоленщины», в которой отображены основные достоинства  ольхи.  Основа эмблемы – лист ольхи, в центре которого помещён  контур  Смоленской области.   Разноцветные рисунки эмблемы – это изображения, демонстрирующие  роль ольхи: топливо,  лекарство, краситель,    полноценный корм скоту (особенно   в зимний период времени), строительный и поделочный материал. О  важности  этого растения   у  смолян можно судить и по многочисленным географическим  названиям  деревень и рек: Ольховики, Ольховка, Ольшанка, Ольхово и др., которые   нашли отражение  на эмблеме. Даже народное  творчество (и загадки, и стихи, и пословицы, и  приметы) тесно связано с этим  неказистым  растением. Поэтому  по  краю листа   помещены одни из  самых    характерных пословиц об ольхе: «Выросла елоха  (ольха) там, где всем плохо», «Перед ольхой и мороз шапку ломает».

В продолжение изучения  растительного мира Смоленщины   перешли   к изучению  видового  разнообразия лишайников  в Ярцевском районе. В ходе  исследования, используя  электронный микроскоп, химические реактивы,  дополнительные научные источники и ресурсы Интернет,в нашем районе мы определили 17 родов, 27  видов лишайников; оформлена коллекция представителей  лихенофлоры   Ярцевского района.

Интересно, что в разных  районах (центральная улица города, пришкольная территория, удалённый лесной массив, городской парк) были  найдены лишайники одного и того же  вида, при этом они  сильно отличались:  лишайники   в     районе центральной улицы  мелкие  с    грязно-серым налётом; в   лесной черте – наоборот: яркие,  крупные. Предварительный вывод: лишайники  чувствительны   к   состоянию воздуха, а значит,  изучение лишайников  имеет продолжение  в работе  «Лишайники – индикаторы  воздуха». По итогам данной работы  созданы обширные коллекции лишайников по разновидности таллома, по субстратам на которых они фиксируются, по видовому разнообразию.

Далее разработан и реализован  исследовательская работа «Сравнительная  характеристика     почв различных биоценозов Ярцевского района»,целью которой стало изучение  почв различных биоценозов Ярцевского района. Среди основных задач: проведение полевых исследований почв в изучаемых работах; проведение комплекса механических и химических  анализов исследуемого материала. Для получения результатов использовались следующие методики: определение механического   и минерального  состава  почвы, её   структуры; определение  влагоёмкости   и водопроницаемости, содержания  воздуха  и   рН почвы; определение содержания гумуса   в почве и её засолённость.

В результате выявлены типы почв Ярцевского района, это  дерново-сильноподзолистые и дерново-среднеподзолистые почвы.  Исследуемые  образцы были отнесены  к   тяжёлым суглинистым,  суглинистым, лёгким  суглинистым почвам.

Вывод: знания о  почвах  позволит каждому  из нас разобраться  в  вопросах правильного ведения приусадебного хозяйства, учитывая  структуру,  кислотность, водопроницаемость, влагоёмкость, засолённость почвы.  

Почвенные  исследования  помогают разобраться   в происхождении  и истории развития  экосистем той или иной территории, а также оценить перспективы развития её  растительности, водного режима, фауны.

Почвы  исследованных биоценозов Ярцевского района отличаются по своим морфологическим характеристикам. Все исследуемые почвы отличаются между собой по внешнему виду, физическим и химическим показателям.  Засоления  имеют как почвы  в  естественных биоценозах (ненарушенные почвы), так и почвы  в нарушенных  биоценозах (нарушенные почвы). Возможно круговорот веществ, а значит  те же  самые кислотные осадки, результат деятельности человека,  внесли в почвы  Ярцевского района ионы солей.  По итогам  работы создана  коллекция «Виды почв   Ярцевского района».

Одна из последних выполнена исследовательская работа «Родники Ярцевского района как  источник питьевой воды», целью которой выступило сравнительное изучение качества питьевой воды природных источников Ярцевского района.  Среди основных задач - определение  качественного содержание некоторых микроэлементов в родниковой и водопроводной водах, проведение  сравнительного анализа физических и химических показателей родниковой и водопроводной воды.

В результате экскурсий в природу выявлено равномерное распределение родников в  Ярцевском  районе,  однако их обустроенность на низком  уровне, высокая степень захламлённости  бытовым мусором прилегающей  к родникам территории.

Экспериментальным путём доказано, что родниковая вода наилучшим образом влияет  на рост и развитие  проростков. Кроме того химический анализ воды, проводимый  в лаборатории «Центр гигиены и эпидемиологии   в Смоленской области», показал высокое качество природной воды   в разных  водоисточниках, отсутствие  в них  болезнетворных бактерий.

По итогам работы создана карта с нанесёнными природными водоисточниками, по утвержденному образцу созданы паспорта природных исследуемых водоисточника, ведётся работа по оформлению обращения в Департамент Смоленской области по природным ресурсам и с целью присвоения данных природных водоисточников  статуса природных памятников природы.

Проектно-исследовательская работа во внеурочной деятельности, как ни одна другая, позволяет формировать активную  жизненную позицию современных школьников, придаёт целенаправленный характер приобретённым практикориентированным знаниям, связывая  их  с жизнью. Кроме того необходимо отметить   успешность обучающихся, которые  ведут эту работу: перечисленные исследовательские работы - неоднократные призёры и победители районных  и областных конкурсов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение текстовых задач и развитие продуктивного мышления обучающихся.

Материал содержит методические разработки с приведенными примерами решения текстовых задач для развития продуктивного мышления учащихся...

Формирование экологического мышления обучающихся на уроках русского языка

Описываются средства формирования экологического сознания обучающихся на уроках русского языка...

Развитие экологического мышления при изучении биологии

Сегодняшний день диктует необходимость не только экологических знаний, но и способности экспериментирования, самостоятельного переноса знаний для решения новой  проблемы, предвидение возможных по...

ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И СОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ

Содержание приемов развития экологического мышления,  представленное в данной методическом материале, можно использовать на уроках в 10-11 классах. Эти методические приемы апробированы автор...

Формирование и развитие экологического мышления на уроках географии.

Представлена статья о формировании умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уров...

«Развитие творческого мышления обучающихся через технологию критического мышления на уроках немецкого языка в условиях внедрения новых образовательных стандартов»

В данной работе представлено обобщение опыта  по использованию технологии критического мышления на уроках немецкого языка....