Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Дыхательные движения и их регуляция"
план-конспект занятия по биологии (8 класс) на тему

Тулина    Наталья  Ивановна.

Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Дыхательные движения и их регуляция". На уроке рассматриваются механизмы процессов вдоха и выдоха; выяснение условий, при которых  происходит изменение условий  интенсивности вдоха и выдоха; ознакомление с понятием «жизненная ёмкость лёгких»; работа с понятийным материалом данной темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyhanie.docx81.99 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Разработка урока.

Предмет : биология;

Класс: 8 класс;

Умк: Название: Биология 8 класс
Автор(ы): Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев
Год издания: 2002
Издательство: Дрофа

       Тема   урока: «Дыхательные движения и их регуляция».

Тип урока: получения новых знаний.

Цели урока:

Предметные:

 ознакомление с механизмом вдоха и выдоха; выяснение условий, при которых  происходит изменение условий  интенсивности вдоха и выдоха; ознакомление с понятием «жизненная ёмкость лёгких»; работа с понятийным материалом данной темы;

Метапредметные:

 продолжить формирования умения  работать и источниками биологической информации, умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, высказывать собственные  точки зрения и сравнивать их;

Личностные:

формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений. Продолжение  формирования толерантных отношений, коммуникативных.

 Решаемые учебные проблемы: развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития.

Основное содержание  учебного материала: общий план  строение дыхательной системы человека; схема вдоха; схема выдоха; условия, влияющие на интенсивность вдоха и выдоха; жизненная ёмкость лёгких.

                                           Содержание  и структура урока.

1. Актуализация знаний: актуализация имеющихся знаний о строении дыхательной системы человека; формирование коммуникативных умений.

Деятельность учителя.

1.Демонстрирует  содержание 1 слайда презентации:

Знаменитый медик античности Гиппократ называл этот процесс в организме человека не иначе как

«Пастбище жизни».

2. Задаёт вопрос:

Как вы считаете,  какой процесс имел в виду врач?

3. демонстрируется содержание второго слайда презентации:

DUM SPIRO SPERO

Римский поэт Овидий.

Каков смысл слов поэта?

4.учитель предлагает выполнить мини- самостоятельную работу

http://anfiz.ru/ekzamen/item/f00/s00/z0000000/pic/000150.jpg

Записать, какие части дыхательной системы обозначены цифрами.

2.Создание проблемной ситуации.

Вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения. Высказать предположения о теме урока.

1.Демонстрируется   фото

C:\Users\User\Documents\УРОК дыхание\ляля.jpg

Которое сопровождается  звуком  плача новорожденного.

2.Учитель задает вопрос:  почему необходимо, чтобы ребенок при рождении заплакал?

3. учитель задает вопрос: какую основную цель мы должны решить на уроке?

3. Целеполагание.

Формирование познавательных мотивов учебной деятельности.

1. учитель демонстрирует кинофрагмент «Анатомия человека_ Механизм дыхательных движений.mp4 

Перед просмотром дает задание:

Просмотрите кинофрагмент и постарайтесь составить схему вдоха и выдоха

2.Помогает  составить схему вдоха, после просмотра кинофрагмента;

3.Анализирует правильность составления  схемы выдоха.

4. Планирование.

Формировать способность анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал.

1.просит записать вопрос со слайда в тетрадь:

Какие условия влияют на частоту дыхательных движений?

2. выполняют лабораторную работу

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

«Зависимость дыхательных движений от нагрузки».

Цель: выяснить изменится ли частота дыхательных движений при нагрузки.

5. Открытие нового знания.

Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, высказывать свою точку зрения.

1. заслушивает отчеты групп.

2. вызывает 4 учеников: 2 мальчиков и 2 девочек; раздает каждому по шарику и просит по команде надуть шарик и зафиксировать.

3.вопрос классу: почему у каждого шарик надулся неодинаково?

4. учитель вводит понятие «Жизненная ёмкость лёгких».

6. Применение новых знаний.

Применить знания в новой ситуации.

1.приходят на урок «Гости»: тетушка ОГЭ  и тетушка ЕГЭ и просят выполнить их задания:

«Словарь наоборот»-даются определения и необходимо подобрать нужный термин-

1)Очищает воздух от пыли.

2)Выстилает наружную поверхность легких.

3)Внутри находятся голосовые связки.

4)Место диффузии газов.

Объясните пословицу:

Когда я ем, я глух и нем.

7. Рефлексия.

Формировать способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.

Просит учеников ответить на вопросы, тем самым сделать выводы по уроку:

Выводы по теме:

1)Из каких процессов состоит дыхательное движение?

2)Почему вдох сменяет выдох?

3) Что такое «жизненная ёмкость лёгких»?

4) От каких факторов зависит  «жизненная ёмкость лёгких»?

8. Домашнее задание.

Деятельность учащихся.

идет дискуссия по содержанию высказывания дети участвуют в поисках ответа на поставленный вопрос.

Ответ: этот процесс-дыхание.

Дети отвечают  на поставленный вопрос: «Пока дышу-надеюсь», объясняют смысл данных слов.

Дети выполняют задания на местах. Один из учеников выполняет задание у доски. Время ограничено: 5 минут; после выполнения задания- взаимопроверка(работа в парах).

Работа ученика у доски проверяется и выставляется оценка САМИМИ УЧЕНИКАМИ.

Выдвигаются и гипотезы. И  высказываются варианты темы урока.

Приходят к единому мнению:

Тема урока:

Дыхательные движения и их регуляция.

Записывают  тему урока в тетради.

Записывают в тетради проблемный вопрос урока:

Дыхательное движение= вдох+выдох

Каким образом происходит вдох и выдох в организме человека?

При просмотре кинофрагмента составляют схему вдох-выдох:

                   Механизм вдоха

Сокращение межреберных мышц и диафрагмы

                               

Увеличение объёма грудной полости

                               

                               

Уменьшение давления в грудной полости и в полости лёгких

                               

Засасывания атмосферного воздуха через воздухоносные пути в полость лёгких

Данную  схему составляют с помощью учителя.

Схему выдоха составляют самостоятельно, вставляя пропущенные слова:

Механизм выдоха

Межреберные мышцы и  диафрагма________

                             

Объем грудной  ролости и полости лёгких_____

                           

Давление в лёгких__________

                             

Воздух _____     ______   _________.

Дети анализируют материал таблицы

Возраст

ЧДД  в 1 минуту 

Новорожденный

40-55

Ребёнок 2-5 лет

25-30

Подросток

18-20

Взрослый человек

15-18

Делают вывод по материалам таблицы.

Выполняют лабораторную работу согласно инструкции:

1)Подсчитать число дыхательных движений состоянии покоя за 1 минуту.

2) Сделайте 15 ритмичных приседаний.

3).Подсчитайте число дыхательных движений после физической нагрузки.

4.) Результаты занесите в таблицу.

Количество дыхательных движений в состоянии покоя

Количество дыхательных  движений после нагрузки

Работа выполняется по группам.

Отчитываются по выполненной работе.

Объясняют результат опыта «с шариками».

Записывают определение:

Жизненная ёмкость лёгких- это объём максимального ВЫДОХА после глубокого вдоха.

Отвечают на вопросы «Тётушек». Дают комментированные ответы.

Отвечают на вопросы и записывают выводы по уроку в тетрадь.

Оценивают ответы одноклассников, выставляют оценки.

Определяют степень своего продвижения к цели.

 Параграф 28;

2.Решить задачу:

Зная, что выдыхаемый воздух содержит 4% углекислого газа, определите, сколько ученик выделяет углекислого газа в 1 минуту, в 1 час, сколько- все учащиеся класса за 1 час.

Литература:

1.Учебник «Биология .Человек» Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев.

2.Тематическое и поурочное планирование к учебнику. «Биология. Человек». ( тех же авторов).

3.Саркисова И.И. Приемы педагогической техники для развития универсальных учебных действий//справочник заместителя директора школы. – 2012. -№9. C.34-38.

4.Анисимова В.С., Бруновт Е.П., Реброва Л.В. Самостоятельные работы учащихся по анатомии, физиологии и гигиене человека: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"

Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...

Разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"

Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...

Проблемное обучение. Методические разработки уроков биологии /10 класс/ профильный уровень

Основное содержание уроков в предлагаемых конспектах отражено в табличном варианте, что упрощает усвоение учебного материала школьниками...

Разработка урока биологии 8 класс по теме «Ох, уж этот кислотно-щелочной баланс» (пищеварение в ротовой полости)

Разработка урока биологии 8 класспо теме «Ох, уж этот кислотно-щелочной баланс»(пищеварение в ротовой полости)...

разработка урока. Биология 11 класс. Закономерности эволюции

ОСНОВНЫЕ   ЗАКОНОМЕРНОСТИ  БИОЛОГИЧЕСКОЙ   ЭВОЛЮЦИИ.   ПРАВИЛА   ЭВОЛЮЦИИ.                             ...

Методическая разработка урока биологии. 8 класс. Тема "Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ".

урок биологии 8 класс: Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ....