рабочая программа элективного курса по биологии для 9 класса
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

Нечаева Наталья Владимировна

Рабочая программа элективного курса " Общие закономерности биологии" составлена с учетом повторения наиболее сложных тем по биологии, при изучении определенных тем у обучающихся формируются навыки работы с текстом, рисунком, составления схем и таблиц, учатся извлекать информацию из разных источников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_elektiva_po_biologii_9.docx24.83 КБ

Предварительный просмотр:

                                           

Рабочая программа элективного курса

«Общие закономерности биологии»

для 9 класса

Пояснительная записка

    Рабочая программа элективного курса «Общие закономерности биологии» в 9 классе составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, с учётом Примерной программы по биологии. При проведении элективного курса особое внимание уделено повторению и закреплению наиболее значимых и наиболее слабо усваиваемых школьниками знаний из основной школы, изучаемых на заключительном этапе биологического образования: биология как наука, признаки живых организмов, система, многообразие и эволюция живой природы, человек и его здоровье, взаимосвязи организмов и окружающей среды. Кроме того, при изучении соответствующих разделов у учащихся формируются умения работать с текстами, рисунками, иллюстрирующими биологические объекты и процессы, учащиеся должны научиться распознавать на рисунках основные органоиды клетки, органы и системы органов растений, животных, человека.

    Учитывая результаты анализа экзаменуемых на протяжении нескольких лет при подготовке к ГИА происходит закрепление материала, который ежегодно вызывает затруднения: химическая организация клетки; обмен веществ и превращение энергии; нейрогуморальная регуляция физиологических процессов, протекающих в организме человека; особенности митоза и мейоза, фотосинтеза и хемосинтеза, биогеоценоза и агроценоза, характеристика классов покрытосеменных растений, позвоночных животных., взаимосвязи организмов и окружающей среды.

   На занятиях формируются у школьников умения обосновывать сущность биологических процессов и явлений, наследственности и изменчивости, норм и правил здорового образа жизни, поведения человека в природе, последствий глобальных изменений в биосфере; устанавливать взаимосвязь строения и функций клеток, тканей, организма и окружающей среды; выявлять причинно-следственные связи в природе; формулировать мировоззренческие выводы на основе знаний биологических теорий, законов, закономерностей.

   В ходе занятий элективного курса формируются предметные компетентности (природоохранной, здоровьесберегающей, исследовательской), умения работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников, по письменно излагать свои мысли при выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом.

   Элективный курс рассчитан на учащихся 9 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Курс рассчитан на I полугодие, 17 часов.

   В  качестве текущего контроля знаний и умений учащихся предусмотрено проведение промежуточного тестирования по пройденным темам, итоговая проверка знаний – в виде выполнения демонстрационных вариантов ГИА за текущий и прошедший год.

Итого, полный курс включает 17 часов.

Цель: Подготовка к успешной сдачи ГИА учащихся 9 класса.

Задачи:

- повторить и закрепить наиболее значимые темы из основной школы изучаемые на заключительном этапе общего биологического образования;

- закрепить материал, который ежегодно вызывает затруднения при сдаче ГИА (Метод. письмо «Об использовании результатов ГИА в преподавании биологии в образовательных учреждениях);

- формировать у учащихся умения работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников;

- научить четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом.

             ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения курса ученик должен

знать/понимать:- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов;

- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

Уметь:- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).

                                 Тематическое распределение часов

№ п/п

Наименование разделов и тем

кол-во

часов

Практические

занятия

1

Система, многообразие и эволюция живой природы

6

Решение тестовых заданий по темам: «Царства: Бактерии, Грибы, Растения»

2

Человек и его здоровье

4

Решение тестовых заданий по темам: «Общий план строения человека», «Нейро-гуморальная регуляция организма»

3

Взаимосвязи организмов и окружающей среды

4

Решение тестовых заданий по теме: «Взаимосвязи организмов и окружающей среды»

4

«Решение демонстрационных вариантов ГИА»

3

Решение демонстрационного варианта ГИА текущего года.

                                                                              Итого:

17

                                                     Содержание

Тема 1 Система, многообразие и эволюция живой природы (6 ч)

Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека.

Царство Грибы. Лишайники. организация, классификация, роль и место в биосфере, значение для человека.

Царство Растения. Систематический обзор царства Растения: мхи, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные (цветковые). Ткани и органы высших растений. Основные семейства цветковых растений.

Царство Животные. Систематический обзор царства Животные. Общая характеристика беспозвоночных животных. Кишечнополостные. Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые черви. Моллюски. Членистоногие. Тип Хордовые. Общая характеристика надклассов классов: Рыбы, Четвероногие. Характеристика классов животных: Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие.

Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об

эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции.

Тема 2 Человек и его здоровье (4 часа)

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Эндокринный аппарат. Его роль в общей регуляции функций организма человека. Нервная система человека. Рефлекс. Состав центрального и периферического отделов нервной системы. Вегетативная нервная система. Строение спинного и головного мозга.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Переливание крови. Профилактические прививки. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание, рациональная организация труда и отдыха, чистый воздух. Факторы риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др. Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ-инфекция и другие инфекционные заболевания (кишечные, мочеполовые, органов дыхания). Предупреждение инфекционных заболеваний. Профилактика: отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и грибами; заболеваний, вызываемых паразитическими животными и животными переносчиками возбудителей болезней; травматизма; ожогов, обморожений, нарушения зрения и слуха.

Тема 3 Взаимосвязи организмов и окружающей среды (4 ч)

Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе.

Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. Особенности агроэкосистем.

Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

Тема 4 «Решение демонстрационных вариантов ГИА» (3 ч)

Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности. Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности  Время выполнения работы. Выполнение демонстрационных вариантов ГИА. Разбор типичных ошибок. Рекомендации по выполнению.

                                           Календарно- тематический план

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Практические занятия

Тема 1 Система, многообразие и эволюция живой природы

6

1

Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека.

1

2

Царство Грибы. Лишайники. организация, классификация, роль и место в биосфере, значение для человека.

1

Решение тестовых заданий по темам: «Царства: Бактерии, Грибы»

3

Царство Растения. Систематический обзор царства Растения: мхи, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные (цветковые). Ткани и органы высших растений. Основные семейства цветковых растений.

1

Царство Растения. Систематический обзор царства Растения

4

Царство Животные. Систематический обзор царства Животные. Общая характеристика беспозвоночных животных. Кишечнополостные. Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые черви. Моллюски. Членистоногие.

1

Царство Животные. Систематический обзор царства Животные.

5

Тип Хордовые. Общая характеристика надклассов классов: Рыбы, Четвероногие. Характеристика классов животных: Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие.

1

6

Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об

эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции.

1

Тема 2 Человек и его здоровье

4

7-1

Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Рефлекторная дуга.

1

8-2

Железы внутренней секреции. Эндокринный аппарат. Его роль в общей регуляции функций организма человека.

1

9-3

Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание, рациональная организация труда и отдыха, чистый воздух. Факторы риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др. Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ-инфекция и другие инфекционные заболевания (кишечные, мочеполовые, органов дыхания).

1

10-4

Профилактика: отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и грибами; заболеваний, вызываемых паразитическими животными и животными переносчиками возбудителей болезней; травматизма; ожогов, обморожений, нарушения зрения и слуха.

Тема 3 Взаимосвязи организмов и окружающей среды

1

4

Решение тестовых заданий по темам: «Общий план строения человека», «Нейро-гуморальная регуляция организма»

11-1

Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам.

1

12-2

Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе

1

13-3

Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. Особенности агроэкосистем.

1

14-4

Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

1

Тема 4 «Решение демонстрационных вариантов ГИА»

3

15-1

Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности.

1

16-2

Решение демонстрационных вариантов прошлого года

1

Выполнение вариантов

17-3

Решение демонстрационных вариантов текущего года

1

Выполнение вариантов

                                                      Литература

Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы.Растения.6 класс: учебник. — М.: Дрофа, 2015 г.

Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные.7 класс: учебник. — М.: Дрофа, 2015 г.

Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 класс: учебник. — М.: Дрофа, 2015 г.

Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В., Швецов Г. Г. Биология. Введение в общую биологию. 9 класс: учебник. — М.: Дрофа, 2015 г.

Кириленко А.А. Биология. Человек и его здоровье. Подготовка к ГИА-9,тематические тесты, тренировочные задания.- Ростов-на –Дону, Легион, 2013.

Лернер Г.И. Биология сборник заданий- Москва, Эксмо, 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по биологии, 11 класс "Решение задач по генетике"

Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по биологии для 11 класса  "Решение задач по генетике"...

Рабочая программа элективного курса по биологии, 7 класс "Экология животных"

Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по биологии для 7 класса  "Экология животных"...

Рабочая программа элективного курса по биологии, 10 класс "Общая экология "

Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по биологии для 10 класса "Общая экология "...

Рабочая программа элективного курса по биологии, 11 класс "Социальная экология "

Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по биологии для 11 класса  "Социальная экология "...

Рабочая программа элективного курса по биологии 9 класс

Рабочая программа элективного курса по биологии для 9 класса...

Рабочая программа Элективного курса по биологии 11 класс

С самых древних времен люди пытаются познавать и покорить Природу и понять свое место в ней. Важнейшее место в этих поисках всегда занимала наука. К основным естественным наукам, изучающим природу, от...