Программа кружка "В мире живой природы"
рабочая программа по биологии на тему

Рабочая программа предметного кружка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_mire_zhivoy_prirody.docx34.29 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности

по экологии

«В мире живой природы»

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения экологии  обучающиеся научатся:

1.освоение важнейших  экологических знаний  и  экологической терминологии;

2. развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения экскурсий и практических работ, самостоятельного приобретения знаний  из различных источников информации и жизненного опыта;

3. воспитание  экологически грамотной, как необходимого элемента общечеловеческой культуры;

4. применение полученных знаний и умений  для обеспечения экологической безопасности в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

5.формирование  научных  знаний  об экологических связях в окружающем мире,  целесообразности  его составляющих, антропогенном влиянии, этических и правовых нормах экологической безопасности.

6.развитие   у них экологического мышления, готовности к  общественной деятельности экологической направленности.

К концу обучения  обучающиеся получат возможность научиться:

Личностными результатами изучения предмета «Экология»

  1. Результаты освоения внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность  в течении всего периода  обеспечит формирование у учащихся УУД.

Личностные УУД:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению  новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

- определять её  цели и задачи;

- выбирать средства   и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие  средствами экологических знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

- создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта.

- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе  (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Преимущественные формы достижения результатов трёх уровней во внеурочной познавательной деятельности.

Первый уровень - воспитательные результаты.

Приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Познание собственно социального мира, т. е. познание жизни людей и общества:

принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений. Причём важны не только и не столько фундаментальные знания, сколько те, которые нужны человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, успешной социализации в обществе: как вести себя с человеком, находящимся в инвалидной коляске, что можно и чего нельзя делать в храме, как искать и находить нужную информацию, какие права есть у человека, попавшего в больницу, как безопасно для природы утилизировать бытовые отходы, как правильно оплатить коммунальные платежи и т. п.

Второй уровень - познавательная деятельность.

Формирование позитивных отношений детей к базовым ценностям общества.

Работу школьников с информацией воспитательного характера, предлагая им обсуждать её, высказывать своё мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, нравственных и безнравственных поступках людей, героизме и малодушии, войне и экологии, классической и массовой культуре, экономических, политических или социальных проблемах нашего общества.

При обсуждении такой информации эффективны внутригрупповые дискуссии. Они позволяют учащимся соотнести собственное отношение к дискутируемому вопросу с мнениями других детей и способствуют коррекции этого отношения, ведь весомое для подростков мнение сверстников часто становится источником изменения их взгляда на мир. Кроме того, благодаря дискуссиям школьники приобретут опыт поведения в ситуации разнообразия взглядов, будут учиться уважать иные точки зрения, соотносить их со своей собственной.

Внимание школьников можно акцентировать и на экологических последствиях открытия дешёвых способов изготовления синтетических материалов. Также можно предложить задуматься о том, к чему ведут новые научные открытия: к улучшению условий жизни человека или ко всё новым жертвам. Такие проблемы педагогам рекомендуется поднимать и обсуждать вместе со школьниками. Позитивное отношение к знанию как общественной ценности вырабатывается у школьника в том случае, если знание становится объектом эмоционального переживания.

Третий уровень - познавательная деятельность.

Получение школьниками опыта самостоятельного социального действия, возможно при условии организации взаимодействия учащихся с социальными субъектами в открытой общественной среде. Наиболее эффективно это может происходить во время проведения детьми и педагогом тех или иных социально ориентированных акций. В кружках по предметам учащиеся могут изготавливать наглядные пособия или раздаточный материал для учебных занятий в школе и передавать их в дар учителям и ученикам. Деятельность членов научного общества учащихся рекомендуется в этой связи ориентировать на исследование окружающего их микросоциума, его злободневных проблем и способов их решения.

Подобные темы могли бы становиться темами исследовательских проектов школьников, а их результаты — распространяться и обсуждаться в окружающем школу сообществе.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

. Программа направлена на  развитие  познавательных УУД, расширение  видов источников информации, формирование коммуникативных умений, практических навыков работы с натуральными объектами природы, ценности принципа предосторожности. Расчитана на 34 часа.

Содержание курса

  Расширяем экологическую грамотность

Введение.Анкетирование. Экологические проблемы родного края. Экологическая терминология Ученые экологи.

Азбука народной мудрости.  Законы природы в пословицах  и поговорках. Биоиндикация и биозащита. Ритмы жизни. Живые   часы и барометры. Лекарство или яд. Правила сбора и использования лекарственных растений, грибов.

Экологическая  опасность и безопасность.  Понятие опасности и безопасности. Загрязнение воздуха, воды, почвы: виды загрязнения, последствия, пути решения проблемы. Видовое разнообразие – стабильность жизни.  Моя Красная книга. Безопасность ближайшего  окружения (  продукты питания, химия в быту, ядовитые животные и растения).

Экологический практикум. Распознавание объектов живой природы. Этапы исследования. Определение загрязненности воздуха и воды.  Биогеоценоз и его компоненты. Определение качества  продуктов питания.

Тематическое планирование

№ п/п

Название разделов и тем

Ков-во час.

Кол-во контр., лаборатор., практич. работ

Введение

6

2+1

Раздел 1.

7

5

Раздел 2

3

Раздел 3.

6

3

Раздел 4.

12

6

Резерв

0

Итого

34

14 л/р,

3 пр/р.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема занятия

 Дата

Вид деятельности

План

Факт

1

Введение

Анкетирование. Правила поведения

2

Экологические термины

словарик

3

Галерея ученых

4-5

Экологические проблемы родного края

газета

Азбука народной мудрости

6-7

Законы природы в пословицах и поговорках

Интеллектуальная игра

8

Биологические способы защиты растений

Работа с информацией

9

Лишайники – показатели чистоты воздуха

Мини исследование

10

Практикум «Жаворонок или сова»

11

У природы нет плохой погоды…

Мини проект

12

История аптекарского дела

Лекция

13

Лекарственные растения

Час общения

14

Правила сбора растений и грибов

обсуждение

15

Экологическая  опасность и безопасность

Понятие опасности и безопасности

Лекция

16

Читаем книгу леса

Практ. раб.

17

Читаем  состав используемых товаров

Практ.раб.

18

Человек -  царь природы или….

Эколог сказка

19

Свалка по имени Земля

Эколог игра

20

Акция «Чистая  планеты – начни с себя»

Трудовой десант

21

Это должен знать каждый

Газета

22

Уникальность планеты Земля

Видео лекция

23

Сохраняя видовое разнообразие – бережем планету

24

Моя Красная книга

Мини проект

25-26

Экологический практикум.

Этапы проведения экологического  исследования

Алгоритм

27

Определение загрязненности воздуха в кабинете

28

Определение качества питьевой воды

29

Определение качества и  срока годности продуктов по упаковке, внешнему виду.

30

Определение условий для жизни дрожжей хлебопекарных

31

Определение видового состава  злаковых на пришкольной территории

32

Определение  взаимосвязей компонентов живой и неживой природы

33

Влияние человека на  природу

34

Итоговое тестирование

35

Достижения  года

Подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Школа докторов природы"

Программа, предназначенная для проведения кружка "Школа докторов природы"....

Программа ДО "Уголок живой природы". 7 класс.

Для реализации программы необходим Уголок живой природы, организованный в школе, например, в лаборантской кабинета биологии....

Рабочая программа кружка "Юный помощник природы"

Рабочая программа экологического кружка в основной школе...

Программа апробации УМК "Живая природа Иркутской области"

УМК "Живая природа Иркутской области" включает в себя учебное пособие "Живая природа Иркутской области", рабочую тетрадь, электронный учебник и программно-методические материалы дл...

Дополнительная образовательная программа кружка "Физика в природе". (7 класс)

Программа «Физика в природе» согласованна по своему содержанию с учебной программой курса физики 7 класса и основана на интеграции физики, биологии и географии.Ведущая идея программы &nda...

Программа дополнительного образования "В мире живой природы"

Программа дополнительного образования "В мире живой природы" направлена на работу с  одаренными детьми.Цели программы:развитие интеллектуального и творческого потенциала уча...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Живая природа» 5-6 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности «Живая природа» для учащихся 5-6 классов с ОВЗ (ЗПР) адаптированная с учётом психофизических особенностей обучающихся с задержкой психического раз...