Рабочая программа внеурочной деятельности «Живая природа» 5-6 классов
рабочая программа

Мочалова Ирина Юрьевна

Рабочая программа внеурочной деятельности «Живая природа» для учащихся 5-6 классов с ОВЗ (ЗПР) адаптированная с учётом психофизических особенностей обучающихся с задержкой психического развития по варианту 7.1.

Основное направление программы – интеллектуальное.

Цель программы: развитие познавательной активности учащихся, укрепление их здоровья в процессе познавательных, эстетических, эмоционально-нравственных и деятельностно - практических отношений с окружающей природой.  

     Задачи программы:

  • укрепление здоровья детей на занятиях в реальных природных условиях;
  • развитие познавательной, исполнительской и творческой активности учащихся в процессе освоения особенностей местной природы;
  • воспитание интереса учащихся к содержанию природоохранительной, учебно-исследовательской деятельности.

Условия реализации программы:

Программа предназначена для занятий с детьми 5 – 6 классов и направлена на:
1) обучающихся, проявляющих повышенный интерес к биологии;
2) обучающихся, имеющих желание реализовать свои знания;
3) обучающихся, имеющих различные проблемы в обучении;

4) обучающихся, смотивированных на обучение.

Количество занимающихся 15 человек. Программа рассчитана на 1 год обучения всего 34 часа. Занятия проходят 1 раз в неделю по 35 минут.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_zhivaya_priroda_5-6_kl.docx43.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа №1 с наличием интерната» города Сарова

СОГЛАСОВАНО

на заседании педагогического совета протокол   от_          2021 г

УТВЕРЖДЕНО

приказом МБОУ «Школа-интернат№1»

  «____» _________ 2021 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Живая природа»

для учащихся 5-6 классов с ОВЗ (ЗПР)

адаптированная с учётом психофизических особенностей обучающихся

с задержкой психического развития

по варианту 7.1

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Мочалова Ирина Юрьевна

г. Саров Нижегородская область

2021 г

                                           ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 

         Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

         Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Живая природа» предназначена для обучающихся 5–6 класса (1 год обучения) МБОУ «Школа-интернат №1», желающих расширить свои представления об окружающем мире.

   

 Основное направление программы – интеллектуальное.

     Цель программы: развитие познавательной активности учащихся, укрепление их здоровья в процессе познавательных, эстетических, эмоционально-нравственных и деятельностно - практических отношений с окружающей природой.  

     Задачи программы:

  • укрепление здоровья детей на занятиях в реальных природных условиях;
  • развитие познавательной, исполнительской и творческой активности учащихся в процессе освоения особенностей местной природы;
  • воспитание интереса учащихся к содержанию природоохранительной, учебно-исследовательской деятельности.

Условия реализации программы:

Программа предназначена для занятий с детьми 5 – 6 классов и направлена на:
1) обучающихся, проявляющих повышенный интерес к биологии;
2) обучающихся, имеющих желание реализовать свои знания;
3) обучающихся, имеющих различные проблемы в обучении;

4) обучающихся, смотивированных на обучение.

    Количество занимающихся 15 человек.
Программа рассчитана на 1 год обучения всего 34 часа.
Занятия проходят 1 раз в неделю по 35 минут.

Основные характеристики деятельности:

Для реализации программы предлагаются следующие методы:

- словесность;
- наглядность;
- проблемная ситуация;
- игровые моменты;
-научно-исследовательская деятельность;

- практическая работа;

- наблюдение.

Основные формы работы:

Занятия рассчитаны на фронтальную, коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

Основные типы занятий:

Проектно - исследовательская работа, экскурсия, деловая игра.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

1) личностные: сформированность нравственных и этических чувств, эмоционально-ценностных ориентаций и отношений к учению, себе, миру;

2) предметные: применение правил, способов поведения в реальных жизненных ситуациях

3) метапредметные: способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, участие в различной социально значимой деятельности, в том числе творческого характера.

Но основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

     Курс «Живая природа» носит развивающий характер. Целью данного курса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений школьников 5-6 классов.

    Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

Проектно-исследовательская деятельность школьников при изучении курса «Живая природа» имеет отличительные особенности:

  • имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
  • в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями пятиклассников;
  • проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;
  • проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
  • проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
  • в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
  • реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.

 

  ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

 

          Курс внеурочной деятельности «Живая природа» относится к естественнонаучному направлению и формирует основы экологической грамотности. В соответствии с учебным планом внеурочной деятельности, курс «Живая природа» изучается в 5- 6 классах: 1 час в неделю, всего за год 36 часов.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Личностными результатами изучения курса «Живая природа» является формирование следующих умений:

Ребёнок (участник программы) научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
  • объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  •  самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,
  • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

 

Метапредметными результатами изучения курса «Живая природа» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)

 

Регулятивные универсальные учебные действия

Ребёнок научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,
  • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Познавательные универсальные учебные действия

Ребёнок научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ребёнок (участник программы) научится:

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнёра;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

 

Предметными результатами изучения курса «Живая природа» является формирование следующих умений.

 Ребёнок научится:

  • использовать выводы из наблюдений и опытов для объяснения наблюдаемых явлений;
  • применять освоенные способы действий и понятия для решения практических задач;
  • использовать полученные об окружающем мире знания в жизненных ситуациях;
  • умение наблюдать, фиксировать (записывать) информацию об окружающем мире, в том числе – с использованием современных средств ИКТ (фотоаппаратов, цифровых измерительных приборов и т.д.).

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (5 класс)

                     Тема раздела

Количество часов

1.

Интересный мир биологии

25 ч.

2.

 Занимательные опыты и эксперименты по биологии

3 ч.

3.

Познаем себя

6 ч.

4.

Охрана природы

2 ч.

                                                    Всего:                                      36 ч.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЖИВАЯ ПРИРОДА»

        Содержание дополнительной образовательной программы внеурочной деятельности «Живая природа» построено как «маршрут путешествия» в окружающую природу с элементами учебного исследования и предполагает реализацию принципов индивидуализации и дифференциации деятельности детей.

        Содержание курса охватывает широкий круг вопросов и помогает формированию у учащихся бережного отношения к природным ресурсам, заботе о живом и любви к природе. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это позволяет уже

на самом раннем этапе школьного обучения начать формирование у детей целостного представления об окружающем мире, о месте в нём человека.

        В курсе раскрываются доступные пониманию учащихся взаимосвязи. В работе используются различные формы и методы работы. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни с помощью учителя, выполняют практические и проектные работы. Проводятся экскурсии, практические работы, беседы, дидактические игры.

    1. Интересный мир биологии (25ч).

По страницам Красной книги.   «Винегрет – шоу».  Биологическая викторина.

Легенды о цветах.  Конкурс лозунгов и плакатов «Мы за здоровый образ жизни».

Виртуальное путешествие «В мире динозавров».  Викторина «Час цветов».

Виртуальная экскурсия в заповедник. Экологический турнир «В содружестве с природой». Викторина о птицах. Оформление коллажа «Братья наши меньшие».

Самые «печальные» страницы из жизни животных. Взаимоотношения животных.

Способы защиты животных. Самые быстрые, ловкие, сильные.

Кое – что о внешнем виде животных.  Великаны и лилипуты животного мира.

Человек и биосфера.  Организм и среда обитания.  Культурные растения.

Комнатные растения. Лекарственные растения. Съедобные и ядовитые растения.

Флора и фауна водоёмов.   Флора и фауна леса.

2. Занимательные опыты и эксперименты по биологии (3ч)

Л/р №1 по теме «Строение клеток плесневых грибов».

Л/р №2 по теме «Изучение микропрепаратов по ботанике».

Л/р №3 по теме «Изучение зоологических микропрепаратов».

3. Познаем себя (6ч)

Определение норм рационального питания.  Определение темперамента.

Оказание первой медицинской помощи.  

Итоговое занятие «Мой биологический интерес».  

4.  Охрана природы (2ч.)

 

Охрана природы. Десять основных правил разумного отношения к окружающей среде.   Знакомство с обитателями Красной книги.

 

Планирование по курсу «Живая природа» (5 класс)

Название раздела

(темы)

Кол-во часов

Тема занятия

Интересный мир биологии

25

1

По страницам Красной книги.

2

«Винегрет – шоу».

3

Биологическая викторина.

4

Легенды о цветах.

5

Конкурс лозунгов и плакатов «Мы за здоровый образ жизни».

6

Виртуальное путешествие «В мире динозавров».

7

Викторина «Час цветов».

8

Виртуальная экскурсия в заповедник.

9

Экологический турнир «В содружестве с природой».

10

Викторина о птицах.

11

Оформление коллажа «Братья наши меньшие».

12

Самые «печальные» страницы из жизни животных.

13

Взаимоотношения животных.

14

Способы защиты животных.

15

Самые быстрые, ловкие, сильные.

16

Кое – что о внешнем виде животных.

17

Великаны и лилипуты животного мира.

18

Человек и биосфера.

19

Организм и среда обитания.

20

Культурные растения.

21

Комнатные растения.

22

Лекарственные растения.

23

Съедобные и ядовитые растения.

24

Флора и фауна водоёмов.

25

Флора и фауна леса.

Занимательные опыты и эксперименты по биологии

3

26

Л/р №1 по теме «Строение клеток плесневых грибов».

27

Л/р №2 по теме «Изучение микропрепаратов по ботанике».

28

Л/р №3 по теме «Изучение зоологических микропрепаратов».

Познаём себя

6

29

Определение норм рационального питания.

30

Определение темперамента.

31

Оказание первой медицинской помощи.

32

Итоговое занятие «Мой биологический интерес».

33-34

Дискуссия «Я и биология».

Охрана природы  

 

2 ч

35-36

Десять основных правил разумного отношения к окружающей среде.  Знакомство с обитателями Красной книги.

                           Всего:

36 часа

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (6 класс).

 

                     Тема раздела

Количество часов

1

Живая природа

8 ч.

2

Зелёные друзья - растения

9 ч.

3

Эти забавные животные

8 ч.

4

Охрана природы

11 ч.

                                                    Всего:                                       36 часов

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

        Курс состоит из 4 разделов, в процессе раскрытия которых учащиеся познакомятся с окружающей их природой, научатся общаться. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, проектные работы. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в саду, на пришкольном участке и т.д.

                         

Тема 1. Живая природа (8 ч.)

Введение. Первые шаги по тропинке открытий. Растения пришкольного участка. Осенние изменения в природе. Дневник наблюдений. Использование природного материала: веток, травы, цветов, коры деревьев, камней, мха для изготовления поделок. 

Экскурсия «Осенние изменения в природе» Оформление дневника наблюдения»

Экскурсия «Растения школьного двора»

Проект «Мой дневник природы»

Проект «Поделки из природного материала» 

Выставка поделок из природного материала

 

                

      Тема 2. Зелёные друзья - растения (9 ч.)

 

Правила поведения в природе. Многообразие растений в природе. Путешествие в мир растений. Эти удивительные растения. Лекарственные растения.  Роль комнатных растений в жизни человека. Оранжерея на подоконнике.

 

Практическая работа «Уход за комнатными растениями».

Проект «Зелёная аптека».

Проект «Мои комнатные растения».

Защита проектов на школьной конференции «Зелёные друзья – растения»

 

               

 Тема 3. Эти забавные животные (8 ч.)

 

Животные вокруг нас.  Птицы – наши пернатые друзья. Наблюдения за птицами в природе. Наши зимующие птицы. Жизнь животных в неволе. Домашние питомцы. 

Акция «Покормите птиц» 

Проект «Зимние наблюдения за птицами»

Проект «Кормушка для птиц»

Проект «Мои домашние питомцы»

Защита проектов на школьной конференции «Животные – наши друзья»

 

               Тема: Охрана природы (11 ч.)

 

Охрана природы. Десять основных правил разумного отношения к окружающей среде.

«Неприкосновенные в природе». Знакомство с обитателями Красной книги.

Весенние изменения в природе. Цветочно – декоративные растения. Цветы клумбы. Юный цветовод. Цветущий сад. Плодово – ягодные растения.

 Акция «Сделаем планету зелёной». 

Проект «Мой зелёный друг».

Дизайнерский проект «Моя первая клумба».

Проект «Сад моей мечты».

Экологический КВН "Изучай и береги природу родного края. 

Конкурс экологических плакатов «Сохраните Землю».

Защита проектов «Сохраним нашу планету!»

 

                   ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

                                             «ЖИВАЯ ПРИРОДА»

 

  

    №

      

                            Тема занятия           

Количество часов

 

Тема: Живая природа.      

8

1.

Введение. Первые шаги по тропинке открытий.

1

2-3

Экскурсия «Осенние изменения в природе»

2

4.

Проект «Мой дневник природы»

 1

5.

Оформление дневника наблюдения»

 1

6.

Экскурсия «Растения школьного двора»

 1

7.

Проект «Поделки из природного материала»

 1

8.

Выставка поделок из природного материала

 1

 

Тема: Зелёные друзья - растения

9

9.

Правила поведения в природе.

1

10.

Путешествие в мир растений

1

11.

Эти удивительные растения

1

12.

Проект «Зелёная аптека» 

1

13.

Роль комнатных растений в жизни человека.

1

14.

Уход за комнатными растениями.

1

15.

Проект «Мои комнатные растения»

1

16-17.

Защита проектов на школьной конференции «Зелёные друзья – растения»

2

 

Тема: Эти забавные животные    

8

18.

Животные вокруг нас

1

19.

Птицы – наши пернатые друзья

1

20.

Проект «Зимние наблюдения за птицами»

1

21.

Акция «Покормите птиц»

1

22.

Проект «Кормушка для птиц»

1

23.

Жизнь животных в неволе

1

24.

Проект «Мои домашние питомцы»

1

25.

Защита проектов на школьной конференции «Животные – наши друзья»

1

 

Тема: Охрана природы.

11

26.

Десять основных правил разумного отношения к окружающей среде.

1

27.

"Неприкосновенные в природе". Знакомство с обитателями Красной книги.

1

28.

Весенние изменения в природе. Экологический КВН «Изучай и береги природу родного края».

1

29.

Акция «Сделаем планету зелёной»

1

30.

Проект «Мой зелёный друг».  «Сохраним нашу планету!».

1

31.

Юный цветовод.

1

32-

  33

Реализация дизайнерского проекта «Моя первая клумба».

2

34.

Проект «Сад моей мечты», защита проекта.

35-

  36

Конкурс экологических плакатов «Сохраните Землю».

                   2

 

 

Всего:

 

           36 часов

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ   РЕЗУЛЬТАТЫ: 

Обучающиеся должны знать:

- определение основных экологических понятий;

- о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости экосистем;

- многообразие растений, экологические связи между ними;

- основные виды растений и различных экосистем (леса, луга и т. д.);

- наиболее типичных представителей растительного мира Нижегородской области;

- основные группы растительных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

- какую пользу приносят представители растительного мира;

- съедобные и ядовитые растения своей местности;

- лекарственные растения, правила сбора, хранения и применения их.

- редкие и охраняемые виды растений нашей области;

- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

- значение растений в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

- современные проблемы охраны природы, аспекты, принципы и правила охраны природы;

Обучающиеся должны уметь:

- узнавать растения в природе, на картинках, по описанию;

- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения;

- ухаживать за культурными растениями (посильное участие);

- доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;

- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

- наблюдать предметы и явления природы;

- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков,  рисунков, описаний, выводов;

- подготовить доклад, презентацию;

- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.

 

УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

    

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса:

  •  Сухова Т.С. Строганов В.И. Биология (учебник для 5-6 классов) М, Издательский центр «Вентана-Граф» 2020
  • Плешаков А. А. От земли до неба: атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2012.
  • Плешаков А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, А. А. Румянцев. – М.: Просвещение, 2012.
  • Плешаков А. А. Экология для младших школьников / А. А. Плешаков.- М.: Дрофа, 2000
  • Клепинина А. Тайны окружающего мира /А. Клепинина. – М.: Ювента, 2005.
  • Молодова, Л.П. Экологические  праздники для детей: учебно-методическое пособие /Л.П. Молодова.- М.: Колос, 1999
  • Дмитриев  Ю. О. Кто в лесу живет и что в лесу растет /Ю.О. Дмитриев.- М. Детская литература, 2005.
  • Презентации – интернет ресурс.
  •  Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: Астрель, 2000.
  •  Энциклопедия. Неизвестное об известном. – М.: РОСМЕН, 1998.

МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

 Компьютер, проектор, интерактивная доска, микроскопы, весы учебные, лупа ручная, модели систем органов организма человека, гербарии, муляжи (овощи, фрукты, ягоды, грибы), набор лабораторной посуды, штатив с двумя столиками, штатив лабораторный комбинированный, комнатные растения.

 

Цифровые образовательные ресурсы, обеспечивающие реализацию программы

 

Название цифровых

образовательных ресурсов

Электронный адрес

Сайт «Сообщество взаимопомощи учителей «Мы вместе»

http://pedsovet.su/load/100

Сайт информационной поддержки

 

www.n-bio.ru

Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

www.km.ru/ed

Школьный портал Про Школу.ру 

http://www.proshkolu.ru

Большая детская энциклопедия для детей

http://www.mirknig.com/

Почему и потому. Детская энциклопедия

http://www.kodges.ru/dosug/page/147/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности " Мир природы" 1-4 класс

1. Направленность дополнительной образовательной программы Программа «Мир природы» направлен на обучение детей начальных классов основам биологии. Она  рассчитана на обучение, идя от простог...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Человек. Природа. Общество.»

Цель  программы – формирование основ экологической грамотности через социальную значимую деятельность.Задачи:1.     Сформировать экологические понятия.2....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Живая классика" для учащихся 6 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности "Живая классика" разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Росси...

Программа внеурочной деятельности "Живая математика" для 5 класса

Программа  внеурочной деятельности по обще интеллектуальному направлению «Живая математика», для 5 класса составлена в соответствии сФедеральным законом «Об образовании в РФ&raq...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Живая инновация. Мышление XXI века"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Живая инновация. Мышление XXI века»...