Тематическое планирование по биологии 11 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (11 класс) на тему

Михалёва Елена Анатольевна

биология

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskoe_planirovanie_po_biologii_11_klass.docx52.26 КБ

Предварительный просмотр:

№ урока

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Требова-ния к уровню подготов-ки обуч-ся

(результат)

Вид контроля

Домаш-нее

Зада-ние

Сроки

План

Факт

РАЗДЕЛ 4

ВИД(21 ЧАС)

Тема 4.1.История эволюционных идей(4 часа)

1.

Развитие биологии в додарви-новский период.Работы К.Линнея.

Ввод-ный,

урок изуче-ния и первичного закрепления новых зна-ний.

Ключевые понятия:эво-люция,креа-ционизм,трансформизм,

Классифика-ция,таксоны.Факты:исто-рия эволюцион-ных идей;введе-ние термина «эволюция» Ш.Бонне.;

Представле-ния о сущности жизни и её развитии(Конфуций,Дио-ген,Фалес,

Анаксагор,Демокрит,Пифа-гор,Гиппок-рат,Аристо-тель);господ-ство идеалистиче-ских идей.Закономерности: «Система природы»

К.Линнея.

Давать определе-ние ключевым понятиям.Называть учёных и их вклад в развитие биологической науки.Объяснять роль биологии в формиро-вании научного мировоз-зрения.

Беседа.Фрон-тальный опрос.

&4.1,

Вопро-сы семинара и индии-ви-дуаль-ные зада-ния.

2.

Эволю-ционная теория Ж.Б.Ла-марка.

Урок изуче-ния и первичного закрепления новых знанийСеми-нар.

Ключевые понятия:эво-люция.Факты:критика теории Ж.Б.Ламарка его современни-ками.Законы: «упражнение и неупражне-ние органов» и «наследова-ние благоприят-ных признаков».

Теории:эво-люционная теория Ж.Б.Ламарка.

Давать определе-ние ключевым понятиям.Формули-ровать законы «Упражнения и неупражнения органов» и «Наследо-вания благо-приятных призна-ков».Объ-яснять единство живой и неживой природы.

Беседа.Индивидуальный опрос.

&4.2,

Вопро-сы семинара и инди-виду-альные зада-ния.

3.

Предпо-сылки развития теории Ч.Дарви-на.

Урок изуче-ния и первичного закрепления новых знанийСеми-нар.

Ключевые понятия:эво-люционная палеонтоло-гия,опреде-лённая изменчивость,неопределённая изменчивость.Факты:естественно-научные и социально-экономиче-ские предпосылки возникнове-ния учения Ч.Дарвина.

Давать определе-ние ключевым понятиям.Называть естествен-но-научные и социально-экономические предпо-сылки возникно-вения учения Ч.Дарвина.Объяснять роль биологии в формиро-вании научного мировоз-зрения.На-ходить информа-цию в различных источни-ках.

Фронтальный опрос.

 Индивидуаль-ный опрос.Беседа

&4.3,

воп-росы семинара и индии-виду-альные зада-ния.

4.

Эволюци-онная теория Ч.Дарви-на.

Урок изуче-ния и первичного закрепления новых знанийСеми-нар.

Ключевые понятия:искусственный отбор,наследственная изменчивостьборьба за существова-ние,естественный отбор.Факты:роль эволюцион-ной теории в формирова-нии естественно-научной картины мира.Процес-сы:искусственный отбор,естест-венный отбор.Теорииэволюцион-ная теория.

Давать определе-ние ключевым понятиям.Называть основные положе-ния учения Ч.Дарвина о естествен-ном отборе.Ха-рактеризовать сущность действия искусственного отбора.

Сравни-вать искусственный и естествен-ный отбор и делать вывод на основе сравнения.Объяснять вклад эволю-ционной теории в формиро-вание современ-ной естествен-но-научной картины мира.

Беседа.Индивидуальный и фронтальный опрос.

&4.4,

Повто-рить по учебнику 9 класса поня-тия «вид», «попу-ляция»

ТЕМА 4.2. Современное эволюцион-ное учение

(9 часов)

5.

Вид.Критерии и структура.

Комбиниро-ванный урок.

Ключевые понятия:вид,

критерии вида,гено-фонд,популяция.Объекты:виды,гербар-ные или живые экземпляры растений 2-3 видов одного  рода.Факты:

вид,его критерии;на-личие видов-двойников,репродуктивная изоляция,не-равномерное распределе-ние особей в пределах ареала.

Давать определе-ние ключевым понятиям.Характеризовать критерии вида.Обосновывать необходимость определе-ния вида по совокуп-ности критериев.Составлять характеристику видов с использо-ванием основных критериев.

Лаборатор-ная работа №4 «Описание особей вида по морфологическому критерию». Беседа.

&4.5.,

Вопро-сы к &.  

6.

Популя-ция – структур-ная единица вида и эволюции

Комбиниро-ванный урок.

Ключевые понятия:вид,популяция,генофонд популяции.

Объекты:популяция.Факты:популяция – структурная единица вида,единица эволюции.

Процессы:эволюционные изменения в популяциях.

Давать определе-ние ключевым понятиям.Характеризовать:-популя-цию как структур-ную единицу вида;-популя-цию как единицу эволюции.Находить информа-цию о популяции в различных источни-ках и критиче-ски её оценивать.

ТестированиеФронтальный опрос.

&4.6.,

4.7.,вопросы,сооб-щения.

7.

Факторы эволюции

Комбиниро-ванный урок.

Ключевые понятия:нас-ледственная изменчи-вость,мута-ции,популяционные волны,дрейф генов,изоля-ция.Факты:

Движущие силы(факто-ры)эволю-ции,их влияние на генофонд популяции.

Процессы,яв-ления:эволюционные изменения в популяциях:

мутационный процесс,популяционные волны,дрейф генов,изоля-ция.

Давать определе-ние ключевым понятиям.Называть факторы эволюции.Характеризовать факторы эволюции.Объяснять причины изменяе-мости видов.Вы-являть изменчи-вость у особей одного вида.

Лаборатор-ная работа№5 «Выявление изменчиво-сти у особей одного вида» и выводы к ней.Беседа,

фронтальный опрос,работа по карточкам.

&4.8,

Вопро-сы к   &.

8.

Естественный отбор – главная движущая сила эволюции

Комбиниро-ванный урок.

Ключевые понятия:борьба за существова-ние,естественный отбор,движущий отбор,стаби-лизирующий отбор.Факты:движущие силы(факто-ры) эволюции,их влияние на генофонд популяции,естественный отбор – главная движущая сила эволюции.

Процессы:на-правленный эволюцион-ный процесс закрепления определён-ных изменений.

Давать определе-ния ключевым понятиям.Называть причину борьбы за существо-вание.Ха-рактеризовать:

- естествен-ный отбор как результат борьбы за существо-вание;- формы естествен-ного отбора.Сравнивать действие движуще-го и стабилизирующего отбора и делать выводы на основе сравнения.

Индивидуальный опрос,бесе-да.Работа по карточкам.

&4.9,

вопро-сы к &.

9.

Адапта-ции организ-мов к условиям обитания.

Комбиниро-ванный урок.

Ключевые понятия:адаптации и их многообра-зие.;виды адаптаций

(морфологи-ческие,физиологические,

Поведенче-ские).Факты:

Приспособ-ленность как соответствие строения и функционирования организмов конкретным условиям среды обитания;

адаптация как результат эволюции;виды адаптаций.

Процессы:

процесс формирова-ния приспособ-ленности.

Давать определе-ние ключевым понятиям.Характеризовать:-приспособленность как закономерный результат эволюции;-виды адаптаций.Объяснять взаимосвязи организ-мов и окружаю-щей среды:-механизм возникно-вения приспособлений;-относи-тельный характер приспособлений.Вы-являть приспособленность организ-мов к среде обитания.Опреде-лять относи-тельный характер приспособленности.

Лабораторная работа №6 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания» и выводы к ней.Беседа,

фронтальный опрос.

&4.10,вопро-сы к параг-рафу,

Сооб-щения.

10

Видообразование.

Комбиниро-ванный урок.

Ключевые понятия:видообразование,географиче-ское видообразо-вание,эколо-гическое видообразо-вание.Факты:видообразо-вание- результат эволюции.

Процессы:видообразова-ние.

Давать определе-ния ключевым понятиям.Называть способы видообра-зования и приводить примеры.Описывать механизм основных путей видообра-зования.

Заслушива-ние сообщений учащихся.Бе-седа.Фрон-тальный опрос.

&4.11,вопро-сы к параг-рафу,

Соста-вить схему эколо-гичес-кого видообразования.

11

Сохране-ние много-образия видов.

Комбиниро-ванный урок.

Ключевые понятия:био-логический прогресс,биологический регресс,гене-тическая эрозия.Факты:сохранение многообра-зия видов – условие устойчивого развития биосферы;

причины вымирания видов;ответственное отношение людей к живой природе – важнейшее условие сохранения многообра-зия  видов.Процессы:замена одних видов другими в процессе эволюции Земли.

Давать определе-ния ключевым понятиям.Приводить примеры процветающих,вымирающих или исчезнув-ших видов растений и животных.Характеризовать:-причины процвета-ния или вымира-ния видов;-условия сохране-ния видов.Анализиро-вать и оценивать послед-ствия деятельности человека в окружаю-щей среде.

Обсуждение вопроса №10 на стр.301.Бесе-да.Индивидуальный опрос.

&4.12.Творческое зада-ние (по жела-нию):

1.при-вести примеры,до-казывающие генетическую эро-зию;

2.нарисовать мо-дель Земли при усло-вии отсутствия одно-клеточных водорослей в прес-ных и солё-ных водоёмах.,сообще-ния.

12

Доказа-тельства эволюции органического мира.

Урок комплексного применения зна-ний.

Конференция

Ключевые понятия:цитология,сравни-тельная морфология,палеонтоло-гия,эмбриология,биогеография.Факты:

прямые и косвенные доказатель-ства эволюции.

Законы:закон К.Бэра о сходстве зародышей и эмбриональ-ной дивергенции признаков;

биогенетический закон Мюллера и Геккеля.

Давать определе-ния ключевым понятиям.Находить и системати-зировать информа-цию о косвенных и прямых доказа-тельствах эволюции.Приводить доказа-тельства эволюции на основании комплекс-ного использо-вания всех групп доказа-тельств.

Заслушива-ние сообщений.

Составление тезисного конспекта.Беседа.

&4.13.,повто-рить изученный материал &4.1. – 4.12.;

Подго-товиться к зачёту.

13

Зачёт №1 «Основ-ные законо-мерности эволю-ции».

Урок контроля и оценки зна-ний.

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида,соответ-ствующих требованиям к уровню подготовки обучающих-ся.

ТЕМА 4.3.

Происхожде-ние жизни на Земле(3 часа)

14

Развитие представ-лений о происхождении жизни на Земле.

Урок изуче-ния и первичного закрепления новых зна-ний.

Лекция

Ключевые понятия:материализм,идеализм,креационизм.Факты:

Происхожде-ние жизни на Земле – вечная и глобальная научная проблема;

гипотезы происхожде-ния жизни;отличительные признаки живого.Тео-рии:самоза-рождение жизни,стационарное состояние,

панспермия.

Давать определе-ния ключевым понятиям.Описывать и анализировать взгляды учёных на происхож-дение жизни.Ха-рактеризовать роль экспери-мента в разреше-нии научных прготиво-речий.

Беседа.

&4.14-4.15;вопросы семинара,

Индии-виду-альные зада-ния.

15

Современные представ-ления о возникновении жизни.

Урок систе-матизации и обоб-щения зна-ний.

Ключевые понятия:абиогенез,биоге-нез,коацерваты.Теории:теории абиогенеза и биогенеза;биохимической эволюции.

Давать определе-ния ключевым понятиям.Находить и системати-зировать информа-цию по проблеме происхож-дения жизни.Анализиро-вать и оценивать работы С.Миллера и А.И.Опарина по разреше-нию проблемы происхож-дения жизни на Земле.Объяснять: вклад эволюции-онной теории в формиро-вание современ-ной естествен-но-научной картины мира.

Практическая работа №6 «Анализ и оценка различных гипотез происхожде-ния жизни».Тезисный конспект.Бе-седа.

&4.15,4.16,

Вопро-сы семинара, инди-виду-альные зада-ния.

16

Развитие жизни на Земле.

Урок систе-матизации и обощения зна-ний.

Семи-нар.

Ключевые понятия:био-логическая эволюция;зо-ны:криптозой,или докембрий,

фанерозой;

эры:архей,

протерозой,

палеозой,ме-зозой,кайно-зой.Факты:развитие жизни в архее,протее-розое,палео-зое,мезозое,

кайнозое;ус-ложнение живых организмов в процессе эволюции.

Давать определе-ние ключевым понятиям.Выявлять черты биологического прогресса и регресса в живой природе на протяже-нии эволюции.Устанавливать взаимо-связь закономерностей развития органического мира на Земле с геологическими и климатическими фактора-ми.

Обсуждение вопросов №1-3 на стр.301 учебника.Выступления обучающих-ся.Беседа.

&4.16,вопро-сы к пара-графу.

ТЕМА 4.4.

Происхожде-ние человека (4 часа)

17

Гипотезы происхождения человека.

Урок изуче-ния и первичного закрепления нового материала.

Ключевые понятия:

антропогенез.Факты:проб-лема антропогене-за  - сложнейшая естественно-научная и философская проблема;ги-потезы происхожде-ния человека.Теории:современная теория антропогене-за.

Давать определе-ния ключевым понятиям.Называть положе-ния гипотез происхож-дения человека.

Характеризовать развитие взглядов учёных на проблему антропогенеза.Находить и системати-зировать информа-цию из разных источни-ков по проблеме происхож-дения человека.

Анализировать и оценивать степень научности и достовер-ности гипотез происхож-дения человека.

Практическая работа №7 «Анализ и оценка различных гипотез происхожде-ния человека».Тезисный конспект.Бе-седа.

&4.17,4.18,вопросы семинара,ин-дивидуальные зада-ния.

18

Положе-ние человека в системе животно-го мира.

Урок систе-матизации и обощения зна-ний.Семи-нар.

Ключевые понятия:

Антропоге-нез,атавиз-мы,рудимен-ты.Факты:систематическое положение человека согласно критериям зоологиче-ской систематики;доказательства животного происхожде-ния человека;сравнительно-анатомиче-ские доказательства родства человека с млекопитающими животными;

сравнительно-эмбриологи-ческие доказательства животного происхожде-ния человека;че-ловек – биосоциаль-ное существо.

Давать определе-ния ключевым понятиям.Называть место человека в системе животного мира.Обосновывать принадлежность человека к животному миру,ис-пользуя данные сравни-тельной анатомии,эмбриоло-гии и других наук.Дока-зывать,что человек – биосо-циальное существо.

Обсуждение вопросов №1-3 на стр.290 учебника.Со-общения обучающихсяБеседа.

&4.18,4.19,вопросы семинара,

Инди-виду-альные зада-ния.

19

Эволюция человека.Человеческие расы.

Урок изуче-ния нового материала.Семинар.

Факты:естественное происхожде-ние человека от общих предков с обезьянами;

предшественники современно-го человека;анатомо-физиологическая эволюция человека;

роль факторов антропогене-за(биологических и социальных) в длительной эволюции людей.Про-цессы:антро-погенез.

Называть:-стадии эволюции человека;-представителей каждой эволю-ционной стадии.Ха-рактеризовать:осо-бенности представителей каждой стадии эволюции человека с биологических и социаль-ных позиций;-роль биологических и социаль-ных факторов антропогенеза в длитель-ной эволюции людей.

Беседа.Фрон-тальный опрос.Выступление обуч-ся по вопросам семинара.

&4.19,4.20,

Вопро-сы семинара,ин-дивидуальные зада-ния.

Ключевые понятия:расы и нации,расизмФакты:при-надлежность всего человечества к одному виду – Человек разумный;ра-сы – крупные систематические подразделе-ния внутри вида Человек разумный;

Равноцен-ность и генетическое единство человеческих рас;реакционная сущность геноцида и расизма.

Давать определе-ния ключевым понятиям.Называть и различать человеческие расы.Объ-яснять механизм формиро-вания расовых признаков.Доказы-вать на основе научных фактов несостоя-тельность расизма и социал-дарвиниз-ма.

Вопросы для обсуждения№4,5.,6 на стр.301.Сообщения обуч-ся по вопросам семинара.Бе-седа.

Повторить &4.17 – 4.20,

Подго-товиться к зачёту.

20

Зачёт №2 «Проис-хождение человека»

Урок контроля и оценки знаний

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида,соответ-ствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся

РАЗДЕЛ 5 ЭКОСИСТЕ-МЫ(12 часов)

Тема 5.1. Экологические факторы

(3 часа).

21

Организм и среда.Экологиче-ские факторы.

Урок изуче-ния и первичного закрепления новых знаний

Ключевые понятия:эко-логия,среда обитания,экосистема,эко-логические факторы:абиотические,биотические,ан-тропогенные;ограничивающий фактор;экологическая ниша.Объек-ты:экосисте-мы.Факты:экосистема – функциональная единица биосферы;задачи экологии;среда обитания;экологические факторы – определён-ные компоненты среды,способные влиять на живые организмы.Закономерно-сти:влияние экологиче-ских факторов на организмы.Законы:закон минимума К. Либиха.

Давать определе-ния ключевым понятиям.Называть :-задачи экологии;-экологические факторы.

Обосновывать роль экологии в решении практиче-ских задач.Объяснять взаимо-связь организ-мов и окружаю-щей среды:биологиче-ское действие экологических факторов на организмы.Выявлять закономерности влияния факторов на организмы

Беседа.Фрон-тальный опрос.

&5.1,

Вопро-сы к пара-графу,

Соста-вить схему «Экологиче-ские факто-ры».

22

Абиоти-ческие факторы среды.

Комбиниро-ванный урок.

Ключевые понятия:абиотические факторы,био-логические ритмы,фото-периодизм.

Факты:эколо-гические факторы – определён-ные компоненты среды обитания,способные оказывать влияние на организмы;

приспособление организмов к определённому комплексу абиотических факторов.За-кономернос-ти:влияние абиотических факторов на организмы.

Давать определе-ния ключевым понятиям.Называть основные абиотические факторы.

Описывать приспособления организ-мов к определённому комплексу абиотических факторов.Выявлять:-действие местных абиотических факторов на живые организмы;-и оценивать практиче-ское значение ограничи-вающего фактора.

Объяснять взаимо-связь организ-мов и окружаю-щей среды:за-кономер-ности действия абиотиче-ских факторов на организмы

Обсуждение вопроса №2на стр.364.Рабо-та по карточкам.Беседа.

&5.2,

Вопро-сы к пара-графу.,сооб-щения.

23

Биотиче-ские факторы среды.

Комбиниро-ванный урок.

Ключевые понятия:био-тические факторы,хищничество,па-разиты,конкуренция,сим-биоз,антропогенный фактор.Объекты:экосисте-мы.Факты:биотические факторы:прямое или косвенное воздействие видов друг на друга в процессе жизнедея-тельности;межвидовые отношения:хищничество,паразитизм,конкуренция,симбиоз.

Давать определе-ния ключевым понятиям.Называть виды взаимоот-ношений между организмами.Харак-теризовать основные типы взаимоот-ношений организ-мов.Объяснять механизм влияния взаимоот-ношений между организмами на формиро-вание биологического разнообразия и равнове-сия в экосисте-мах.

Беседа.Заслушивание сообщений с последую-щим обсуждением

&5.3,

Вопро-сы  к параг-рафу.,

Соста-вить крос-сворд.

ТЕМА 5.2.

Структура экосистем

(5 часов)

24

Структура экосистем

Комбиниро-ванный урок.

Ключевые понятия:био-ценоз,биогеоценоз,экосис-тема,биотоп,

зооценоз,фи-тоценоз,мик-робиоценоз,

продуценты,

консументы,

редуценты.

ОБЪЕКТЫ:экосистема,био-ценоз,биогеоценоз.Факты:структура экосистем:

Пространст-венная,видо-вая,экологическая.

Давать определе-ния ключевым понятиям.Описывать структуру экосисте-мы.Назы-вать компонен-ты пространственной и экологической структуры экосисте-мы.Харак-теризовать компонен-ты пространственной и экологической структуры экосисте-мы.

Индивидуальный опрос.Фрон-тальный опрос.Беседа

&5.4.,

Вопро-сы к параг-рафу.

25

Пищевые связи.Кру-говорот веществ и энергии в экосисте-мах.

Комбиниро-ванный урок.

Ключевые понятия:пищевые ,или трофические связи,сети; пищевые цепи:пастбищная и детритная; трофические уровни;экологическая пирамида.

Объекты:трофическая структура биоценоза.

Факты:пище-вые связи – регулятор численности видов,входящих в биоценоз;круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах;направления тока вещества в пищевой сети.Процес-сы:механизм передачи вещества и передачи энергии по трофическим уровням.Закономерности:

Экологиче-ская пирамида.

Давать определе-ния ключевым понятиям.Приводить примеры организ-мов,пред-ставляю-щих трофиче-ские уровни.Характеризовать:-трофиче-скую структуру биоцено-за;-роль организ-мов(продуцентов,консументов,

редуцен-тов) в потоке веществ и энергии;-солнечный свет как энергетический ресурс.Составлять схемы передачи вещества и энергии(цепей питания).

Использо-вать правило 10% для расчёта потребности организма в веществе.

Практическая работа №7 «Составление схем передачи веществ и энергии(це-пей питания)».Решение экологиче-ских задач.Беседа.

&5.5.,

творческое зада-ние:составить схемы передачи вещества и энер-гии в разных вод-ных и сухо-путных экосистемах (2-3 примера на выбор)

26

Причины устойчи-вости и смены экосис-тем.

Комбиниро-ванный урок.

Ключевые понятия:динамическое равновесие.

Факты:экосистема –динамиче-ская структура;ви-довое разнообразие – причина устойчивости экосистемы;

причины смены экосистем.

Процесс:сме-на популяций различных видов.Закономерности:смена экосистем в природе.

Давать определе-ния ключевым понятиям.Объяснять:-причину устойчивости экосистем;-причины смены экосистем;-необходимость сохране-ния многообразия видов.Описывать этапы смены экосистем.Выявлять изменения в экосисте-мах.

Решать простей-шие экологические задачи.

Лаборатор-ная работа №7 «Исследова-ние изменений в экосистемах на биологиче-ских моделях»(выполняется дома).

Практическая работа №8 «Решение экологиче-ских задач»

&5.6.

Творческое зада-ние(по жела-нию): «Найти в окружающей местности примеры изме-нения в экосистемах,выя-вить причи-ны изме-нений»

27

Влияние человека на экосисте-мы.

Комбиниро-ванный урок.

Ключевые понятия:або-ригенные виды,агроце-нозы.Объек-ты:агроэкосистемы(агроце-нозы).Факты:экологиче-ские нарушения,

вызванные необдуман-ным вмешательст-вом человека в окружающую природу;пра-вила поведения в природной среде;искусственные сообщества – агроэкосистемы.

Давать определе-ния ключевым понятиям.Приводить примеры экологических наруше-ний.Назы-вать:-способы оптималь-ной эксплуата-ции агроцено-зов;-способы сохране-ния естествен-ных экосистем.Характеризовать влияние человека на экосисте-мы.Сравнивать экосисте-мы и агроэкосистемы своей местности и делать выводы на основе их сравнения.

Лаборатор-ная работа №8 «Выявление антропоген-ных изменений в экосистемах своей местности» (выполняется дома).Практическая работа №9 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосис-тем своей местности».

&5.7.,

Вопро-с к параг-рафу.

Сооб-щения.

28

Естественные и искуственные экосисте-мы(окрестности школы).

Экскурсия.

ТЕМА 5.3.

Биосфера – глобальная экосистема

(2 часа)

29

Биосфера – глобаль-ная экосисте-ма.

Комбиниро-ванный урок.

Ключевые понятия:био-сфера,биогенное вещество,жи-вое вещество.Факты:биосфера – глобальная экосистема;

границы биосферы;

компоненты и свойства  биосферы;распространение живого вещества в биосфере;биомасса.Теория:учение В.И.Вернад-ского о биосфере.

Давать определе-ния ключевым понятиям.Называть:-структур-ные компонен-ты и свойства биосферы;-границы биосферы и факторы,

их обуславливающие.Характеризовать:-живое вещество,биокосное и косное вещество биосферы;-распреде-ление биомассы на земном шаре.

Беседа.Фрон-тальный опрос.Заслу-шивание сообщений.

&5.8.,

Вопро-сы к параг-рафу.

30

Роль живых организ-мов в биосфере.

Комбиниро-ванный урок.

Ключевые понятия:кру-говорот веществ и элементов,ноосфера.Факты:круговорот веществ – обязательное условие существова-ния и продолжения жизни на Земле;роль живого вещества в биосфере.

Давать определе-ния ключевым понятиям.Описы-вать:-биохимические циклы воды,углерода;-проявле-ние физико-химического воздейст-вия организ-мов на среду.Характеризо-вать:-сущность и значение круговоро-та веществ и превращения энергии;-роль живых организ-мов в жизни планеты и обеспече-нии устойчивости биосферы.

Задания со свободным ответом.Опи-сание рисунков №№170,171 учебника.

&5.9.

Творческое зада-ние (по жела-нию): соста-вить схему круго-ворота азота и фосфора.

ТЕМА 5.4.

Биосфера и человек

 (3+1 час на заключитель-ный урок)

31

Биосфера и человек.

Комбиниро-ванный урок.

Факты:антро-погенные факторы воздействия на биосферу;факторы,вызывающие экологиче-ский кризис.Про-цессы:эколо-гический кризис и его последствия.

Приводить примеры прямого косвенно-го воздейст-вия человека на живую природу.

Находить и системати-зировать информа-цию о последст-виях деятельности людей на биосферу в целом.Анализиро-вать и оценивать последст-вия прямого и косвен-ного воздейст=-вия человека на природу,

Собствен-ной деятельности в окружаю-щей среде.Предлагать пути преодоле-ния экологического кризиса.

Задания со свободным ответом.Тезисный конспект.Практическая работа №11(1 часть) «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде».

5.10,вопросы семинара,ин-диви-дуаль-ные зада-ния.

32

Основные экологические проблемы современности,

пути их решения.

Комп-лекс-ное применение ЗУН.Семинар.

Ключевые понятия:пре-дельно допустимая концентра-ция(ПДК).

Факты:последствия деятельности человека в окружающей среде;гло-бальные экологиче-ские проблемы:кислотные дожди;парниковый эффект;смог;озоновые дыры;перерасход воды;просад-ка грунта;эрозия почв.Пути решения экологиче-ских проблем.Процессы:рацио-нальное использрва-ние природных ресурсов.

Характеризовать причины и послед-ствия современ-ных глобаль-ных экологиче-ских проблем.

Находить и системати-зировать информа-цию в различных источни-ках о глобаль-ных экологических проблемах и путях их решения.

Анализировать и оценивать глобаль-ные экологические проблемы и пути их решения.

Обосновывать необходимость разработ-ки принципов рационального природо-пользова-ния.

Тезисный конспект.Практическая работа №11(2 часть) «Анализ и оценка глобальных экологиче-ских проблем и путей их решения».

&5.11-5.12.

Подго-товиться к зачёту повт.

&5.1-5.10.

33

Зачёт №3 «Экосистема».

Урок контроля,

оценки зна-ний.

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида,соответ-ствующих требованиям к уровню подготовки обучающих-ся.

34

Роль биологии в будущем.

Комп-лекс-ное применение ЗУН.

Круг-лый стол.

Ключевые понятия:ус-тойчивое развитие.

Факты:рост населения планеты и процессы,сопровождаю-щие скорость роста населения;

рост потребностей людей и глобальная экологиче-ская нестабиль-ность.Эколо-гические проблемы России.Сфера жизни человека как фактор здоровья.

Давать определе-ния ключевым понятиям.Оценивать последст-вия роста населения планеты;

этические аспекты решения проблем,

связанные с будущим человечества в связи с его отношени-ем к природе;

значение работ учёных,за-нимающихся прогнози-рованием взаимодействия общества с природными экосисте-мами.Ха-рактеризовать роль междуна-родного сотрудни-чества в решении экологиче-ских проблем человечества.

Мини-проекты:ин-формацион-ные буклеты,па-мятки-рекоменда-ции,мульти-медийные презентации.Задания со свободным ответом.Воп-росы №1-5 для обсуждения на стр. 365 учебника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс «Биология. Линия жизни».

Календарно-тематическое планирование составлено в полном соответствии Программы  основного общего образования по биологии  для 6 – 9 классов общеобразовательных учреждений...

Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс «Биология. Линия жизни».

Календарно-тематическое планирование составлено в полном соответствии Программы  основного общего образования по биологии  для 6 – 9 классов общеобразовательных учреждений...

Рабочая программа и тематическое планирование по биологии 6 класс к УМК Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Пасечник, В.В.-12-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009

В рабочей программе выделены: основное содержание ( тема, количество часов, демонстрационные опыты, лабораторные и практические работы учащихся), основные требования к знаниям и умениям, навыков учащи...

Календарно-тематическое планирование по биологии к УМК В. М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко."Биология. Животные. 7 класс"

В планировании указаны: название темы, количество часов, тема урока,лабораторная, практическая работы, домашнее задание...

Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс на основе УМК «Биология. 5-9 класс» В.В. Пасечник (базовый уровень)

Календарно- тематическое планирование по биологии 7 класс УМК "Биология.5-9 класс В.В.Пасечник (базовый уровень)...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)

Количество часов: всего _105  часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...

Рабочие программы и календарно-тематическое планирование по биологии для 6-9 классов по учебникам линии УМК «Биология - Сферы» (Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Цехмистренко Т.А.)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, личностные, предметные и метапредметные результаты освоения биологии, содержание курса, тематическое планирова...