Технологическая карта урока по биологии 7 класс "Круглые черви"
учебно-методический материал по биологии (7 класс) на тему

Маришина Елена Тихоновна

Материал предназначен для проведения урока биологии в 7классе. В материале используются задания для развития познавательной активности учащихся и привития интереса к предмету биология

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: Биология

Класс: 7 класс

Тема  урока: «Круглые черви»

Учитель: Маришина Елена Тихоновна

Цели урока:

образовательная:  рассмотреть особенности организации круглых червей, многообразие их видов; выявить черты высокой организации круглых червей по сравнению с плоскими;

развивающая: воспитывать бережное отношение к своему организму;

воспитательная: продолжить формирование умения обосновывать строение паразитов и их жизнедеятельность, связанные с паразитизмом; развитие наблюдательности и мышления на основе сравнения плоских и круглых червей.

Ожидаемые результаты: Ученики знают особенности организации круглых червей. Умеют  по внешнему виду определять форму, особенности строения, называют особенности процессов жизнедеятельности круглых червей; выявить черты высокой организации круглых червей по сравнению с плоскими.

Время

Этапы урока

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационные формы

Оценивание

Используемые модули

1мин

Организационный момент.

Приветствие. Психологический настрой на урок.

Организация работы учащихся.

Создание благоприятного психологического климата.

Здравствуйте, ребята!

Я желаю Вам успешной работы на уроке.

Учащиеся  настраиваются на работу.

Формативное

( похвала)

Создание благоприятного психологического климата.

ИКТ

2-7 мин

Проверка усвоения материала.

Проверка усвоения материала прошлого урока

Учитель Обращает внимание на слайд Тип Плоские черви проводит  повторение и организует работу по проверке изученного материала индивидуально в виде фронтального опроса.  Выберите верное утверждение.  

1. Стенка тела плоских червей состоит из двух слоев клеток.

2. Плоские черви обладают двусторонней симметрией.

3. Среди плоских червей есть паразитические формы.

4. Тело представляет собой кожно-мускульный мешок.

5. Имеется полость тела.

6. Плоские черви имеют органы чувств.

7. Свободноживущие черви на переднем конце имеют щупальцевидные выросты, несущие органы чувств.

8. Размеры плоских червей изменяются от 4,5 см до 90 см.

9. Тело плоских червей представляет собой кожно-мускульный мешок, покрытый эпителием, покрывает мышечный слой. Промежутки между органами заполнены соединительной тканью.

10. У плоских червей появляется кровеносная система.

11. Плоские черви раздельнополые.

12. Пищеварительная система представлена мускулистой глоткой с ротовым отверстием, обычно в центре брюшной стороны тела и кишкой. Пищеварительная система есть у всех представителей плоских червей.

13. Ленточные черви являются свободноживущими формами.

14. У ленточных червей отсутствует кишечник, питание происходит путем диффузии всей поверхностью тела.

Эталоны ответов: 1. 2, 3, 4, 6, 7, 9, 14.

Критерии оценивания:

 «5» - 8, «4» - 6-7, «3» - 5, «2» - 0-4.

Повторно Обращает внимание на слайд Тип Плоские черви.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Индивидуально.

Формативное оценивание

(техника ошибочности понимания, взаимопроверка)

Оценивание

8-11 мин

Стадия вызова

Пробуждение интереса к получению новой информации.

Постановка учеником собственных целей обучения.

Нематоды-?????? Мы продолжаем с вами изучать типы червей и сегодня мы познакомимся?? С круглыми червями.

-  Какова же цель нашего урока?

Круглые черви распространены по всему земному шару. Ученые не знают таких сред обитания, где бы не было круглых червей. Они встречаются на дне морей и океанов, прудов и озер. Они проникли в почвенные воды и почву, овладели органами и тканями животных, человека и растений, начиная от водорослей до покрытосеменных. Круглые черви встречаются свободноживущие: хищники и растительноядные, но чаще – паразиты. Наряду с микроскопическими – до 1 мм, известны и настоящие гиганты – так, в кашалоте однажды был найден круглый червь длиной 8 м.

Просмотр Видеосюжета

Ученики  определяют цели урока, задают вопросы, на которые хотят получить ответы.

Учащиеся записывают тему урока в тетради.

Составление общей характеристики в тетради.

Фронтальное обучение

Формативное оценивание

(похвала, техника 20с)

ИКТ

Критическое мышление.

 Саморегуляция.

 Диалоговое обучение (исследовательская, кумулятивная беседа)

12-40 мин

Осмысление содержания

Получение  новой информации

Обсуждение результатов работы групп

Учитель организует работу по осмыслению содержания новой темы, через непосредственный контакт с новой информацией. Слайд строение червя

Покровы тела

Пищеварительная система

Выделительная система

Нервная система

Половая система

Органы чувств

Дыхательная и кровеносная система

Работа с текстом учебника и рисунком 11 в тетради, 58 в учебнике

Когда работа с текстом закончена,

Проверяем выполненные записи.

После обсуждения в парах, учитель предлагает учащимся обсудить свои знания. Слайд Строение аскариды, Общая характеристика Круглых червей.

 Так как учащиеся уже знакомы с текстом, презентацией  учитель задаёт вопрос:

-Как проявляется приспособленность аскариды человеческой к паразитическому образу жизни? Слайд Прогрессивные черты Круглых червей 9-11

- Найдите в тексте информацию о путях заражения человека аскаридой (с.148) и подумайте о мерах профилактики

Слайд Жизненный цикл аскариды, острицы, трихинеллы

Учитель предлагает учащимся для закрепления материала выполнить задание: Закончите предложения, вставив необходимые по смыслу слова.

A. На переднем конце круглых червей находится ..., на заднем ...

Б. Самки отличаются от самцов тем, что у самок имеется ...

B. Кутикула выполняет роль ...

Г. Нервная система состоит из окологлоточного ... и ...

Эталоны ответов:

А. Рот. Анальное отверстие.

Б. Половое отверстие.

В. Наружного скелета. Защитную.

Г. Нервного кольца. Нервных стволов, соединенных перемычками.

Ученики организуют индивидуальный поиск новой информации.

Учащиеся делятся своими

записями.

Учащиеся обсуждают свои знания.

Учащиеся работают с учебником, отвечают на вопрос, делают предположения, вспоминают материал прошлого урока:

-тело покрыто плотной кутикулой;

-мускулатура состоит из 4-х продольных мышечных лент и позволяет изгибать тело;
-особое вещество, выделяемое клетками ее тела, защищает ее от переваривания соками хозяина;
-микроскопические зубчики, окружающие рот, позволяют прикрепляться к слизистой оболочке кишечника;


-очень большая плодовитость.

Слово предоставляется слабым ученикам, сильные дополняют ответы:

Пути заражения
Речная вода 
Мухи 
Немытые руки 
Плохо промытые фрукты и овощи
Домашние животные
Меры профилактики
Не пить сырую воду из рек и озер.
Вести борьбу с мухами.
Выделенных аскарид сжигать.
Не применять для удобрения огородов человеческие экскременты
Соблюдать чистоплотность: 
- мыть руки перед едой; 
- не грызть ногтей и не чистить их зубами; 
- проводить уборку в домах и т.д.

Учащиеся выполняют задание, осуществляют самопроверку.

Индивидуальное, парное, групповое обучение.

Формативное оценивание (взаимооценивание,

самооценивание)

 

Критическое мышление («двухчастный дневник», «Незаконченные предложения»)

Диалоговое обучение (исследовательская, коммулятивная беседа).

Оценивание

ИКТ

41-43 мин

Рефлексия

Анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации

Учитель предлагает детям написать мини-письмо с пожеланиями, отзывом о работе на уроке.

Учащиеся пишут мини-письмо с пожеланиями, отзывом об уроке.

Индивидуально

Формативное оценивание

Критическое мышление  

44-45 мин

Домашнее задание

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Проверка соответствующих записей.

  1. Параграф 16(?).
  2. Повторить параграф 15(?)
  3. Создать санитарно – просветительные листовки для младших школьников

         по любому гельминту типа    

                Круглых или Плоских  

                червей.

 

Дети записывают домашнее задание в дневники.

Индивидуально

Работа с одарёнными


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по биологии 9 класс на тему «Короли мезозоя» к уроку «Развитие жизни в мезозойскую эру»

В данном документе представлена технологическая карта урока по биологии 9 класс на тему «Короли мезозоя»  к уроку «Развитие жизни в мезозойскую эру»...

Технологическая карта урока по биологии "Паразитические плоские черви"

Технологичекая карта урока составлена в рамках требований ФГОС...

технологическая карта урока в 5 классе по биологии(обобщающий урок)

технологическая карта по биологии 5 класс, после прохождения первой главы, возможно проведение обобщающего урока....

Технологическая карта урока по биологии 5 класса. Тема урока: " Биологические иллюстрации"

технологическая карта урока биологии для 5 класса на тему "Биологические иллюстрации" напрвлена на развитие метапредметных универсальных учебных действий. Учебник В,А. Самкова, Д.И. Рокотова -Биология...

Технологическая карта урока по биологии в 7 классе на тему «Происхождение и особенности организации членистоногих. Класс Ракообразные»

Тип урока: открытие новых знанийЦель: узнать о строении, многообразии и значении представителей Класса Ракообразных.Задачи:1)      научиться  называть признаки представит...

Технологическая карта урока в 5 классе «Методы исследования в биологии». Урок проектной деятельности.

Технологическая карта урока в 5 классе «Методы исследования в биологии».Урок проектной деятельности. Дата проведения сентябрь 2017 г. Учитель биологииМакарова Анна МихайловнаОУМБОУ &l...