конспект урока "Ухо и слух"
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему

Гафарова Наиля Вагизовна

крнспект урока Ухо и слух, для 9 класса по УМКа Сонин линейный курс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок "Ухо и слух"571.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме: Ухо и слух . 9 класс. Линейный курс. Сонин.

Цели: изучить строение органа слуха.

Задачи: Образовательные. повторить строение глаза,

  • Раскрыть значение органа слуха; познакомить учащихся со  строением и функциями органа слуха и его частей; продолжить формирование понятие анализатор.
  • Развивающие. Продолжить формирование навыков и умений работать с текстом учебника.
  • Воспитательные. Дать представление о причинах нарушение органа слуха, возникновение заболевание и их профилактике, разъяснить вред шума.                        

Тип урока. Изучение новой темы

Метод: Объяснительно-иллюстративный и частично- поисковый.

Оборудование: Компьютер, мультимедиа, слайды зрительный анализатор, слуховой анализатор.

План урока

1.  Актуализация.

Проверка домашнего задания.  Ребята на прошлом уроке мы познакомились с зрительным  анализатором. Давайте  повторим .

  • Работа в парах по заданию:

1)Дайте определения терминам:  аккомодация, бинокулярное зрение.

Аккомодация (приспособление) — способность глаза к четкому видению на различных расстояниях. Она осуществляется при помощи хрусталика. Нормальное состояние глаза — это аккомодация вдаль, когда мышцы расслаблены.

Бинокуля́рное зре́ние — способность одновременно чётко видеть изображение предмета обоими глазами; в этом случае человек видит одно изображение предмета, на который смотрит.

2)Перечислите структуры глаза, через которые проходят световые лучи, прежде чем они попадут на

              сетчатку.  C:\Users\админ\Desktop\shema_opticheskoy_sistemy_glaza.jpg 

 3)Сформируйте основные правила гигиены зрения (из д\з), дайте их обоснование.

Гигиена зрения  : Каждый день нужно промывать глаза чистой водой.

--Категорический запрещается: тереть глаза немытыми руками.

-При попадании частичек пыли, их удаляют влажными гигиеническими  салфетками.

--Если стал плохо видеть, сообщи родителям .

--Подбирай очки только в оптике и по рекомендации врача.

  • Работа у доски устно с рисунками:

1.показать Защитные приспособления глаза   

                             C:\Users\админ\Desktop\ухо\среда\зрит. аниз..jpg

2. Рассмотрите рис  «Изображение предмета на сетчатке» какое оно? и ответьте на вопрос: почему мы не видим всё вокруг себя перевёрнутым верх ногами?            

3. Рассмотрите рис. «Ход лучей в глазе» и ответьте на вопрос:

 Чем можно объяснить близорукость и дальнозоркость?    

  • Биологические задачи:

1. Ученый Д. Дальтон страдал расстройством цветного зрения и впервые описал его. Назовите данное заболевание и что вам известно о нём?

2. С. Смирнов в книге «Рассказы о  неизвестных героях» описывает случай, когда русский солдат провёл 9 лет в тёмном подземелье Брестской крепости. У него было достаточно продуктов и воды. Но свечей и спичек хватило только на 4 года. Он ослеп, почему?

  • Работа письменная по карточкам

Задание на соотношение признаков. Рассмотрите части глаза, обозначенные цифрами и соотнесите их с признаками: а-защитная, б-преломляет лучи света, в-питает глаз, г-расположены палочки и колбочки, д-проводит световые импульсы.                       ответ.а-1,7.б-3,6.в-8.г-9.д-11

II. Изучение нового материала.  Вступительное слово учителя

Известно, что Людвиг Ван Бетховен, будучи глухим, слушал музыку с помощью трости, одним концом которой он опирался на рояль, держа другой в зубах. Как можно это объяснить?

Учитель: Давайте изучим строение органа СЛУХА и Как он работает!

Восприятием звуков мы обязаны нашим акустическим анализаторам - ушам, улавливающим производимые различными вибрациями колебания атмосферы. Наша способность к анализу звуков огромна и основана на широкой гамме вибраций: нормальное ухо в среднем может воспринимать от шестнадцати до двадцати тысяч колебаний в секунду. Чувствительность слуха тесно связано с совершенством механизмов, позволяющих воспринимать звуки.

           C:\Users\админ\Desktop\ухо\ухо 3.gif         C:\Users\админ\Desktop\ухо\скелет рыбы 2.jpg

На доске слайд: «Орган слуха».

Ухо сформировано тремя отделами: внешним ухом, средним ухом и внутренним ухом. Первые два отдела служат для передачи звуков, третий – для восприятия.

Ученик: начинают поисковую работу с текстом.

С учителем вместе заполняют схему                     Фишбоун 

Строение слухового анализатора. Заполнение схемы Фишбоун (Fish bourn – рыбьи косточки) . Основой схемы является рыбий скелет. В голове скелета – проблема, которая рассматривается на уроке. (Почему мы слышим?) На самом скелете есть верхние косточки и нижние косточки. На верхних косточках отмечаются отделы слухового анализатора, на нижних косточках их функции. (Благодаря этой схеме информацию можно систематизировать и конкретизировать.)

Внешнее ухо состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода,   который заходит в глубь височной кости черепа и закрыт барабанной перепонкой. Назначение внешнего уха – улавливать звуковые колебания воздуха и направлять  их к среднему уху. – Зачем нам нужны ушные раковины? (Ушные раковины нам нужны, чтобы слышать.) 

– Каждому с детства знаком диалог из старой сказки «Красная шапочка», которую написал Шарль Перро:
– Бабушка, зачем тебе такие большие уши?
– Это чтобы лучше тебя слышать, дитя моё!»

– Благодаря воронкообразной форме ушные раковины способны улавливать и конденсировать звуковые волны.
Ушная раковина выполняет защитную функцию. В ходе филогенетического развития всё более и более высокоорганизованный звуковоспринимающий аппарат прячется в толщу височной кости, удлиняется слуховой проход и как буфер от непредвиденных повреждений появляется ушная раковина, которая обладает защитной функцией.
Косметическая функция наружного уха. Во все времена и у всех народов старались украсить ушную раковину, понимая, что она играет большую роль в создании облика.
Ушная раковина служит пространственной ориентацией. Если исключить ушную раковину из системы звукопроведения, вставив в слуховой проход трубочку, выступающую за пределы уха, человек лишится способности различать источники звука в вертикальной плоскости.
На маленькой площади ушной раковины представлена вся чувствительность тела и внутренних органов. На одном ухе выявлено свыше ста биологически активных точек.

Среднее ухо начинается за барабанной перепонкой и представляет собой камеру, заполненную воздухом. Среднее ухо соединено с носоглоткой (поэтому давление по обе стороны барабанной перепонки одинаково). В нём находятся три слуховые косточки, связанные между собой: молоточекнаковальня и стремечко. Молоточек соединён с барабанной перепонкой, воспринимает её колебания и через две другие косточки передаёт эти  колебания к овальному окну внутреннего уха. При этом амплитуда колебаний уменьшается, а их сила увеличивается примерно в 20 раз.

Внутреннее ухо расположено в толще височной кости и имеет очень  сложное строение. В нём различают такие части: улитку, три полукружных канала и два мешочка – круглый и овальный. Улитка – орган, который воспринимает звуковые колебания и превращает их нервное  возбуждение. Посредине канала улитки тянется перепончатая перегородка – основная мембрана, которая разделяет полости канала на две части. Основная мембрана состоит из  наружной стенке (наподобие лестницы). На этих волокнах  расположены цилиндрические эпителиальные клетки с волосками на вершине клеток= рецепторы. Эти клетки образуют кортиев орган. На них оканчиваются чувствительные волокна слухового нерва. Над волосковыми клетками кортиевого органа находится покровная мембрана, которая нависает над ними как крыша. Функции: Слуховые рецепторы преобразуют колебания в нервные импульсы и по слуховому нерву передаются в слуховую зону коры больших полушарий, где происходит восприятие звука и анализ его силы, характера, высоты.

 C:\Users\админ\Desktop\ухо\ухо 4.jpg       

III. Закрепление нового материала - Работа у доски:

1.Как устроено ухо? (ответ по таблице)

2.Как мы слышим?  - прочитать текст «Работа органа слуха»

3. Построить схему слухового анализатора. Что называется анализатором? (Сложная система, обеспечивающая анализ раздражений). Из каких частей состоит слуховой  анализатор?

3. Выполнение тестового задания «Выберите верное суждение» 

 1. Орган слуха расположен в височной кости и состоит из наружного. среднего и внутреннего уха.
2. Наружное ухо улавливает и проводит звуковые колебания.
3. Улитка заполнена воздухом

4. Барабанная перепонка находится на границе между средним и  внутренним ухом.
5. Наружный слуховой проход заканчивается барабанной перепонкой.
6. Среднее ухо соединено с носоглоткой с помощью слуховой трубы.
7. Звуковая волна превращается в улитке -органе слуха в колебания жидкости и затем в нервный импульс.

8. Слуховой анализатор состоит из 5-ти участков.

9. слуховые рецепторы расположены на центральной мембране

Ответы: 1,2,5,6,7,9

IV. Дополнительная информация.

  1. C:\Users\админ\Desktop\ухо\среда\точки на ухе.jpg
  2.  Ушная сера в слуховом канале выполняет защитную функцию

V. Домашнее задание.

Изучить текст учебника на странице 80-82. Ответить на вопросы 1-8 из задания  «Проверьте свои знания». Подготовка сообщений на тему: «Анализаторы» по желанию учащихся.

 Готовить сообщение  «Вредное влияние шума на слух ».

Гигиена слуха

Основное правило гигиены органа слуха содержание их в чистоте. Достаточно периодически промывать мылом и тёплой водой слуховые проходы. Однако сейчас встречаются любители чистить уши самыми не подходящими предметами: спичками, вязальными спицами и даже шариковыми стержнями. Это приводит к травмированию кожи, попадению туда инфекций и возникновению воспаления. Большой вред приносит уху чрезмерно сильные звуки и длительно действующий шум. Длительное пребывание в среде с избыточными звуками, ведёт к повышению раздражимости, ухудшению сна, головным болям, повышению артериального давления.

Формулирование правил учащимися. 

 Правила гигиены слухового анализатора

  1. Содержать в чистоте ушные раковины и наружный слуховой проход;
  2. Нельзя очищать слуховой проход твёрдыми предметами;
  3. Нельзя систематически пребывать в шумной обстановке.
  • Механизм восприятия звука

Рассказ учителя и показ видео с названием: «Звуковые волны». (Приложение 2). Звуковые колебания воздуха вызывают колебания барабанной перепонки и через слуховые косточки в усиленном виде передаются к внутреннему уху, где вызывают колебания жидкости, заполняющей канал улитки. При этом начинают колебаться и волокна основной мембраны в плоскости, перпендикулярной плоскости мембраны. Вместе с ними колеблются клетки кортиева органа, при каждом подъёме они волосками упираются в покровную мембрану. Волоски клеток сгибаются, вследствие чего мембранный потенциал этих клеток уменьшается и в нервных волокнах, которые оплетают волосковые клетки, возникает возбуждение.

Известно, что разные звуки отличаются частотой. Различение звуков разной частоты основано на явлении резонанса. Ширина основной мембраны, т.е. длина её волокон, неодинакова: волокна длиннее у вершины улитки и короче у её основания, хотя ширина канала улитки здесь больше. От длины волокон зависит их собственная частота колебаний: чем короче волокно, тем на звук высокой частоты, то на него резонирует короткие волокна основной мембраны и возбуждаются расположенные на них чувствительные клетки. Низкие звуки воспринимаются чувствительными клетками кортиева органа, расположенными на длинных волокнах основной мембраны у вершины улитки.

Демонстрация  учебной таблицы:  «Слуховой анализатор».

Таким образом, звуки разной частоты воспринимаются разными клетками, т.е. анализ звуковых раздражений начинается уже на периферии — в органе слуха. Окончательный анализ звука и формирование звуковых ощущений происходит в центре – в слуховой зоне коры больших полушарий. Человек воспринимает и различает звуковые колебания в диапазоне то 20 до 20000 Гц. Некоторые животные (летучие мыши, дельфины) слышат звуки значительно большей частоты – до 100000 Гц; они служат им для эхолокации.

  • Орган равновесия

Функцию равновесия — восприятие положения тела в пространстве – выполняет часть внутреннего уха, которая называется вестибулярным аппаратом. Он состоит из трёх полукружных каналов и двух мешочков преддверия в каждом ухе.

Полукружные каналы выполняют иную функцию. В основе каждого из них имеется расширение, в котором также находятся волосковые клетки. Жидкость, заполняющая канал, своим движением отклоняет волоски клеток и этим вызывает возбуждение. Когда человек начинает двигаться, жидкость вследствие инерции ещё некоторое время сохраняет неподвижное состояние и поэтому возникает движение стенок полукружного канала и волосковых клеток относительно жидкости. Так же при остановке тела жидкость ещё продолжает двигаться и раздражает рецепторы.

V. Домашнее задание.

Изучить текст учебника на странице 80-82. Ответить на вопросы 1-8 из задания  «Проверьте свои знания». Подготовка сообщений на тему: «Анализаторы» по желанию учащихся.

 Готовить сообщение  «Вредное влияние шума на слух ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урок "Работа над развитием тембрового, гармонического ладотонального, ритмического слуха начинающего пианиста посредством ансамблевого музицирования его с педагогом"

В ходе урока идет развитие тембрового, гармонического ладотонального, ритмического слуха начинающего пианиста, воспитывается любовь и интерес к ансамблевому музицированию....

Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произношения 4 класс по теме "Лето"

Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произношения. 4 класс. Тема :Лето", с презентацией....

Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произношения

Тема: Звук [Л] , материал общеобразовательных уроков, тема «Зимние забавы»Цель:- автоматизация звука [Л] в прямой и интервокальной позициях  в слогах, словах, предложениях.- формирование ре...

Конспект урока по биологии на тему:"Орган слуха".

Конспект урока по биологии на тему:"Орган слуха"....

Конспект занятия по теме "Осень" Звуки Ш и Ж. Развитие речевого слуха и формирование произношения в школе глухих.

Конспект занятия в 7 классе школы для глухих по темам: диффириентация произношения звуков Ш и Ж, "Осень", "Мои друзья"...

План-конспект урока "Полифонический слух и его развитие в процессе обучения игре на фортепиано"

В материале открытого урока говорится о развитии полифонического слуха у учащихся в младших классах ДШИ, ДМШ,  показано применение практических методов работы....

Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произношения

Тема: Звук [Ч]. Логическое ударение. Текст  «Олимпийские игры»Цель:- автоматизация звука [Ч] в обратной позиции  в слогах, словах, предложениях.- учить выделять голосом (воспроизводить) и ра...