Урок "Мой родной дом"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Урок природоведения для учащихся 5 класса "Мой родной дом"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 36.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Задачи урока:
- обобщить знания учащихся о природе родной республики, края, её влияние на хозяйственную деятельность человека;
- раскрыть значимость своей республики среди других;
- развивать способность детей анализировать, сравнивать, обобщать; содействовать развитию интереса у учащихся к природоведению, знаниям о своей республике,
- способность формированию у детей чувства гордости за свою республику.
Оборудование: индивидуальные карточки, слова-опоры, географическая карта республики Татарстан, картины природы Татарстан.
Ход урока
Учитель загадывает загадку.
Загадка: Сердце место дорогое
Буду я всегда любить!
Место это знаю я
А вы, знаете, друзья! (Родина)
Учитель: «Уголок России, с детства дорогой. Нет тебя красивей, Татарстан родной» Сегодня мы совершим небольшое путешествие по своей республике. Вы узнаем о природе своей родины, ее богатствах, города, о людях, живущих в нашей республике.
Наша Республика богатая, большая, что мы не сможем окинуть ее одним взором и объездить ее из одного конца в другой за один день. Но где можем увидеть сразу ее границы и реки и леса и города.
Учащиеся: На карте.
Учитель: Правильно, молодцы дети. Давайте рассмотрим карту РТ. Граница – это красная ленточка. Татарстан расположен на равнине и занимает площадь 67,6 тыс.кв.км. (Показ на карте границ территории республики).
Какой город является столицей республики? Это город - город Казань. Есть еще много городов, который каждый чем-нибудь примечателен. И сейчас я предлагаю путешествие по этим городам.
Загадка: В них нарядим наши ножки.
Это ножкина одёжка.
С ними можно в снег и стужу,
А с резиновыми в лужу.
Чтобы бегать по дорожке
Мы обуемся в ..... (Сапожки)
Ребята, у нас в Татарстане национальные сапожки называют ичиги. Вот такие сапожки изготавливают в небольшом городе Арске. Там есть обувная фабрика, на которой шьют и современную обувь, которую можно встретить в магазинах различных городов.(Отмечаем город на карте на доске)
Загадка: Хоть и скользкие дорожки,
Я зимой хожу в сапожках.
А когда был маленький,
Надевал я... (Валенки)
Вторая остановка – это город Кукмор, который славится кукморскими валенками.
Загадка: На четыре ноги
Надевали сапоги
Перед тем, как надевать
Стали обувь надувать (Шины)
В Татарстане есть город Нижнекамск. Это большой, красивый город. И в этом городе производят шины для машин. (отмечаем город).
Загадка: Он привез из далека
Тонну щебня и песка
Высыпает аккуратно
На строительной площадке. (Камаз)
Учитель: Новый город, словно горы,
У предгория -КАМАЗ-
Наша слава, наша гордость,
Отвести не в силах глаз. Большой город стоит не берегу Камы – Набережные Челны, где построен автомобильный завод, который выпускает грузовые автомобили Камаз.( Отмечаем город на карте)
Загадка: Стою на опушке,
Верх – стальная макушка.
Где прикажут, там стою,
Я нефтяникам служу (Нефтяная вышка)
Во многих городах Татарстана добывают нефть, ее еще называют “черным золотом”. Один из таких городов – Альметьевск. ( Отмечаем город на карте)
Загадка: Мы день не спим,
Мы ночь не спим,
И день и ночь стучим, стучим (Часы)
Учитель: Сейчас мы с вами побываем в городе Чистополь. В этом городе есть часовой завод “Восток”. Он выпускает часы. Многие страны мира используют их. Вообще, Чистополь – старинный город. (Отмечают город Чистополь)
Загадка: Белый дом забит добром,
В нём продуктов разных воз.
Нет окошек в доме том,
А хозяин в нём - мороз. (Холодильник)
Учитель: «Белое золото – Татарстана», называют холодильную продукцию выпускаемую в городе Зеленодольске. (Отмечаем город на карте)
Показ видеоролика
Учитель: игра «Эксперты»
Обсудите между собой и решите, что нужно оставить, а что отправить в другие республики, затем сделаем вывод. (Дети выходят к доске и прикрепляют карточки в два столбика: себе и другим)
Карточки:
I задание:
Самолеты, сахар, катера, овощи, масло, мясопродукты, "КАМАЗы", молочные продукты.
II задание:
Холодильник "Свияга, автомобильные шины, резина, стройматериалы, нефть
Эксперты делают выводы.
Группа экспертов:
- Для своей республики мы оставим продукты питания: овощи, масло, мясопродукты и молочные продукты. А вот все другое можно отправить.
Группа:
- Мы знаем, что в республике идет большое строительство, поэтому большое количество стройматериала и кирпича, бензина нам тоже нужно много, это ведь основное питание машин, а современную жизнь нельзя представить без них. Но кирпича и бензина у нас мало, оставим себе все остальное отдадим.
Учитель: Вы знаете, что мы живем в многонациональной Республике. Люди каких национальностей живут в Татарстане?
Учащиеся: Русские, татары, чуваши, марийцы, украинцы и др.
Учитель: Чем отличается один народ от другого? У каждого народа свой язык общения, своя музыка, песни, игры, своя одежда.
К нам на урок пришли гость, это Алсу и Ильнур (показ на слайде). Они надели лучшие наряды. И я хочу предложить рассмотреть элементы их одежды. У Алсу костюм состоит из платья, фартука, кафтана, сапог. У Ильнура из рубашки, брюк, безрукавки, тюбетейки. Вся одежда у них украшена татарским орнаментом. В татарском орнаменте преобладает растительный орнамент, т.е. это тюльпаны, завитки, лепестки, колокольчики.
Ребята, Алсу и Ильнур приглашают Вас в художественную мастерскую. Раз пришли мы в мастерскую, то будем трудиться. Сегодня вам предлагается самим украсить татарский костюм. Перед одной команды костюм жилетка, перед другой – тюбетейка. Но они не украшены орнаментом. На столах лежат шаблоны орнаментов, которыми вы можете воспользоваться. (Звучит татарская музыка)
Учитель: Все народы живут и дружат между собой. Они вместе не только работают, но отдыхают. А какие праздники вы знаете?
Дети: Новый год, день рождения, 8 марта, 23 февраля.
Учитель: Сегодня я предлагаю вспомнить праздник, который справляют в самом начале лета, когда в полях заканчивается посевная работа. Как вы думаете, как называется праздник, о котором я вам говорю?
Дети: Сабантуй.
Учитель: Да, это праздник плуга. Сказка продолжается, и мы очутились на лесной солнечной полянке, где идёт народное гуляние. Какие национальные игры проводятся на сабантуе?
Дети: Татарские игры.
а) Разбей горшок.
б) Принеси и не разбей яйцо.
в) Перетягивание каната.
Учащиеся играют в игру «Принеси и не разбей яйцо». Звучит татарская плясовая музыка.
Учитель: Поиграли, а теперь тихонько садимся на свои места. В народе говорят: «Делу время, а потехе час».
Учитель: Природа нашей республики сказочно разнообразна и богата. Вот стоят вековые великаны дубы; недалеко - белые кудрявые березы; заросли орешника и черемухи (показ иллюстраций), краснеет ягода костяника, а в чаще распустили лохматые лапы ели. А какой здесь чудесный воздух. Подует ветерок и обдает тебя запахом хвои или берёзового веника и если присядешь на полянке, то вдохнешь аромат луговых цветов. Желтоглазые ромашки и малиновые гвоздики, нежные колокольчики и душистый клевер. Тишину и лесной покой будит трелями соловей. Вон кукует кукушка, а белобокая сорока следит за непрошеными гостями. Лес полон жизни. Может быть, где-то кустом притаилась хитрая лиса, дрожит от страха заяц, ежик направляется к норке и величаво удаляется красавец лось.
Учитель: Поэтическая страница. Учащиеся читают стихи про красоту природы родного края.
Восхитительный край татарстанской земли!
Поражает природа своей красотой,
Где потомки степей навсегда обрели
И леса, и поля, красоту и покой.
Две могучих реки здесь встречают рассвет –
В Волгу Кама несёт свой стремительный бег,
А в неё – и такого нигде больше нет –
Здесь вливают себя до полтысячи рек.
В России мест красивых много,
Но Татарстан - мне всех милей!
Царица здесь одна - природа.
Здесь много рек, озер, полей.
Леса богатые, густые.
Восходы солнца - краше всех!
И люди честные, не злые.
Здесь часто слышен звонкий смех.
Тут матушка Казань - столица.
В округе много городов...
И невозможно не влюбиться
В наш Татарстан. В наш край хлебов.
Учитель: Путешествие наше подошло с новому этапу. Называется она «Ребусы в картинках». Вам придется потрудиться. В каждом ребусе спрятано растения, животное или птица, живущая на территории Татарстана.
Ребус №1 –ворона
Ребус №2-стриж
Ребус №3- береза
Ребус №4-ель
Ребус №5-лиса
Ребус №6 –волк
Учитель: Все мы любим играть в прятки. Я вам предлагаю, не вставая с места сыграть в прятки. Вы скажите это невозможно. Возможно. На листах с заданием спрятались животные наших лесов. Вы должны их найти и назвать. (Звучит татарская музыка)
Учитель: Пока вы играли в прятки. К вам пришло письмо с вот таким названием «Письмо с ошибкой». Вы должны найти эти ошибки.
Учитель: Главное богатство республики - это ее земли. Самые плодородные почвы - это чернозем. Они дают хорошие урожаи. Половину земли республики занимают пахотные земли- поля. На них выращивают пшеницу, рожь, ячмень, просо, гречиху, кукурузу. Из овощей - картофель, лук, морковь, огурцы, капусту, свеклу и др. Сейчас вам предлагается конкурс «Дары Татарстана».
В мешочке спрятаны овощи и фрукты, которые растут на территории Татарстана (дети должны по тактильным ощущениям определить какой плод в мешке).
Конкурс: Блиц - турнир
1.Столица Татарстана…
- Елабуга
- Москва
- Казань +
2.На берегах, каких рек стоит город Казань?
- Казанка, Волга +
- Нева, Дон
- Вятка, Кама
3.Какие коренные народности проживают на территории Татарстана?
- Мордва, якуты
- Татары, русские
- Калмыки, чуваши
4.Что изображено на гербе Татарстана?
- Двуглавый орел
- Крылатый белый барс +
- Всадник на коне
5.В какой последовательности цвета на государственном флаге республики Татарстан?
- Зеленый, белый, красный +
- Белый, красный, зеленый
- Красный, зеленый, белый
- Имя первого президента республики Татарстан…
- Рустам Минниханов
- Борис Ельцин
- Минтимер Шаймиев +
- .Главная книга верующих мусульман…
- Коран +
- Библия
- Тора
8.Как называется заповедник Татарской республики?
- Бургузинский
- Волжско-Камский +
- Астраханский
Учитель: игра «Эксперты»
Учитель: Обсудите между собой и решите, что нужно оставить, а что отправить в другие республики, затем сделаем вывод. (Дети выходят к доске и прикрепляют карточки в два столбика: себе и другим)
Карточки:
I задание:
Самолеты, сахар, катера, овощи, масло, мясопродукты, "КАМАЗы", молочные продукты.
II задание:
Холодильник "Свияга, автомобильные шины, резина, стройматериалы, нефть
Эксперты делают выводы.
Группа экспертов:
- Для своей республики мы оставим продукты питания: овощи, масло, мясопродукты и молочные продукты. А вот все другое можно отправить.
Группа экспертов:
- Мы знаем, что в республике идет большое строительство, поэтому большое количество стройматериала и кирпича, бензина нам тоже нужно много, это ведь основное питание машин, а современную жизнь нельзя представить без них. Но кирпича и бензина у нас мало, оставим себе все остальное отдадим.
Учитель: Кроссворд "Использование и охрана природы человеком":
По вертикали:
Природные богатства, находящиеся в глубинах земли, которые человек использует в хозяйстве. (Ископаемые)
Кто живет в лесу? (Животное).
Деятельность человека, нацеленная на защиту живой и неживой природы. (Охрана).
Вещество, встречающееся не Земле в трех агрегатных состояниях. (Вода).
Верхний слой земли, в котором растут растения. (Почва).
Организмы, встречающиеся во всех природных зонах и которые не могут жить без свата, воды, воздуха. (Растения).
Живое существо, активно воздействующее на живую и неживую природу и изменившее ее. (Человек).
Название учебного предмета, изучаемого в школе. (Природоведение).
Итог урока.
- Природа для человека - это источник жизни. Вот поэтому на флаге и гербе Республики Татарстана (показ герба и флага) много места отведено именно ей - природе.
Это зеленый цвет- символ живой и вечно обновляющейся природы; это и национальный орнамент, символизирующий красоту и плодородие своей земли; это и диск солнца, согревающий своими лучами все живое.
Учитель: Подумайте, кого можно назвать настоящим гражданином?
1) Горячо люблю свою Родину, уважаю и соблюдаю её законы, тружусь во благо Родины.
2) Живу в России, в Татарстане имею права и обязанности и поступаю в соответствии со здравым смыслом.
3) Наделён правами и обязанностями, живу там, где мне нравится.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологон картӕ ирон ӕвзаджы урокмӕ 8 -ӕм къласы . Урочы темӕ: Иувӕрсыг хъуыдыйӕдтӕ.
Ныхасы темӕ: Ӕфсарм кӕм нӕй, уым ӕгъдау дӕр нӕй.Урочы темӕ: Иувӕрсыг хъуыдыйӕдтӕ....
Технологон картæ ирон æвзаджы урокмæ 4-æм къласы. Урочы темӕ: Нæртон дзырдтæн сæ фæлмæндæр у МАД.
Темӕ: Нæртон дзырдтæн сæ фæлмæндæр у МАД.Грамматикон темӕ:Кæронбæттæн урок номдар æмæ миногонæй....

Технологон картæ ирон литературæйы урокмæ 10-æм кълассы
quot;Æз цард афтæ æмоарын..."(Мамсыраты Дæбейы радзырдтæ "Аууон" æмæ "Фæсмон"-мæ гæскæ)...

Технологон картæ ирон æвзаджы урокмæ 7-æм кълассы
Темæ: Мивдисæг.Фæлхат кæныны урок.Ныхасы темæ: "Дуне нæ алыварс"....

Технологон картæ ирон литературӕйы урокмæ 7-æм къласы Темӕ: Тугъанты Батырбеджы радзырд «Бӕхдавӕг»
1 Сӕйраг хъайтары архайдӕн аргъ скӕнын.2.Скъоладзауты размӕ цы проблемон фарста ӕвӕрд ӕрцӕудзӕн, уый алыг кӕнын базонын.3. Скъоладзауты сфӕлдыстадон потенциал сбӕрӕг кӕнын, рӕзын кӕнын.4 Логикон...

Технологон картæ ирон æвзаджы урокмæ 5-æм къласы Темæ: «Æххæстгæнæн»
Хъуыдыйады уæнгтæ сфæлхат кæнын; æххæстгæнæн зæрдыл æрлæууын кæнын æмæ йыл бæстон бакусын. Рацыд æрмæг фæлхат кæнын. Предметон: фæарфдæр кæнын хъуыдыйады фæрсс...

Технологон картæ ирон литературæйы урокмæ 9-æм къласы Темæ: «Ирон адæмы психологи Хъаныхъуаты Иналы этнографион очерк «Ирон хъæуы».
Бакусын тексты мидис æмбарыныл, текстæн анализ кæныныл; уацмысы бындурыл æрдзурын ирон адæмы царды ног социалон фæзындтыл; скъоладзауты ахуыр кæнын аив дзурын æмæ кæсыныл....
