Живые царства. Бактерии.
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Савельева Татьяна Яковлевна

Предмет: биология.

Класс: 5.

Учебник: А.А. Плешаков, Э.Л. Введенский «Введение в биологию», 5 кл, учеб. для общеобразовательных учреждений /Н.И. Сонин, А.А. Плешаков, - М,:Дрофа,2012.-158,(2)с ;ил.

Тип урока: методологической направленности.

Цель урока: формирование представлений о бактериях как представителях отдельного царства живой природы.

Применяемая технологи – технология развития  критического мышления.

Формы работы – интерактивные.

Оборудование: презентация, фильм, Микроскоп Антонио Ван Левенгука», тесты, листы ватмана, карандаши, фломастеры, тексты заданий, текст «Бактерии», таблица «Строение клеток», рисунки учебника, рабочие тетради

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_biologii_v_5_b_klasse_2.docx36.84 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока биологии в 5 б классе.

ФИО учителя: Савельева Татьяна Яковлевна.

Место работы: г. Зима, МБОУ «СОШ №26»

Предмет: биология.

Класс: 5.

Учебник: А.А. Плешаков, Э.Л. Введенский «Введение в биологию», 5 кл, учеб. для общеобразовательных учреждений /Н.И. Сонин, А.А. Плешаков, - М,:Дрофа,2012.-158,(2)с ;ил.

Тема урока: Живые царства. Бактерии.

Тип урока: методологической направленности.

Цель урока: формирование представлений о бактериях как представителях отдельного царства живой природы.

Применяемая технологи – технология развития  критического мышления.

Формы работы – интерактивные.

Оборудование: презентация, фильм, Микроскоп Антонио Ван Левенгука», тесты, листы ватмана, карандаши, фломастеры, тексты заданий, текст «Бактерии», таблица «Строение клеток», рисунки учебника, рабочие тетради.

Планируемые результаты:

Предметные

Познавательные УУД:

Поиск и отбор источников необходимой информации.

Использовать приемы работы с информацией.

Систематизация информации.

Формирование проблемы.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

Адекватно воспринимать информацию учителя.

Составлять план работы с учебником.

Выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы.

Личностные УУД:

Осознание ответственного отношения к природе, необходимость защиты окружающей среды.

Проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук.

Доброжелательное отношение к мнению другого человека.

Организация пространства

Вид используемых на уроке средств ИКТ.

Компьютерная презентация в Power Point

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

Компьютер с проектором, программа Microsoft Power Point.

Образовательные ресурсы интернет.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов www.drofa.ru.

Оборудование

Учебник, рабочая тетрадь, таблицы, доска, мел, мультимедийное оборудование.

Организационная структура урока

Этапы урока

Формируемые умения (УУД)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент (самоопределение деятельности)

 

Познавательные: формулировка целей и задач.

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: адекватное восприятие информации учителя

Приветствие учителя, мобилизация внимания учащихся, отметка отсутствующих, высказывание добрых пожеланий детям, предложение ученикам пожелать друг другу удачи и подумать, что пригодится им для успешной работы на уроке, проверка готовности учащихся и их рабочих мест к уроку

Проверка наличия источников информации, взаимодействие с учителем, подготовка рабочих мест к уроку.

1 этап Мотивация (Вызов).

Познавательные: постановка и решение проблем.

Коммуникативные:

  • внимательно слушать речь других учащихся,
  • умение выражать свои мысли.

Регулятивные: умение обнаруживать учебную проблему и определять тему урока.

Личностные: обладать познавательной мотивацией и интересом к учению.

Читаю текст, а затем включаю видеоролика «Микроскоп Антонио Ван Левенгука». Затем задаю вопрос, какую же тему мы будем изучать сегодня на уроке?

Затем раздаю листочки с пропущенными фразами и прошу, используя данные листочки сформулировать цель урока. Затем спрашиваю, что вы знаете о бактериях?

Ребята говорят, а я на доске с их помощью составляю кластер.

Спрашиваю, а все ли так как мы с вами сказали? Надо уточнить.

Заполняют схему в рабочих тетрадях, рассказывают, что им известно о бактериях, формулируют познавательную задачу: «Познакомиться с особенностями строения и жизнедеятельности бактерий».

2 этап Актуализация (осмысление)

Познавательные: выявляют особенности царства Бактерии.

Коммуникативные:

  • вступают в диалог с одноклассниками и учителем,
  • отстаивают свою точку зрения,
  • прислушиваются к мнению собеседника.

Регулятивные: умение следить и контролировать время выполнения работы.

Личностные: продолжается формирование межличностных отношений.

Дети с начала урока поделены на группы с помощью цифр, обозначающих номер группы. Эти цифры ребята брали, когда заходили на урок. Затем каждой группе раздаю задания

Организую  работу учащихся по группам, показываю  презентацию, дополняю ответы.

Дети работают с учебником и текстами, которые предложены для каждой группы. Ответы ребята пишут на листе формата А3. Руководит группой капитан, которого выбирают ребята.

1 группа

- Прочитайте текст учебника на странице 60-61 ответьте на вопрос: каковы размеры бактерий?

- Охарактеризуйте различные формы строения бактериальных клеток, изображенные на рисунках используя только прилагательные.

http://festival.1september.ru/articles/632285/img4.jpg

2 группа

- Изобразите в виде схемы процесс размножения бактерий.

- Какие условия являются благоприятными для размножения бактерий? Изобразите эти условия в виде символов, подобных символам на ярлыках одежды.

3 группа

- Сформулируйте и запишите определение “Спора – это…”.

- Какие условия являются неблагоприятными для бактерий? Изобразите этикетку антибактериального мыла с указанием символов этих условий.

4 группа

- Заполните схему.

http://festival.1september.ru/articles/632285/img5.jpg

- Предположим, что в организм попала одна болезнетворная бактерия. Через 5 часов в организме окажется 1024 бактерий. Как это можно объяснить?

После того как представители каждой группы дали ответы на поставленные вопросы, демонстрирую им презентацию по теме «Бактерии». Они смотрят еще раз и  уточняют, правильно ли они дали ответы на вопросы.

Работают с источником информации, выполняют задания предложенные учителем, заслушивают выступления представителей от каждой группы выводы.

Демонстрация  сопровождается заполнением в рабочих тетрадях таблицы «Значение бактерий в природе и в жизни человека».

3 этап Рефлексия

Познавательные: закрепляют полученные знания о царстве Бактерии.

Коммуникативные: умение слушать, участвовать в обсуждении.

Регулятивные: учатся организовывать свою учебную деятельность.

Личностные: формирование отношения к представителям царства Бактерии.

Осуществляет контроль усвоения новых знаний, работа с тест - слайдами по заданию «Выполнить тест по теме «Бактерии»:

1.Какой формы бывают бактерии?

а) только извитой;

б) только палочковидной;

в) округлой, палочковидной, извитой, а иногда даже звездчатой, спиральной или кубической;

г) только округлой.

2.Чем клетка бактерии отличается от клеток других организмов?

а) в ней есть ядро;

б) в ней нет ядра;

в) в ней нет цитоплазмы;

г) в ней есть цитоплазма.

3.Как называются скопления, образуемые некоторыми видами бактерий?

а) семьи;

б) общества;

в) колонии;

г) поселения.

4.Какое утверждение о бактериях верно?

а) бактерии – самые крупные живые организмы на Земле;

б) бактерии – самые молодые организмы на Земле;

в) бактерии – единственные живые организмы на Земле;

г) бактерии – самые древние организмы на Земле.

5.Какие бактерии превращают молоко в простоквашу, а сливки – в сметану?

а) молочнокислые;

б) уксуснокислые;

в) азотфиксирующие;

г) болезнетворные.

Ответы: 1 – в; 2 – б; 3 – в; 4 – г; 5 – а.

Осуществляет правильность выполнения задания (сами себя оценивают).

Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль, делают выводы.

Предлагаю учащимся из перечня понятий выбрать только те, которые изучены на данном уроке.

2.Демонстрация слайда «Строение бактериальной  клетки » с ошибкой художника. Прошу найти ошибку. Почему Вы так считает? Исправьте ошибку.

Организую, обсуждение результатов работы,  отвечаем на  вопрос, достигли ли мы цели?

Прошу составить синквейн со словом «»Бактерия».

Познавательные: учатся правильно строить свои высказывания.

Коммуникативные: приходят к общему мнению в совместной деятельности. Учет мнения других людей.

Регулятивные: осуществляют итоговый контроль.

Личностные: формирование личностного самоопределения.

Рефлексия учебной деятельности на уроке. Закончите предложения и оцените работу товарища по парте:
1) А вы знаете, что сегодня на уроке я…
2) Больше всего мне понравилось…
3) Самым интересным сегодня на уроке было…
4) Самым сложным для меня сегодня было…
5) Сегодня на уроке я почувствовал
6) Сегодня я понял…
7) Сегодня я научился…
8) Сегодня я задумался….
9) Сегодняшний урок показал мне
10) На будущее мне надо иметь в виду
Это задание позволяет формировать познавательные УУД (рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности), а так же формирование коммуникативных, регулятивных и личностных

учебных действий.
Подводя итоги, хочется отметить, что ученик на таком уроке становится активным субъектом учебной деятельности.

Выражают собственное мнение о работе и полученном результате, оценивают правильность выполненных действий, делают выводы.

Домашнее задание

Изучить параграф 7. Создать из пластилина модель бактериальной клетки. Составить при помощи взрослых список правил, позволяющих избежать заражения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Царство бактерий. Бактерии, их строение и жизнедеятельность."

Урок посвящен харктеристике Царства Бактерий, их особенностям, дается понятие науке микробиология, сравнение бактериальной клетки с растительной. Предлагаются практические работа для выполнения их уча...

Технологическая карта урока биологии по учебнику А.А. Плешакова, Э.Л. Введенского «Введение в биологию», 5 класс, М.: «Русское слово» 2013 по теме "Живые царства. Бактерии"

Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освое...

Царство Бактерии. Царство Вирусы

Лекционный материал...

Конспект урока, 5 класс. "Царство бактерии. Строение и жизнедеятельность бактерий."

Методическая разработка предназначена для изучения нового материала по теме "Царство бактерии"...

Урок биологии "Живые царства. Бактерии". 5 класс

УМК:Учебник А.А. Плешакова, Э.Э. Введенского. Биология. «Введение в биологию».Линия «Ракурс» / авт.-сост..: С.Н.Новикова, Н.И. Романова. – 2-е изд.. -Москва. ООО «Р...

Тема урока: Царство бактерии. Строение и жизнедеятельность бактерий.

Конспект на тему урока:" Царство бактерии. Строение и жизнедеятельность бактерий."...