Конспект урока :Подготовка к ЕГЭ по теме Онтогенез.
план-конспект урока по биологии (11 класс) на тему

урок 11 класс  дистанционно . Выполнить 3 задания по конспекту .  Оценивается работа 1 ,12.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

24. 112018 11 класс дистанционно.Е В. Шилова

Урок - практикум

Тема: «Онтогенез. Подготовка к ЕГЭ».

Цель урока:1. Обобщить и синтезировать знания об индивидуальном развитии организмов, используя задания для подготовки к ЕГЭ по данной теме.

2. Отработать навыки решения заданий части 1(зад.26-33) и часть 2 (зад.35 и 36).

Задачи: Формировать навыки работы  с заданиями части 1 и 2 (В и С).

Развивать теоретическое мышление.

Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.

Работа ученика на уроке по инструктивной карточке (задания, которые необходимо выполнить, указания к работе и оценивание результатов).

  • Жизнь – есть воспроизведение себе

                                                                         подобных через себе неподобных.

- Как можно объяснить это изречение? (Да, речь идет о жизненных циклах. Прежде чем особь достигнет способности к репродукции она пройдет ряд непохожих друг на друга стадий).

Итак, речь сегодня пойдет об особенностях индивидуального развития организмов.

Заполните схему:

1.  ?  –     индивидуальное развитие организмов. (онтогенез)

Оплодотворение                  рождение или                       ? (смерть)

                                          выход из яйцевых

                                               оболочек

                          Эмбриональный                 Постэмбриональный

                              период                                    период

                      - ?(дробление)                              -? (прямое)

                      - ?(гаструляция)                           - ? (непрямое)

                      - ?  (гистогенез и органогенез)

- Какими особенностями характеризуется каждый из периодов онтогенеза? Выполните задание №1 в инструктивной карточке.

Задание №1
   29.Установите соответствие между периодами онтогенеза и его особенностями

Особенности 

Периоды

А) характерен полный метаморфоз

Б) особь участвует в репродукции

В) формируется гаструла и бластула

Г) характерно достижение половой зрелости

Д) происходит формирование тканей и органов

1) Эмбриональный

2) постэмбриональный

А

Б

В

Г

Д

2

2

1

2

1

2. Эмбриональный период развития.

- Итак, эмбриональный период развития, давайте выполним задание №2 на установление последовательности явлений и процессов, происходящих в эмбриогенезе.

Задание №2.
33.
Установите последовательность явлений и процессов, происходящих в эмбриогенезе.

А) нейруляция

Б) зигота

В) бластула

Г) морула

Д) гаструла

Е) нейрула

Ответ: бгвдае

При подготовке к ЕГЭ следует уделить внимание заданиям части С2, работу с рисунками.

Задание №3
 35. Рассмотрите рисунок и назовите зародышевый листок позвоночного животного, обозначенного цифрой 3. Какие типы тканей и органы формируются из него?

                                         

Ответ:

1. Зародышевый листок под цифрой 3 – МЕЗОДЕРМА

2. Из мезодермы формируются ткани – соединительная и мышечная.

3. Из мезодермы формируются органы – опорно-двигательной системы, кровеносной, выделительной и половой систем

- Какие органы образуются из эктодермы и энтодермы? Заполните таблицу, поставив знак плюс.

органы

эктодерма

энтодерма

мезодерма

Головной мозг

 

 

Почки

 

 

Кости и хрящи

 

 

Легкие

 

 

Кровь

Кишечник

 

 

Эпителий кожи

 

 

Органы слуха

 

 

Пищеварительные железы

 

 

Мышечная ткань

 

 

- В заданиях для подготовки к ЕГЭ встречаются некорректные задания или задания с ошибками (опечатками).

- В чем заключается некорректность данного задания?

Задание №4
30.Установите соответствие

Структура организма

Зародышевые листки

А) печень

Б) органы чувств

В) скелет

Г) кожа

Д) головной мозг

Е) кровеносная система

Ж) органы слуха

З) спинной мозг

1)Эктодерма

2)Энтодерма

3)Мезодерма

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

2

1

3

1

1

3

1

1

(Различные слои кожи образуются из разных зародышевых листков.  Эпителий из эктодермы, дерма и гиподерма из мезодермы).

Давайте подведем итог эмбрионального развития живых организмов.

Выполните задание №5.


36.Найди ошибки в приведенном тексте

1. Онтогенез начинается с момента образования гамет в организме.

2. Гаметы участвуют в оплодотворении.

3. Зигота, образовавшаяся после оплодотворения, делится мейозом.

4. После многократного деления формируется однослойный зародыш.

5. Эмбриональный период развития завершается у позвоночных животных образованием нейрулы.

Ответы:

1. Онтогенез начинается с момента образования зиготы.

3. Зигота, подвергается дроблению, в основе которого лежит  митоз.

5. Эмбриональный период развития завершается у позвоночных животных после выхода из яйца или рождения.

- Какой из ученых эмбриологов ввел понятие «онтогенез» и в чем еще его заслуга как ученого эмбриолога? (Геккель, вместе с Мюллером открыл биогенетический закон).

  1. Постэмбриональное развитие.

- Почему стал необходим постэбриональный период развития в онтогенезе?

(У родившейся (или вылупившейся из яйца) особи не всегда полностью сформированы все органы и ткани.  Необходимо чтобы образовалась взрослая особь, способная к воспроизводству себе подобных).

- Что такое прямое развитие, непрямое или развитие с метаморфозом? (прямое – родившиеся особи имеют все органы, свойственные взрослым организмам, непрямое – новый организм внешне не похожий на взрослую особь, имеет особые личиночные органы).

-На какие группы оно делится? (у насекомых с полным и неполным превращением)

- В чем заключается преимущество непрямого развития?

  • Личинки и взрослые особи часто живут в разных условиях (нет конкуренции за место).
  • Личинки и взрослые особи питаются разной пищей (нет конкуренции за пищу).
  • Личинки некоторых видов способствуют расселению (у паразитических червей, двустворчатых моллюсков, кораллов).
  • Переживание неблагоприятных условий среды (н-р, куколка насекомых).

Выполните задание №6

31. Установите соответствие

Организмы

Способы постэмбрионального развития

А) Речной рак

Б) Сизый голубь

В) Уж обыкновенный

Г) Остромордая лягушка

Д) Прыткая ящерица

Е) Медуза

  1. Прямое

       2) Непрямое

А

Б

В

Г

Д

Е

2

1

1

2

1

2

Работа с информацией на слайде.

-Какая стадия отсутствует у насекомых с неполным превращением?

-Для каких насекомых оно характерно?

Работа с информацией на слайде.

 - Назовите, какие стадии в своем развитии проходит бабочка?

Для каких насекомых характерен такой тип развития?

Выполним задание №7.

32. Установите соответствие

Организмы

Типы развития

А) Майский жук

Б) Капустная белянка

В) Клоп водомерка

Г) Зелёная тля

Д) Пчела медоносная                                         Е) Азиатская саранча

Ж) Таракан 

1) С полным превращением

2) С неполным превращением

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

1

1

2

2

1

2

2

  1. Особенности онтогенеза животных.

Онтогенез животных имеет свои отличительные особенности от онтогенеза других организмов.

Задание №8
26.
Какие признаки развития проявляются у животных только в онтогенезе?

  1. Одноклеточная стадия

2) Покровительственная окраска

3) Размеры тела

4) Плавательная перепонка

5) Бластула

6) гаструла

Ответ: 2 3 4.

  1. Наибольшее затруднение вызывают вопросы на определение последовательности этапов циклов развития живых организмов, в том числе паразитических червей.

 На слайде представлены изображения  этапов цикла развития печеночного сосальщика в неправильной последовательности.

Установите последовательность этапов, в цикле развития печеночного сосальщика выполнив задание №8.

Задание №9
33. Установите последовательность этапов в цикле развития печеночного сосальщика, начиная с яйца

А) Внедрение личинок в организм моллюска.

Б) Выход из яйца личинок с ресничками.

В) Попадание цист в кишечник крупного рогатого скота.

Г) Выход из моллюска плавающей хвостатой личинки.

Д) выход оплодотворенных яиц из кишечника в окружающую среду.

Е) инцистирование личинок.

Ответ: дбагев .

 

6.Онтогенез человека имеет свои особенности и в эмбриональный (апоптоз клеток возникающих у зародыша на определенном этапе развития) и в постэбриональный период, имеет свои критические периоды.

 

Выполните задание №10.

33.Установите последовательность процессов эмбриогенеза при формировании однояйцовых близнецов у человека.

А) развитие двух организмов из нейрулы

Б) гаструляция и формирование трехслойного зародыша

В) образование оплодотворённой яйцеклетки

Г) закладка эмбриональных зачатков у нейрул

Д) дробление зиготы и формирование двух бластул                               

 Ответ: в д б г а

В онтогенезе человека имеются свои критические периоды. Обратите внимание на слайд. И хотелось бы напомнить вам известные рекомендации, позволяющие снизить  риск отрицательных влияний на человека в критические периоды онтогенеза.

Рекомендации учащимся по предотвращению аномалий в развитии будущего потомства:

  • Содействовать сохранению нормальной экологической обстановки;
  • Не ухудшать не сейчас ни в будущем экологию родного края;
  • Не употреблять алкогольные напитки;
  • Не курить;
  • Не принимать наркотические средства;
  • Полноценно питаться;
  • Заниматься спортом.

Рефлексия:

Оцените уровень своих знаний и умений по данной теме по 10 бальной шкале самооценки №2.

Подсчитайте результат своей работы (баллы) и оцените его по критериям, сложив результаты всех заданий:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

итого

оценка

Критерии оценки:

«2» - 0 – 9

«3» - 11 – 13

«4» - 14 – 16

«5» - 17 - 22

И наш урок хотелось бы закончить словами:

-Ребенок- это чудо, Божий величайший  дар,

которым Бог может наградить человека.

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока по биологии в 9 классе. Онтогенез. эмбриональное развитие организмов.

Урок позволяет сформировать знания о закономерностях ирдивидуального развития организмов на примере позвоночных животных, об этапах зародышевого развития животных. о взаимосвязи индивидуального и исто...

Конспект урока по физической культуре на тему "Кроссовая подготовка. Длительный бег в чередовании с ходьбой."

План - конспект урока по физической культуре на тему "Кроссовая подготовка. Длительный бег в чередовании с ходьбой."...

План конспект Урока ОБЖ в 11 классе Тема 3: Воинская обязанность граждан. Занятие 3: Обязательная подготовка граждан к военной службе.

План конспект Урока ОБЖ в 11 классе Тема 3: Воинская обязанность граждан. Занятие 3:  Обязательная подготовка граждан к военной службе....

Открытый урок в 9 классе на тему "Онтогенез. Эмбриональный период развития".

Тема: Эмбриональный период развития. Онтогенез. Цель урока – познакомить учащихся девятого класса с особенностями стадий эмбрионального развития организмов.Тип урока – комбинированный.Образ...

Разработка конспекта урока " Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по теме :С чего начинается Родина?"

Разработка конспекта урока " Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по теме :С чего начинается Родина?"...

Конспект урока - Подготовка к ОГЭ по теме «Неравенства и системы неравенств»

Конспект урока - Подготовка к ОГЭ по теме «Неравенства и системы неравенств»...