"Уровневая дифференциация при обучении школьников на уроках биологии" доклад
материал по биологии на тему

Леднева Ольга Николаевна

Доклад по теме "Уровневая дифференциация на уроках биологии" включает в себя актуальные вопросы использования разноуровневого подхода при обучении учащихся на уроках биологии, основные проблемы, с которыми приходится сталкиваться учиелю при подготовке дифференцированных заданий. Рассмотрены как положительные, так и отрицательные аспекты использовния дифференцированных заданий в групповой и индивидуальной работе на уроке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уровневая дифференциация при обучении школьников  на уроках  биологии.

В соответствии с Конвенцией о Правах ребёнка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (1989г.), «образование ребёнка должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребёнка в самом полном объёме» (ст.29).

Главной целью обучения и воспитания подрастающего поколения является обеспечение условий для раскрытия и развития способностей и талантов учащихся с целью их дальнейшей реализации.

Современный учитель в первую очередь должен быть «зрячим», т.е. должен уметь увидеть особенности ребёнка, а так же владеть теоретическими знаниями и владеть методическим мастерством.

Главным педагогическим правилом, на мой взгляд, можно считать следующее: «Внушай уверенность и помогай”. Учитель постоянно  находится в творческом поиске  приёмов и методов объяснения трудного материала, своеобразного построения этапов  урока для того, чтобы создать ситуацию успеха каждого ребёнка. В последнее время учитель постоянно занят активными поисками и широким использованием новых педагогических технологий, позволяющих значительно повысить эффективность обучения.

Педагогическая технология - направление педагогики, имеет цель повышения эффективности образовательного процесса, гарантии в достижении запланированных результатов обучения.

Среди разнообразных направлений педагогических технологий, я считаю, что наиболее универсальным является уровневый (дифференцированный) подход к обучению, основанный на личностно-ориентированном характере образования.

Дифференцированный подход на индивидуальном уровне вызван тем, что

не существует ни одного ребёнка похожего на  другого. У каждого ребёнка свой индивидуальный набор способностей, темперамента, характера, воли, мотивации. Эти особенности развиваются, изменяются, поддаются коррекции. В дидактике обучение принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные различия учащихся. (М.Н. Скаткина “Дидактика средней школы”).  Значит, именно индивидуализация и дифференциация помогут достигнуть цели по  сохранению  и дальнейшему развитию индивидуальности ребёнка, воспитанию такого человека, который представлял бы собой уникальную личность.

Различают понятия “внутренней” и “внешней” дифференциации. Под внутренней понимается такая организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности школьников учитываются на уроке в своём классе. Такое понятие дифференциации очень сходно с понятием индивидуализации обучения.

 При внешней дифференциации учащиеся разного уровня обученности специально объединяются в учебные группы. При внутренней дифференциации, личностно-ориентированное обучение достигается в основном за счет педагогических технологий, а при внешней дифференциации ученики объединяются в учебные группы по некоторым индивидуальным признакам. Эти признаки определяются видами дифференциации. Это дифференциация по способностям, по интересам. Дифференциация по общим способностям осуществляется на основе учета общего уровня обученности, развития учащихся, отдельных особенностей психологического развития памяти, мышления, познавательной деятельности.

Учащиеся любят то, что понимают и умеют делать, в чем становятся успешными. Любому ученику получать хорошие оценки приятно, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью одноклассников, учителя он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчён его неудачами.

Другими словами, процесс образования должен быть дифференцированным с учётом природных задатков способностей учащихся.

Любой учитель-предметник  ставит перед собой следующие вопросы:

1) Как  построить обучение, чтобы ученик с низким уровнем подготовки чувствовал себя более комфортно, чтобы знания были доступны ему, а ученик одарённый обогащал свои знания на более углубленном уровне?

Для того, чтобы каждому было интересно, чтобы не возникло снижение мотивации,  задания должны быть посильными для любого учащегося, т.к. слишком сложные задания могут не принести успеха даже тем учащимся, у кого уровень подготовленности по предмету выше. В условиях большого объема учебной информации обучать всех школьников на одном высоком уровне практически невозможно.

2) Как подготовить  разноуровневый  материал? В учебниках изучаемый материал строится по одному шаблону: общий теоретический материал и его применение на практике в виде фронтальных вопросов заданий.

Можно иногда наблюдать, что у детей наблюдается  снижение  интереса к предмету. Что влияет на снижение интереса к предмету? Как исправить это положение? Зачастую  к снижению интереса ведет:

  • непосильные задания;
  • отсутствие знаний;
  • серьёзные отставания по предмету;
  • повышенная требовательность учителя;

Как решать данную проблему?

  • выяснить причину отставания;
  • определить действительный уровень его знаний;

Причины, по которым считаю необходимым использование элементов технологии уровневой дифференциации на уроках биологии

  • различие интересов учащихся;
  • различие уровня умственного развития - репродуктивный, конструктивный, творческий;
  • различие личностно-психологических факторов  - зависит от типа мышления, характера, темперамента;
  • преобладание объяснительно-иллюстративного способа обучения;
  • фронтальные формы обучения;
  • низкий уровень познавательной самостоятельности учащихся;
  • низкий уровень мотивации учения.

Дифференцированный подход в преподавании биологии предполагает постановку следующих целей:

  • использование технологии разноуровневого обучения;
  • обеспечение полного усвоения учащимися базисного компонента образования, а также выше базисного;
  • обеспечение возможности для развития личности ученика и его эффективного учения.

  Начинать следует с представления своего учебного курса как системы, т.е. провести первичное структурирование содержания. Для создания разноуровневой программы необходимо выбрать крупную тему, разбить на теоретическую и практическую части, распределить часы и изучать раздельно. Это позволит проходить первую, теоретическую часть темы быстро, компактно и создавать представление о теме. Практические задания при этом выполняются на базовом уровне, что позволяет лучше освоить основные понятия, общие закономерности. Исследованиями педагогов-психологов установлено, что при введении нового материала одни учащиеся усваивают его сразу и легко оперируют новыми понятиями, другие же достигают  уровня усвоения лишь после длинной дополнительной работы. Имеются и такие, которые к моменту перехода к новому материалу не успевают овладеть тем, что изучалось ранее. Учащиеся, медленно усваивающие знания, проходят в основном те же этапы в процессе обучения, что их товарищи, но для этого им требуется значительно больше времени.

Если не учитывать индивидуальные особенности этой категории учащихся, не осуществлять дифференцированную работу с ними на уроках, не оказывать необходимую своевременную помощь, то уже на уроке у них будет накапливаться отставание в усвоении учебного материала. Интерес к учению может ослабеть, что  неизбежно приведёт к снижению успеваемости.

Нельзя признать плодотворной практику, когда всем учащимся без учёта их определившихся склонностей предлагают одно и тоже задание. В этом случае преподаватель пытается оценить способности одновременной работы со всем классом и с отдельными учащимися.

Дифференцированный подход к учащимся обеспечивает успех в учении, что ведет к пробуждению интереса к предмету, желанию получать новые знания, развивают способности учащихся.  Данный вид обучения  может просматриваться на каждом уроке и на всех его этапах.

В практике обучения биологии чаще всего дифференцируют по степени трудности проверочные работы и домашние задания, с учётом уровня способностей учеников и их склонностей к предмету.

Дифференциация важна при закреплении нового материала, когда происходит усвоение, а так же при повторении пройденного. Дифференцированно в обучении можно подходить на любом этапе   и типе урока.

Если это — урок  изучения  нового материала, то необходимо выделить три этапа.

Первый этап - объяснительно - иллюстративный -  состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся осваивают данную информацию.

На втором этапе, в основу которого положен эвристический метод обучения, готовим учащихся к самостоятельному решению проблем (например, подготовка небольшого отчета группами обучающихся по предложенным им заданиям, активна работа с дополнительными источниками информации по данной теме - просмотр мультимедиа, видеоопытов, поиск информации в Интернет-ресурсах и книгах). Цель второго этапа -    формирование у учащихся умений интегрировать свои знания.

На третьем этапе  - исследовательская работа, творческое применение знаний (например, углубление изученного материала и фиксирование обучающимися данного уровня знаний - решение  усложненных задач и упражнений, выполнение более сложной практической работы, и т.д.). На данном этапе часто разнятся результаты обучающихся в освоении более сложного материала - и одна из трудностей  - это переход учителя на индивидуальную работу с обучающимися.

Если же это урок систематизации знаний, то широко применима методика свободного выбора разноуровневых заданий. На этом уроке учащиеся формируют и отрабатывают навыки и умения по определенной теме. Предлагаются задания трех уровней. Выполнять учащиеся начинают с первого уровня. Задания первого уровня составляются таким образом, чтобы учащиеся могли их выполнить, используя образец, предложенный либо при выполнении данного задания, либо на предыдущем уроке.

Если это урок контроля усвоения пройденного материала, то дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию. Учащимся предлагаются карточки с разноуровневыми заданиями или тестами. Обычно  это трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся). " Учащиеся получают право и возможность выбирать уровень обучения, учитывая свои способности, интересы, потребности, варьировать свою учебную нагрузку, учиться адекватно оценивать свои знания", - это мнение профессора В.В. Гузеева, который предложил и обосновал трёхуровневую дифференциацию.

Применение разноуровневого обучения помогает учителю достичь следующих целей:

 Первый уровень- минимальный. (группа “А”) .Выполнение заданий такого уровня основано на памяти учащихся.. За выполнение такого задания они получают отметку "3".

1. Пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с его индивидуальными способностями.

2. Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.

3. Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.

 Второй уровень- понимания и творчества. (группа “В”) Задания требуют мыслительных операций. За выполнение такого задания они получают отметку "4", поэтому данный уровень овладения материалом (уровень понимания)и ,соответственно, уровень заданий называют общим.

1. Развивать устойчивый интерес к предмету.

2. Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия.

3. Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала.

4. Сформулировать умение самостоятельно работать над заданием, проектом.

 Третий уровень - продвинутый. (группа “ С”) . Почти в каждом классе есть ученики, которые, интересуясь предметом, знают больше остальных. Выполнение заданий такого уровня оценивается  отметкой "5".

1. Развивать устойчивый интерес к предмету.

2. Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности.

3. Развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческие возможности, совершенствовать языковые умения учащихся.

В  качестве примера приведу проверочную работу на 10-15 минут  с разноуровневыми заданиями по теме " Внутренняя среда" в 8 классе.

      Карточка 1:    «Внутренняя среда организма»    (базовый уровень)

  1. Внутренняя среда организма  - это ….
  2. Заполните схему:

             

                 

 

Карточка  2:   Заполните таблицу «Клетки крови и их значение» (повышенный уровень) 

Название клетки

Кол-ва в 1мм3 крови

Строение

Функции

Место образования

Карточка  3:  Выполните задание:  (высокий уровень)

                          В биологической лаборатории на препаратах крови человека и лягушки были утрачены этикетки. По каким признакам можно определить где какая кровь? Дайте обоснованный ответ.

При подготовке домашнего  задания иногда использую дифференцированный подход (например, подготовка небольшого  сообщения  по предложенным им заданиям, работа с дополнительными источниками информации по данной теме, поиск информации в Интернет-ресурсах и книгах, подготовить небольшую презентацию и т.д.)

Проанализировав возможности использования технологии дифференцированного обучения на уроках биологии, можно сделать вывод, что повышению качества и результативности учебного процесса будут способствовать более широкое использование  возможностей дифференцированного обучения, а именно:

-использование разноуровневых заданий  -  домашние задания, проверочные задания, различная по форме и содержанию информация в виде таблиц, графиков и диаграмм, учет знаний, которые учащиеся получают вне школы из различных источников;

-использование заданий на применение знаний для объяснения природных явлений;

-более широкое использование в обучении видов деятельности, направленных на интеллектуальное развитие учащихся за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности.

Итак, дифференцированный подход к учащимся – это целенаправленное отношение учителя к учащимся с учетом их типологических особенностей, проявляющееся в дифференциации заданий на различных этапах урока, при организации домашней и внеклассной работы. Мы ведь давно уже осознали необходимость дифференцированного подхода к обучению, чтобы можно было уделять больше времени отстающим ученикам, не упуская из виду сильных, создавая благоприятные условия для развития всех и каждого, в соответствии с их способностями и возможностями, особенностями их психического развития, характера. Ведь все дети очень разные: одни яркие, талантливые, другие не очень. Но каждый ребенок должен самореализоваться. Это очень важно.

Хочется предостеречь от упрощенного отношения к дифференциации, т.е. деление детей на группы сильных и слабых, так как это негуманно  и противоестественно. При таком делении происходит унижение одних и возвышение других. Такой объективный подход, т. е. отношение к человеку как к объекту, отождествляет сущность дифференциации с ее следствием.

Дифференциацию заданий провожу в соответствии с тем ил иным типом познавательной деятельности учащихся. В связи с этим использую следующие виды дифференцированных заданий:

- репродуктивные;

-частично-поисковые;

-исследовательские - теоретические и экспериментальные практикумы.

В практической деятельности стараюсь учитывать индивидуальные различия в познавательных способностях, тип интеллекта и мышления, мотивацию, тревожность, самооценку, эмоциональное состояние и работоспособность учеников.

Уроки провожу в соответствии с требованиями на основе психолого-дидактических комплексов. В соответствии с тремя уровнями целеполагания дифференцирую учебный материал, разрабатываю дидактические материалы разных уровней сложности в разной форме: словесной, графической цифровой с учетом типа интеллекта.

При закреплении продумываю разное дидактическое оснащение в виде рассказа, самостоятельной работы, решения биологических задач, анализа, обобщения, выводов.

При опросе стараюсь учитывать особенности развития ученика. Так, например, при изучении темы

«Пищеварительная система» ставлю перед учащимися цели урока разных уровней:

1 уровень- ученик различает, запоминает основные органы пищеварительной системы, местоположение, функции;

2 уровень- ученик объясняет строение органов пищеварительной системы, связи их строения с основными функциями;

3 уровень- ученик сравнивает с другими системами органов, прогнозируя их строения и функции.

Из сформированных целей ученик выбирает ту, которая соответствует его интересам, способностям, склонностям.

Когда рассмотрены цели и задачи, методы работы, подвожу детей к восприятию новой темы, содержание учебного материала тоже разведено по уровням. Объяснение новой темы происходит с элементами беседы и проблемного обучения.

Закрепление провожу в виде самостоятельной работы с целью правильности восприятия новых знаний, используя уровневые задания.

Такие уровневые уроки, позволяют учащимся выбирать наиболее значимые для него формы учебного материала; продуманные педагогические ситуации, позволяют каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, учащиеся учатся анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные.

Для активизации учебной деятельности использую проблемные беседы, дискуссии, уроки-конференции, уроки-путешествия, уроки – игры, зачеты, самостоятельные работы, контрольные работы, терминологические диктанты, практические и лабораторные работы.

При проведении игровых уроков или игровых моментов учащиеся с более высоким уровнем подготовки играют роль жюри, оценивая работу групп самостоятельно или с помощью учителя, подводят итоги и помогают оценить работу в группах.

Беседы развивают мышление учащихся, дискуссии дают возможность отстаивать свое мнение. Уроки-конференции дают возможность научить ребят работать со справочниками, научно-популярной литературе, Интернетом. Ребята учатся выделять главное, составлять план, выступать перед аудиторией.

Биологические диктанты, как форма письменной проверки знаний терминов одновременно большого числа учащихся, помогают решать следующие дидактические задачи: диагностирование знаний учащихся, предупреждение возникновения пробелов, корректирование процесса обучения, проверка достижения конечного результата обучения. Перечень вопросов разноуровневый.

Неотъемлемая часть обучения биологии - эксперимент.

Он осуществляет связь теории с практикой, это средство познания многообразия природы. В процессе наблюдений и самостоятельности выполнения опытов, учащиеся не только быстро усваивают знания о биологических объектах и процессах, но и учатся подтверждать знания опытным путем и приобретают умения работать самостоятельно. Обучение при этом несет характер творческого развития.

Иногда ребёнок пропускает лабораторную работу и не имеет возможности прийти после урока. На помощь приходят дети с высоким уровнем мотивации, чтобы выполнить роль «лаборанта». Они объясняют цель работы, инструктируют учащегося, который самостоятельно формулирует вывод. Данный вид работы так же оценивается.

Большое значение для развития творческого мышления и активизации познавательной деятельности учащихся имеют проблемные вопросы, биологические и экологические задачи, вызывающие большой интерес у учащихся.

Например, на уроке в  8 классе предлагаю решить следующие задания:1.В многодневном туристическом походе в тайге турист подвернул ступню. Голеностопный сустав быстро распухает и острая боль не позволяет наступить на больную ногу. Укажите меры первой помощи.

2. Юра каждое лето отдыхает в деревне. Здесь его ждали друзья и весёлые игры. Однажды ребята играли в индейцев. Лазая по деревьям, Юра не задумывался, как это опасно. Вдруг истошный крик раздался возле того места, где был Юра. Все ребята сбежались и обнаружили друга, который корчился от боли и задыхался. Это был Юра. Особенно резкая боль возникала при дыхании и кашле. Ребята не знали, что делать. Только Ира мрачно сказала: «Это перелом ребер». От этих слов Юра запаниковал ещё больше. Проанализируйте ситуацию. Что необходимо сделать в подобном случае. Ваши действия?

3. В медицинский пункт “Скорой помощи” доставили пострадавшего с болью в локтевом суставе. Локтевой сустав у него имел непривычные контуры, рука несколько укорочена, каждое движение усиливало боль. Вам поручили определить вид повреждения и оказать первую помощь.

В педагогическом отношении более важным оказывается не быстрое получение однозначного правильного ответа (если такой имеется), а сам процесс поиска, имеющий ярко выраженный развивающий характер.

В различных сферах деятельности человек обязан не только решать поставленные и сформулированные кем-то проблемы, но и уметь их самостоятельно обнаруживать и определять как цель деятельности.

Ведущая деятельность школьника - учение. Именно эта деятельность оказывает решающее влияние на его эмоциональное самочувствие, психическое социальное развитие. Ее компоненты вырабатываются постепенно, поэтому важно использовать такие формы, которые могли бы служить эмоциональной опорой в процессе учения, облегчали адаптацию учащихся к новой деятельности. Одной из форм, уже освоенных школьниками, является игра.

Реализуя игровые приемы и ситуации, учитываю следующие условия:

- дидактическую цель ставлю перед учащимися в форме игровой задачи;

 -учебную деятельность подчиняю правилами игры;

-учебный материал использую в качестве ее средства;

-в учебную деятельность ввожу элемент соревнования, который переводит дидактические задачи в игровые.

В работе с учебником предусматриваю: обучение учащихся умению выделять в содержании параграфа главное; придумывать заголовки к абзацам; подбирать к этим абзацам вопросы из учебника; составлять планы; тезисы; конспекты; учу изображать прочитанное в виде схем; таблиц; рисунков», граф- логических схем (методика В.И. Нахаевой). Чтобы самостоятельная работа учащихся с учебником по овладению новыми знаниями давала обучающий эффект, при ее организации обязательно учитываю некоторые моменты: подбираю для самостоятельной работы только такой материал, который соответствует познавательным возможностям учащихся и уровню их подготовки;

Провожу с учащимися подготовительную беседу, ставлю перед ними цель работы, ввожу в курс новой темы и четко обозначаю те вопросы, которые им надлежит усвоить;

 Определяю порядок самостоятельной работы, предусмотрев в ней приемы активного воспроизведения и осуществления самоконтроля. После окончания самостоятельной работы с учебником провожу закрепление и уточнение материала. Например, при изучении представителей отрядов насекомых ребята сначала изучили теоретический материал, заполнив таблицу с особенностями строения насекомых, затем определяли по фотографии, к какому отряду можно отнести то или иное насекомое. Более сложный уровень предполагал выявление сходств и различий представителей отрядов, а высокий уровень – указание, по какому принципу  насекомых относят в один класс и разные отряды. В 11 классе это можно осуществить при изучении темы «Симпатрическое и аллопатрическое видообразование», когда старшеклассники, изучив теоретический материал, составляют признаки для сравнения и схемы происходящих процессов. Таким образом, запоминание материала происходит наиболее продуктивно.

Сущность дифференцированного обучения и воспитания состоит в оказании психологической и методической помощи учащимся в том, чтобы они стали успешными в учебно-познавательной деятельности, то есть могли эффективно усваивать учебную информацию.

В своём  выступлении  я  также отмечу, что дифференциация не получает в современной педагогике однозначной оценки; в ней имеются наряду с положительными и некоторые отрицательные аспекты.

Уровневая дифференциация

Положительные аспекты

Отрицательные аспекты

  • Исключаются неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловка и усреднение детей.
  • Деление детей по уровню развития негуманно.
  • У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному.
  • Высвечивается социально-экономическое неравенство.
  • Отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания.
  • Слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними.
  • Появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам.
  • Перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства.
  • Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании.
  • Несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в разряд слабых переводятся неординарные дети.
  • Повышается уровень Я-концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности.
  • Понижается уровень Я-концепции: в элитарных группах возникает иллюзия исключительности, эгоистический комплекс; в слабых группах снижается уровень самооценки, появляется установка на фатальность своей слабости.
  • Повышается уровень мотивации учения в сильных группах.
  • Понижается уровень мотивации учения в слабых группах.

Технология дифференцированного обучения и воспитания эффективна только при  условии интеграции с другими технологиями:

•        с технологией личностно-ориентированного обучения ( изучение учащихся не ради изучения, а для осознанного подхода к их развитию);

•        с технологией проблемного обучения ( для разработки проблемного урока, необходимо знать особенности класса);

Список  используемой литературы:

  1. Абасов З. Дифференцированное обучение. // Директор школы. 1999, N8.
  2. Герман Г.М. Степень свободы выбора. // Директор школы. 1995, N 5.
  3. Дьяченко О.М. Обучение по способностям. // Народное образование. 1994, N 2.
  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. 1998, N 2.
  5. Поташник М.М. Школа разноуровневого и разнонаправленного обучения. // Педагогика, 1995, N 6, с. 3 - 11.

      6.Малышева Г.И. Современные педагогические технологии как средство            повышения эффективности процесса обучения

Приложение 1

Групповые задания для учащихся 7 класса

Обобщающий урок по теме: «Многоклеточные животные. Беспозвоночные».

1 группа ГУБКИ

  1. Экспресс-вопросы:
  1. Какова основная особенность строения тела губок?
  2. Где обитают губки?
  3. Каков образ жизни губок?
  4. Какие губки могут не иметь игл?
  5. Каково значение губок?
  1. Задание:

Перерисуйте на доску рис. «Строение слоев тела губки». Введите обозначения. Объясните ваш рисунок товарищам

Примечание: для быстрых ответов на вопросы используйте §5 учебника

2 группа КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ

Задания:

  1. Перерисуйте схему на доску. Под каждым названием класса подпишите известных вам представителей этих животных

Примечание: для быстрого выполнения задания воспользуйтесь §6 учебника

  1. Найдите слайд с изображением наружного слоя тела гидры. Как он называется?

Покажите и опишите функции клеток наружного слоя

  1. На слайде найдите внутренний слой тела гидры. Как он называется?

Покажите и опишите функции клеток внутреннего слоя

Вопрос:

Все ли Кишечнополостные хищники?

3 группа СИММЕТРИИ И ПОЛОСТИ

Задания:

  1. Какие вы знаете типы симметрии тела животных? Изобразите их на доске.

Примечание: для быстрого выполнения задания воспользуйтесь стр.25 и 31 учебника

  1. Распределите животных по типам симметрии:

белая планария, цианея, муха, осьминог, актиния, печеночный сосальщик, трубочник, дождевой червь, офиура, аскарида, рак

  1. Полости тела животных. Какие бывают? Какова их роль?

Примечание: для выполнения задания используйте записи в тетради и слайд презентаций

  1. Выберите из списка животных с первичной полостью тела:

Волосатик, пиявка медицинская, планария белая, свиной солитер, аскарида, дождевой червь

4 группа МЯГКОТЕЛЫЕ

  1. Объясните происхождение названия типа Моллюски, или Мягкотелые
  2. Чем образовано вещество раковины, кто его производитель?
  3. Как передвигаются Двустворчатые, Брюхоногие и Головоногие моллюски?
  4. Каких промысловых моллюсков вы знаете?
  5. Правильно распределите моллюсков по принадлежности к классам:

Брюхоногие

Двустворчатые

Головоногие

Прудовик

Морской гребешок

Слизень

Катушка

Каракатица

Наутилус,

Кальмар

Рапана

Тридакна

Мидия

Устрица

Осьминог

Брюхоногие

Двустворчатые

Головоногие

5 группа ИГЛОКОЖИЕ

Вопросы 

  1. Каковы максимальный и минимальный размеры Иглокожих?
  2. Каковы  особенности скелета иглокожих?
  3. В чем сходство и различие пищеварения у морской звезды и паука?
  4. Какую роль играет амбулакральная система у иглокожих?

Примечание: для быстрого выполнения задания воспользуйтесь §13 учебника

6 группа ПАУКИ

Вопросы:

  1. Перечислите существенные признаки класса Паукообразные
  2. Перечислите виды паутины и их назначение.
  3. Распределите Паукообразных

Желтый скорпион, панцирный клещ,  птицеед,  амбарный клещ, скорпион-паук, древесный скорпион, тарантул, сенокосец, чесоточный зудень,  степной клещ, таежный клещ, каракурт

по принадлежности к отрядам:

Пауки

Сенокосцы

Скорпионы

Клещи

Примечание: для быстрого выполнения задания воспользуйтесь записями в рабочих тетрадях или §14  учебника

7 группа НАСЕКОМЫЕ

Задача для группы – на листах ватмана подготовить сравнительную характеристику отрядов Насекомых– ЖЕСТКОКРЫЛЫЕ, ПОЛУЖЕСТКОКРЫЛЫЕ, ЧЕШУЕКРЫЛЫЕ,

ПЕРЕПОНЧАТОКРЫЛЫЕ.

Ваша характеристика должна отражать:

  1. Строение крыльев
  2. Питание и тип ротового аппарата
  3. Роль в природе и жизни человека.

Информация должна быть представлена схематично, с рисунками и не скучно.

Примечание: для быстрого выполнения задания воспользуйтесь записями в рабочих тетрадях или §§17,18,19  учебника


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация принципов уровневой дифференциации при обучении химии

В данном материале сделана попытка отметить те необходимые элементы, которые должны содержаться в деятельности любого учителя,приступившего к реализации идей уровневой дифференциации при обучении хими...

Уровневая дифференциация при обучении математике 5-9 классы специальной (коррекционной) школы VIII вида

Для восполнения пробелов в знаниях учащихся и устранения фактических ошибок весьма эффективно использовать технологию уровневой дифференциации (УД)....

Применение технологии уровневой дифференциации в обучении физике

Индивидуально - дифференцированный подход, лежащий в основе технологии уровневой дифференциации, позволяет создавать условия для развития потенциальных возможностей ребенка, обеспечить каждому учащ...

Презентация на тему: «Интегрированный урок - как средство формирования метапредметного подхода в обучении школьников на уроках математики»

laquo;Интегрированный урок - как средство формирования метапредметного подхода в обучении школьников на уроках математики»...

Статья на тему : "Уровневая дифференциация процесса обучения учащихся обыкновенным дробям в 5 - 6 классах"

В статье представлена информации об дифференциации, а в частности об уровневой дифференциации. Конкретно рассматривается её использование  на уроках математики при изучении темы "Обыкновенны...

Некоторые приемы внутренней (уровневой) дифференциация в обучении математике.

Данная статья содержит некоторые приемы внутренней (уровневой) дифференциации из личного опыта....