разработка урока биологии в 8 классе по теме "Иммунитет"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Карелина Ярослава Анатольевна

разработка урока биологии в 8 классе по теме "Иммунитет"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение

«Устьпёрская основная общеобразовательная школа»

Конспект урока биологии в 8 классе

по теме: 

«Иммунитет».

                                                                                       

                                                                                       Карелина Ярослава Анатольевна

                                                                                  учитель биологии

                                                                                     1 категории

Усть-Пёра

2018

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Методы: работа в группах; словесная передача информации, наглядная передача информации, учебный эксперимент.

Цель урока: создать условия для формирования представления и понимания обучающимися значения иммунитета для сохранения здоровья.

Задачи урока:

Образовательные:

формирование интеллектуальной, поликультурной, познавательной, информационной, коммуникативной, самообразовательной и социальной компетентностей; дать представление о защитной системе организма – иммунитете.

формирование новых анатомо-физиологических понятий – о строении иммунной системы, о механизмах иммунитета, о видах иммунитета, о особенностях разных видов иммунитета, показать пользу прививок.

Развивающие: формирование умения применять информационные технологии,  умения сравнить биологические объекты,

умения наблюдать, делать выводы из наблюдений. Развивать интеллектуальные способности, критическое, творческое, логическое мышление, речь, внимание и память, формировать приемы обобщения и анализа, выделения главного.

Воспитательные: Воспитание коммуникабельности учащихся при общении с учителем; продолжать гигиеническое, физическое воспитание, доказывая опасность вредных привычек и убеждая в необходимости здорового образа жизни и пользе профилактических прививок; воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, заинтересованное отношение к учебе; развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; профилактика вредных привычек, употребления наркотических веществ, обучение адаптивным стратегиям поведения. Совершенствовать умение работать в коллективе, формировать и развивать нравственные качества личности: коллективизм, взаимопонимание; показать необходимость бережного отношения к своему здоровью..

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация урока;  приложение (текстовые материалы), раздаточный материал (задания и принадлежности к эксперименту), домашнее задание на индивидуальных карточках.

 Этапы урока:

  1. Ориентировочно-мотивационный этап, цель которого – стимулирование познавательного интереса обучающихся (вступительное слово учителя, фронтальная беседа с обучающимися).
  2. Операционно-исполнительный этап, во время которого ученик с помощью учителя становится активным участником образовательного процесса (работа в группах, учебный эксперимент, сообщения обучающихся).
  3. Рефлексивно-оценочный этап (работа с индивид.заданиями, оценивание обучающихся)
  4. Домашнее задание.

План урока:

Элементы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Начало: мотивационный компонент

(1 мин)

Вступительное слово учителя

Здравствуйте! …..

СЛАЙД (заставка)

«Наш организм - государство, а силы . - армия, стоящая на страже его независимости».

 Эти слова принадлежат авторитетному российскому иммунологу Рэму Петрову.

Человек живет в окружении разнообразных микробов: бактерий, вирусов, грибков, простейших. Любой организм при этом защищается от них различными способами. Разбор основного  механизма защиты организма человека от различных инфекций была и осталась актуальным на сегодняшний день. Ведь мы живем в агрессивном мире - испытываем стрессы и влияние плохой экологии, а наш многострадальный организм со всех сторон окружают еще и невидимые враги - инфекционные агенты. И если бы человек не имел особой "армии защиты", он был бы бессилен в борьбе с "чужаками".

Слушают, осмысливают

Постановка проблемы

(2 мин)

Операционно-исполнительный этап

(2 мин – установка на действия уч-ся)

Поверка и закрепление знаний уч-ся, полученных на прошлом уроке

(5 мин)

Изучение нового материала

(20 мин)

Ребята, послушайте, пожалуйста, отрывок из произведения А.С.Пушкина  "Пир во время чумы": учитель-

Ныне церковь опустела;

Школа глухо заперта;

Нива праздно перезрела;

Роща тёмная пуста;

И селенье, как жилище

Погорелое, стоит, -

Тихо всё. (Одно кладбище)

Не пустеет, не молчит.

Поминутно мёртвых носят,

И стенания живых

Боязливо Бога просят

Успокоить души их!

Поминутно места надо,

И могилы меж собой,

Как испуганное стадо,

Жмутся тесной чередой.

О чём идёт речь в данном отрывке?

Немного истории. Чума известна с глубокой древности. В 6 веке в Византийской империи чума продолжалась 50 лет и унесла 100 млн человек. В 6 веке от чумы в Европе погибла 1/4 часть населения - 10 млн человек. Чуму называли чёрной смертью.

Не менее опасна была и оспа. В 18 веке в Западной Европе ежегодно от оспы умирало 400 тысяч человек. Ею заболевало 2/3 родившихся и из 8 человек трое умирало. Особой приметой того времени считалось "Знаков оспы не имеет".

Почему же даже самые страшные болезни и продолжительные эпидемии были опасны для одних и проходили без особых последствий для других?

Оказывается, организм имеет несколько преград для всего чужеродного: кожа, а также в нашем организме имеются клетки крови, которые защищают наш организм - это клетки крови лимфоциты и лейкоциты. С ними мы познакомились на предыдущем уроке. Давайте вспомним всё, что мы изучили по данному вопросу на предыдущих уроках.

А) Вопросы классу:

1. К какой ткани относится кровь?

2. Что составляет большую часть крови ?

3.Какие клетки выполняют функцию свертывания  крови?

4.Кем был открыт процесс фагоцитоза? 

 

В) индивидуальные задания по группам. ( раздаточный материал)

1 группа – решить задачу

2 группа – прочитать газетную статью и ответить на вопрос

3 группа – изучить результаты анализа крови и высказать предположение, какие процессы происходят в организме данного человека.

После проверки решения задачи, вопросы классу: 

почему 2 цыпленка выжили? 

Откуда взялись защитные свойства организма?)

на основании вывода учащихся, учитель:

Итак, наш организм способен защищать себя от вредных воздействий микроорганизмов. Первый защитный барьер – это наша кожа и клетки крови, которые не только механически предохраняют нас от микробов, но и вырабатывают особые вещества против них. Если чужеродное все же проникает в организм или образуется в нем, то оно встречается с защитными силами, как вы сказали, с клетками крови – лейкоцитами.

Макфарлейн Бёрнет дал такое определение этому явлению:

«это способность организма распознавать вторжение чужеродного материала и мобилизовывать клетки и образуемые ими вещества на быстрое и эффективное его удаление». А каково современное название этого процесса?

Это и будет темой  сегодняшнего урока 

СЛАЙД (тема урока)

«Иммунитет»

   А что вы хотели бы узнать об этом процессе?

Это и станет планом нашей работы на уроке по теме СЛАЙД (задачи урока)

   

Проблема: Почему сейчас человечество избавлено от страшных эпидемий?

Прежде, чем ответить на этот вопрос мы должны узнать, что такое иммунитет?

Вам предлагается задание по группам: дать определение иммунитету.

1 группа –поиск определения; для этого можете воспользоваться словарями, предложенными вам, раздаточным материалом у вас на столах, с помощью ИР с выходом в интернет, а также в учебнике на  с.40.

2 группа – составить синквейн, пользуясь раздаточным материалом, карта №2

Иммунитет – это невосприимчивость организма к инфекционному заболеванию.

В процессе исторического развития в организмах животных и человека выработалась иммунная система. Любая система в теле человека состоит из органов. Какие же органы входят в состав иммунной системы?

СЛАЙД

Мы выяснили, какие органы входят в состав иммунной системы, но еще пока не знаем, какие виды иммунитета различают. Ответ на этот вопрос нашего урока вы найдете сами, а также выясните, кому принадлежат открытия этих видов иммунитета.

Для этого вам необходимо поработать с текстом вспомогательной информации, которая находится у вас на столах, а затем заполнить схему. (работа парами).

По окончании – проверка таблицы по

СЛАЙДу  (виды иммунитета)

История создания вакцин и прививок .

Проблемный вопрос: Но может ли человек своим вмешательством (в данном случае, положительным) помочь предотвратить заболевание или ослабить его течение?

Сообщение учащегося о вакцинации

затем

Сам. работа с текстом «Современные вакцины и сыворотки», разбивая его на смысловые фрагменты, ответ на предложенные вопросы к нему, а затем сам предлагает по 2-3 вопроса к тексту.

Какие прививки делали тебе в течение жизни? Ты когда-нибудь интересовался вопросом, зачем тебе делают прививки? 

СЛАЙД

(календарь прививок)

По какой причине детям и пожилым людям особенно рекомендуется делать прививки против гриппа? Назовите одну из причин

Снижению иммунитета могут способствовать и неблагоприятные экологические условия, условия работы. Но основным фактором риска для иммунной системы являются инфекции, особенно вирусные. В 20 веке одной из самых опасных инфекций, которая убивает иммунную систему человека, является  ВИЧ, который вызывает заболевание СПИД.

Работа с учебником, стр.41 (зачитать вслух)

В начале урока мы ставили главной задачей дать понятие иммунитету и выяснить его виды и механизм.

Цели урока мы достигли.

Слушают

Слушают, осмысливают

Отвечают на вопрос

слушают

Высказывают предположения

Отвечают на вопросы

Работают с раздаточным материалом (индивидуальные задания), затем проверка. Выступление представителей каждой группы

Отвечают:

(Попавшие в организм болезнетворные бактерии встретились с защитными силами организма).

(Выработалась после того, как они переболели).

Отвечают

Записывают тему урока

Формулируют задачи урока

Работа в группах с разными источниками информации по инстр.картам.  По окончании – сравнение составленного синквейна и определения из научного источника.

 

Слушают, смотрят, запоминают

Работают с источниками, заполняют таблицу-схему

Высказывают предположения (прививки)

Сообщение учащегося

Изучают материал, выполняют задания, делают выводы

Отвечают

принимается ответ, в котором упоминается, что у детей и пожилых людей более слабая иммунная система по сравнению с другими людьми

Читают

Осмысливают, делают вывод

Рефлексивно-оценочный этап.

(2 мин)

(6 мин)

(1 мин)

Закрепление изученного на уроке:

Выполнить тест

Если вы согласны с данными утверждениями, говорите: «да», не согласны - «нет»
1. Физиологическую сущность иммунитета определяют эритроциты да/нет 
2. Антитела – это особые вещества, которые соединяются с бактериями и делают их беззащитными против фагоцитов да/нет 
3. Гепатит, грипп, корь – вирусные заболевания да/нет 
4. Иммунитет – это заболевание, вызванное проникновением в организм болезнетворных микробов и вирусов, а так же инородных тел и веществ да/нет 
5. Лечебную сыворотку готовят из крови животного или крови человека, переболевшего заболеванием. да/нет 
6. Иммунитет, приобретенной после прививки, называют естественным да/нет 

7. После ряда перенесенных заболеваний люди приобретают искусственный иммунитет да/нет
8. Иммунная система человека может быть поражена вирусом СПИД, в результате чего человек может погибнуть от любой инфекции да/нет 

эксперимент аутоиммунные заболевания, СПИД и его профилактика. Обыгрывание ситуации «Как не попасть в опасную ситуацию», в которой герой узнает способы избежать заражения ВИЧ

Оценивание обучающихся.

Ответы детей.

Проводят эксперимент, осмысливают, делают вывод

Домашнее задание

(1 мин)

Я предлагаю в качестве домашнего задания, за которое вы получите дополнительную оценку, «пройти лабиринт»,- предложенное  вам задание  (разд.материал)

Я благодарю вас за урок, все вы молодцы. СЛАЙД

Спасибо. До свидания.

Записывают д/з, которое формулирует учащийся



Предварительный просмотр:

Карта №1

ИММУНИТЕТ

Фагоцитоз и выработка антител лейкоцитами — единый защитный механизм, названный иммунитетом.

Под иммунитетом понимают устойчивость организма к инфекционным агентам и чужеродным веществам.

Механизмы иммунитета защищают организм от инфекционных агентов (бактерий и вирусов), освобождают его от погибших, а также переродившихся клеток.

Реакции иммунитета являются причиной отторжения пересаженных органов и тканей.

Осложнения при переливании несовместимой группы крови также связаны с иммунными реакциями. Очень важную роль в формировании иммунитета играет вилочковая железа, или тимус. Она расположена за грудиной и хорошо развита только в детстве.

 

thymus.jpg

 

Естественный иммунитет

Люди уже с рождения невосприимчивы ко многим болезням, так как в их крови содержатся готовые антитела. Такой иммунитет называют врождённым. Врождённый иммунитет наследуется от родителей.

Пример:

У человека с рождения имеется иммунитет к возбудителю чумы собак. Человек не заболевает этой болезнью.

В результате перенесенной инфекционной болезни в организме человека тоже образуются антитела — вырабатывается иммунитет. Такой иммунитет получил название приобретённого. Если возбудители болезни снова попадут в организм обладателя приобретённого иммунитета, то вырабатываемые антитела очень быстро этих возбудителей уничтожат и человек не заболеет.

Пример:

 Переболев корью, коклюшем, ветряной оспой, люди, как правило, не заболевают этими болезнями повторно.

Врожденный и приобретенный иммунитет называют естественным.

Искусственный иммунитет

Чтобы уберечь человека от заражения той или иной инфекционной болезнью (оспой, краснухой, паротитом (свинкой), полиомиелитом, дифтерией и др.), человеку делают прививки – вводят вакцину (убитых или сильно ослабленных возбудителей болезни), и таким образом создают искусственный иммунитет.

Прививка вызывает заболевание в легкой форме, при этом образуются защитные антитела. Это – активный иммунитет. Прививки спасли жизни многим людям.

Если заболевшему человеку нужно быстро оказать помощь, ему обычно вводят готовые антитела в виде лечебной сыворотки, которую получают из плазмы крови животных или людей, перенесших инфекционное заболевание. Это пассивный иммунитет

Пример:

Лечебные сыворотки часто являются единственным средством при лечении смертельно опасных болезней, например, столбняка. Возбудитель столбняка находится в почве и при загрязнении раны землей может попасть в организм и вызвать эту тяжелую болезнь. В случае подозрения на столбняк следует срочно ввести противостолбнячную сыворотку в лечебном учреждении.

 Введенные в организм с сывороткой антитела недолговечны, и человек через некоторое время снова становится восприимчив к данной болезни.

Лечебная сыворотка — это препарат плазмы крови без фибриногена, содержащий готовые антитела, которые образовались в крови животного (или человека), ранее зараженного данным возбудителем (перенёсших данное заболевание).

Карта № 2

ТИПЫ ИМУНИТЕТА

1.естественный (врожденный пассивный , приобретенный активный)

2. искусственный (постоянный, временный, активный, пассивный)

Естественный иммунитет может быть, как врожденным, так и приобретенным после перенесенного инфекционного заболевания. Также этот иммунитет может создаваться с помощью антител матери, которые поступают к плоду во время беременности, а потом и при грудном вскармливании уже к ребенку. Искусственный иммунитет, в отличие от естественного обретается организмом после вакцинации (культура ослабленных микробов) или в результате введения готовых антител – лечебной сыворотки.

Если у организма наблюдается длительная устойчивость к повторному случаю инфекционного заболевания, то иммунитет можно назвать постоянным. При невосприимчивости организма к заболеваниям в течение некоторого времени, в результате введения сыворотки, иммунитет называют временным.

При условии выработки организмом антител самостоятельно – иммунитет активный. Если же антитела организм получает в готовом виде (через плаценту, из лечебной сыворотки или через грудное молоко), то говорят о пассивном иммунитете.

Различают два типа иммунитета: специфический и неспецифический.
Неспецифический иммунитет носит видоспецифический характер, то есть практически одинаков у всех представителей одного вида. Он направлен против любых чужеродных веществ и обеспечивает борьбу с инфекцией на ранних этапах ее развития, когда специфический иммунитет еще не сформировался. Неспецифический иммунитет врождённый. Он формируется уже у плода и обеспечивается кожей и клетками слизистых оболочек. Состояние неспецифического иммунитета определяет предрасположенность человека к различным банальным инфекциям, возбудителями которых являются условно патогенные микробы.

Специфический иммунитет носит индивидуальный характер и формируется на протяжении всей жизни человека в результате контакта его иммунной системы с различными микробами и антигенами. Специфический иммунитет обеспечивается антителами, выделяемыми лимфоцитами и направлен на определённый антиген.

Специфический иммунитет сохраняет память о перенесенной инфекции и препятствует ее повторному возникновению.

Виды иммунитета

Пройди лабиринт

Лабиринт

Сообщение

 «Получение прививки против натуральной оспы Э. Дженером»

Первую вакцину изобрел английский ученый Эдуард Дженнер (1749— 1823). Он заметил, что женщины, доившие больных оспой коров, у которых на вымени были оспенные пузырьки, гораздо реже болели натуральной оспой (очень опасным, часто смертельным заболеванием человека).   Дженнер взял жидкость из оспенных пузырьков женщины, болевшей коровьей оспой, и перенес ее на оцарапанную кожу мальчика. Через некоторое время он заразил этого мальчика натуральной оспой, но мальчик не заболел. Дело в том, что вирус коровьей оспы, неопасный для человека, вызвал в организме пациента появление антител, нейтрализующих вирус черной оспы.

К сожалению, Э. Дженнер никогда не пытался объяснить, почему вакцина вызывает иммунитет.

     Продолжил дело Э. Дженнера французский микробиолог Луи Пастер (1822 - 1895). Он первый понял, что возбудителями инфекционных болезней являются микробы. В 1881г. он изучил действие возбудителя куриной холеры и сделал вывод, что ослабленные возбудители болезни, введенные в организм, вызывают в нем способность сопротивляться против данного заболевания. Культуру ослабленных возбудителей он назвал - вакциной. С именем Л.Пастера связано появление многих вакцин от различных болезней, например, против бешенства.

Иммунология – это наука о механизмах защитных реакций организма. У ее истоков стояли Л.Пастер, И.И.Мечников, П.Эрлих. Луи Пастер применил вакцинацию для предупреждения инфекционных заболеваний. И.И.Мечников разработал клеточную (фагоцитарную) теорию иммунитета. П.Эрлих создал гуморальную теорию, согласно которой невосприимчивость к инфекциям обусловлены выработкой защитных белковых веществ – антител.

Задание для 1 группы

Первое задание:

Решить задачу

  1. Преступник, чтобы скрыть следы преступления, сжег окровавленную одежду жертвы. Однако судебно-медицинская экспертиза на основе анализа пепла установила наличие крови на одежде.

Вопрос: Каким образом это удалось сделать?

  1. В тетради-тренажёре выполнить задание №6 на странице 19.

Второе задание:

  1. Составить синквейн к слову «иммунитет», пользуясь словами:

- существительное: способность, организм, свойства,объекты;

- прилагательное: чужеродные, защитные

- глагол: вырабатывать.

Задание для 3 группы

Первое задание:

  1. Это произошло в 1880 году. Луи Пастер, изучавший возбудителя куриной холеры, заразил 2 цыплят ослабленной культурой куриной холеры. Цыплята перенесли заболевание в легкой форме, а затем выздоровели. Через 2 месяца цыплята, перенесшие заболевание, и несколько не болевших цыплят, были заражены свежей культурой куриной холеры. Все цыплята погибли, за исключением 2, болевших ранее.

Вопрос:  почему 2 цыпленка выжили?

Второе задание:

  1. Найти определение иммунитета в словарях,  раздаточном материале карта №1, с помощью интернета

Задание для 2 группы

Первое задание:

  1. В тетради-тренажёре выполнить задание №8 на странице 20.

Второе задание:

  1. Найти определение иммунитета в словарях,  раздаточном материале карта №1, с помощью интернета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"

Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...

Разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"

Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...

Проблемное обучение. Методические разработки уроков биологии /10 класс/ профильный уровень

Основное содержание уроков в предлагаемых конспектах отражено в табличном варианте, что упрощает усвоение учебного материала школьниками...

Разработка урока биологии 8 класс по теме «Ох, уж этот кислотно-щелочной баланс» (пищеварение в ротовой полости)

Разработка урока биологии 8 класспо теме «Ох, уж этот кислотно-щелочной баланс»(пищеварение в ротовой полости)...

разработка урока. Биология 11 класс. Закономерности эволюции

ОСНОВНЫЕ   ЗАКОНОМЕРНОСТИ  БИОЛОГИЧЕСКОЙ   ЭВОЛЮЦИИ.   ПРАВИЛА   ЭВОЛЮЦИИ.                             ...

Методическая разработка урока биологии. 8 класс. Тема "Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ".

урок биологии 8 класс: Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ....