Внеурочная деятельность. Урок по теме "Многообразие плодов"
учебно-методическое пособие по биологии (7 класс) на тему

Материал разработан по теме " Многообразие  плодов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost.razrabotka_uroka_po_teme_plody.docx53.6 КБ

Предварительный просмотр:

Плоды. Разнообразие и значение.      

Разрешите представиться…..

   Сегодня мы с вами повторим одну из тем , которую вы изучали в 6  классе, а так же узнаем много нового и интересного из раздела «Ботаника»

Загадывает загадку:

               Весной повис-

               Всё лето кис,

               А сладок стал –

               На землю пал.    (Плод)

Задает  наводящие вопросы :

Как вы думаете, о чём идёт речь?

Что вы можете рассказать о плодах?

А что хотели бы еще узнать?

Начнем с  небольшой «Мозговой разминки»

-Обратите внимание на доску, перед вами на доске  «Дерево плодов» 

Я предлагаю каждой команде выбрать и сорвать с дерева то, что вам нравится. Дерево у нас не простое, а с загадками-вопросами.

(На доске из цветного картона  изготовлено «дерево плодов» на необычном дереве есть и плоды, и  цветы, и листья.)

Если ребёнок выбрал плод. Плоды  - вопросы, на которые ответ надо дать сразу (экспресс)  -3 балла

Цветы – вопросы,  предусматривают совет с группой или индивидуально,  но на какое-то время,  - 2 балла

Листья- вопросы,  которые предусматривают работу ребенка с учебником или энциклопедией, справочником или интернетом.        - 1 балл.

Вопросы для конкурса «Дерево Плодов»

1. Плоды очень различаются по внешнему виду, строению и вкусу.

Но предназначение плодов одно…..какое?

(Ответ обеспечить безопасность и сохранение своим семенам)

разный уровень развития класса.

2. Ученые ботаники различают 2 вида плодов настоящие и ложные. Как вы думаете,  чем отличается настоящий плод от ложного плода?

 (Ответ.  При формировании стенок плода у разных растений используются разные части цветка. Если стенка плода образована только из завязи, то такой плод называют настоящим. А если задействованы и другие части цветка: цветоложе, чашечка - то плод ложный плод.  Пример:  яблоко)

3. Сухими плодами считают зерновку, семянку, орех, желудь, все они имеют одну особенность. Какую? Ответ (Все они раскрываются и внутри имеют одно семя)

4. Зерновка, семянка это сухие плоды и имеют внутри одно семя, а бывают ли сухие плоды многосемянные? Если да, приведите примеры. (Ответ. Да бывают. Пример:  стручок, боб, коробочка и семянка.)

                 

5. Чем плод костянка отличается от плода семянки?  (Ответ

Костянка – сочный плод с тонкой кожицей, мякотью и косточкой, внутри которого находится 1 семя (вишня, слива).

Семянка – сухой плод, околоплодник прилегает к единственному семени, но не срастается с ним (подсолнечник)           

6. У смородины, крыжовника, винограда и томата плоды одного типа. Как  называется такой плод и почему  мы в быту томат так не называем ?

 (- Ответ:   У томата плод ягода, но томат в быту мы относим к овощам, а не к ягодам)

7. А вот плоды земляники сочные мы их называем ягода. Верно ли такое название ?  (- Ответ:  Нет,  не верно. Правильно  плод земляники называется  многоорешком).

8. Можете ли вы определить тип плода у подсолнечника? ( Да такой плод называется семянка этот плод сухой).

 9. Плод у яблони ложный называется яблоком, так мы называем его и быту. А вот ботаники яблоком называют плоды груши, рябины. Как вы думаете, правильно ли это?. ( Ответ:  Да правильно.  Внутри сочного околоплодника находятся многочисленные семечки)

10. Чем плод боб отличается от плода стручка? (ответ: У плода боб-семена лежат на створках, а у плода стручок-на  перегородке плода)    

11.      Что такое «соплодие»? Приведите примеры соплодий.  (ответ: это совокупность зрелых, сросшихся между собой плодов. Пример ананас,  хлебное дерево)              

12.От чего зависит количество семян в одном плоде?

 ( ответ: Количество семян зависит от количества семязачатков внутри завязи. Если в завязи один семязачаток, то и в плоде будет одно семя).

Молодцы, ребята, с разминкой справились на отлично. Продолжаем наше с вами знакомство с плодами.

Задает вопрос:

Рассмотрите плоды , лежащие перед вами, одинаковы ли они?

Рассматривают и называют различия у плодов.

Задает вопрос: Кто из вас сможет мне сформулировать понятия «плод»?

Плод - это орган размножения цветковых растений, развивающийся из цветка и содержащий в себе семена.

Создает проблемную ситуацию:

Что же такое плод? Давайте поможем решить спор двум товарищам, один из которых утверждает что кочан капусты это плод, а другой с ним не согласен.  Как Вы думаете, кто из них прав?

 Обобщает ответы учащихся - кочан капусты это не плод, т. к. нет цветка. Кочан – это почка.

Кочан капусты – это не плод, так как он образовался до цветения растения. Это двулетнее растение. Плод образуется только после появления цветка. Это почка – часть побега.

Задает вопросы:

На месте чего образуется плод?

  плод образуется только на месте цветка.

Перечислите, у каких  растений есть плоды.

Создание проблемной ситуации:

Есть ли плоды у ели?

Шишка ели – у ели нет цветков, поэтому не может быть плодов. Шишка – это побег.

Обсуждение ответов учащихся

Предлагает ответить на вопросы:

Какие процессы, должны произойти с цветком, чтобы на его месте появился плод?

Правильно- это опыление и оплодотворение.

Опыле́ние растений — этап полового размножения семенных растений, процесс переноса пыльцы с пыльника на рыльце пестика (у покрытосеменных) или на семяпочку (у голосеменных)

Практикум  

Сейчас давайте обратимся к плодам, которые находятся у вас на столах.

Возьмите зубочистки и попробуйте проколоть аккуратно каждый плод.

Все ли плоды удалось проколоть? (нет)

Почему? (оболочка плода жёсткая)

Какие изменения произошли с плодами? После того, как вы их прокололи? ( из некоторых плодов вытекает сок)

Как можно назвать те плоды, из которых вытекает сок? (сочные)

А как назовём плоды, из которых сок не вытекает? (сухие)

Разделите на 2 тарелочки плоды: в 1 – сочные, во 2 – сухие.

А чем ещё отличаются плоды? ( по количеству семян)

Разделите на группы плоды и заполните схему «Классификация плодов». (Приложение 1.)

Проводит беседу по вопросам:

О ком позаботилась природа, создав вкусные плоды?

Почему плоды вкусные?

Что находится внутри плода?

Для чего же появились плоды?

Почему необходимо распространять семена?

(Чтобы они не проросли рядом материнским  растением, и не было конкуренции за питательные вещества, свет и воду).

Предлагает инсценировать Сказку «О жадном дубе» (Приложение 2.)

Создает проблемную ситуацию

Это, конечно, сказка и она, верно, объясняет, для чего семенам нужно путешествовать. Но плоды и семена не могут двигаться самостоятельно, как же им отправиться в путь?

Предлагает отгадать загадки с целью изучение способов распространения семян и одновременным заполнение таблицы. (Загадки Приложение 3. Таблица Приложение 3 (1)

Подведение учащихся к мысли о значении семян

Мы выяснили, что плоды нужны для распространения семян, а какое ещё значение имеют плоды в природе и жизни человека? Составьте схему Значение плодов. (Приложение 3 (2)

Проверка работы в таблицах.

А сейчас немного поиграем.

Игра-конкурс.

Какие сказки связаны с растениями и их плодами? К каким типам относятся плоды упомянутых растений?

Плод боб – “Принцесса на горошине” Андерсен;

 “Боб, соломина и уголек” братья Гримм;

“Петушок и бобовое зернышко” русская народная сказка.

Плод зерновка – русская народная сказка “Мужик и медведь” (рожь);

“Конек-горбунок” П. Ершов (пшеница).

Плод тыквина – “Золушка” Ш.Перро (тыква);

“Приключение Чиполлино” Дж. Родари (тыква).

Плод ягода – “Приключение Чиполлино” Дж. Родари (вишенка).

Если останется время

   И в заключении нашего урока я хотела бы познакомить вас с опасными, вредными  для здоровья растениями и их плодами.(презентация)

Приложение 1

Заполните схему «Классификация плодов».

Плоды

                              Сухие                                                                    Сочные

 Приложение 2

Сказка о жадном дубе

На опушке рос дуб – хмурый, ворчливый, жадный. Ничем не хотел  с другими делиться. Раз прибежала к нему мышка – норушка и говорит: – Разреши взять у тебя два жёлудя. Один я съем, другой посажу на дальней поляне, чтобы и там рос дубочек.

А дуб как на неё набросится:

– Убирайся, пока цела! Не дам тебе желудей, пусть со мной остаются!

Задрожала мышка от страха, убежала и больше не появлялась. С тех пор никто из зверюшек не отважился приближаться к дубу. Так и жил он в полном одиночестве. Временами у дуба появлялись жёлуди. Созрев, они падали на землю и тут же, под могучей кроной прорастали. Дубу очень хотелось, чтобы всё его многочисленное потомство было при нём. Но потомству не везло. Всем росткам, появившимся из  желудей,  не  хватало  места. Они мешали друг другу расти, глушили один другого и погибали в малом возрасте.

Прошли годы. Дуб состарился, затрухлявил и однажды, в бурю, рухнул. Так и  не дождался жадный старик себе смены.

Это,  конечно, сказка. Но она тебе верно объяснила, для  чего семенам непременно нужно бродяжничать. И как важно этим непоседам иметь друзей, которые помогали им переселяться на новые места.

Приложение 3

Загадки по распространению семян.

1. Под забором у края степей

    Сладко спал одинокий репей,

    Спал и видел прекрасные сны,

    Как он вцепится в заячью грудь

    И в далёкий отправится путь.

Животными – крючки, липучки, сладкие, сочные, яркие.

2. Летят пушинки чистые

    За луг, за сад, за лес…

    И к нам парашютистами

    Спускаются с небес.

                   (Одуванчик)

    Пролетают вереницы –

    Новосёлы – птицы;

    Прилетят домой –

    И крылья долой.

                                (Клён)

Ветром – лёгкие, имеются крылышки.

3. На сучке -  арканчик

    Держит чемоданчик.

    Крышка открылась –

    Всё развалилось

              (созревшие семена гороха)

Под кустами, у плетня,

      Не смолкает трескотня;

      Пуля слева, пуля справа…

      На кого идёт облава

                (саморазбрасывание семян у акации)

Самораспространение – плоды, вскрываются самостоятельно.

4. Плывёт утица,

    Ныряет, крутится,

    От родного берега

    Далеко очутится.

                (Кокос)

Водой – лёгкие, маленькая  плотность.

5. Выпускает он листы

    Широченной  широты.

    Держатся на стеблях крепких

    Сто плодов шершавых, цепких.

    Если их не обойдёшь –

    На себе их все найдёшь!

                  (Лопух)

 Человеком – крючки, липучки.

Приложение 3 (2)      Таблица «Способы распространения плодов»

Способы распространения плодов и семян

Примеры растений

Особенности плода, семени, связанные с распространением

Ветром

Водой

 

Человеком

Животными

Саморазбрасыванием

Таблица «Способы распространения плодов»

Способы распространения плодов и семян

Примеры растений

Особенности плода, семени, связанные с распространением

Ветром

Водой

 

Человеком

Животными

Саморазбрасыванием

Приложение 3 (2)

Заполните схему:

                                                 ЗНАЧЕНИЕ ПЛОДОВ

                   В ПРИРОДЕ                                                          В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Заполните схему:

                                                 ЗНАЧЕНИЕ ПЛОДОВ

                   В ПРИРОДЕ                                                          В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность. Урок: «Создание открытки средствами текстового редактора Microsoft Word»

Урок: «Создание открытки средствами текстового редактора Microsoft Word»...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки здоровья"

Программа способствует формированию у школьников следующих видов универсальных учебных действий. ЛУУД:Самоопределение.Смыслообразование.Самооценка и личностное самосовершенствование.Нравственно-э...

Программа внеурочной деятельности "Уроки общения"

Программа составлена  для учащихся 5 класса. Занятия по данной программе помогают учащимся адаптироваться  к обучению в среднем звене, наладить межличностные отношения в коллективе....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности"

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Уроки смыслового чтения (русская и зарубежная литература)» 6 класс

Программный материал курса для 6 класса подобран таким образом, что все литературные произведения, представленные для изучения, обсуждения и анализа, представляют собой произведения, в которых решает...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки здоровья"

Материал необходим для осуществления внеурочной деятельности в начальной школе...