Дополнительная общеразвивающая программа для организации внеурочной деятельности школьников «Азбука эколога»
методическая разработка по биологии на тему

Актуальность программы.

Экологическое воспитание охватывает сферу знаний, умений и навыков, необходимых для охраны окружающей природной среды. Формирование ответственного отношения к природе рассматривает, как результат экологического воспитания. Данная программа решает проблемы занятости детей в свободное от учебного процесса время, адаптация в социуме, а так же помогает реализовать интерес воспитанников на практике. Сущность экологического воспитания представляет собой социально-педагогическую систему и воздействует на социальный фактор.

Актуальность данной программы заключается в том, что ребенок вовлекается в социальные отношения через отношение к природе, обществу, между людьми, психологический климат в коллективе, а так же способствует оздоровлению детей, благодаря тому, что часть занятий будет проходить на свежем воздухе, что обеспечит эмоциональный уровень.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_ekologii.docx27.73 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеразвивающая программа для организации внеурочной деятельности школьников «Азбука эколога»

Возраст детей: 11-15 лет.

Срок реализации: 1 год.

Пояснительная записка

Направленность программы: экологическая

Направление внеурочной деятельности: эколого-биологическое

Вид внеурочной деятельности: кружковая

Актуальность программы.

Экологическое воспитание охватывает сферу знаний, умений и навыков, необходимых для охраны окружающей природной среды. Формирование ответственного отношения к природе рассматривает, как результат экологического воспитания. Данная программа решает проблемы занятости детей в свободное от учебного процесса время, адаптация в социуме, а так же помогает реализовать интерес воспитанников на практике. Сущность экологического воспитания представляет собой социально-педагогическую систему и воздействует на социальный фактор.

Актуальность данной программы заключается в том, что ребенок вовлекается в социальные отношения через отношение к природе, обществу, между людьми, психологический климат в коллективе, а так же способствует оздоровлению детей, благодаря тому, что часть занятий будет проходить на свежем воздухе, что обеспечит эмоциональный уровень.

Педагогическая целесообразность программы. Реализация программы предусматривает проведение занятий, знакомящих учащихся с основами экологии и биологии, проведение экскурсий в зоопарк и оранжерею, выезды на природу, проведение практических работ и экспериментов, занятий в игровой форме.

Цель программы: расширение кругозора учащихся, воспитание бережного отношения к окружающему миру. Воспитывать потребность в общении с природой. Способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности. Прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему миру.

Задачи и программы:

Обучающие:

  1. Актуализировать знания учащихся, полученных на уроках «развития речи и окружающего мира»
  2. Познакомит с элементарными экологическими понятиями
  3. Формировать познавательный интерес к окружающему миру
  4. Формировать умение работать в группе
  5. Вовлечение учащихся в практическую деятельность
  6. Познакомить с правилами общения с растительным и животным миром

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать наглядно-образное мышление
  2. Развивать мелкую моторику во время практических занятий
  3. Развивать эмоциональную сферу у учащихся и чувство красоты

Воспитательные: 

  1. Продолжать формировать бережное отношение к животным и растениям
  2. Воспитывать чувство ответственности
  3. Пробудить у детей чувство любви к природе

Отличительные особенности программы.  Настоящая программа составлена с учетом содержания примерных программ по экологическому воспитанию дошкольников и предмету «Развитие речи и окружающий мир». Отличительные особенности программы заключаются в общеразвивающем характере содержания программы, включение экскурсий, практических занятий и игровых технологий, организация живого уголка и уход за его обитателями. В структуру занятий входят: беседы, просмотр познавательных детских программ, сюжетно-игровые элементы, театрализация рассказов, работа с природным материалом, наблюдение за повадками обитателей живого уголка, фиксация полученных данных в ходе наблюдения. Занятия строится по принципу «от простого к сложному», сначала идет повторение ранее изученного материала, на основе полученных знаний и постановки проблемы, учащимся дается новый материал, далее он закрепляется на практическом занятии или экскурсии.

Формы занятий. В процессе реализации программы предусмотрены следующие  формы проведения занятий:

  1. Формы аудиторных занятий: учебное занятие, практическое занятие, занятие-игра.
  2. Формы внеаудиторных занятий (выход за пределы учреждения): экскурсии, выезды.

Форма обучения: очная.

Форма организации деятельности обучающихся на занятии – фронтальная, групповая, индивидуальная работа с учащимися.

Режим занятий. Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу, в год – 34 часов.  Продолжительность занятия – 40 мин. Набор детей – соответственно проведенному тестированию.

Планируемые результаты обучения

Предметные результаты:

К концу первого года обучения обучающиеся должны знать:

  • Некоторые экологические понятия, термины
  • Знать отличительные особенности растительного и животного мира
  • Знать домашних, диких животных, птиц, рыб. Их строение и характерные черты.
  • Чем питаются растения, животные, птицы, рыбы

К концу первого года обучения обучающиеся должны уметь:

  • Уметь применять на практике полученные знания и умения
  • Должны уметь вести наблюдения за природными явлениями с последующим обсуждением (в зависимости от индивидуальных особенностей детей)
  • Уметь работать в группах.

Метапредметные результаты:

  • Умение оценить достоинства и недостатки собственной работы
  • Умение использовать полученные знания, умения, навыки для выполнения самостоятельной работы

Личностные результаты:

  • Формирование бережного отношение к животным и растениям
  • Развить у учащихся чувство ответственности
  • Пробудить у детей чувство любви к природе

Учебно-тематический план 1-го года обучения

п/п

Название темы, раздела

Количество часов

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Повторение сезонных изменений в природе в животном, растительном мире

4

3

1

3

Изучение домашних животных

6

4

1

4

Изучение диких животных

4

3

1

5

Изучение растительного мира

8

6

2

6

Изучение взаимодействия животного и растительного мира

4

2

1

7

Изучение рыб, условий их содержания в домашних условиях и в природе

4

2

2

8

Знакомство с миром птиц

4

3

1

9

Заключительное (итоговое занятие)

1

1

-

Итого:

34

25

19

Содержание разделов программы 1-го года обучения

  1. Вводное занятие.

Теория: Знакомство с детьми. Тестирование учащихся. Правила поведения на занятиях. Игра «Летает, плавает, бегает». Цель: Изображать способ передвижения объекта. Игровые действия: Ведущий называет или показывает учащимся объект живой природы и предлагает изобразить способ передвижения этого объекта. Например, при слове «медведь» дети начинают подражать ходьбе как медведь; «сорока» дети начинают махать руками и так далее.

  1. Повторение сезонных изменений в природе в животном, растительном мире.

Теория: Изменения, происходящие с наступлением осени в повадках диких животных, улетающие птицы, птицы, прилетающие с наступлением холодов, приготовление растений  к наступлению холодов, наблюдаемые изменения в природе (солнце, осадки, ветра, температура воздуха, температура воды), их влияние на растительный и животный мир.

Практика: экскурсия в парк. Наблюдение за изменениями в природе, соотнесение с опорными карточками. Наблюдение за птицами и белками.

  1. Изучение домашних животных.

Теория: Кошка, собака, рыбки, попугаи. Их внешний вид, отличительные особенности, изучение повадок, образа жизни. Беседа о правильном уходе за домашними животными, об их потребностях, повадках.

Практика: Кормление аквариумных рыбок, содержание аквариума в чистоте.

  1. Изучение диких животных.

Теория: Внешний вид, особенности поведения и строения, основные повадки, чем питаются, как добывают себе пищу. Медведь, лиса, заяц, мышь, белка, еж, олень.

Практика: посещение зоопарка, наблюдение за дикими животными.

  1. Изучение растительного мира.

Теория: комнатные растения. Уход за ними с опорой на пиктограммы. Повторение строения цветкового растения, строения дерева. Лиственные деревья, вечнозеленые растения (тропические и хвойные). Строение ствола. Годовые кольца на стволе дерева. Кустовые растение – отличие от деревьев и цветковых растений.
Практика: Уход за комнатными растениями . Посадка цветкового луковичного растения (гиацинт). Посещение Ботанической оранжереи.

  1. Изучение взаимодействия животного и растительного мира.

Теория: Травоядные животные. Растения, питающиеся насекомыми.

Практика: Выезд на природу (наблюдение за животными, питающимися растительной пищей). Посещение ботанической оранжереи (знакомство с насекомоядными растениями).

  1. Изучение рыб, условий их содержания в домашних условиях и в природе.

Теория: строение рыбы, местообитание рыб, чем питаются. Знакомство с пиктограммой «рыба», «хвост», «голова», «туловище». Знакомство с некоторыми животными, обитающими в воде (черепахи, лягушки)

Практика: Изготовление календаря кормления аквариумных рыбок. Посещение зоопарка или океанариума.

  1. Знакомство с миром птиц.

Теория: Строение птиц, разновидности птиц и мест их обитания, перелетные и зимующие птицы, жизненный цикл птиц (яйцо-птенец-взрослая особь).
Практика: выезд на природу, наблюдение за птицами/или посещение парка, наблюдение за водоплавающими птицами (утки, лебеди).

  1. Заключительное (итоговое занятие).

Теория: Беседа о том, кто населяет нашу Планету.

Материально-техническое оснащение

  • Пиктограммы
  • Опорные картинки
  • Доска mimio, презентации по темам
  • Наглядные пособия: строение животных, растений, рыб, птиц
  • Бумага, карандаши
  • Аквариум, аквариумные рыбки, корм для них, лампа, подача воздуха, вода
  • Лейки, лопатки, земля, цветковое растение, цветочные горшки, фартуки
  • Видео-фильмы о животном и растительном мире
  • Раздаточный материал

Методическое обеспечение

п/п

Раздел, тема

Формы занятий

Методы

Дидактический материал, ТСО

Формы подведения итогов

1

Вводное занятие

Беседа, учебное занятие, занятие-игра

Наглядный (показ педагогом), словесный (объяснение), практический (выполнение заданий самостоятельно)

Иллюстрации

Опрос, инструктаж, наблюдение

2

Повторение сезонных изменений в природе в животном, растительном мире

Учебное занятие, занятие-игра, беседа, экскурсия

Наглядный, словесный, практический

Иллюстрации, презентация, опорные карточки, фотослайды

Наблюдение, опрос в виде игры

3

Изучение домашних животных

Учебное занятие, беседа, практическое занятие

Наглядный, словесный, практический

Опорные карточки, фотослайды, видео фильм

самостоятельная работа, работа в группах

4

Изучение диких животных

Учебное занятие, беседа, экскурсия

Наглядный, словесный, практический

Фильм, иллюстрации, опорные картинки

Опрос

5

Изучение растительного мира

Учебное занятие, беседа, практическое занятие, экскурсия

Наглядный, словесный, практический

Опорные картинки, раздаточный материал, пиктограммы

Наблюдение

6

Изучение взаимодействия животного и растительного мира

Учебное занятие, экскурсия

Наглядный, словесный

Презентация на интерактивной доске mimio, иллюстрации

Наблюдение, опрос

7

Изучение рыб, условий их содержания в домашних условиях и в природе

Учебное занятие, беседа, практическое занятие, занятие-игра

Наглядный словесный, практический

Фотослайды, иллюстрации, раздаточный материал, пиктограммы

Наблюдение, опрос

8

Знакомство с миром птиц

Учебное занятие, практическое занятие, занятие-игра, экскурсия

Наглядный, словесный, практический

Фотослайды, аудиозаписи, раздаточный материал, иллюстрации, опорные картинки, презентация на интерактивной доске mimio

Опрос

9

Заключительное (итоговое занятие)

Беседа

Словесный, наглядный

Фотослайды, иллюстрации, раздаточный материал

Опрос в игровой форме

Литература для педагога:

1. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л. Б. Баряева, Д. И. Бойков, В. И. Липакова и др.; Под. ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011. — 480 с.

2. Окружающий мир, 2 кл., Часть 2/Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н., 2011

Государственное общеобразовательное учреждение школа № 755 Василеостровского района

г. Санкт-Петербурга

Дополнительная общеразвивающая программа для организации внеурочной деятельности школьников «Азбука эколога»

(Для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью)

                                                                     Учитель: Галкина О.А.

                                                                                           

г. Санкт-Петербург


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа организации внеурочной деятельности школьников "Люби и изучай родной край"

Программа "Люби и изучай родной край" несет в себе  возможность комплексного формирования личности на основе исследования  преемственности разнонаправленного исторического опыта поколен...

Организация внеурочной деятельности школьников

В данной работе представлен опыт  формирования ключевых компетенций обучающихся через организацию внеурочной деятельности школьников на основе проектно-исследовательской деятельности.В рабо...

Программа организации внеурочной деятельности школьников "Исследовательская и проектная деятельность обучающихся физике"

Включение обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность является одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности. Организация учебно-исследовательских и проектных ра...

Программа организации внеурочной деятельности школьников Проектная деятельность обучающихся по литературе

Сегодня в образовательной практике активно применяется метод проектов, который успешно решает как учебные, так и воспитательные задачи.  Занятия по методу проектов дают возможность ученику прояви...

«ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ» лето 2020

Каникулы – это и время отдыха, и период значительного расширения практического опыта ребёнка, творческого освоения новой информации, её осмысления, формирования новых умений и способностей, жизн...

Реализация дополнительных общеразвивающих программ и курсов внеурочной деятельности в условиях общеобразовательной организаци

Материал предназначен для руководителей, заместителей руководителей общеобразовательной организации по вопросам организации и реализации дополнительных общеразвивающих программ и курсов внеурочной дея...