Дополнительная общеразвивающая программа для организации внеурочной деятельности школьников «Азбука эколога»
методическая разработка по биологии на тему
Актуальность программы.
Экологическое воспитание охватывает сферу знаний, умений и навыков, необходимых для охраны окружающей природной среды. Формирование ответственного отношения к природе рассматривает, как результат экологического воспитания. Данная программа решает проблемы занятости детей в свободное от учебного процесса время, адаптация в социуме, а так же помогает реализовать интерес воспитанников на практике. Сущность экологического воспитания представляет собой социально-педагогическую систему и воздействует на социальный фактор.
Актуальность данной программы заключается в том, что ребенок вовлекается в социальные отношения через отношение к природе, обществу, между людьми, психологический климат в коллективе, а так же способствует оздоровлению детей, благодаря тому, что часть занятий будет проходить на свежем воздухе, что обеспечит эмоциональный уровень.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_ekologii.docx | 27.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеразвивающая программа для организации внеурочной деятельности школьников «Азбука эколога»
Возраст детей: 11-15 лет.
Срок реализации: 1 год.
Пояснительная записка
Направленность программы: экологическая
Направление внеурочной деятельности: эколого-биологическое
Вид внеурочной деятельности: кружковая
Актуальность программы.
Экологическое воспитание охватывает сферу знаний, умений и навыков, необходимых для охраны окружающей природной среды. Формирование ответственного отношения к природе рассматривает, как результат экологического воспитания. Данная программа решает проблемы занятости детей в свободное от учебного процесса время, адаптация в социуме, а так же помогает реализовать интерес воспитанников на практике. Сущность экологического воспитания представляет собой социально-педагогическую систему и воздействует на социальный фактор.
Актуальность данной программы заключается в том, что ребенок вовлекается в социальные отношения через отношение к природе, обществу, между людьми, психологический климат в коллективе, а так же способствует оздоровлению детей, благодаря тому, что часть занятий будет проходить на свежем воздухе, что обеспечит эмоциональный уровень.
Педагогическая целесообразность программы. Реализация программы предусматривает проведение занятий, знакомящих учащихся с основами экологии и биологии, проведение экскурсий в зоопарк и оранжерею, выезды на природу, проведение практических работ и экспериментов, занятий в игровой форме.
Цель программы: расширение кругозора учащихся, воспитание бережного отношения к окружающему миру. Воспитывать потребность в общении с природой. Способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности. Прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему миру.
Задачи и программы:
Обучающие:
- Актуализировать знания учащихся, полученных на уроках «развития речи и окружающего мира»
- Познакомит с элементарными экологическими понятиями
- Формировать познавательный интерес к окружающему миру
- Формировать умение работать в группе
- Вовлечение учащихся в практическую деятельность
- Познакомить с правилами общения с растительным и животным миром
Коррекционно-развивающие:
- Развивать наглядно-образное мышление
- Развивать мелкую моторику во время практических занятий
- Развивать эмоциональную сферу у учащихся и чувство красоты
Воспитательные:
- Продолжать формировать бережное отношение к животным и растениям
- Воспитывать чувство ответственности
- Пробудить у детей чувство любви к природе
Отличительные особенности программы. Настоящая программа составлена с учетом содержания примерных программ по экологическому воспитанию дошкольников и предмету «Развитие речи и окружающий мир». Отличительные особенности программы заключаются в общеразвивающем характере содержания программы, включение экскурсий, практических занятий и игровых технологий, организация живого уголка и уход за его обитателями. В структуру занятий входят: беседы, просмотр познавательных детских программ, сюжетно-игровые элементы, театрализация рассказов, работа с природным материалом, наблюдение за повадками обитателей живого уголка, фиксация полученных данных в ходе наблюдения. Занятия строится по принципу «от простого к сложному», сначала идет повторение ранее изученного материала, на основе полученных знаний и постановки проблемы, учащимся дается новый материал, далее он закрепляется на практическом занятии или экскурсии.
Формы занятий. В процессе реализации программы предусмотрены следующие формы проведения занятий:
- Формы аудиторных занятий: учебное занятие, практическое занятие, занятие-игра.
- Формы внеаудиторных занятий (выход за пределы учреждения): экскурсии, выезды.
Форма обучения: очная.
Форма организации деятельности обучающихся на занятии – фронтальная, групповая, индивидуальная работа с учащимися.
Режим занятий. Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу, в год – 34 часов. Продолжительность занятия – 40 мин. Набор детей – соответственно проведенному тестированию.
Планируемые результаты обучения
Предметные результаты:
К концу первого года обучения обучающиеся должны знать:
- Некоторые экологические понятия, термины
- Знать отличительные особенности растительного и животного мира
- Знать домашних, диких животных, птиц, рыб. Их строение и характерные черты.
- Чем питаются растения, животные, птицы, рыбы
К концу первого года обучения обучающиеся должны уметь:
- Уметь применять на практике полученные знания и умения
- Должны уметь вести наблюдения за природными явлениями с последующим обсуждением (в зависимости от индивидуальных особенностей детей)
- Уметь работать в группах.
Метапредметные результаты:
- Умение оценить достоинства и недостатки собственной работы
- Умение использовать полученные знания, умения, навыки для выполнения самостоятельной работы
Личностные результаты:
- Формирование бережного отношение к животным и растениям
- Развить у учащихся чувство ответственности
- Пробудить у детей чувство любви к природе
Учебно-тематический план 1-го года обучения | ||||
№ п/п | Название темы, раздела | Количество часов | ||
Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2 | Повторение сезонных изменений в природе в животном, растительном мире | 4 | 3 | 1 |
3 | Изучение домашних животных | 6 | 4 | 1 |
4 | Изучение диких животных | 4 | 3 | 1 |
5 | Изучение растительного мира | 8 | 6 | 2 |
6 | Изучение взаимодействия животного и растительного мира | 4 | 2 | 1 |
7 | Изучение рыб, условий их содержания в домашних условиях и в природе | 4 | 2 | 2 |
8 | Знакомство с миром птиц | 4 | 3 | 1 |
9 | Заключительное (итоговое занятие) | 1 | 1 | - |
Итого: | 34 | 25 | 19 |
Содержание разделов программы 1-го года обучения
- Вводное занятие.
Теория: Знакомство с детьми. Тестирование учащихся. Правила поведения на занятиях. Игра «Летает, плавает, бегает». Цель: Изображать способ передвижения объекта. Игровые действия: Ведущий называет или показывает учащимся объект живой природы и предлагает изобразить способ передвижения этого объекта. Например, при слове «медведь» дети начинают подражать ходьбе как медведь; «сорока» дети начинают махать руками и так далее.
- Повторение сезонных изменений в природе в животном, растительном мире.
Теория: Изменения, происходящие с наступлением осени в повадках диких животных, улетающие птицы, птицы, прилетающие с наступлением холодов, приготовление растений к наступлению холодов, наблюдаемые изменения в природе (солнце, осадки, ветра, температура воздуха, температура воды), их влияние на растительный и животный мир.
Практика: экскурсия в парк. Наблюдение за изменениями в природе, соотнесение с опорными карточками. Наблюдение за птицами и белками.
- Изучение домашних животных.
Теория: Кошка, собака, рыбки, попугаи. Их внешний вид, отличительные особенности, изучение повадок, образа жизни. Беседа о правильном уходе за домашними животными, об их потребностях, повадках.
Практика: Кормление аквариумных рыбок, содержание аквариума в чистоте.
- Изучение диких животных.
Теория: Внешний вид, особенности поведения и строения, основные повадки, чем питаются, как добывают себе пищу. Медведь, лиса, заяц, мышь, белка, еж, олень.
Практика: посещение зоопарка, наблюдение за дикими животными.
- Изучение растительного мира.
Теория: комнатные растения. Уход за ними с опорой на пиктограммы. Повторение строения цветкового растения, строения дерева. Лиственные деревья, вечнозеленые растения (тропические и хвойные). Строение ствола. Годовые кольца на стволе дерева. Кустовые растение – отличие от деревьев и цветковых растений.
Практика: Уход за комнатными растениями . Посадка цветкового луковичного растения (гиацинт). Посещение Ботанической оранжереи.
- Изучение взаимодействия животного и растительного мира.
Теория: Травоядные животные. Растения, питающиеся насекомыми.
Практика: Выезд на природу (наблюдение за животными, питающимися растительной пищей). Посещение ботанической оранжереи (знакомство с насекомоядными растениями).
- Изучение рыб, условий их содержания в домашних условиях и в природе.
Теория: строение рыбы, местообитание рыб, чем питаются. Знакомство с пиктограммой «рыба», «хвост», «голова», «туловище». Знакомство с некоторыми животными, обитающими в воде (черепахи, лягушки)
Практика: Изготовление календаря кормления аквариумных рыбок. Посещение зоопарка или океанариума.
- Знакомство с миром птиц.
Теория: Строение птиц, разновидности птиц и мест их обитания, перелетные и зимующие птицы, жизненный цикл птиц (яйцо-птенец-взрослая особь).
Практика: выезд на природу, наблюдение за птицами/или посещение парка, наблюдение за водоплавающими птицами (утки, лебеди).
- Заключительное (итоговое занятие).
Теория: Беседа о том, кто населяет нашу Планету.
Материально-техническое оснащение
- Пиктограммы
- Опорные картинки
- Доска mimio, презентации по темам
- Наглядные пособия: строение животных, растений, рыб, птиц
- Бумага, карандаши
- Аквариум, аквариумные рыбки, корм для них, лампа, подача воздуха, вода
- Лейки, лопатки, земля, цветковое растение, цветочные горшки, фартуки
- Видео-фильмы о животном и растительном мире
- Раздаточный материал
Методическое обеспечение
№ п/п | Раздел, тема | Формы занятий | Методы | Дидактический материал, ТСО | Формы подведения итогов |
1 | Вводное занятие | Беседа, учебное занятие, занятие-игра | Наглядный (показ педагогом), словесный (объяснение), практический (выполнение заданий самостоятельно) | Иллюстрации | Опрос, инструктаж, наблюдение |
2 | Повторение сезонных изменений в природе в животном, растительном мире | Учебное занятие, занятие-игра, беседа, экскурсия | Наглядный, словесный, практический | Иллюстрации, презентация, опорные карточки, фотослайды | Наблюдение, опрос в виде игры |
3 | Изучение домашних животных | Учебное занятие, беседа, практическое занятие | Наглядный, словесный, практический | Опорные карточки, фотослайды, видео фильм | самостоятельная работа, работа в группах |
4 | Изучение диких животных | Учебное занятие, беседа, экскурсия | Наглядный, словесный, практический | Фильм, иллюстрации, опорные картинки | Опрос |
5 | Изучение растительного мира | Учебное занятие, беседа, практическое занятие, экскурсия | Наглядный, словесный, практический | Опорные картинки, раздаточный материал, пиктограммы | Наблюдение |
6 | Изучение взаимодействия животного и растительного мира | Учебное занятие, экскурсия | Наглядный, словесный | Презентация на интерактивной доске mimio, иллюстрации | Наблюдение, опрос |
7 | Изучение рыб, условий их содержания в домашних условиях и в природе | Учебное занятие, беседа, практическое занятие, занятие-игра | Наглядный словесный, практический | Фотослайды, иллюстрации, раздаточный материал, пиктограммы | Наблюдение, опрос |
8 | Знакомство с миром птиц | Учебное занятие, практическое занятие, занятие-игра, экскурсия | Наглядный, словесный, практический | Фотослайды, аудиозаписи, раздаточный материал, иллюстрации, опорные картинки, презентация на интерактивной доске mimio | Опрос |
9 | Заключительное (итоговое занятие) | Беседа | Словесный, наглядный | Фотослайды, иллюстрации, раздаточный материал | Опрос в игровой форме |
Литература для педагога:
1. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л. Б. Баряева, Д. И. Бойков, В. И. Липакова и др.; Под. ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011. — 480 с.
2. Окружающий мир, 2 кл., Часть 2/Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н., 2011
Государственное общеобразовательное учреждение школа № 755 Василеостровского района
г. Санкт-Петербурга
Дополнительная общеразвивающая программа для организации внеурочной деятельности школьников «Азбука эколога»
(Для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью)
Учитель: Галкина О.А.
г. Санкт-Петербург
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа организации внеурочной деятельности школьников "Люби и изучай родной край"
Программа "Люби и изучай родной край" несет в себе возможность комплексного формирования личности на основе исследования преемственности разнонаправленного исторического опыта поколен...
Организация внеурочной деятельности школьников
В данной работе представлен опыт формирования ключевых компетенций обучающихся через организацию внеурочной деятельности школьников на основе проектно-исследовательской деятельности.В рабо...
Программа организации внеурочной деятельности школьников "Исследовательская и проектная деятельность обучающихся физике"
Включение обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность является одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности. Организация учебно-исследовательских и проектных ра...
Программа организации внеурочной деятельности школьников Проектная деятельность обучающихся по литературе
Сегодня в образовательной практике активно применяется метод проектов, который успешно решает как учебные, так и воспитательные задачи. Занятия по методу проектов дают возможность ученику прояви...
«ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ» лето 2020
Каникулы – это и время отдыха, и период значительного расширения практического опыта ребёнка, творческого освоения новой информации, её осмысления, формирования новых умений и способностей, жизн...
Реализация дополнительных общеразвивающих программ и курсов внеурочной деятельности в условиях общеобразовательной организаци
Материал предназначен для руководителей, заместителей руководителей общеобразовательной организации по вопросам организации и реализации дополнительных общеразвивающих программ и курсов внеурочной дея...