Интеграция учебной и внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС ООО
статья по биологии на тему

Елена Геннадьевна Емельянова

В статье «Интеграция учебной и внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС ООО» говорится, об осуществлении взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты ФГОС и цельности образования.

В статье подчерчивается, что одним из способов этой интеграции является проектно-исследовательская деятельность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integratsiya.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:

Емельянова Е.Г.

учитель биологии

МБОУ «СОШ №28» г. Курска

Интеграция учебной и внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС ООО

В человеке заложены безграничные источники творчества, иначе бы он не стал человеком.  Нужно их освободить и    вскрыть, ставя человека в подходящие общественные  и материальные  условия.

А.Н. Толстой

Основным ключом для развития творческих способностей ребенка являются образовательные учреждения.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 года №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,  приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года 373» говорит что, основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.

В федеральном государственном образовательном стандарте отмечено: «Внеурочная деятельность – это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одаренными детьми. Внеурочная деятельность – это осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты ФГОС и цельности образования».

Многие коллеги со мной согласятся, что педагогический процесс целесообразно рассматривать как управляемый процесс совместного творчества педагогов и школьников, цель которого создание условий для развития и социальной адаптации учащихся в системе урочно-внеурочных занятий.
        Урок по-прежнему считается основной формой учебно-воспитательной работы в школе. Здесь обучащиеся усваивают обозначенную программой информацию, приобретают определенные умения и навыки, знакомятся со способами применения теоретических знаний на практике,  получают от учителя рекомендации, как построить самостоятельную работу, но здесь не всегда создаются оптимальные условия для реализации творческого потенциала учащихся и учителей, их склонностей и желаний.
       Внеурочная же деятельность расширяет возможности взаимодействия ученика и учителя. Это работа вместе и социальная адаптация, и учет характеров, и разные формы. Специфика внеурочной деятельности состоит в том, что обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения.     

 Внеурочная  деятельность осуществляется по 6 направлениям: спортивно – оздоровительному, художественно-эстетическому, научно-познавательному, военно–патриотическому, общественно-полезная деятельность и проектная деятельность.

ФГОС рекомендует при ведении внеурочной деятельности использовать такие формы, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики. То есть предлагается применять известные формы воспитательной работы и дополнительного образования. 

При освоении  обучающимися основ естественнонаучных дисциплин, мною сделан акцент на воспитание эмоционально-ценностного отношения к природе, чувства ответственности за экологическое благополучие окружающего мира. Данная цель достигается мной при интеграции  учебной и внеурочной деятельности. Одним из способов этой интеграции  является проектная деятельность.

Приобретение опыта проектной деятельности происходит ещё в начальной школе, поэтому небольшие проекты могут быть реализованы ещё в 5, 6 классах. Например, в 6 классе при изучении темы «Голосеменные» учащимся было предложено выяснить: «Какие хвойные растения используются для озеленения нашего города? Составить свой проект озеленения улиц». На уроке невозможно выполнить всю работу. Потому в урочное время составили план  и инструкцию, а остальная работа выполняется во внеурочной деятельности. Также интересный проект в 5 классе был вынесен мной на внеурочную деятельность «Изучение загрязнения окружающей среды методом лихеноиндикации». В этом году в 8 классе при изучении темы «Общий обзор организма» на внеурочную деятельность была вынесена тема  «Экология жилища». Где рассматривалось влияние  интерьера в собственной квартире на домочадцев и их здоровье и выяснилась правдивость выражения«Мой дом – моя крепость».

Также интерес к биологическим знаниям развивают театрализованные занятия. Мной было проведено занятие «Живая книга», где обучающиеся рассказали о животных Красной книги России, используя прием «Аквагримм».

В 2018 году коллектив МБОУ «СОШ № 28» стал активным участником Всероссийской экологической акции «Вода и здоровье», целью которой является повышение  экологической грамотности обучающихся школы и их родителей.

В рамках акции стартовал проект «Сделаем вместе», куратором которого являлась я. При проведении данной акции использовались различные формы и приемы внеурочной деятельности.

После проведения экоурока "Вода в природе и жизни человека" была создана группа эколидеров в составе педагогов школы и учеников 11 классов, основной задачей которой являлось - привлечение внимания общественности к проблеме загрязнения водных ресурсов.

Обучающимися провели исследовательские работы по оценке загрязнения прилегающих к школе территорий,  его влияния на биоценозы и здоровье человека.

На следующем этапе эколидеры самостоятельно провели уроки на тему "Вода и здоровье"для обучающихся среднего звена. Они рассказали не только о свойствах воды и  о значении ее для всего живого, но и провели небольшое исследование по определению её свойств прямо в рамках урока, что очень заинтересовало обучающихся 5-7 классов.

 На следующем этапе внеурочной работы учащиеся 8-11 классов приняли участие в научно-практической конференции "Вода - это жизнь!" На конференции были заслушаны отчеты эколидеров по итогам исследовательских работ.

Для учащихся среднего звена была проведена познавательно-развлекательная программа "Вода - бесценный дар", основной целью которой является привлечение обучающихся к бережному отношению к воде.

В рекреации школы была создана выставка творческих работ "Вода и здоровье". Работы для выставки выполнили обучающиеся 1-6 классов под руководством эколидеров.

На заключительном этапе акции на прилегающей к школе территории эколидеры и обучающиеся 11-х классов разместили листовки "Берегите воду".B была проведена уборка территории, прилегающая к речной сети микрорайона.

Материал, который обучающиеся добыли самостоятельно по данной теме во внеурочной деятельности может быть использован на уроках биологии в 8 классе на темах «Гигиена питания и предупреждение желудочно - кишечных заболеваний».

  В заключении мне хотелось бы ещё раз сказать, что внеурочная деятельность должна быть интересна учащимся, только тогда она может принести ощутимые положительные плоды. Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Во внеурочной деятельности должна создаваться своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов. И потому важнейшая задача   педагогического коллектива - сделать внеурочную деятельность полезной и привлекательной для каждого ученика.  

Список литературы:

  1. Кристинина Е. И. Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном процессе (из опыта работы) [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 100-104.
  2. Казаренков В. Основы педагогики: интеграция урочных и внеурочных занятий школьников.

3.Интернет- ресурсы:

http://mon.gov.ru

http://standart.edu.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС

Приняла заочное участие в научно - практической конференции в ИПКРО РА , статья будет публиковаться....

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная программа реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеуро...

презентация Внеурочная деятельность в условиях введения ФГОС

Презентация "Внеурочная деятельность в условиях введения ФГОС"отражает основные цели,задачи,технологии формы и методы внеурочной деятельности....

Внеурочная деятельность в условиях введения ФГОС

Выступление на  августовской педагогической конференции учителей иностранных языков  РМО ....

Выступление на семинаре заместителей директоров по учебной работе "Современный урок и внеурочная деятельность в условиях введения ФГОС. ИКТ в образовательном процессе"

Доклад содержит описание опыта работы школы по введению ФГОС. Обращено внимание на структуру урока в соответствии с ФГОС, использование ИКТ в образовательном процессе, особенности ведения внеурочной д...