Технологическая карта урока "Характеристика Царство Грибы" 5 класс
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Технологическая карта урока в 5 классе по теме: «Общая характеристика грибов»

Тип урока: Урок открытия новых знаний на основе ране изученного. Целеполагание на изучение темы в целом.

Технологии: элементы технологии проблемного диалога, ИКТ .

Предметные результаты:

формировать умение объяснять, как строение грибов связано с их жизнедеятельностью;

формировать умение понимать смысл биологических терминов: грибница, мицелий, хитин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_ikarta_uroka_har-ka_gribov.docx28.33 КБ

Предварительный просмотр:

Урок №19

Технологическая карта урока в 5 классе по теме: «Общая характеристика грибов»

Тип урока: Урок открытия новых знаний на основе ране изученного. Целеполагание на изучение темы в целом.

Технологии: элементы технологии проблемного диалога, ИКТ .

Предметные результаты:

формировать умение объяснять, как строение грибов связано с их жизнедеятельностью;

формировать умение понимать смысл биологических терминов: грибница, мицелий, хитин.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД

Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

Продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.

Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой  (текст в схему и пр.).

Коммуникативные УУД

Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Регулятивные УУД

Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные результаты:

Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

Приемы: «зигзаг», «знаем-незнаем… постановка в ситуацию затруднения».

Формы работы: парная, групповая (4 учащихся в группе)

Методы: словесные, наглядные, поисково-исследовательские

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, учебник «Биология» 5 класс под редакцией В.В. Пасечника (ФГОС).

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1.Орг. Момент    

- Добрый день, ребята.(слайд1)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

2. Актуализация  прежних знаний.

Для начала давайте вспомним что мы проходили на прошлом уроке.

Вопрос к классу: Дайте определение бактериям

- Нарисуйте, какие бывают формы бактерий

- Подписать их название

Для класса:    - Найди ошибку ( слайд 2)

Учащиеся отвечают на вопрос.

Работа у доски: (2 уч-ся)

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные:
умение достаточно полно и точно выражать свои мысли,  владение монологической и диалогической формами речи, умение воспринимать информацию, отвечать на вопросы учителя

Познавательные УУД:  умение структурировать учебный материал, обобщать, делать выводы.

2.Мотивация 

Создает для учеников проблемную ситуацию.

Что за чудище такое?

То поменьше, то большое.

Можно встретить под берёзой,

На пеньке, среди травы.

Можно в баночке литровой,

И на хлебе те дары.

Могут паразитом быть-

Злаков урожай сгубить.

Могут портить древесину,

Поселившись на стволах.

Могут в тесте размножаться,

Если тесто на дрожжах.

Есть плодовые тела

И разросшиеся клетки.

Так о ком же речь была?

Догадались ли, вы, детки?

Совершенно верно - это гриб (слайд 2)

Как вы думаете будет звучать тема сегодняшнего урока? (слайд 3)

Давайте сформулируем тему, выполнив следующее задание (более научно):

Для этого надо разложить каждое из чисел на разрядные слагаемые. (слайд 4)

Тема урока: Царство Грибов. Общая характеристика грибов. (слайд 5)

Вступают в диалог с учителем.

Отвечают на вопросы учителя.

Приходят к выводу: «Мне не хватает знаний, я хочу это знать»

Учащиеся работают с таблицей. Определяют тему урока и записывают её в тетради.

Регулятивные УУД:

- развитие навыка решения простейших задач.

-формирование способности к сопоставлению и выделению главного.

Личностные УУД:

-развитие познавательной мотивации к учебной деятельности, открытию новых знаний.

3. Актуализация знаний

   

Итак, добро пожаловать в одно из самых загадочных царств живой природы – царство Грибы. С этим царством мы будем с вами знакомиться не один  урок.

Рассмотрим некоторые факты из характеристики этого царства (слайд 6)

Факт 1: Грибы похожи ни на растения, ни на животных, они могут расти в отсутствие света, но не могут двигаться, как животные

Факт 2: Грибы растут в течение всей жизни, как растения, но питаются только готовыми органическими веществами

Обсудите в парах, что вас удивило?   Какие вопросы у вас возникли?

Проблема:???? Что такое гриб? Почему их выделили в отдельное царство?

Ваши версии (запись на доске)

Но достаточно ли этого признака, чтобы выделить эти организмы в отдельное царство? Научный или ненаучный это признак?

Деятельность учащихся

Фронтальная беседа. Участвуют в диалоге.

Вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты) которые связаны с формулировкой проблемы. Определяют, каких знаний им не хватает, где и как их добыть.

Регулятивные УУД:

- формирование способности постановки цели, ведущей к решению возникающих проблем.

Коммуникативные УУД:

- групповая работа по обсуждению информации

- слушать товарища и обосновывать свое мнение    

- выражать свои мысли и идеи

Личностные УУД:

- умение определять границы между знанием и незнанием.

4.Целеполагание

Деятельность учителя

Предлагает сформулировать цели урока

(планируемые результаты урока)

Какие цели мы перед собой поставим сегодня?

Побуждает к поиску плана урока. Обсуждает с учащимися план урока.

Деятельность учащихся

Называют цели урока.

1. строение клетки грибов

2.способ питания

3. размножение грибов

4. роль грибов в природе и жизни человека.

Личностные УУД:

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

Регулятивные УУД:

- определять цели и задачи урока

- определять критерии  изучения темы

Коммуникативные УУД:

- выражать свои мысли и идеи

Ребята, в какой последовательности будем выполнять поставленные задачи?

Предлагаю составить план. Можно воспользоваться планом параграфа, при этом внести изменения. План учитель фиксирует на доске, при необходимости корректирует.

Составляют план по пунктам в учебнике. Участвуют в обсуждении и предполагают последовательность действий.

Примерный план урока:

1. Роль бактерий в природе.

А. Бактерии разложения и гниения.

Б. Почвенные бактерии.

6. «Открытие нового знания»

(изучение новой темы)

Деятельность учителя

Организовывает работу по поиску и обработке информации.  Работа осуществляется в группах. Учащиеся   объединяются в четыре группы по желанию (по 5 – 6 учеников). В ходе работы учитель консультирует, ненавязчиво контролирует.

Выполним  задание (в группах).

Вспомним правила работы в группах. (слайд 9)  

План работы групп таков:

-прочитать задание, обсудить, выполнить, создать презентации на ноутбуках

-вернуться в свои исходные группы и поделиться полученными знания о грибах с вашими товарищами.

Работа в группах.

Закончили работу?

Деятельность учащихся 

Осуществляют решение учебных задач.

Работают в группах с разными источниками информации: учебники, рисунки, инструкции, таблицы, презентация

Задание группы 1.

Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 66 «Питание грибов» и подготовьте выступление об особенностях питания грибов. Заполните схему в презентации, дополните ее картинками.

Задание группы 2.

Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 66 «Строение грибов» и подготовьте выступление об особенностях организации грибов, строения грибной клетки. Заполните схему в презентации, дополните ее картинками.

Задание группы 3.

Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 66 «Размножение грибов» и подготовьте выступление путях размножения грибов и их способах. Заполните схему в презентации.

Задание группы 4.

Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 67 «Роль грибов в природе и жизни человека», изучите рис. 39  и подготовьте выступление роли грибов в природе и об использовании грибов человеком. Заполните схему в презентации, дополните ее картинками.

Предметные УУД:

- составить представление о роли бактерий в природе.

Личностные УУД:

 - сознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

Регулятивные УУД

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое мнение

- определять  критерии  изучения темы

Познавательные УУД:

- работать с таблицей

- составлять  схемы-опоры

- работа с информационными текстами

- объяснять  значения новых слов

- сравнивать и выделять признаки биологических объектов

-уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации

Коммуникативные УУД:

 - групповая работа по обсуждению информации

- слушать товарища и обосновывать свое мнение

- выражать свои мысли и идеи

Ребята, чтобы наша работа по поиску новой информации была более эффективной, предлагаю разделиться на 4 группы.

Материал параграфа состоит из четырех пунктов.

Открытие осуществляется в 4 этапа, каждый из которых завершается выводом по проблеме.

Ребята, вы успешно заполнили таблицу, сравните с таблицей на слайде. (Слайд 12)

Руководитель группы выбирает, кто будет отвечать. Учащиеся других групп фиксируют в своих таблицах недостающую информацию.  При необходимости учитель корректирует. Участники группы дополняют.

Рисунок дублируется на слайде, сопровождая объяснение учащихся.  Учащиеся делают вывод.

После выступления всех групп, заполненная таблица появляется на слайде, и учащиеся сравнивают на слайде и в своих таблицах.  

 Работают с текстом, выделяют главное, фиксируют в таблице, свое «открытие», изучают рисунки, готовят выступление. Каждая группа проводит презентацию результатов своей работы.   Участники группы дополняют. Обращаются к презентации. Учащиеся других групп фиксируют в своих таблицах недостающую информацию.

 Делают выводы о полноте и правильности изученного, сравнивают свои таблицы с заполненной таблицей на слайде.

Физкультминутка

Ребята, предлагаю немного подвигаться. Встаньте.

Учащиеся выполняют упражнение на слова:

« Вырос гриб на тонкой ножке.

Встань и ты, постой немножко.

Крышу сделай над собой,

Как из шляпки грибной.

Все тихонечко вздохнем,

Вновь грибы учить начнем».

Выполняют упражнения в течение 1 минуты.

7. Закрепление

Деятельность учителя

Организует закрепление знаний.

 Происходит присвоение нового знания и создание «нового продукта». «Новый продукт» - ответ на проблемный вопрос и мини – дискуссия на темы:

1. строение клетки грибов

2.способ питания

3. размножение грибов

4. роль грибов в природе и жизни человека.

Деятельность учащихся

Фронтальная беседа. Вспоминают проблемный вопрос

«Возможна ли жизнь на Земле без бактерий?», участвуют в дискуссии, отвечают, использую полученные знания.

Предметные УУД:

- составить представление о роли бактерий в природе и жизни человека

Личностные УУД:

- оценивать собственный вклад в работу группы

Регулятивные УУД:

- определять критерии изучения темы

Коммуникативные УУД:

- слушать товарища и обосновывать свое мнение        

- выражать свои мысли и идеи

Ребята, как вы считаете, могут ли знания, полученные нами на сегодняшнем уроке, быть использованы в повседневной жизни?  

Обсудите этот вопрос в группах и приведите примеры. На обсуждение 1 – 2 минуты.

Участвуют в обсуждении.

Жизнь на Земле без бактерий невозможна.

 Называют причины.

Бактерии гниения и разложения превращают погибших растений, животных и мусор, который образует человек в перегной почвы.

Почвенные бактерии превращают перегной в минеральные вещества. Минеральные вещества нужны растениям для роста.

Клубеньковые бактерии обитают в почве на корнях растений и обогащают почву азотом, который нужен растениям.

Сравнивают свои выводы с текстом слайда.

Предполагают:

Если бы не было бактерий, Земля покрылась бы кучей мертвого вещества, и мы бы просто утонули в нем.

Минеральные вещества в почве исчерпались. Не было бы пищи растениям.

Погибли бы растения, закончился кислород в атмосфере.

Жизнь на земле исчезла бы.

8. Рефлексия и оценивание

Деятельность учителя

Предлагает вспомнить тему и цели урока, соотнести с планом урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.

Работа с сигнальными карточками.

Деятельность учащихся

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и цели урока, наиболее понравившиеся эпизоды урока.

Определяют степень своих достижений на уроке (самооценка) с помощью сигнальных карточек, листов самооценки.

Отмечают успешные ответы, участников группы (взаимооценка).

Регулятивные УУД

  • развитие способности объективно оценивать себя и анализировать условия достижения цели.

- формирование позитивной моральной самооценки.

Ребята, определите степень своих достижений на уроке  и выразите свое отношение к уроку с помощью сигнальных карточек (Слайд 15)

Поднимите соответствующую карточку.

Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.

Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.

Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.

Учитель предлагает пояснить свой выбор нескольким учащимся, затем подвести итоги самооценки (выставить итоговые отметки в листах самооценки), сдать оценочные листы учителю.

Вспоминают и называют тему и цели урока,  отмечают наиболее понравившиеся эпизоды урока.

Выражают  степень своих достижений и отношение к уроку с помощью сигнальных карточек. Комментируют.

Определяют степень своих достижений на уроке (осуществляют самооценку) с помощью  листов самооценки.

Выставляют отметки, сдают оценочные листы учителю.

9. Домашнее задание

1 мин

Учитель предлагает записать домашнее задание. ( Слайд 16)

Домашнее задание:

Инвариантная часть: параграф 13 – читать, пересказывать, ответить на вопросы 1 – 4

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока в 11 классе с применением проектной технологии «Основные классы неорганических соединении»

Технологическая карта урокаТема урока «Основные классы неорганических соединений»Цель: Организовать деятельность учащихся по обобщению, закреплению, углублению знаний об основных классах неоргани...

Технологическая карта урока в 6 классе по русскому языку по теме «Имя существительное - часть речи удивительная.( Повторение изученного в V классе)»

Урок по русскому языку в 6 классе разработан по ФГОС.Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме: «Имя существительное – часть речи удивительная» Цель деятельности учителяСис...

Технологическая карта урока в 5 классе "Царство Бактерии" в соответствии с ФГОС

Технологическая разработка содержит конспект урока с прописанными целями и этапами урока, презентацию к уроку. Разработка составлена по УМК В.В. Пасечника...

Технологическая карта урока биологии 5 класс по теме "Царства живой природы"

Технологическая карта урока по биологии 5 класс по теме "Царства живой природы"...

Технологическая карта урока: Царство грибов.

Цели по содержанию:обучающие:  ознакомление  учащихся с информацией о царстве грибов.развивающие:  развитие  у учащихся умения планировать свою деятельность, умение действовать по ...

Технологическая карта по биологии 5 класс "Характеристика царства Растения"

Технологическая карта по биологии 5 класс "Характеристика царства Растения"...