Патриотическое воспитание учащихся на уроках биологии
методическая разработка по биологии на тему

Матлаева Алла Михайловна

        Детство и юность – самая благодатная пора для привития  чувства любви к Родине, её народу, традициям, истории  своей  Отчизны.  Поэтому  патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы . Сегодня проблема патриотического воспитания молодежи актуальна как никогда. Значительное место в процессе формирования в подростках качеств гражданина и патриота занимает предмет «Биология». Данная  разработка показывает, что изучение биографии, научной деятельности великих русских учёных, внесших большой вклад в развитиебиологии является хорошим потенциалом в решении вопроса патриотического воспитания учащихся при изучении различных тем программы по биологии. Разработка интересна учителям биологии., студентам биологических факультетов педагогических институтов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie.docx29.79 КБ

Предварительный просмотр:

Матлаева  А. М.,учитель биологии

ГБОУ школы № 398 Красносельского района

Санкт-Петербурга

Методическая  разработка

«Патриотическое воспитание учащихся на уроках биологии.»

Детство и юность – самая благодатная пора для привития  чувства любви к Родине, её народу, традициям, истории  своей  Отчизны.  Поэтому  патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы.  

Под патриотическим воспитанием понимается процесс формирования у учащихся любви к своей Отчизне, чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого, постоянная готовность защитить её независимость.

         Безусловно, патриотическое воспитание подрастающего поколения – залог стабильного развития страны в будущем. Этот процесс длительный по времени, сложный по содержанию.  Сразу  хочется отметить, что сегодня нет универсального рецепта, как воспитать ребенка, чтобы он стал настоящим гражданином  своей  Родины.  Кроме того, решение данного вопроса в реальной жизни  происходит в непривлекательной действительности, такой как:                    

 1) компьютерные игры, в которых победитель тот, кто более жесток и изворотлив;  

2) фильмы, переполненные сценами насилия;  

3) газеты и передачи, где рассказывается о беспредельной власти криминальных структур.

Современное состояние общества, смена духовных ценностей, разрушающее воздействие пропаганды в СМИ чуждых идеалов и стереотипов оказывают негативное влияние на общественное сознание молодёжи, резко снижают воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования  как важнейших факторов формирования патриотизма. Однако, героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта ещё сохранили качества нравственных идеалов, что создаёт реальные предпосылки для решения проблем по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Проблема патриотического воспитания молодежи актуальна как никогда. Значительное место в процессе формирования в подростках качеств гражданина и патриота занимает предмет «Биология».

           На своих уроках при изучении различных тем биологии я обращаюсь к истории нашей отечественной науки, которая богата выдающимися именами и событиями. Изучение биографии, научной деятельности  великих русских ученых, внесших большой вклад в развитие биологии, использование их открытий, достижений на уроках биологии, является хорошим потенциалом в решении вопроса патриотического воспитания учащихся.

Жизненный путь К.А.Тимирязева, может быть примером служения Отечеству. Читая высказывание  его современников, людей нынешнего поколения, о нем как о человеке, учёном, патриоте своей  Родины, своего народа  невольно проникаешься уважением к Тимирязеву  как  величайшей личности в истории нашей страны, мировой истории. Вот некоторые из этих высказываний:

  • Д.Н. Прянишников - ученик  К.А.Тимирязева – основатель отечественной  агрохимической  школы в своих воспоминаниях пишет: « Мне остается выразить настойчивое желание, чтобы наша  молодежь читала Тимирязева в подлиннике: нужно знать Тимирязева, нужно не забывать того, чем он жил и за что  боролся, чему посвятил всю свою светлую жизнь, и каждому следовать его примеру по мере.».
  • И.П. Павлов  22 мая 1913 года по  случаю  70- летнего юбилея Тимирязева   так охарактеризовал своего коллегу : « Климент Аркадьевич сам, как и горячо любимые  им растения, всю  жизнь стремился к свету, запасая в себе сокровища ума и высшей правды, и сам был источником света для многих поколений, стремившихся к свету и знанию и искавших тепла и правды в суровых условиях жизни.»

 А если заглянуть в прошлое  страны, то можно сказать о Тимирязеве так:

  • русский естествоиспытатель
  • один из основоположников русской научной школы физиологов растений,
  •  член-корреспондент РАН (1917; член-корреспондент Петербургской АН )
  • Профессор Петровской земледельческой и лесной академии (с 1871г.).
  • профессор Московского университета (1878-1911г.г.)
  • Депутат Моссовета (1920).
  • Почётный доктор  Кембриджа, университетов Женевы и Глазго и этот список

              можно продолжить и дальше.

В одной из своих статей Климент Аркадьевич Тимирязев  писал, что в начале своей деятельности он поставил перед собой две задачи: работать для науки и писать для народа. И с этой задачей он блестяще справился. Свои научно-популярные труды Тимирязев создавал по-разному. Иногда в единое целое собирались различные научно-популярные статьи, написанные за большой промежуток времени. Так родилась книга «Наука и демократия». А иногда это были общедоступные лекции, которые затем стенографировались, обрабатывались и превращались в книгу. Так появилась «Жизнь растения» (1878г.). Следует  отметить,  что труд «Жизнь растений»  принес ученому всемирную  известность  и  навсегда  обессмертил его имя. Книга  переиздавалась более 20 раз и вызвала огромный интерес и в России и за рубежом.  Так в 1912 г. «Жизнь растения» была переведена в Англии, и английские ученые дали ей восторженную оценку. Один из них писал: «Книга Тимирязева на целую голову да и с плечами в придачу выше других. Она отличается широтой охвата, объективная в своем содержании, она искусно пользуется фактами ежедневной жизни; изложение поддерживает в читателе приятное заблуждение, будто он сам создает науку физиологии растений.».

Тимирязев имел уникальное качество – простым доступным языком излагать сложные научные мысли. С ним могли на равных общаться не только высокообразованные специалисты, а также простые крестьяне. Тем более, что они были крайне заинтересованы в советах учёного

Интересными и познавательными были  его популярно-научные лекции и статьи, вошедшие в сборники «Публичные лекции и речи» (М., 1888), «Некоторые основные задачи современного естествознания» (М., 1895) «Земледелие и физиология растений» (М., 1893), «Чарлз Дарвин и его учение» (4 изд., М., 1898). 

Время, в которое  жил Тимирязев, характерно стремительным  развитием  науки, созданием новых научных отраслей, таких, как биохимия, геохимия, почвоведение, эволюционная морфология и др.  Успехи в конкретных областях знания иногда сопровождались острыми мировоззренческими столкновениями, так как  научные открытия не всегда получали правильное философское истолкование. Сложные мировоззренческие проблемы возникли и в биологической науке.

Тимирязев  пропагандировал и защищал дарвинизм,  продолжал дело Дарвина в своих специальных работах. Этим он значительно содействовал глубокому философскому пониманию эволюционного учения. Кроме того, Тимирязев был блестящим теоретиком эволюционного учения. Своими исследованиями он внес существенный вклад в разработку учения о причинах и закономерностях развития органического мира, чем творчески развивал эволюционное учение. С позиций дарвинизма Тимирязев объяснял и эволюцию функций у растений, в частности эволюцию фотосинтеза, и универсальное распространение хлорофилла у автотрофных растений. Тимирязев неоднократно подчёркивал, что современные формы организмов – результат длительной приспособительной эволюции.     

Таким образом, научная деятельность Тимирязева блестяще утвердила материалистические позиции в науке, обогатила ее новыми фактами и методами работы и на долгие годы определила все направление научной мысли в этой области знания.

          Анализ программы школьного курса биологии показал широкие возможности использования на уроках биологии интересных высказываний из научных трудов  К.А.Тимирязева при изучении многих тем. Например:

1.Тема : «Класс Двудольные. Семейства Мотыльковые  или  Бобовые»

  • Тимирязев писал:  «…Особенность гороха и всех бобовых, отличающая их от злаков,- способность усваивать свободный азот атмосферы,находится в связи со способностью их корней заражаться известными бактериями почвы.»
  • Тимирязев высоко оценивал открытие симбиотической фиксации азота бобовыми культурами, которое назвал как «одно из блестящих новейших приобретений учения о питании растений».

2.  Тема : «Почва. Минеральное  питание растений.»

  • Климент Аркадиевич , говоря  о минеральном  питании растений,о зольних элементах подчеркивал : «Раз извлеченные из почвы,онисами не вернутся обратно- их может вернутьтолько та же сила, которая их извлекла оттуда, т.е. человекОтсюда зола, извлеченная любым растением,- злаком  ли или бобовым, - есть затронутый капитал почвы, который должен быть возмещен так или иначе, если мы желаем сдать землю потомкам такою, какою получили ее от предков.

3. Тема : «Фотосинтез.  Космическая роль растений»

  • Тимирязев  писал  о фотосинтезе: «Когда-то, где-то на Землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зелёную былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез. В той или другой форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразился в наши мускулы, в наши нервы. Этот луч солнца согревает нас. Он приводит нас в движение. Быть может, в эту минуту он играет в нашем сознании».
  • «Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, солнечного света и целую реку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал, жиры и зерно – он решит, что вы над ним смеетесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрепятственно совершается в зеленых листьях растений»
  • Растение — посредник между небом и землею. Оно — истинный Прометей, похитивший огонь с неба. Похищенный им луч солнца горит и в мерцающей лучине, и в ослепительной искре электричества. Луч солнца приводит в движение и чудовищный маховик гигантской паровой машины, и кисть художника, и перо поэта.»  (Книга «Жизнь растений»,   1878)

4. Тема: « Лишайники»

  • К. А. Тимирязев о лишайниках : «Он забирается далее всех растений на север, выше всех в горы; ему нипочем зимняя стужа, летний зной; медленно, но упорно завоевывает он каждую пядь, земли, и только по его следам, по проторенному им пути появляются более сложные формы жизни».  («Жизнь растений.», 1878

5. Тема : «Борьба за существование и ее формы.»

  • К.А.Тимирязев отмечает, что « у растений есть приспособления, которые уменьшают испарение: кутикула (восковой налет) и покров из мертвых волосков, наполненных воздухом… Кроме того, некоторые растения засушливых мест (кактусы) имеют сокращенную листовую поверхность, а другие во время засухи совсем сбрасывают листья. Наконец, к таким приспособлениям относится и сокращение испарения путем замыкания устьиц.»  («Земледелие и физиология растений»,1893 )

6. Тема :  «Происхождение  жизни на Земле»

  • Тимирязев  отмечал, что для объяснения явлений жизни наука не нуждается ни в каких произвольных посылках, «она не нуждается в допущении существования особой жизненной силы, неуловимой и своевольной, ускользающей от закона причинности, не подчиняющейся числу и мере, для нее достаточно основных физических законов, управляющих и неорганическим миром.»   ( «Основные задачи физиологии растений»,1870г)

7. Тема : « Дарвинизм»

  • Тимирязев К.А.  писал: «…ни морфология, со своим блестящим и плодотворным сравнительным методом, ни физиология, со своим еще более могущественным экспериментальным методом, не покрывают всей области биологии, не исчерпывают ее задач; и та, и другая ищет дополнения в методе историческом» ( Соч.,т. 6,1939, с.61)
  • Тимирязев особенное внимание  уделял естественному отбору.  Он писал: "Среда изменяет, но изменять не значит совершенствовать.  Наследственность  усложняет,  но усложнение еще не совершенствование… Совершенствует организмы то сочетание безграничной производительности и неумолимой критики, которое мы  иносказательно называем естественным отбором" (Соч., т. 5, 1938, с. 139).

Тимирязев оставил богатое наследство в виде научных и научно-популярных работ для потомков.  Говоря об этом  непроизвольно хочется произнести:   «Тимирязев-ученый, мыслитель, популяризатор науки и гражданин — служит примером для нас, молодежи.  Книги Тимирязева помогают даже сложившимся ученым находить правильное решение трудных научных_вопросов.»


Список литературы:

  1. Большая Советская Энциклопедия. Гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1971.
  2. В.Г. Минаев, Л.А. Лебедев: «История агрохимии и методологии агрохимических исследований»
  3. К. А. Тимирязев: «Земледелие и физиология растений»(1893г)
  4. К.А. Тимирязев: «Жизнь  растений»(1878г)
  5. Ландау-Тылкина С.П. К.А.Тимирязев: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1985. – 128с.
  6. Прашкевич Г.М. Самые знаменитые учёные России. – М.: Вече, 2000
  7. Тимирязев К. А., 1939г, т.6 с.180, 182
  8. Тимирязев К.А., соч. 1938г. т5, с. 139
  9. http://vivosvoco (Комаров В.Л. Жизнь и творчество Тимирязева).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание учащихся на уроках литературы.

Как же решить проблему патриотического воспитания учащихся? Педагогический арсенал средств воздействия на ум и сердце ученика богат. Важнейшее место...

Патриотическое воспитание учащихся на уроках истории

Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся, благодатный материал для чего дает изучение истории России. Познавая идею Родины...

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности и при проведении внеклассных мероприятий, направленное на формирование и развитие личности гражданина и защитника Родины

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности и при проведении внеклассных мероприятий, направленное на формирование и развитие личности гражданина ...

Исторические события как средство патриотического воспитания учащихся на уроках литературы.

В данной статье рассматривается вопрос о том, как на уроках литературы  в старших классах при изучении романа-эпопеи Л.Н.Толстого "Война и мир" учитель проводит работу по патриотическому воспитан...

Патриотическое воспитание учащихся на уроках музыки

Патриотическое воспитание учащихся на уроках музыки...

статья "Краеведение – как средство патриотического воспитания учащихся на уроках истории."

в статье описывается опыт использования краеведческого материала на уроках истории. Характеризуются формы и методы применения краеведческого материала....