Дифференцированный подход на уроках биологии
статья по биологии (10 класс) на тему

Кулюкина Наталья Валерьевна

Применение дифференциации обучения при изучении биологии в старших классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsirovannyy_podhod_na_urokah_biologii.docx17.44 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференцированный подход к обучению на уроках биологии,

                                       Н.В. Кулюкина, преподаватель ООД

       

       Дифференцированное обучение – это работа по одной программе, но на разном уровне сложности в рамках классно- урочной системы с целью развития личности каждого обучающегося.

       Что такое дифференциация?  

       «Дифференциация» в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.

       Что же разделяется в процессе обучения?

       Разделяются, а точнее, выделяются отдельные группы обучающихся, обучение которых строится по - разному, учитывая индивидуальные особенности личности, обеспечивая освоение всеми обучающимися содержания образования.

       Еще К.Д. Ушинский, рассматривая вопросы организации учебного процесса, рекомендовал «делить классы на группы, чтобы давать ученикам задания в соответствии с их подготовкой».

       Дифференциация обучения позволяет организовать учебный процесс таким образом, чтобы сделать его более эффективным и более комфортным.

Цель дифференциации процесса обучения - обеспечить каждому условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения или содержания образования.

       Дифференциация не направлена на селекцию и отбор самых талантливых с предоставлением им наиболее благоприятных условий развития. В условиях дифференциации необходимо так видоизменить процесс обучения, чтобы и менее способные смогли развивать свои способности и склонности.

       На современном уроке педагог перестает ориентироваться на среднего ученика и старается так вести обучение, чтобы создать оптимальные условия для развития и продвижения как самых сильных, так и слабых. С этой целью необходимо мысленно объединить обучающихся в несколько временных типологических групп и строить учебный процесс в соответствии с реальными учебными возможностями каждой группы. Эффективность дифференцированного подхода проявляется в продвижении из более слабой группы в более сильную.

       Почти каждую учебную группу можно разделить на три: ученики с высокими – средними - низкими учебными возможностями. Критериями деления обучающихся на группы являются объем имеющихся знаний, культура умственного труда, уровень познавательной активности, способность к абстрактному мышлению, умение анализировать и обобщать, утомляемость от интеллектуальной деятельности, уровень самостоятельности, уровень работоспособности (желание и умение учиться).

       Дифференцированно в обучении можно подходить на любом этапе   и типе урока.

       Например, на уроке изучения нового материала, предлагаю разные варианты работы с текстом: для более слабых – прочитайте и выпишите определения понятий; для более сильных – используя определения понятий, составьте схемы или опорный конспект. Другой вариант - делю студентов на группы, в каждой из которых есть слабые и сильные студенты. После работы каждой группы по изучению нового материала, предлагаю «средним» студентам подготовить небольшой отчет по предложенным им заданиям, «сильным» студентам – решение усложненных задач и упражнений. При этом, не навязываю студентам какую конкретно из форм работы они должны выполнить, даю возможность каждому из них самостоятельно определиться с формой работы с материалом. Есть лишь правило: «Возьми столько, сколько можешь, но не меньше обязательного», чтобы ЗУН, компетенции, предусмотренные программой, были освоены.

       Если это урок обобщения и систематизации знаний, применяю методику свободного выбора разноуровневых заданий. Предлагаю задания двух - трех уровней. Выполнять обучающиесятначинают с первого уровня. Задания первого уровня составляются таким образом, чтобы студенты могли их выполнить, используя образец, предложенный либо при выполнении данного задания, либо на предыдущем уроке. Опережающее задание (при закреплении знаний по генетике, умений работать с таблицей генетического кода,  «сильные» студенты решают задачи самостоятельно, не дожидаясь их прорешивания на доске, помогают одногруппникам с выполнением задания – консультируют и получают дополнительные отметки).

       Если это урок контроля усвоения пройденного материала, то дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию. Студентам предлагаются карточки с разноуровневыми (облегченный, средний и повышенный) заданиями. Это могут быть трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется студенту). Кроме того, чтобы студенты не привыкали к одному виду контроля, который проводится после изучения каждой темы, использую разные его формы: биологические диктанты (исходя из определений, впишите соответствующие термины, закончите фразы (предложения); цифровые диктанты (решите, правильно или неправильно то или иное суждение, выпишите номера правильных суждений); тестовые задания с выбором одного или нескольких ответов; расположите понятия в порядке (возникновения, усложнения, появления …); уберите лишнее; заполните пробелы, пропуски в тексте; решите задачу; измените условия и решите задачу; установите соответствие данных из правой колонки с данными левой; задачи исследовательской направленности; комбинированные задания.

       Таким образом, работа с сильными студентами идет не только по пути увеличения объема заданий, но и за счет разнообразия выполненных заданий. 

       Дифференцированный подход позволяет в условиях классно - урочной системы реализовывать творческие возможности всех обучающихся и приносит положительные результаты: уменьшается нагрузка на обучающихся, которым иногда физически трудно учиться в рамках обычной программы. Решается проблема неуспеваемости, потому что каждый учится так, как может. Именно поэтому в группе улучшается психологический климат, становится реальностью усвоение каждым минимума, предусмотренного ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

осуществление дифференцированного подхода на уроке физического воспитания как одго из условий успешности обучения

В данной статье рассматривается проблема осуществления дифференцированного подхода на уроке физического воспитания....

методическая разработка "Дифференцированный подход в обучении биологии в рамках ФГОС второго поколения"

материал содержит теоретичекий аспект вопроса и примеры дифференциации заданий в обучении биологии...

методическая разработка "Дифференцированный подход в обучении биологии в рамках ФГОС второго поколения"

материал содержит теоретичекий аспект вопроса и примеры дифференциации заданий в обучении биологии...

Дифференцированный подход в обучении биологии.

В школах учителя нередко сталкиваются с детьми, которые имеют те или иные отклонения в развитии, что вызывает определенные трудности в их обучении и воспитании....

Дифференцированный подход в обучении биологии.

Дифференцированный подход в обучении биологии....

Научная статья "Дифференцированный подход на уроках биологии"

Научная статья "Дифференцированный подход на уроках биологии"...

Дифференцированный подход в обучении биологии в школе

Требование учитывать индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения – очень давняя традиция. Необходимость этого очевидна, ведь учащиеся по разным показателям в значительной мере отличаю...