Тема урока: «Строение цветка».
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме

Цыпина Наталья Борисовна

в ходе урока учащиеся ознакомятся с особенностями строения цветка и его значением в жизни растения; получат  представления об однополых и обоеполых цветках, однодомных и двудомных растениях; научатся  работать с раздаточным материалом, сравнивать и делать выводы;

                         

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stroenie_tsvetka.doc39 КБ
Файл stroenie_tsvetka.pptx2.02 МБ

Предварительный просмотр:

Урок

Тема урока: « Строение цветка».

Цели урока:  1) познакомить учащихся с особенностями строения цветка и его значением в жизни растения; дать представления об однополых и обоеполых цветках, однодомных и двудомных растениях;

                         2) формировать умения работать с раздаточным материалом, сравнивать и делать выводы;

                         3) продолжить формирование навыков культуры труда при работе с раздаточным материалом и соблюдение техники безопасности при работе с компьютером.

Оборудование: таблица «Цветковое растение и его органы», цветущие комнатные растения, гербарные экземпляры растений, модель «Цветок вишни», биологический конструктор.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

 ( Вступительное слово учителя, сообщение темы и целей урока).

  1. Изучение нового материала.

А) строение цветка (рассказ с элементами беседы)

      Б) цветки правильные и неправильные

В) обоеполые и однополые цветки.

  1. Закрепление изученного материала.

А) работа с биологическим конструктором;

Б) тестирование учащихся.

  1. Домашнее задание.

На фоне музыки «Вальс цветов» звучат слова учителя:

 Цветы - земной красы начало,

 Цветы выращивай любя,

 Чтобы еще красивей стала

 Земля, родившая тебя!      (В.И.Карначев).

Цветы…Сколько восторженных, трепетных строчек сложили о них поэты? Сколько прекрасных, нестареющих полотен посвятили им художники…

Каждый цветок – как упавшая с неба звезда. Природа – мать потратила миллионы лет, чтобы создать такое нерукотворное чудо, наполнила его своей силой, вдохнула в него радость и любовь к жизни, и поэтому мы, чувствуя эти тонкие вибрации, тянемся всем своим существом к ним, чтобы почерпнуть эту любовь и наполнить ею себя.

Цветы нужны людям и в будни, и в праздники. Нет ничего прекраснее цветка, в нем воплощена вся красота земли. Цветы делают нашу жизнь радостней, пробуждают в человеке любовь и доброту.

Сегодня на уроке мы будем говорить о цветках  как органах  растения, об их красоте и разнообразии, об их строении и биологическом значении всех  частей цветка. (слайд №1)

Изучение нового материала.

Беседа учителя с учащимися.

Я люблю большие пионы. Какой приятный аромат и очаровательный цвет имеют они.

-А какие цветы любите вы? (ответы учащихся).

А если бы среди нас был Петр Ильич Чайковский, он сказал бы сегодня нам: «Царем цветов я признаю ландыши. К ним у меня какое-то бешеное обожание». До боли в сердце он любил этот чарующий, загадочный цветок с тонким ароматом, слегка кружащим голову.

«О, ландыш! От чего так радуешь ты взоры?

Другие есть цветы, роскошней и пышней,

И ярче краски в них, и веселей узоры,

Но прелести в них нет таинственной твоей! (показать рисунок или гербарный экземпляр ландыша).

     -Ребята, а все ли растения имеют цветки?  (цветки образуют цветковые растения).

Цветковыми считаются те растения, которые цветут хотя бы один раз в жизни.

-А зачем нужны растению цветки?  (Из них образуются плоды и семена).

-Значит,  цветок является генеративным (репродуктивным) органом растения и служит для семенного размножения.

Цветки растений очень разные. Среди них есть одиночные,  например, у пиона или розы, а есть и собранные в соцветия, как у калины или черемухи. Есть растения, цветки которых очень малы (ряска), а встречаются растения, имеющие довольно крупные цветки, например раффлезия Арнольди.

Об этом растении мы послушаем сообщение учащегося вашего класса.

Строение цветка

Рассказ учителя (демонстрация слайдов, гербарных материалов, модели цветка).

-Давайте познакомимся более подробно со строением цветка.

Часть стебля под цветком, обычно лишенная листьев, называется цветоножкой.

(слайд № 2).

Нередко цветоножка очень укорочена и едва выражена или даже отсутствует, и тогда о цветке говорят, что он сидячий. ( гербарий растения)

Цветоножка переходит в более или менее укороченную ось цветка, называемую цветоложем. На цветоложе расположены все части цветка.

Чашелистики в большинстве случаев служат для защиты цветка, особенно до его распускания (в бутоне).

Совокупность чашелистиков называется чашечкой. (слайд № 3)

 Чашелистики часто срастаются между собой, образуя сростнолистную чашечку (гвоздика, вьюнок; слайд № 4).

Если листочки чашечки не срослись между собой, то такую чашечку называют раздельнолистной (слайд № 5).

Самая яркая и заметная часть цветка – это венчик, который состоит из лепестков (слайд № 6). Лепестки играют очень важную роль – привлечение насекомых – опылителей. Поэтому и окраска у всех цветков очень разная.

Если лепестки не срастаются, и венчик состоит из отдельных лепестков, как у вишни или розы – такой венчик называется раздельнолепестной (слайд № 7).

Так же как и чашелистики, лепестки часто срастаются краями, образуя сростнолепестной венчик (колокольчик, паслен, слайд № 8).

Чашелистики и лепестки составляют вместе так называемый околоцветник. 

Если в цветке нет разделения на чашечку и венчик, то такой околоцветник называется простым (тюльпан, лилия, слайд № 9).

Когда в цветке есть и чашечка, и венчик, то  околоцветник называют двойным (герань, примула, слайд № 10).

В центре располагаются главные части цветка – пестик и тычинки  (слайд № 11).

Пестик состоит из трех частей: рыльце, столбик, завязь (слайд №12).

Рыльце служит для восприятия пыльцы. Поэтому оно клейкое, шероховатое.

Столбик поднимает рыльце над околоцветником, чтобы оно лучше улавливало пыльцу.

Завязь – самая нижняя, расширенная часть рыльца, содержит семязачатки. Из завязи пестика после опыления и оплодотворения появляется плод, а семязачатков – семена.

Тычинка состоит из тычиночной нити и пыльника (слайд № 13).

В пыльниках развивается пыльца, в которой образуются спермии. (от греч. Сперма- семя). Тычиночная нить поднимает пыльник на определенную высоту.

Мы с вами рассмотрели строение цветка.

 Таким образом, цветок – это сложный орган, все части которого выполняют определенные функции в жизни растения.

Цветки правильные и неправильные.

Если через листочки околоцветника можно провести несколько осей симметрии, то такой цветок называют правильным (яблоня, вишня, капуста). А если через цветок можно провести только одну ось симметрии, то такой цветок является неправильным (цветок гороха или львиного зева). (модель цветка)                                                        

Цветки обоеполые и однополые.

В цветках многих растений имеются тычинки и пестики. Такие цветки называют обоеполыми. Если в цветке растения содержатся только тычинки, цветок называют мужской или тычиночный. Если в цветке растения содержатся только пестики, цветок называют женским или пестичным.

Самостоятельная работа учащихся с учебником п.23 стр.86 .

Дать ответы на следующие вопросы:

1. У каких растений встречаются мужские и женские цветки?

2. Какие растения называются однодомными, а какие двудомными?

3. Приведите примеры однодомных и двудомных растений.

Закрепление знаний и умений.

  1. Работа с биологическим конструктором.

 У вас на столах находятся части цветка, выполненные из картона и пенопласта (лепестки, чашелистики, тычинки, пестики и т. д.)

1 ряд – создает цветок вишни, 2 ряд - цветок капусты, 3 ряд – цветок герани.

- Какие цветки получились у вас? (ответ детей)

- А теперь соберите цветок с простым околоцветником, мужской цветок, женский цветок.

  1. Тестирование учащихся.

Рефлексия.

-Что узнали нового?

-В чем были трудности?

Домашнее задание. П.23, термины знать.

Литература:

  1. Жизнь растений т. 5. Цветковые растения. Под ред. Академика АНСССР А.Л. Тахтаджяна. М.: Просвещение, 1980.
  2. Трайтак Д.И. Книга для чтения по ботанике: Для уч-ся 5-6 кл.\ сост. Д.И.Трайтак.- М.: Просвещение,1985.

3. Научно-методический журнал «Биология в школе» №1, 1998г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Строение цветка Работу выполнила учитель биологии МКОУ оош №24 Цыпина Н.Б.

Слайд 2

Эпиграф урока: « Что есть цветы? Трава по сути. Но как красой ласкают взгляд!»

Слайд 3

Тема урока: Строение цветка Цель : дать понятие о цветке как генеративном органе растения Задачи: -изучить особенности строения цветка , связь строения с выполняемой функцией умение ценить красоту окружающего мира - Развивать умения работать с раздаточным материалом, работать в паре;

Слайд 4

Части цветка цветоножка цветоложе чашелистики

Слайд 5

Чашечка * Чашечка-это наружный круг двойного околоцветника Составляющие ее листочки- чашелистики чаще бывают зелеными, реже окрашенными. В зеленых чашелистиках протекает процесс фотосинтеза Чашечка защищает внутренние части цветка до раскрывания бутона.

Слайд 6

Чашечка сростнолистная Медуница лекарственная Чашелистики срослись между собой ( вьюнок, гвоздика)

Слайд 7

Чашечка раздельнолистная Чашелистики не срастаются между собой ( роза, герань) роза

Слайд 8

Венчик - самая яркая часть цветка маки роза

Слайд 9

Главные функции венчика: 1. привлечение насекомых - опылителей 2. защита главных частей цветка

Слайд 10

Венчик сростнолепестной Лепесточки венчика срослись между собой на всем протяжении или частично (паслен, примула. душистый табак) колокольчик

Слайд 11

Венчик раздельнолепестной Лепестки не срастаются. Венчик состоит из отдельных лепестков (роза, яблоня, вишня) роза

Слайд 12

Чашечка+венчик = околоцветник Околоцветник бывает простой. Он состоит из одинаковых листочков. лилия тюльпан

Слайд 13

Двойной околоцветник Состоит из чашечки и венчика колокольчик

Слайд 14

Главные части цветка- это пестик и тычинки

Слайд 15

Строение пестика. Пестик – это женский орган цветка

Слайд 16

Строение тычинки. Тычинки – это мужские органы цветка

Слайд 17

В пестиках содержатся семязачатки. В тычинках образуется пыльца А – пестик 1 - завязь 2 – семязачаток. Б –тычинка 3 – пыльник тычинки 4- пыльца

Слайд 18

Правильные цветки Если цветок можно разделить двумя осями, проходящими через центр цветка, на симметричные (равные) половины (например, по вертикали и горизонтали), такой цветок называется правильным, (вербейник, яблоня, груша, вишня)

Слайд 19

Неправильные цветки Если цветок можно симметрично разделить через центр только по одной плоскости, то можно говорить, что цветок не правильный. Примеры: цветки губоцветных , бобовых , норичниковых , орхидных и др.

Слайд 20

Спасибо за урок, до новых встреч! Домашнее задание: П. 28 , загадки , стихи о цветах. Кроссворд о строении цветка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Строение цветка"

В презентации на мой взгляд представлен необходимый к уроку материал в доступной для детей форме, использованы различные формы мотивации обучения....

Методические рекомендации к уроку "Строение цветка"

План -конспект урока "Строение цветка"...

Модульные уроки: Строение цветка. Соцветия.

ПРИМЕНЕНИЕ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И  НАВЫКОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

разработка урока "Строение цветка. Соцветия"

Урок изучения нового материала в 6 классе по программе Пасечника. На уроке раскрывается биологическое значение главных частей цветка и соцветий, рассматривается строение и функции частей цветка. На ур...

Презентация к уроку Строение цветка

Цель: познакомить учащихся со строением цветка, многообразием строения цветов, их значением в жизни растений.Задачи:Образовательные:показать, что цветок это видоизменённый побег,показать, что в цветке...

Тема урока: «Строение и функции цветка» 6 класс

Методическая разработка урока по биологии (6 класс)...