Главные вкладки

    Класс Паукообразные 7 кл
    план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

    Иванова Лидия Александровна

    Тип урока: Изучение нового

    Тема: Тип Членистоногие  Класс Паукообразные

    - Цели урока:

    Обучающая: изучитьКласс . Паукообразные

    Развивающая: продолжить развитие у учащихся умения самостоятельно работать с информацией, делать выводы, высказывать и обосновывать свое мнение, привлекать информацию из дополнительных источников; развивать образную память, логическое мышление, речь учащегося. обеспечивать развития у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность, умение работать во времени, осуществлять самоконтроль и самооценку.

    Воспитывающая: продолжить формирование навыков самостоятельной работы с текстом , отработка активного умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умение работать в группах.

    Методы: беседа, создание ситуации затруднения мозговой штурм, выступление, самостоятельная работа, письменная работа, рефлексия.

    Форма: Нестандартный урок

    Оборудование:  таблицы : «Тип Членистоногие» презентация, проектор

    Технологии: Урок личностно-ориентированный с применением технологий модульного обучения , (ТКМЧП) игровой технологии, технологии ИКТ.

    Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся:

    1. Анализ учебной информации

    Планируемые результаты.

    Предметные.

    Обучающиеся узнают: особенности строения паукообразных, их многообразие, среды обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

    Обучающиеся научаться: находить отличия паукообразных от других многоклеточных организмов; объяснять взаимосвязь строения и функции органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных; раскрывать значение животных в природе и в жизни человека.

    Метапредметные:

    Познавательные: исследование, поиск и отбор информации, ее структурирование;

    самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

    Регулятивные: определение последовательности действий при работе с учебником; прогнозировать результат и уровень усвоения материала; определять новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятельности.

    Коммуникативные: сотрудничество с учителем и учащимися; выражение своих мыслей при ответах на вопросы, отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

    Личностные: имеют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; овладение на уровне общего образования системой биологических знаний; владеют интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл klass_paukoobraznye.docx393.96 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тип урока: Изучение нового

    Тема: Тип Членистоногие  Класс Паукообразные

    - Цели урока:

    Обучающая: изучитьКласс . Паукообразные

    Развивающая: продолжить развитие у учащихся умения самостоятельно работать с информацией, делать выводы, высказывать и обосновывать свое мнение, привлекать информацию из дополнительных источников; развивать образную память, логическое мышление, речь учащегося. обеспечивать развития у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность, умение работать во времени, осуществлять самоконтроль и самооценку.

    Воспитывающая: продолжить формирование навыков самостоятельной работы с текстом , отработка активного умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умение работать в группах.

    Методы: беседа, создание ситуации затруднения мозговой штурм, выступление, самостоятельная работа, письменная работа, рефлексия.

    Форма: Нестандартный урок

    Оборудование:  таблицы : «Тип Членистоногие» презентация, проектор

    Технологии: Урок личностно-ориентированный с применением технологий модульного обучения , (ТКМЧП) игровой технологии, технологии ИКТ.

    Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся:

    1. Анализ учебной информации

    Планируемые результаты.

    Предметные.

    Обучающиеся узнают: особенности строения паукообразных, их многообразие, среды обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

    Обучающиеся научаться: находить отличия паукообразных от других многоклеточных организмов; объяснять взаимосвязь строения и функции органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных; раскрывать значение животных в природе и в жизни человека.

    Метапредметные:

    Познавательные: исследование, поиск и отбор информации, ее структурирование;

    самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

    Регулятивные: определение последовательности действий при работе с учебником; прогнозировать результат и уровень усвоения материала; определять новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятельности.

    Коммуникативные: сотрудничество с учителем и учащимися; выражение своих мыслей при ответах на вопросы, отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

    Личностные: имеют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; овладение на уровне общего образования системой биологических знаний; владеют интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).

    Номер

    учебного

    элемента

    (УЭ)

    Учебный материал с указанием заданий

    Руководство по

    усвоению

    учебного

    материала

           1

    2

                    3

    1 мин

    Приветствие учеников и создание доброжелательной рабочей атмосферы.

    Поднять изображение соответствующее твоему настроению

    УЭ-0

    Интегрирующая цель: в процессе учебной работы над заданиями ты должен:

    изучить особенности строения паукообразных, их многообразие, среды обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

    Прочитай цель урока.

    УЭ-1

    Актуализация знаний.

    ЦЕЛЬ: Сформулируйте тему урока

    Прочитай цель.

    5 мин

    2 мин

    3 мин

    Вызов

    Добрый день! Начинаем работу, надеюсь, что она будет результативной.  

    Сформулируйте тему урока

    http://biouroki.ru/content/f/1016/07.pngМетод создание ситуации затруднения

    Затрудняетесь.  Вот Вам подсказка.

    Растянул он свои сети, 
    Даже муха не заметит -
    Попадётся " на крючок",
    А поймает ... .
     (Паучок)

    Задает учащимся загадку и просит их предположить о чем пойдет речь на уроке и, исходя из этого,  сформулировать возможную тему урока

    • Учитель дополняет высказывания учащихся и четко формулирует  тему урока и цели учебно-познавательной деятельности УО-0

    индивид.раб.

    Отгадывают загадку

    1 балл

     (вы сами должны ее сформулировать

    ЦЕЛЬ:  на основе изученного материала «Тип Членистоногие»,заполните таблицу  «Общую характеристику класса паукообразные»

    Прием «Верите ли Вы»  Поставить (+)согласен или (-)не согласен

    Утверждение

    До чтения  

    После чтения

    1) тело пауков состоит из головогруди и нерасчлененного брюшка

    2) пауки дышат кислородом, растворенным в воде

    3) у паука несколько пар простых глазков

    4) ловчие сети пауки ткут ногочелюстями-педипальпами

    5) паутина может служить пауку средством защиты, передвижения, выведения и охраны потомства

    6) все пауки дышат атмосферным воздухом

    7) переваривание пищи происходит в сосательном желудке паука

    8)у пауков 3 пары конечностей

    9) паукообразные – гермафродиты

    10) кровеносная система – незамкнутая

    11) пауки имеют 4 пары ходильных ног

    12) органы выделения – мальпигиевы сосуды

    13) пауки имеют две пары усиков

    14) Органы дыхания пауков –трахеи и легкие

    индив.раб.

    Проверка заполнения графы «До чтения»   таблицы  с обсуждением

    по 1 баллу за правильный ответ

    7 баллов

    УЭ – 2

    Изучение нового

    Изучить « Многообразие, внешнее и внутреннее строение  класса паукообразных» , определить их функции и строение

    Прочитай цель

    Осмысление

    5 мин

    3 мин

    5 мин

    30 сек

    5 мин

    7 мин

    2 мин

    Паукообразные появились на Земле около 400 млн. лет назад, они были одними из первых наземных животных.

    Пауки относятся к типу Членистоногие, подтипу Хелицеровые. На сегодняшний день ученые определяют более 60000 видов Паукообразных, из которых значительная часть – пауки и клещи. 

    Презентация  Многообразие класса паукообразные.

    Вопросы по каждому слайду к слушателям - метод организации деятельности учащихся на уроке

    Роль в природе- хищники, цепь питания, пища для ос сем. Помпила;

    Клещи почвообразователи, паразиты, переносчики заболеваний

    Задание1. «Многообразие паукообразных»

    Рассмотрите рисунок и дайте ответы на вопросы:

    1. Как называются представители паукообразных, изображенные на рисунке?
    2. К каким отрядам относятся данные представители? Составить схему.

    http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/589028/img1.jpg

    Балл  1б за презентацию выступающему

    Выслушайте выступление докладчика о «Многообразие класса  паукообразных»

    Ответить на вопросы презентации

     1 балл за вопрос.

    работа в паре.

    Рассмотрите рисунок и дайте ответы на вопросы:

    Всего 3 балла

    Рассмотрите рис. «Внешнее строение» в контрольном листе Опишите  внешнее строение паука.

    используя слова- подсказки: Головогрудь , брюшко, хитин, линька, простые глаза, 6 пар ног, глаз о т 2-12, 4-паутинные бородавки, наземные.

    Картинки по запросу рисунок паука внешнее строение

    задание на внимание . Опрос по одной подсказке от ученика. Подсказки не повторяются.

     парная работа

    Каждый в контрольном листе описывает познавательный объект

    2 балла

    Сравните свой рассказ с текстом

    Внешнее строение

    Тело животного состоит из двух отделов, покрытых хитином:

    • головогрудь;
    • брюшко.

    На головогруди есть две пары ротовых органов: ногощупальцы – педипальпы и челюсти -  хелицеры. Первой парой конечностей являются хелицеры, на концах они имеют коготки. Именно на них есть протоки ядовитых желёз, с помощью которых животное защищается и убивает добычу. Вторая пара конечностей, покрытая щетинками – ногощупальца. Они являются ещё и органом обоняния и осязания.

    Следующие 4 пары – ходильные ноги. На концах они имеют коготки и также покрыты щетинками. В итоге получаем 6 пар конечностей.

    Брюшко покрывает мягкая оболочка, головогрудь-твердая, состоящая из хитина. Конечности на брюшке отсутствуют, а у некоторых пауков видоизменены в паутинные бородавки. Сверху на бородавках открываются протоки желёз, формирующих паутину. На брюшке есть выходы органов дыхания, пищеварения и размножения.

    Сравните свой рассказ с текстом

    .

    Физкультминутка

    Вы, наверное, устали?
    А теперь ребята встали!
    Быстро руки вверх подняли,
    В стороны, вперед, назад,
    Повернулись вправо, влево,
    Тихо сели, вновь за дело.

    Сделайте по 15 круговых вращательных движений глазами вначале в правую, затем в левую стороны, как бы вычерчивая глазами уложенную набок цифру 8.

    Работа со смысловым текстом.                  Задания на выбор :

    Ребята! Вы сейчас будете работать самостоятельно с текстом

    Внутреннее строение.

    Органами дыхания у пауков являются лёгкие (лёгочные мешки) и трахеи.

    У скорпионов — только лёгкие.

    У клещей газообмен осуществляется через кожу, а специальных органов дыхания нет.

    Кровеносная система незамкнутая. Она состоит из сердца, артерий, вен и пространств (синусов) между органами Кровь бесцветная.

     

    0009-010-EVOLJUTSIJA-ORGANOV-PISCHEVARENIJA-Tip-CHlenistonogie-pojavlenie-razlichnykh.jpg

      

    Пищеварительная система паука состоит из рта, глотки, пищевода, желудка, кишки и анального отверстия.

     

    Паукообразные — хищники. Для нападения на других животных у них имеются различные приспособления: от ядовитых желез до паутинных бородавок для изготовления ловчих сетей. Пауки впрыскивают в тело жертвы пищеварительный сок, который растворяет её ткани. Так происходит внекишечное пищеварение. Затем паук всасывает (при помощи сосательного желудка) разжиженную пищу. Остатки непереваренной пищи выводятся наружу через анальное отверстие.

     

    Нервная система состоит из хорошо развитого надглоточного узла и брюшной цепочки. У паукообразных развито сложное инстинктивное поведение.

     

    Паукообразные — раздельнополые животные. Оплодотворение у представителей одних видов наружное, у других — внутреннее. Встречается у них партеногенез — размножение без оплодотворения, когда самка откладывает неоплодотворенные яйца, из которых развиваются только самки.

     

    Обычно паукообразные откладывают яйца, но есть и живородящие.

    Развитие без превращения, из яиц выходят маленькие особи, похожие на взрослых. У многих видов наблюдается забота о потомстве: самки охраняют кокон с яйцами

    Дыхательная система.Пауки, как уже говорилось, дышат воздухом. Органами дыхания у них служат трахеи и легкие, Выделительная система состоит мальпигиевых сосудов в брюшке, которые открываются в кишечник.

    I.Выполнить 1 из трех  задания на выбор :

    Задание .«Внутреннее строение паука-крестовика»

    Тест 1. У паука-крестовика ядовитые железы находятся:

    1. В челюстях.
    2. В ногощупальцах.
    3. В ротовой полости.
    4. На конце брюшка.

    Тест 2. Как называется вторая пара конечностей паука крестовика?

    1. Челюсти.
    2. Ногощупальца.
    3. Клешни.
    4. Ходильные ножки.

    Тест 3. Чем представлены органы зрения паука крестовика?

    1. 2 сложных фасеточных глаза.
    2. 2 сложных и 2 простых глаза.
    3. 4 простых глазка.
    4. 8 простых глаз.

    Тест 4. Где находится сердце паука крестовика?

    1. В спиной части головогруди.
    2. В брюшной части головогруди.
    3. В верхней части брюшка.
    4. В нижней части брюшка.

    Тест 5. Какое пищеварение характерно для паука-крестовика?

    1. Основное переваривание – в желудке.
    2. Основное переваривание в кишечнике.
    3. Пища переваривается в длинных слепых выростах средней кишки.
    4. Переваривание пищи начинается вне организма, заканчивается в пищеварительной системе.

    Тест 6. Органами дыхания паука-крестовика являются:

    1. Только трахеи.
    2. Жабры и легкие.
    3. Трахеи и жабры.
    4. Легкие и трахеи.

    Задание .«Допиши фразу»

    1. Головогрудь несет (_) пар конечностей.
    2. На брюшке паукообразных конечности (_).
    3. Первая пара конечностей головогруди называется (_), состоит из 2-3 члеников, заканчивается крючком, клешней или стилетом.
    4. Вторая пара конечностей называется (_) и используются в качестве: ходильных ног, органа осязания, нижней челюсти, клешней для захвата пищи, как совокупительный аппарат.
    5. Ходильных ног – (_).
    6. Слюна паука содержит ферменты, с помощью которых происходит пищеварение вне организма паука – (_) пищеварение.
    7. Органы дыхания паука крестовика – (_)
    8. Выделительная система представлена (_), которые открываются в (_).

    Слова – помощники:  1-6 пар , 2-трахеи и легочные мешки,3- мальпигиевы сосуды, 4- педипальпы, 5- хелицеры, 6-наружое , 7- 8 ног, 8-паутинные бородавки;

    Задание . «Паукообразные»

    Тест 3. Укажите признаки, характерные для паука-крестовика:

    1. Тело состоит из трех отделов: голова, грудь и брюшко.
    2. 4 пары ходильных ног.
    3. Всего на головогруди 6 пар конечностей.
    4. Первая пара конечностей – ногощупальца.
    5. Вторая пара конечностей – челюсти, хелицеры.
    6. Пищеварение у паука-крестовика внекишечное.
    7. Паутинные бородавки – видоизмененные брюшные ножки.
    8. Дышит только трахеями.

    Проверить правильность заполнение таблицы «Верите ли Вы» Второй столбец

    индивидуальная работа

    Выберите себе задание.

    По 1 баллу

    За выполненное задание

    6  баллов

    Ключ

    1-1,2-2,3-4, 4-3, 5-4, 6-4.

    По 1 баллу

     мак. 8  баллов

    1-1,2-8, 3-5,4-4, 5-8,6-6, 7-2,8-3

    По 1 баллу

    За выполненное задание 8 бал.

    1,2,3,6,7

    7 баллов

    УЭ – 3

    Закрепление изученного материала.

    2 мин

    Цель: проверить  полученные знания по теме «Класс паукообразные»;

    Внимательно прочти цель.

    Задание на выбор.

    1.Составить рассказ со словами:  Тип, класс, паукообразные, 62 тысячи, Членистоногие, хищник, хитин, растительноядные, паразиты

    2. Даны слоги: ПА СЕ НО КА РА СКОР УК КО СЕЦ КУРТ ПИОН

    Составьте из них названия паукообразных.

    (паук, сенокосец, каракурт, скорпион)

    3.. Синквейн    Паук

    3.Опишите «Класс Паукообразные»  используя только прилагательные.

    4.Придумайте 2 вопроса используя слова Зачем? И Почему?

    Задание выполняй на листике.

    5 баллов.

    УЭ – 4

    Подведение итогов.

    5 мин

    Рефлексия

    Цель: определите, знаете ли вы « Особенности строения и жизнедеятельность Класса  паукообразные» и Достиг ли вы цели урока?

    1. Оцени свою работу на уроке. Подсчитай – сколько ты заработал баллов.
    2. Понравился ли урок? Чем?
    3. Не понравился? Чем?

    Показать  «сигнал» своего  настроения.

    Домашнее задание.

    1) § 25 (заполнение таблицы «Класс Паукообразные»)

    Представитель

    Паукообразных

    Среда

     обитания

    Черты приспособленности

    к среде обитания

    2) составление схемы «Роль паукообразных в природе и жизни человека»

    Подробнее: https://obrazovaka.ru/biologiya/vneshnee-stroenie-paukoobraznyh.html#ixzz5Vymz3Hdr

    Прочти еще раз цель урока.

    Проводится индивидуально.

    Запиши в дневник.

    Твоя оценка?

    Итоговое количество баллов

    От 28 до32   - «5»

    От 24 до 27   -«4» От 16 до 23  - «3»

    Сдай контрольный лист на проверку.

    Оценочный лист ученика 7-го класса по теме «Класс паукообразные»

    Этапы урока

    Балл-оценка

    1

    Актуализация знаний. Вызов

    2

    Изучение нового. Осмысление

    3

    Закрепление изученного материала Рефлексия

    Итоговая оценка за урок

    Лист контроля знаний.

    Номер

    учебного

    элемента

    (УЭ)

    Учебный материал с указанием заданий

    Руководство по

    усвоению

    учебного

    материала

           1

                                         2

                    3

    8.30  7Б

    9.25. 7А

    10.20 7В

    Приветствие учеников, создание доброжелательной рабочей атмосферы.

    Зеленый                красный              желтый

    Поднять изображение соответствующее твоему настроению

    УЭ-0

    Интегрирующая цель: в процессе учебной работы над заданиями ты должен:

    1. изучить особенности строения паукообразных, их многообразие, среды обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека;

    Прочитай цель урока.

    УЭ-1

    Актуализация знаний.

    ЦЕЛЬ: Сформулируйте тему урока

    Прочитай цель.

    мозговой штурм

    1мин

    8.33  7Б

    9.28. 7А

    10.23 7В

    8.35  7Б

    9.30. 7А

    10.26 7В

    2 мин заполнить

    2 мин на обсуждение

    Всего 5 мин

    Сформулируйте тему урока и цель

    http://biouroki.ru/content/f/1016/07.png-

    Подсказка      Загадка    Растянул он свои сети, 
    Даже муха не заметит -
    Попадётся " на крючок",
    А поймает ... .
     

    1 балл

    Решить ребус

    1 балл

    Отгадывают загадку

    ЦЕЛЬ:  на основе изученного материала  «Тип Членистоногие», заполните  таблицу  «Общую характеристику класса паукообразные»

    Прочитать цель

    Прием «Верите ли Вы»  Поставить (+)согласен или (-)не согласен

    Утверждение

    До чтения  

    После чтения

    1) тело пауков состоит из головогруди и нерасчлененного брюшка

    2) пауки дышат кислородом, растворенным в воде

    3) у паука несколько пар простых глазков

    4) ловчие сети пауки ткут ногочелюстями - педипальпами

    5) паутина может служить пауку средством защиты, передвижения, выведения и охраны потомства

    6) все пауки дышат атмосферным воздухом

    7) переваривание пищи происходит в сосательном желудке паука

    8)у пауков 3 пары конечностей

    9) паукообразные – гермафродиты

    10) кровеносная система – незамкнутая

    11) пауки имеют 4 пары ходильных ног

    12) органы выделения – мальпигиевы сосуды

    13) пауки имеют две пары усиков

    14) Органы дыхания пауков –трахеи и легкие

    Проверка заполнения графы «До чтения»   таблицы  с обсуждением

    1 балл за правильный ответ

    всего

    7 баллов

    УЭ – 2

    Изучение нового

    Изучить « Многообразие, внешнее и внутреннее строение  класса паукообразных», определить их функции и строение

    Прочитай цель?

    Осмысление

    5мин

    8.40  7Б

    9.35. 7А

    10.31 7В

    8.42  7Б

    9.37. 7А

    10.33 7В

    8.44  7Б

    9.39. 7А

    10.35 7В

    1мин

    8.47  7Б

    9.41. 7А

    10.38 7В

    3мин

    8.50  7Б

    9.44 . 7А

    10.41 7В

    30 сек

    8.51  7Б

    9.45.7А

    10.42. 7В

    3мин

    8.55  7Б

    9.48.7А

    10.46. 7В

    8.55  7Б

    9.48.7А

    10.46. 7В

    Презентация «Многообразие класса паукообразные». Обучающийся Вопросы по каждому слайду к слушателям

    Задание1. «Многообразие паукообразных»

    Рассмотрите рисунок и дайте ответы на вопросы:

    1.Как называются представители паукообразных, изображенные на рисунке?

    2.Подумайте. К каким отрядам относятся данные представители?  Составить схему по 1,2 заданию.

    Индивидуальная работа Выслушайте выступление докладчика.

    Ответить на вопросы

    Балл  1б

    парная работа

    Прочитайте Задание в левой колонке , запишите в тетрадь схему

    Всего 4 б

    Рассмотрите рис. «Внешнее строение».

    Опишите  внешнее строение паука, используя слова- подсказки: Головогрудь , брюшко, хитин, линька, простые  глаза, 6 пар ног, глаз от 2-12, 4-паутинные бородавки, наземные.

    Картинки по запросу рисунок паука внешнее строение

    парная работа

    Составить рассказ используя слова – подсказки.

    2 балла

    Сравните свой рассказ с текстом

    Внешнее строение

    Тело животного состоит из двух отделов, покрытых хитином:

    • головогрудь;
    • брюшко.

    На головогруди есть две пары ротовых органов: ногощупальцы – педипальпы  и хелицеры –челюсти . Первой парой конечностей являются хелицеры, на концах они имеют коготки. Именно на них есть протоки ядовитых желёз, с помощью которых животное защищается и убивает добычу. Вторая пара конечностей, покрытая щетинками – ногощупальца. Они являются ещё и органом обоняния и осязания.

    Следующие 4 пары – ходильные ноги. На концах они имеют коготки и также покрыты щетинками. В итоге получаем 6 пар конечностей.

    Брюшко покрывает мягкая оболочка, головогрудь-твердая, состоящая из хитина. Конечности на брюшке отсутствуют, а у некоторых пауков видоизменены в паутинные бородавки. Сверху на бородавках открываются протоки желёз, формирующих паутину. На брюшке есть выходы органов дыхания, пищеварения и размножения.

    Сравните свой рассказ с текстом «Внешнее строение»

    Физкультминутка

    Вы, наверное, устали?
    А теперь ребята встали!
    Быстро руки вверх подняли,
    В стороны, вперед, назад,
    Повернулись вправо, влево,
    Тихо сели, вновь за дело.

    Работа со смысловым текстом. Задания на выбор :

    Ребята! Вы сейчас будете работать самостоятельно с текстом

    Внутреннее строение.

    Органами дыхания у пауков являются лёгкие (лёгочные мешки) и трахеи.

    У скорпионов — только лёгкие.

    У клещей газообмен осуществляется через кожу, а специальных органов дыхания нет.

    Кровеносная система незамкнутая. Она состоит из сердца, артерий, вен и пространств (синусов) между органами.  Кровь бесцветная.

     

    0009-010-EVOLJUTSIJA-ORGANOV-PISCHEVARENIJA-Tip-CHlenistonogie-pojavlenie-razlichnykh.jpg

      

    Пищеварительная система паука состоит из рта, глотки, пищевода, желудка, кишки и анального отверстия.

     

    Паукообразные — хищники. Для нападения на других животных у них имеются различные приспособления: от ядовитых желез до паутинных бородавок для изготовления ловчих сетей. Пауки впрыскивают в тело жертвы пищеварительный сок, который растворяет её ткани. Так происходит внекишечное пищеварение. Затем паук всасывает (при помощи сосательного желудка) разжиженную пищу. В средней кишке длинные слепые выросты увеличивают её объём и поверхность всасывания. Остатки непереваренной пищи выводятся наружу через анальное отверстие.

     

    Нервная система состоит из хорошо развитого надглоточного узла и брюшной цепочки. У паукообразных развито сложное инстинктивное поведение.

     

    Паукообразные — раздельнополые животные. Оплодотворение у представителей одних видов наружное, у других — внутреннее. Встречается у них партеногенез — размножение без оплодотворения, когда самка откладывает неоплодотворенные яйца, из которых развиваются только самки.

     

    Обычно паукообразные откладывают яйца, но есть и живородящие.

    Развитие без превращения, из яиц выходят маленькие особи, похожие на взрослых. У многих видов наблюдается забота о потомстве: самки охраняют кокон с яйцами

    Дыхательная система. Пауки, как уже говорилось, дышат воздухом. Органами дыхания у них служат трахеи и легкие, называемые легочными книжками. В них происходит обмен кислородом и углекислым газом между кровью и воздухом. Наружу легкие открываются дыхальцами. У наиболее примитивных пауков две пары легочных книжек, у более продвинутых одна из них или обе заменены пронизывающими тело трахеями.

    Выделительная система состоит мальпигиевых сосудов в брюшке, которые открываются в кишечник.

    I.Выполнить 1 из трех  задания на выбор :

    Задание .«Внутреннее строение паука-крестовика»

    Тест 1. У паука-крестовика ядовитые железы находятся:

    1.В челюстях. 2.В ногощупальцах. 3.В ротовой полости.

    4.На конце брюшка.

    Тест 2. Как называется вторая пара конечностей паука крестовика?

    1.Челюсти.     2.Ногощупальца.

      3.Клешни.        4.Ходильные ножки.

    Тест 3. Чем представлены органы зрения паука крестовика?

    1. сложных фасеточных глаза.
    1. сложных и 2 простых глаза.
    1. простых глазка.

    4.8 простых глаз.

    Тест 4. Где находится сердце паука крестовика?

    1.В спиной части головогруди.

    2.В брюшной части головогруди.

    3.В верхней части брюшка.

    4.В нижней части брюшка.

    Тест 5. Какое пищеварение характерно для паука-крестовика?

    1.Основное переваривание – в желудке.

    2.Основное переваривание в кишечнике.

    3.Пища переваривается в длинных слепых выростах средней кишки.

    4.Переваривание пищи начинается вне организма, заканчивается в пищеварительной системе.

    Тест 6. Органами дыхания паука-крестовика являются:

    1.Только трахеи. 2.Жабры и легкие. 3.Трахеи и жабры. 4.Легкие и трахеи.

    Задание .«Допиши фразу»

    1.Головогрудь несет (_) пар конечностей.

    2.На брюшке паукообразных конечности (_).

    3.Первая пара конечностей головогруди называется (_), состоит из 2-3 члеников, заканчивается крючком, клешней или стилетом.

    4.Вторая пара конечностей называется (_) и используются в качестве: ходильных ног, органа осязания, нижней челюсти, клешней для захвата пищи, как совокупительный аппарат.

    5.Ходильных ног – (_).

    6.Слюна паука содержит ферменты, с помощью которых происходит пищеварение вне организма паука – (_) пищеварение.

    7.Органы дыхания паука крестовика – (_)

    8.Выделительная система представлена (_), которые открываются в (_).

    Слова – помощники:  1-6 пар , 2-трахеи и легочные мешки,3- мальпигиевы сосуды, 4- педипальпы, 5- хелицеры, 6-наружое , 7- 8 ног, 8-паутинные бородавки;

    Задание . «Паукообразные»

    Тест 3. Укажите признаки, характерные для паука-крестовика:

    1.Тело состоит из трех отделов: голова, грудь и брюшко.

    1. пары ходильных ног.

    3.Всего на головогруди 6 пар конечностей.

    4.Первая пара конечностей – ногощупальца.

    5.Вторая пара конечностей – челюсти, хелицеры.

    6.Пищеварение у паука-крестовика внекишечное.

    7.Паутинные бородавки – видоизмененные брюшные ножки.

    8.Дышит только трахеями.

    Проверить правильность заполнение таблицы «Верите ли Вы» Второй столбец

    индивидуальная работа

    Прочитайте текст

    выберите одно из заданий расположенных ниже.

    Выберите себе  1задание.

    Выполните  задание

    По 1 баллу

    максимально

    6 баллов

    За выполненное задание 8 баллов

    .

    За выполненное задание 8 баллов

    По 1 баллу

    1 балл за каждый  правильный ответ

    всего 7 баллов

    УЭ – 3

    Закрепление изученного материала.

    2мин

    9.05  7Б

    10.00.7А

    10.55. 7В

    Цель: проверить  полученные знания по теме «Класс паукообразные» ;

    Внимательно прочти цель.

    Задание на выбор.

    1.Составить рассказ со словами:  Тип, класс, паукообразные, 62 тысячи, Членистоногие, хищник, хитин, растительноядные, паразиты

    2. Даны слоги: ПА СЕ НО КА РА СКОР УК КО СЕЦ КУРТ ПИОН

    Составьте из них названия паукообразных.

    (паук, сенокосец, каракурт, скорпион)

    3.. Синквейн

    Паук

    3.Опишите «Класс Паукообразные»  используя только прилагательные.

    4.Придумайте 2 вопроса используя слова Зачем? И Почему?

    Выберите одно задание

    Задание выполняй в тетради..

    5 баллов.

    Ключ

    «Внутреннее строение паука-крестовика»

    1-1, 2-2,3-4,4- 3,5-4,6-4,

     «Допиши фразу»

    1-1,2-8, 3-5, 4-4, 5-7,6-6, 7-2,8-3

    . «Паукообразные»

    1,2,3,6,7

    УЭ – 4

    Подведение итогов.

    5 мин

    9.10  7Б

    10.05.7А

    11.00. 7В

    Рефлексия

    Цель: определите, знаете ли вы « Особенности строения и жизнедеятельность Класса  паукообразные» и Достиг ли вы цели урока?

    1.Оцени свою работу на уроке.

    2.Подсчитай – сколько ты заработал баллов.

    3.Понравился ли урок? Чем?

           4.Не понравился? Чем?

    Показать  «сигнал» своего  настроения.

    Домашнее задание.

    1) § 25 (заполнение таблицы «Класс Паукообразные»)

    Представитель

    Паукообразных

    Среда

     обитания

    Черты приспособленности

    к среде обитания

    2) составление схемы «Роль паукообразных в природе и жизни человека»

    Прочти еще раз цель урока.

    Проводится индивидуально.

    Твоя оценка?

    Итоговое количество баллов

    От 29 до32  - «5»

    От 24 до 28   - «4»

          От 16 до 23  - «3»

    Сдай контрольный лист на проверку.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока "Класс Паукообразные.Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных"

    Конспект урока " Класс паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных. Многообразие и значение паукообразных в природе и жизни человека"...

    Класс паукообразные 7 класс

    Разработка урока по теме "Класс паукообразные"....

    задания для урока биологии по теме "Класс Ракообразные, Класс Паукообразные"

    Задания разработаны для групповой работы по теме "Класс Ракообразные, Класс Паукообразные". Могут использоваться как вопросы для проведения викторины, закрепления знаний или самостоятельного изучения ...

    Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"

    Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...

    «Класс паукообразные. Образ жизни и внешнее строение паука-крестовика» для 7 классов

    «Класс паукообразные. Образ жизни и внешнее строение паука-крестовика»...

    урок на тему "Класс Паукообразные" биология-7 класс

    формирую знания семиклассников об особенностях строения и жизнедеятельности паукообразных в связи со средой их обитания;    раскрываю значение паукообразных в природе и жизни человека...

    презентация для урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Паукообразные. Строение, жизнедеятельность, размножение, многообразие, паутина и её роль. Клещи, переносчики энцефалита, меры защиты. Роль в биоценозах."

    Презентация разработана для проведения урока биологии в 7 классе по теме "Класс Паукообразные. Строение, жизнедеятельность, размножение, многообразие, паутина и её роль. Клещи переносчики энцефалита. ...