ФГОС Рабочая программа по биологии 6 класс УМК В.В.Пасечник 2018г 1 час
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме

В основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы развития и формирования универсальных учебных действий, программы духовно-нравственного развития и воспитания личности,  Примерной программы основного общего образования,  программы основного общего образования. Биология. 5-9 классы авторы  В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г.Швецов. Дрофа, 2014 г.

Рабочая программа соответствует требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и реализует программу формирования универсальных учебных действий.

УМК предметной линии учебников В. В. Пасечник, В.В.Латюшин,  В.А.Шапкин, Д.В.Колесов , Р.Д. Маш, И.Н. Беляев,  Г. Г. Швецов, А.А.Каменский, Е.А. Криксунов , издательство «Дрофа», 2018 г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6a2018_b.docx32.82 КБ

Предварительный просмотр:

                            Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 им. Маршала Жукова Г.К.

города Ногинска Московской области

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

естественно-математического цикла

Протокол №       от ___________

Руководитель ШМО

Иванушкина Е.А.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

_________Чадина Н.А.

«___»__________ 2018     г

УТВЕРЖДАЮ

        Директор МБОУ СОШ № 9

Приказ от _______ № _____

___________Мишукова Е.Н.

Р А Б О Ч А Я   П Р О Г Р А М М А

учебного курса  « Биология_»

                                                             Класс: ___6а___

Уровень образования: основное общее образование

Уровень изучения предмета: базовый

Срок  реализации программы -2018  /2019   гг.

Количество часов по учебному плану:

всего – __35__ ч/год;  __1_ч/неделю

Программа   составлена  на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Г.М. Пяльдяева ]. — М.: Дрофа, 2014 год (Стандарты второго поколения), Программы по биологии для 5–9 классов (автор В,В. Пасечник.; М.: «Дрофа», 2014 ).

Учебник Автор В. В. Пасечник   « Биология. 6 класс», учебник для общеобразовательных организаций; Москва, «Дрофа, 2018 г. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.

Рабочую  программу составила     Лактаева Л.И.,

                                                                      учитель биологии  высшей категории

2018г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа  разработана в соответствии  с:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования        и науки Российской Федерации  от 30.08.2013 № 1015;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным  приказом Министерства        образования        и науки  Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования        и   науки  Российской  Федерации от 31.12.2015 №1576;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным,  приказом Министерства        образования        и науки   Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования        и     науки        Российской Федерации  от 31.12.2015 №1577;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным  приказом Министерства        образования        и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования        и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1578;
  • Учебным планом Школы;
  • Примерной программой дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации (или авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию;
  • Федеральным перечнем учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

В основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы развития и формирования универсальных учебных действий, программы духовно-нравственного развития и воспитания личности,  Примерной программы основного общего образования,  программы основного общего образования. Биология. 5-9 классы авторы  В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г.Швецов. Дрофа, 2014 г.

Рабочая программа соответствует требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и реализует программу формирования универсальных учебных действий.

УМК предметной линии учебников В. В. Пасечник, В.В.Латюшин,  В.А.Шапкин, Д.В.Колесов , Р.Д. Маш, И.Н. Беляев,  Г. Г. Швецов, А.А.Каменский, Е.А. Криксунов , издательство «Дрофа», 2018 г.

В учебном плане МБОУ СОШ №9 на 2018-2019 учебный год  отведено для обязательного изучения предмета биология в 6 классе 35 часов (из расчета 1 час в неделю).

                     

Планируемые результаты изучения учебного курса.

В результате обучения биологии в 6 классе ученик научится:

  составлять план текста; владеть таким видом изложения текста как повествование;  

 работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

 составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;

  выполнять лабораторные работы под руководством учителя;  

 оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради, работать с текстом и иллюстрациями учебника;

  под руководством учителя проводить наблюдения; оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

  получать биологическую информацию из разных источников;

 определять отношения объекта с другими объектами, определять существенные признаки объекта;  

 анализировать состояние объектов под микроскопом, сравнивать объекты (под микроскопом) с их изображением на рисунках и определять их;

 сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;  

  находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее содержание, работать с полученной информацией;

 оценивать с эстетической точки зрения представителей живого мира.

 определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»; отличать живые организмы от неживых; пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

 характеризовать среды обитания организмов; характеризовать экологические факторы; проводить фенологические наблюдения; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов;

 работать с лупой и микроскопом, готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, распознавать основные виды тканей;

  давать общую характеристику царству « Покрытосеменные растения»

 давать общую характеристику растительного царства;

 давать характеристику основных группам растений;

 объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. Ученик получит возможность учиться:

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
  • выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;
  • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
  • находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать ее и переводить из одной формы в другую; • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
  • выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;
  • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях
  • ( экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
  • находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать ее и переводить из одной формы в другую;
  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
  • выполнять творческие работы, включая учебные исследования и учебные проекты.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Биология, курса «Покрытосеменные растения»

 Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

  •  испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
  •  соблюдать правила поведения в природе;
  •  понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
  •  уметь реализовывать теоретические познания на практике;
  •  осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
  •  понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
  •  испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим растительный мир, и эстетические чувства от общения с растениями;
  •  признавать право каждого на собственное мнение;
  •  проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
  • уметь отстаивать свою точку зрения;
  •  критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;
  •  понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  •  уметь слушать и слышать другое мнение;
  •  уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

К метапредметным результатам обучения относятся:

  • Учащиеся должны уметь:
  •  анализировать и сравнивать изучаемые объекты;
  •  осуществлять описание изучаемого объекта;
  •  определять отношения объекта с другими объектами;
  •  определять существенные признаки объекта;
  •  классифицировать объекты;
  •  анализировать результаты наблюдений и делать выводы;
  •  под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов.
  •  проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией.
  •  различать объем и содержание понятий;
  •  различать родовое и видовое понятия;
  •  определять аспект классификации;
  •  осуществлять классификацию.
  •  под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание объектов, наблюдений, их результаты, выводы;
  •  организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

Предметными результатами обучения являются:

Учащиеся должны знать:

  •  внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;
  •  видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений.
  •  основные процессы жизнедеятельности растений;
  • особенности минерального и воздушного питания растений;
  • виды размножения растений и их значение.
  • основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;
  •  характерные признаки однодольных и двудольных растений;
  •  признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;
  • важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение.
  •  взаимосвязь растений с другими организмами;
  •  растительные сообщества и их типы;
  •  закономерности развития и смены растительных сообществ;
  • о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека.

Учащиеся должны уметь:

  •  различать и описывать органы цветковых растений;
  •  объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;
  •  изучать органы растений в ходе лабораторных работ.
  •  характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;
  •  объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;
  •  устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;
  •  показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;
  •  объяснять роль различных видов размножения у растений;
  •  определять всхожесть семян растений.
  •  делать морфологическую характеристику растений;
  •  выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;
  •  работать с определительными карточками.
  •  устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;
  •  определять растительные сообщества и их типы;
  • объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;
  •  проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.


              Содержание учебного предмета «Биология 6 класс»

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (15 часов )

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Демонстрация

Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.

Лабораторные работы:

Лабораторная работа№1 Строение семян двудольных растений.    

Лабораторная работа№2 Строение зерновки пшеницы

Лабораторная работа№3 Стержневая и мочковатая корневые системы.

Лабораторная работа№4 Корневой чехлик и корневые волоски.                                                                                                                        Лабораторная работа№ 5 Строение почек. Расположение почек на стебле.    

Лабораторная работа№6 Листья простые и сложные,их жилкование и листорасположение

Лабораторная работа№7 Строение кожицы листа

Лабораторная работа№8 Клеточное строение листа

Лабораторная работа№9 Внутреннее строение ветки дерева.

Лабораторная работа№10 Строение клубня

Лабораторная работа№11 Строение луковицы

Лабораторная работа№12 Строение цветка

Лабораторная работа№13 Соцветия.

Лабораторная работа№14 Классификация плодов.

 

Раздел 2. Жизнь растений ( 12часов )

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.

Демонстрация

Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.

Лабораторные работы:

Лабораторная работа№15 Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю

                                      

Раздел 3. Классификация растений (5 часов )

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учётом местных условий). Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)

Демонстрация

Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.

Лабораторные работы:

Лабораторная работа№16 Строение пшеницы ( ржи, ячменя )  

 

Раздел 4. Природные сообщества (2 часа )

Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Заключение. ( 1 час)

 Итоговая контрольная работа.

                                     

                                 

                                      Тематическое планирование

№ раздела и тем

Наименование разделов и тем

Учебные часы

Контрольные работы

(в соответствии со спецификой предмета, курса)

Практическая часть

(в соответствии со спецификой предмета, курса)

1

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений.

15

 Л.р. № 1-14

2

Раздел 2. Жизнь растений.

12

 Л.р. № 15

3

Раздел 3. Классификация растений.

5

Л.р. №16

4

Раздел 4. Природные сообщества.

2

5

Заключение

1

1

Итого:

35

1

16

Приложение к программе

по предмету «Биология 6 класс»

                             Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока.

  Д.з.

Дата

по плану

Дата

по факту

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений.  ( 15 часов)

1.

Строение семян

§ 1

2

Виды корней и типы корневых систем

§ 2

3

Зоны (участки) корня.

§ 3

4

Условия произрастания и видоизменения корней

§ 4

5

Побег и почки.

§ 5

6

Вешнее строение листа.

§ 5

7

Клеточное строение листа.

§ 7

8

Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменение листьев.

§ 8

9

Строение стебля.

§ 9

10

Видоизменение побегов

§ 10

11

Цветок

§11

12

Соцветия

§ 12

13

Плоды

§ 13

14

Распространение плодов и семян

§ 14

15

 Повторение, обобщение и систематизация материала по теме: «Строение и многообразие покрытосеменных растений». 

§ 1-14

Раздел 2. Жизнь растений.( 12 часов )

16

Минеральное питание растений

§ 15

17

Фотосинтез

§ 16

18

Дыхание растений

§ 17

19

Испарение воды растениями. Листопад

§ 18

20

Передвижение воды и питательных веществ в растении

§ 19

21

Прорастание семян

§ 20

22

Способы размножения растений

§ 21

23

Размножение споровых растений

§ 22

24

Размножение голосеменных растений

§ 23

25

Половое размножение покрытосеменных растений

§ 24

26

Вегетативное размножение покрытосеменных растений

§ 25

27

Повторение, обобщение и систематизация материала по теме: Жизнь растений.

§ 21-25

Раздел 3. Классификация растений.    

              ( 5 часов )

28

Основы систематики растений

§ 26

29

Класс Двудольные. Семейства Крестоцветные (Капустные) и Розоцветные

§ 27

30

Класс Двудольные. Семейства Пасленовые. Мотыльковые (Бобовые) и Сложноцветные (Астровые)

§ 28

31

Класс Однодольные. Семейства Лилейные и Злаки.

§ 29

32

Культурные растения. Повторение, обобщение и систематизация материала по теме "Классификация растений"

§ 30

Раздел 4. Природные сообщества.

             ( 2 часа )

33

Растительные сообщества.

§ 31

34

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений

Доклады

35

Итоговая контрольная работа №1

§


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии к УМК В.В. Пасечника ( М.Дрофа)

Р заабочая программа  по биологии составлена на основе требования Федерального государственного образовательного стандарта ФГОС. В программу входят пояснительная записка, требования к знаниям и у...

ФГОС Рабочая программа по биологии 5 класс УМК В.В.Пасечник 2018г 1 час

В основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы развития и формирования универс...

ФГОС Рабочая программа по биологии 10 класс УМК В.В.Пасечник 2018г 1 час в неделю

Предлагаемая программа является логическим продолжением программы по биологии основной школы (5–9 классы), разработанной В. В. Пасечником, В. М. Пакуловой, В. В. Латюшиным, Р. Д. Машем.  Ба...

ФГОС Рабочая программа по биологии 10 класс УМК В.В.Пасечник 2018г 3 часа в неделю

Предлагаемая программа является логическим продолжением программы по биологии основной школы (5–9 классы), разработанной В. В. Пасечником, В. М. Пакуловой, В. В. Латюшиным, Р. Д. Машем.  Ба...

ФГОС Рабочая программа по биологии 7 класс УМК В.В.Пасечник 2018г 1 час

Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ...

ФГОС Рабочая программа по биологии 8 класс УМК В.В.Пасечник 2018г 2 часа

В основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы развития и формирования универс...

ФГОС Рабочая программа по биологии 9 класс УМК В.В.Пасечник 2018г 2 часа

Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ...