Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 6 класса (базовый уровень) 2018
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему

JuliaSadovnikova

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 8 класса (базовый уровень) по учебнику "Биология" 8 класс А.Г. Драгомилов Р.Д. Маш

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Городского округа Балашиха

«Средняя общеобразовательная школа № 26»

РАССМОТРЕНА

на заседании ШМО учителей

_____________________________________

(указывается направление)

руководитель  ШМО

 _______________    / ____________________/

(подпись)                      (фамилия, инициалы)

Протокол от  «____» августа 201___г.№ __

СОГЛАСОВАНА

зам. директора по ________

_____________    / ____________________/

              (подпись)                      (фамилия, инициалы)

 

«______» августа 201___г.                  

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора «Средняя общеобразовательная школа № 26» 

от  «____» августа 201__г. №___

 ___________________ /А.А. Лифенко/

Рабочая программа

по учебному предмету «Биология»

для 8 класса (базовый уровень)

на 2018 – 2019 учебный год

Садовниковой Юлии Михайловны,

учителя биологии

                                                                               

Г.о. Балашиха – 2018

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Биология» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования[1], примерной программы по биологии и на основе авторской программы[2].    Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Драгомилов А. Г.   Биология:  8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Биология. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш.– М.: Вентана-Граф, 2012.

Учебный предмет «Биология» изучается в 8 классе, рассчитан на 70 часов в год (2 часа в неделю), в том числе на следующие виды работ:

Виды контроля

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Год

Лабораторных работ

2

1

1

-

4

Практических работ

1

2

1

-

4

Итого

3

3

2

-

8

          Глобальными целями биологического образования являются:

- социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность - носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

- приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей,  накопленных обществом в сфере биологической науки.

         Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

- ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

 - развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

- овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

2.  ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА « БИОЛОГИЯ»

Личностные:

       Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:

– с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;

– учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения.

      Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.

     Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.

     Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.

     Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а также близких людей и окружающих.

     Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью.

     Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на – умение оценивать:

– риск взаимоотношений человека и природы;

– поведение человека с точки зрения здорового образа жизни.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

     Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

     Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

     Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

     Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.

     Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).

     Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).

     Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

     В ходе представления проекта давать оценку его результатам.

     Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

     Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).

Познавательные УУД:

     Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:

– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала.

     Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

     Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

     Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.

     Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.

     Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

     Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Коммуникативные УУД:

 - отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

 - в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

 - учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

 - понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

Предметные:

характеризовать элементарные сведения об эмбриональном и постэмбриональном развитии человека.

– объяснять некоторые наблюдаемые процессы, проходящие в собственном организме;

– объяснять, почему физический труд и спорт благотворно влияют на организм;

– использовать в быту элементарные знания основ психологии, чтобы уметь эффективно общаться (о человеческих темпераментах, эмоциях, их биологическом источнике и социальном смысле).

– выделять основные функции организма (питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение) и объяснять их роль в его жизнедеятельности;

– характеризовать особенности строения и жизнедеятельности клетки;

– объяснять биологический смысл разделения органов и функций;

– характеризовать, как кровеносная, нервная и эндокринная системы органов выполняют координирующую функцию в организме;

– объяснять, какова роль опорно-двигательной системы в обеспечении функций передвижения и поддержания функций других систем органов;

– характеризовать, как покровы поддерживают постоянство внутренней среды организма;

– объяснять, какова роль основных функций организма (питание, дыхание, выделение) в обеспечении нормальной жизнедеятельности;

– характеризовать внутреннюю среду организма и способы поддержания ее постоянства (гомеостаза);

– объяснять, как человек узнает о том, что происходит в окружающем мире, и какую роль в этом играет высшая нервная деятельность и органы чувств;

– характеризовать особенности строения и функции репродуктивной системы;

– объяснять биологический смысл размножения и причины естественной смерти;

– объяснять важнейшие психические функции человека, чтобы понимать себя и окружающих (соотношение физиологических и психологических основ в природе человека и т.п.);

– характеризовать биологические корни различий в поведении и в социальных функциях женщин и мужчин (максимум).

– называть основные правила здорового образа жизни, факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье;

– понимать, к каким последствиям приводит нарушение важнейших функций организма (нарушение обмена веществ, координации функций);

– выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия;

– оказывать первую помощь при травмах;

– применять свои знания для составления режима дня, труда и отдыха, правил рационального питания, поведения, гигиены;

– называть симптомы некоторых распространенных болезней;

– объяснять вред курения и употребления алкоголя, наркотиков.


3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»

ВВЕДЕНИЕ - 1 ЧАС

Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, их методы. Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Роль гигиены и санитарии в борьбе за экологически чистую природную среду, условия быта и труда. Понятие о здоровом образе жизни. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни. Понимание здоровья как высшей ценности. Ответственность за своё здоровье и здоровье окружающих.

ТЕМА 1. ОБЩИЙ ОБЗОР ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА - 5 ЧАСОВ

Биосоциальная природа человека. Морфологические, функциональные и экологические отличия человека от животных.

Части и полости тела. Топография внутренних органов. Бытовой язык и научная номенклатура. Уровни организации организма: клеточный, тканевый, органный, системный, организменный.

Клетка и её строение. Органоиды клетки.

Химический состав клетки. Неорганические и органические вещества. Жизнедеятельность клеток. Обмен веществ, ферменты. Процессы биосинтеза в рибосомах, процессы биологического окисления органических веществ с выделением энергии, завершающиеся в митохондриях. Деление клеток, рост, развитие, специализация. Свойства раздражимости и возбудимости.

Основные ткани животных и человека, их разновидности.

Строение нейрона. Процессы возбуждения и торможения. Нервная и гуморальная регуляция. Рефлекс и рефлекторная дуга.

Органы, системы органов, организм.

Демонстрации. Разложение ферментом каталазой пероксида водорода.

Лабораторные работы: №1«Клетки и ткани под микроскопом».

ТЕМА 2. ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА - 9 ЧАСОВ

Компоненты опорно-двигательной системы (кости, мышцы, сухожилия), их значение. Соединение костей в скелете. Строение суставов. Состав и строение костей.

Основные отделы скелета. Строение позвонков, позвоночник, их функции. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы.

Мышцы, типы мышц, их строение и значение. Основные группы мышц. Работа мышц. Регуляция мышечных движений. Энергетика мышечных сокращений. Утомление, его причины. Предупреждение нарушений осанки и плоскостопия.

Развитие опорно-двигательной системы. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на формирование и развитие скелета. Последствия гиподинамии. Влияние тренировки на скелет и мышцы. Распределение физической нагрузки в течение дня. Ответственность за своё здоровье и здоровье окружающих. Спортивный календарь Урала для детей и взрослых: сезонные виды спорта.

Демонстрации. Скелет; распилы костей, позвонков, строение сустава, мышц и др.

Практические работы: №1 «Проверяем правильность осанки».

ТЕМА 3. КРОВЬ И КРОВООБРАЩЕНИЕ - 8 ЧАСОВ

Компоненты внутренней среды организма (кровь, тканевая жидкость, лимфа), их кругооборот и взаимосвязь. Состав крови, функции плазмы и форменных элементов. Артериальная и венозная кровь. Значение работ И.И. Мечникова для изучения процессов воспаления.

Функции лимфоцитов. Иммунитет. Органы иммунной системы. Иммунная реакция. Антигены и антитела. Клеточный и гуморальный иммунитет.

Роль болезнетворных микробов и вирусов в развитии инфекционных болезней. Работы Э.Дженнера и Л.Пастера. Понятие вакцины и лечебной сыворотки. Типы иммунитета. Тканевая совместимость и переливание крови. Основные факторы повседневной жизни, негативно влияющие на здоровье. Способы их нейтрализации. Индивидуальные особенности здоровья и способы предупреждения возможных заболеваний.

Строение сердца. Фазы сердечной деятельности. Кровеносные сосуды, их типы, особенности строения.

Большой и малый круги кровообращения. Лимфоотток. Движение крови по сосудам, его причины. Пульс. Артериальное давление, способы его измерения. Гипотония и гипертония, их причины. Изменения при инфаркте миокарда. Регуляция работы сердца и сосудов (нервная и гуморальная). Автоматизм сердечной деятельности. Влияние мышечной нагрузки на сердце и сосуды. Значение тренировки сердца. Функциональные сердечно-сосудистые пробы как средство личного самоконтроля.

Первая помощь при кровотечениях различного типа.

Демонстрации. Торс человека; модель сердца; приборы для измерения артериального давления и способы их использования.

Лабораторные работы: №2«Сравнение крови человека с кровью лягушки».

Практические работы:  №2 «Функциональная сердечно-сосудистая проба».

ТЕМА 4. ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА - 6 ЧАСОВ

Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Газообмен в лёгких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхательных движений. Защитные рефлексы. Гуморальная регуляция дыхания.

Болезни органов дыхания, их профилактика. Флюорография как средство ранней диагностики лёгочных заболеваний.

Гигиена дыхания. Значение чистого воздуха для здоровья человека. Защита воздуха от загрязнений. Понятие о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в воздухе. Курение как фактор риска. Борьба с пылью. Экологическое состояние территории проживания и здоровье местного населения. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды. Укрепление органов дыхания. Жизненная ёмкость лёгких, её измерение и зависимость от уровня тренированности человека. Дыхательная гимнастика.

Первая помощь при поражении органов дыхания. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

Демонстрации. Торс человека; модели гортани и легких; модель Дондерса, демонстрирующая механизмы вдоха и выдоха.

Лабораторные работы: №3 «Изготовление самодельной модели Дондерса».

Практические работы: №3 «Измерение обхвата грудной клетки».

ТЕМА 5. ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА - 6 ЧАСОВ

Значение питания. Пищевые продукты и питательные вещества. Пища как важный экологический фактор здоровья. Экологическая чистота пищевых продуктов.

Значение пищеварения. Система пищеварительных органов: пищеварительный тракт, пищеварительные железы.

Пищеварение в ротовой полости. Строение и функции зубов. Роль слюны в переваривании пищи. Глотание, его рефлекторная основа. Пищеварение в желудке, состав желудочного сока. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке, роль желчи и сока поджелудочной железы. Конечные продукты переваривания питательных веществ. Всасывание. Строение и функции ворсинок. Роль толстого кишечника в пищеварении.

Наиболее опасные болезни органов пищеварительной системы.

Регуляция пищеварения. Голод и насыщение. Безусловные и условные рефлексы в процессе пищеварения, их торможение.

Питание и здоровье. Национально-культурные традиции питания населения региона. Зависимость традиций питания от места проживания и культуры народа. Особенности Уральской кухни и ее роль в организации рационального питания для местных жителей. Методы профилактики заболеваний, наиболее распространённых для подросткового возраста. Инфекционные болезни органов пищеварения, их возбудители и переносчики, меры профилактики. Пищевые отравления. Меры первой помощи.

Демонстрации. Торс человека;

Лабораторная работа: №4«Действие ферментов слюны на крахмал».

ТЕМА 6. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ. МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА. КОЖА - 8 ЧАСОВ

Значение питательных веществ для восстановления структур, их роста и энергообразования.

Обменные процессы в организме. Стадии обмена: подготовительная, клеточная и заключительная. Пластический и энергетический обмен. Нормы питания, их связь с энергетическими тратами организма. Энергоёмкость питательных веществ. Определение норм питания. Национально-культурные традиции питания населения региона. Зависимость традиций питания от места проживания и культуры народа.

Витамины, их связь с ферментами и другими биологически активными веществами. Авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы, их признаки. Сохранение витаминов в пище. Водо- и жирорастворимые витамины.

Значение выделения. Пути удаления продуктов обмена из организма. Органы мочевыделения. Строение почки. Нефроны, их функции. Роль почек в поддержании гомеостаза внутренней среды. Регуляция работы почек.

Предупреждение заболеваний почек. Нарушения диеты и экологическая загрязнённость и пищевых продуктов как причина заболеваний почек. Вред спиртных напитков. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Методы профилактики заболеваний, наиболее распространённых для подросткового возраста.

Значение воды и минеральных веществ для организма. Режим питья.

Барьерная роль кожи. Строение кожи. Потовые и сальные железы. Придатки кожи: волосы и ногти. Типы кожи. Уход за кожей.

Нарушения кожных покровов и повреждения кожи. Причины кожных болезней. Методы профилактики наиболее распространённых для подросткового возраста заболеваний кожи. Травмы кожи. Первая помощь при травмах кожи.

Роль кожи в терморегуляции. Адаптация человека к холодному и жаркому климату. Закаливание. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе. Теплообразование и теплопередача, их регуляция. Гигиена одежды.

Демонстрация. Рельефная таблица строения кожи.

Практические работы: №4«Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки».

ТЕМА 7. ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА. НЕРВНАЯ СИСТЕМА - 7 ЧАСОВ

Железы внутренней, внешней и смешанной секреции. Эндокринная система. Свойства гормонов, их значение в регуляции работы органов на разных этапах возрастного развития. Взаимосвязь нервной и эндокринной систем.

Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

Роль гормона поджелудочной железы инсулина в регуляции постоянства глюкозы в крови.

Значение нервной системы, её строение и функции. Центральная и периферическая части нервной системы. Соматический и вегетативный отделы нервной системы.

Спинной мозг. Серое и белое вещество спинного мозга, центральный канал. Нервы и нервные узлы. Значение спинного мозга, его рефлекторная и проводящая функции.

Головной мозг. Серое и белое вещество, кора и ядра головного мозга. Отделы головного мозга, их строение и функции. Доли головного мозга и зоны коры больших полушарий. Роль лобных долей в организации произвольных действий. Речевые центры коры.

Демонстрации. Модели гортани со щитовидной железой, головного мозга с гипофизом; рельефная таблица, изображающая железы эндокринной системы; коленный рефлекс спинного мозга; мигательный, глотательный рефлексы продолговатого мозга; функции мозжечка и среднего мозга.

ТЕМА 8. ОРГАНЫ ЧУВСТВ. АНАЛИЗАТОРЫ - 6 ЧАСОВ

Понятие об органах чувств и анализаторах. Свойства анализаторов, их значение и взаимосвязь.

Орган зрения. Строение и функции глаза. Зрительный анализатор. Роль коры больших полушарий головного мозга в распознавании зрительных образов.

Заболевания и повреждения глаз. Гигиена зрения. Первая помощь при повреждении глаз. Экология ландшафта и зрительный комфорт.

Орган слуха и слуховой анализатор. Его значение. Строение и функции наружного, среднего, внутреннего уха. Части слухового анализатора. Роль коры больших полушарий в распознавании звуков. Центры речи. Гигиена слуха. Борьба с шумом. Болезни органов слуха и их предупреждение. Методы профилактики наиболее распространённых для подросткового возраста заболеваний. Основные факторы повседневной жизни, негативно влияющие на здоровье, способы их нейтрализации.

Органы равновесия: вестибулярный аппарат, его строение и функции. Органы осязания, вкуса, обоняния и их анализаторы. Роль мышечного чувства. Взаимодействие анализаторов.

Демонстрации. Модели черепа, глаза, уха.

ТЕМА 9. ПОВЕДЕНИЕ И ПСИХИКА - 7 ЧАСОВ

Врождённые формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые формы поведения.

Закономерности работы головного мозга. Работы И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского по изучению закономерностей работы головного мозга. Безусловное и условное торможение. Явление доминанты.

Биологические ритмы. Сон и его значение. Фазы сна.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь, сознание и трудовая деятельность. Деятельность человека - глобальный экологический фактор. Охрана окружающей среды как важное условие сохранения жизни на Земле.

Познавательные процессы человека: ощущения, восприятия, память, воображение, мышление.

Волевые процессы. Качества воли. Внушаемость и негативизм. Основные виды зависимостей. Ценность свободы от любого вида зависимостей.

Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния, эмоциональные отношения. Их зарождение, развитие, угасание и переключение.

Работоспособность. Режим дня. Стресс и его воздействие на здоровье человека. Способы выхода из стрессовой ситуации.

Адаптация и акклиматизация к новым климатическим условиям.

Личность и её особенности. Выбор профессии.

Человек и его место в биосфере. Социоприродная экосистема, урбосфера и агросфера. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды и устойчивость экосистем.

Демонстрации. Модель головного мозга; двойственного изображения; выработка динамического стереотипа зеркального письма; иллюзии установки.

ТЕМА 10. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА - 4 ЧАСА

Половые и возрастные особенности человека. Половые хромосомы. Роль биологических и социальных факторов в развитии человека.

Женская половая система. Мужская половая система.

Половое созревание юношей и девушек. Биологическая и социальная зрелость. Особенности полового созревания мальчиков и девочек в подростковом возрасте. Физиологическое и психологическое регулирование процессов, сопровождающих процессы полового созревания.

Планирование семьи. Охрана материнства и детства.

Беременность. Внутриутробное развитие организма. Оплодотворение. Первые стадии зародышевого развития. Формирование плода. Биогенетический закон Геккеля-Мюллера и причины его нарушения. Созревание плода. Роды. Уход за новорожденным.

Развитие после рождения. Периоды жизни человека. Биологический и календарный возраст.

Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём. Вредное влияние на организм курения, алкоголя, наркотиков. Здоровье и трудоспособность человека в разные периоды его жизни. Основные характеристики и нормы здорового образа жизни и эффективные способы его сохранения.

ПОВТОРЕНИЕ - 3 ЧАСА


4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»

урока

урока

в теме

Тема урока

Основные понятия и термины

Дата

по плану

Дата по факту

8.1

8.2

8.3

8.4

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ВВЕДЕНИЕ - 1 ЧАС

1.

1.

Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека.

Биологическая  природа и социальная сущность человека. Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология. Методы изучения организма человека

1

учебная неделя

ТЕМА 1. ОБЩИЙ ОБЗОР ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА - 5 ЧАСОВ

2.

1.

Общий обзор организма человека. Место человека в живой природе.

Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них

1

 учебная неделя

3.

2.

Клетка:  строение, химический состав и жизнедеятельность.

Строение клетки, рост, развитие, возбудимость, обмен веществ

2

учебная неделя

4.

3.

Ткани. Лабораторная работа  № 1 «Клетки и ткани под микроскопом»

Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные (костная, хрящевая, жировая, кровь), мышечные гладкая, поперечнополосатая, сердечная), нервная. Нейрон: тело, дендриты, аксон. Межклеточное вещество.

2

учебная неделя

5.

4.

Системы органов организма. Нервная и гуморальная регуляция.

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. Рефлекторный характер деятельности  нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга; чувствительные, вставочные, исполнительные нейроны. Рецепторы. Нервная регуляция. Гормоны. Гуморальная регуляция. Органы. Системы органов.

3

учебная неделя

6.

5.

Обобщающий урок по теме «Общий обзор организма человека»

Понятия и термины по теме «Общий обзор организма человека»

3

 учебная неделя

ТЕМА 2. ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА - 8 ЧАСОВ

7.

1.

Скелет. Строение, состав и соединение костей.

Опора и движение. Строение и функции опорно-двигательной системы. Кости (длинные, короткие, плоские), хрящи, связки. Строение кости: компактное вещество, губчатое вещество, надкостница, костные клетки, костные пластинки, костные канальцы. Соединения костей (неподвижные,   полуподвижные, подвижные). Строение сустава: суставная головка, суставная впадина, связки, суставной хрящ, суставная сумка, суставная жидкость

4

учебная неделя

8.

2.

Скелет головы и туловища.

Скелет головы: отделы черепа (мозговой, лицевой), кости черепа (височная, затылочная, теменная, лобная, скуловая, верхнечелюстная, нижнечелюстная). Скелет  туловища. Позвоночник (отделы позвоночника: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый), грудная клетка (ребра, грудина). Приспособление скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности. Особенности скелета, связанные с развитием мозга и речи.

4

учебная неделя

9.

3.

Скелет конечностей.

Скелет поясов: плечевой (ключицы, лопатки), тазовый пояс и свободных конечностей. Скелет верхней конечности (плечо: плечевая кость; предплечье: локтевая и лучевая; кисть: запястье, пясть, фаланги пальцев) и нижней (бедро: бедренная; голень: малоберцовая и большеберцовая; стопа: предплюсна, плюсна, фаланги пальцев). Приспособление скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности.

5

учебная неделя

10.

4.

Первая помощь при травмах: растяжение связок, вывихах суставов, переломах костей.

Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы. Травмы: перелом, вывих, растяжение связок.

5

учебная неделя

11.

5.

Мышцы человека.

Обзор основных мышц человека: гладкие и скелетные мышцы, жевательные и мимические мышцы головы. Мышцы туловища и конечностей. Дыхательные мышцы (межреберные, диафрагма). Сухожилия.

6

 учебная неделя

12.

6.

Работа мышц.

Функции двигательной системы. Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений.

6

учебная неделя

13.

7.

Нарушение осанки и плоскостопие.

Практическая работа № 1 «Проверяем правильность осанки».

Осанка. Признаки хорошей осанки. Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника.

7

учебная неделя

14.

8.

Развитие опорно-двигательной системы.

Укрепление здоровья: двигательная активность. Соблюдение правил здорового образа жизни. Развитие опорно-двигательной системы: роль зарядки, уроков физической культуры и спорта в развитии организма.

Факторы риска – гиподинамия.

7

учебная неделя

15.

9.

Обобщение знаний  по теме «Опорно-двигательная система»

Понятия и  термины по теме «Опорно-двигательная система»

8

 учебная неделя

ТЕМА 3. КРОВЬ И КРОВООБРАЩЕНИЕ - 8 ЧАСОВ

16.

1.

Внутренняя среда. Значение крови и ее состав. Лабораторная работа № 2 «Сравнение крови человека и лягушки»

Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Кровь, её функции. Плазма крови, клетки крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты). Свёртывание крови.

8

 учебная неделя

17.

2.

Иммунитет.

Иммунитет. Иммунная система человека (костный мозг, тимус, лимфатические узлы, селезёнка, лимфоидная кровь). Антигены и антитела. Иммунная реакция.  Клеточный и гуморальный иммунитет. Вакцинация. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета (активный и пассивный, естественный и искусственный).

9

 учебная неделя

18.

3.

Тканевая совместимость и переливание крови.

Группы крови. Переливание крови. Групповая совместимость крови, групповая совместимость тканей. Резус-фактор.

9

 учебная неделя

19.

4.

Строение и работа сердца. Круги кровообращения.

Кровеносная система. Сердце и кровеносные сосуды. Строение (предсердия, желудочки, створчатые и полулунные клапаны) и функции сердца (фазы сердечной деятельности). Кровеносные сосуды: аорта, артерии, капилляры, вены. Большой и малый круги кровообращения. Значение кровообращения.

10 учебная неделя

20.

5.

Движение лимфы

Лимфатическая система. Лимфа, лимфатические капилляры, лимфатические сосуды, грудной проток, лимфатические узлы. Отток лимфы. Функции лимфоузлов. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической систем.

10 учебная неделя

21.

6.

Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов.

Причины движения крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Измерение артериального давления. Артериальное давление: верхнее, нижнее. Пульс. Частота сердечных сокращений. Перераспределение крови в организме. Нейрогуморальная регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной мышцы. Гуморальная регуляция.

11 учебная неделя

22.

7.

Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях. Практическая работа № 2 «Функциональная сердечно-сосудистая проба»

Сердечнососудистые заболевания, причины и предупреждение (гипертония, гипотония, инсульт, инфаркт). Пульс. Частота сердечных сокращений. Функциональная проба. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья. Факторы риска - гиподинамия. Артериальное, венозное и капиллярное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечении. Жгут. Закрутка. Давящая повязка.

11 учебная неделя

23.

8.

Обобщающий урок по теме «Кровь. Кровообращение».

Понятия и термины по теме «Кровь. Кровообращение».

12 учебная неделя

ТЕМА 4. ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА - 6 ЧАСОВ

24.

1.

Значение дыхания. Органы дыхания.

Дыхание. Система органов дыхания (верхние дыхательные пути, гортань - орган голосообразования, трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы) и ее роль в обмене веществ. Система органов дыхания (легкие, пристеночная и легочная плевры, плевральная полость). Связь с кровеносной системой.

12 учебная неделя

25.

2.

Строение легких. Газообмен в легких и тканях.

Обмен газов в легких и тканях. Механизм вдоха и выдоха.

13 учебная неделя

26.

3.

Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Практическая работа №3 «Измерение обхвата грудной клетки»

Дыхательные движения. Нейрогуморальная регуляция дыхания (дыхательный центр продолговатого мозга, высшие дыхательные центры коры больших полушарий головного мозга).

13 учебная неделя

27.

4.

Гигиена дыхания.

Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья.

14 учебная неделя

28.

5.

Первая помощь при поражении органов дыхания

Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

14 учебная неделя

29.

6.

Обобщающий урок по теме «Дыхательная система».

Понятия и термины по теме «Дыхательная система».

15 учебная неделя

ТЕМА 5. ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА - 6 ЧАСОВ

30.

1.

Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения.

Питание. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры углеводы минеральные вещества, витамины, вода. Пища как биологическая основа жизни. Органы пищеварения: пищеварительный канал (ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник; пищеварительные железы (слюнные, железы желудка и кишечника поджелудочная железа, печень)

15 учебная неделя

31.

2.

Пищеварение в ротовой полости. Лабораторная работа № 3 «Действие ферментов слюны на крахмал».

Пищеварение в ротовой полости. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварительные ферменты ротовой полости, слюна, птиалин, мальтоза крахмал, глюкоза.

16 учебная неделя

32.

3.

Пищеварение в желудке и  кишечнике. Всасывание питательных веществ.

Пищеварение в желудке. Желудок, слои желудка. Пищеварительные ферменты желудка. Желудочный сок. Пепсин. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке (ферменты поджелудочной железы, роль желчи в пищеварении). Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс.

16 учебная неделя

33.

4.

Регуляция пищеварения.

Нейрогуморальная регуляция пищеварения.

17 учебная неделя

34.

5.

Гигиена питания. Заболевания органов пищеварения.

Укрепление здоровья: рациональное питание, двигательная активность. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита. Симптомы аппендицита.

17 учебная неделя

35.

6.

Обобщающий урок по теме «Пищеварительная система».

Понятия и  термины по теме «Пищеварительная система».

18 учебная неделя

ТЕМА 6. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ. МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА. КОЖА - 8 ЧАСОВ

36.

1.

Обменные процессы в организме.

Обмен веществ и превращения энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен.

18 учебная неделя

37.

2.

Нормы питания. Обмен белков, жиров, углеводов Практическая работа № 4 «Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки».

Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. Определение норм питания. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья.

19 учебная неделя

38.

3.

Витамины.

Витамины, их роль в организме, содержание в пище. Суточная потребность организма в витаминах. Гипо- и гипервитаминозы А, В, С, D. Проявления авитаминозов («куриная слепота», бери-бери, цинга, рахит) и их предупреждение.

19 учебная неделя

39.

4.

Строение и функции почек.

Выделение. Мочевыделительная система. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон - функциональная  единица почки. Удаление мочи из организма: роль мочевой лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала.

20 учебная неделя

40.

5.

Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.

Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Предупреждение заболеваний почек. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Фактор риска: переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

20 учебная неделя

41.

6.

Значение кожи и ее строение. Нарушение кожных покровов и повреждения кожи.

Покровы тела. Значение и строение кожных покровов и  слизистых оболочек. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти - роговые придатки кожи. Уход за кожей, волосами, ногтями. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы

21 учебная неделя

42.

7.

Роль кожи в терморегуляции. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах.

Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и профилактика ранений. Нарушения кожных покровов и их причины. Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в терморегуляции. Укрепление здоровья: закаливание, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, переохлаждение.

21 учебная неделя

43.

8.

Обобщение знаний по темам «Обмен веществ и энергии», «Мочевыделительная система», «Кожа».

Понятия и термины по теме «Обмен веществ и энергии», «Мочевыделительная система», «Кожа». 

22 учебная неделя

ТЕМА 7. ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА. НЕРВНАЯ СИСТЕМА - 7 ЧАСОВ

44.

1.

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции.

Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции.

22 учебная неделя

45.

2.

Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

Гормоны. Гормоны гипофиза (болезни, связанные с гипофункцией (карликовость) и гиперфункцией (гигантизм) гипофиза); гормоны щитовидной железы (болезни щитовидной железы: базедова болезнь, слизистый отек). Гормоны поджелудочной железы (инсулин, заболевание сахарным диабетом). Гормоны надпочечников (их роль в приспособлении организма к стрессовым ситуациям). Болезни, связанные с гипофункцией и гиперфункцией желёз. Регуляция деятельности желёз.

23 учебная неделя

46.

3.

Значение, строение и функционирование нервной системы.

Нервная система. Значение нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Рефлекторный принцип деятельности нервной системы.

23  учебная неделя

47.

4.

Автономный (вегетативный) отдел системы. Нейрогормональная регуляция.

Соматическая и вегетативная нервная система. Функция автономного отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы. Нейрогуморальная регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем.

24 учебная неделя

48.

5.

Строение и функции спинного мозга.

Спинной мозг, строение и функции. Серое вещество и белое вещество спинного мозга. Рефлекторная и проводниковая функция спинного мозга. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.

24 учебная неделя

49.

6.

Головной мозг: строение и функции. Лабораторная  работа № 4 «Изучение строения головного мозга по муляжам».

Головной мозг, строение и функции. Серое и белое вещество головного мозга. Продолговатый мозг. Средний мозг. Мозжечок. Промежуточный мозг: таламус и гипоталамус. Большие полушария головного мозга, доли (лобная, теменная, затылочная, височные). Аналитико-синтетическая функция коры больших полушарий. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.

25 учебная неделя

50.

7.

Обобщение знаний по темам «Эндокринная система» и «Нервная система»

Понятия и термины по теме «Эндокринная система» и «Нервная система»

25 учебная неделя

ТЕМА 8. ОРГАНЫ ЧУВСТВ. АНАЛИЗАТОРЫ - 6 ЧАСОВ

51.

1.

Значение органов чувств и анализаторов.

Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Рецепторы, проводящие пути, чувствительные зоны коры больших полушарий. Органы обоняния, осязания вкуса, их анализаторы. Взаимосвязь ощущений - результат аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий

26 учебная неделя

52.

2.

Орган зрения и зрительный анализатор.

Орган зрения. Вспомогательный аппарат глаза  (брови, веки, ресницы). Строение и функции оболочек глаза. Склера, роговица, сосудистая оболочка, радужка, зрачок. Сетчатка. Палочки и колбочки сетчатки. Хрусталик, стекловидное тело. Зрительный нерв. Зрительный анализатор.

26 учебная неделя

53.

3.

Заболевания и повреждения глаза.

Нарушения зрения, их профилактика. Заболевания и повреждения  глаз, профилактика. Дальнозоркость, близорукость, проникающее ранение глаза. Гигиена зрения.

27 учебная неделя

54.

4.

Органы слуха.

Орган слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Звукопередающий и звуковоспринимающий аппарат уха. Слуховой анализатор. Нарушения слуха, их профилактика. Гигиена слуха. Распространение инфекции по слуховой трубе в среднее ухо как осложнение ангины, гриппа, ОРЗ. Борьба с шумом.

27 учебная неделя

55.

5.

Органы осязания,  обоняния, вкуса, равновесия

Вестибулярный аппарат – орган равновесия.

28 учебная неделя

56.

6.

Обобщение знаний по теме «Органы чувств»

Понятия и  термины по теме «Органы чувств»

28 учебная неделя

ТЕМА 9. ПОВЕДЕНИЕ И ПСИХИКА - 7 ЧАСОВ

57.

1.

Врожденные формы поведения. Приобретенные формы поведения

Врожденные формы поведения:  безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные формы поведения: условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность. Высшая нервная деятельность. Психология и поведение человека.

29 учебная неделя

58.

2.

Закономерности работы головного мозга.

Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение.

29 учебная неделя

59.

3.

Биологические ритмы. Сон и его значение.

Биологические ритмы. Сон (фазы сна) и бодрствование, значение сна.

30 учебная неделя

60.

4.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы.

Биологическая природ и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Речь. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действий. Мышление. Особенности мышления, его  развитие. Память. Виды памяти, приемы запоминания.

30 учебная неделя

61.

5.

Воля и эмоции, внимание.

Особенности психики человека:  осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Эмоции. Физиологическая основа эмоций. Воля.  Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания.

31 учебная неделя

62.

6.

Динамика работоспособности. Режим дня.

Изменение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности: врабатывание, устойчивая работоспособность, утомление. Организация отдыха на разных стадиях работоспособности. Рациональная организация труда и отдыха. Режим дня. Сон и бодрствование. Факторы риска: стрессы, переутомление.

31 учебная неделя

63.

7.

Обобщение знаний по теме «Поведение и психика».

Понятия и термины по теме «Поведение и психика».

32 учебная неделя

ТЕМА 10. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА - 4 ЧАСА

64.

1.

Половая система человека.  Наследственные и врожденные заболевания.

Мочеполовая система. Женская половая система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская половая система. Образование сперматозоидов. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи Инфекции, передающиеся половым путем (СПИД, сифилис, гонорея), их профилактика. ВИЧ-инфекция и её профилактика. Культура отношения к собственному  здоровью и здоровью окружающих.

32 учебная неделя

65.

2.

Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения.

Размножение и развитие. Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.

33 учебная неделя

66.

3.

О вреде наркогенных веществ.

Примеры наркогенных веществ. Причины обращения молодых людей к наркогенным веществам. Процесс привыкания к курению. Влияние курения на организм. Опасность привыкания к наркотикам и токсичным веществам. Реакция абстиненции. Влияние алкоголя на организм.

33  учебная неделя

67.

4.

Психологические особенности личности.

Психологические особенности личности: темперамент, характер, интересы, склонности, способности. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы  деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Значение состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни.

34  учебная неделя

ПОВТОРЕНИЕ - 3 ЧАСА

68.

1.

Обобщение и систематизация знаний по курсу «Человек»

Взаимодействие строения и функций различных систем органов. Участие различных систем органов в важнейших процессах роста, развития, обмена веществ в организме.

34 учебная неделя

69.

2.

Контроль знаний по курсу «Человек»

Понятия и термины по курсу «Человек»

35 учебная неделя

70.

3.

Анализ контрольной работы по курсу «Человек»

Понятия и термины по курсу «Человек»

35 учебная неделя


5. ЛИСТ КОРРЕКЦИИ В КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ

Класс _______

п/п

Дата по плану

Дата по факту

Изменения

Причины

5. ЛИСТ КОРРЕКЦИИ В КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ

Класс _______

п/п

Дата по плану

Дата по факту

Изменения

Причины

5. ЛИСТ КОРРЕКЦИИ В КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ

Класс _______

п/п

Дата по плану

Дата по факту

Изменения

Причины

5. ЛИСТ КОРРЕКЦИИ В КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ

Класс _______

п/п

Дата по плану

Дата по факту

Изменения

Причины


[1] Приказ Министерства образования и науки РФ от17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями).

[2] Природоведение. Биология. Экология: 5 – 11 кл.: программы/ И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова, М.: Вентана- Граф, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному курсу. Литература 5 класс. Базовый уровень

В Концепции модернизации российского образования ос­новная цель, стоящая перед современной школой, определяет­ся так: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальны...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Литература» 6 класс (базовый уровень)

  Рабочая программа составлена на основе Программы по литературе для 6 классов общеобразовательной школы / авт.Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр.. и доп. – М.: ООО «Т...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Литература» 7 класс (базовый уровень)

Рабочая программа составлена на основе Программы по литературе для 7 классов общеобразовательной школы / авт.Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр.. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское сл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 7 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2016-2017 учебный год

Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 7 класс разработана по новому учебнику Физики для 7-ого класса под редакцией  Перышкина А.В., 2016 года издания. В новом учебнике добавлены новые пара...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 8 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 8 класса учебник под редакцией Перышкина А.В. реализуется с 2010 года, претерпела изменения, добавлены "Критерии оценок по физике", "Критерии оценивания пр...

Рабочая программа по учебному курсу «Математика» 7 класс, базовый уровень на 2017 – 2018 учебный год Макарычев Ю. Н. Атанасян K. C.

Данная рабочая программа учебного курса по математике для 7 класса составлена на основе следующих нормативных документов:- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.12...

Рабочая программа по учебному предмету «Химия» 10 класс (базовый уровень) 2017

Рабочая программа составлена на основе ФГОС второго поколения, Программы по химии для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян -7-е изд.,стереотип.-М.:Дрофа, 2012, с.78 ,учебника по химии для 1...