Особенности строения корня и его функции
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему
учащиеся формулируют новые понятия – корневая система, главный корень, боковые корни, придаточные корни, мочковатая и стержневая корневая системы, видоизменения корня – ходульные, корни-прицепки, воздушные, Разъясняют особенности строения и функции корня, строение и образование корневых систем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.6 МБ |
![]() | 42.5 КБ |
![]() | 38.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи урока познакомиться с функциями корня; сформировать понятия о видах корней и типах корневых систем; выработать умения распознавать у растений типы корневых систем; рассмотреть видоизменения корней как результат приспособления растений к условиям существования.
Корень —вегетативный орган растения Функции корня: Укрепление растения в почве и удержание надземной части растения; 2. Поглощение воды и минеральных веществ; Проведение веществ; 3. Может служить местом накопления питательных веществ; 4. Служит органом вегетативного размножения.
Опорная
Вегетативное размножение растения
Питающая
Запасающая
Типы корней главный боковые придаточные
Лабораторная работа № 6 «Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы» 1 . Рассмотрите проросшие семена фасоли. Какой корень вы видите? 2. Рассмотрите проросшие зерновки пшеницы. Сколько корней появляется на первой стадии развития проростка пшеницы. Какие типы корней вы видите? В чём отличие развития корневой системы пшеницы от корневой системы фасоли? Сравните корневые системы фасоли и пшеницы. Сделайте вывод о сходствах и различиях корневых систем фасоли и пшеницы. По учебнику прочтите в 13 параграфе 4 абзац, какие корневые системы называются стержневыми, а какие мочковатыми. 6. Заполните таблицу. Тип корневой системы Стержневая корневая система Мочковатая корневая система Для какого класса характерна Примеры растений Виды корней
Влияние на рост и развитие корневых систем
Видоизменения корней 1 4 2 3 5 6 7 6
У плюща и некоторых других лазающих растений имеются придаточные корни – прищепки, корни-присоски Омела белая. Корни растений – паразитов в теле растения-хозяина
Дыхательные корни
Задание на дом Читать параграф 13 и 15. Выучить новые термины.
Предварительный просмотр:
Приложение №1
Лабораторная работа №6: «Типы корневых систем. Строение стержневой и мочковатой корневых систем». (Слайд№ 8)
Цель: исследовать строение и развитие стержневых и мочковатых корневых систем.
Оборудование: проростки семян фасоли, пшеницы, гербарии растений со стержневой и мочковатой корневыми системами, луковицы с корнями.
Задания.
- Рассмотрите проросшие семена фасоли. Какой корень вы видите?
- Рассмотрите проросшие зерновки пшеницы. Сколько корней появляется на первой стадии развития проростка пшеницы. Какие типы корней вы видите? В чём отличие развития корневой системы пшеницы от корневой системы фасоли?
- Сравните корневые системы фасоли и пшеницы.
- Сделайте вывод о сходствах и различиях корневых систем фасоли и пшеницы.
- По учебнику прочтите в 13 параграфе 4 абзац, какие корневые системы называются стержневыми, а какие мочковатыми. Запишите в тетрадь примеры растений с разными корневыми системами, используя учебник.
Заполните таблицу – типы корневых систем. Можете пользоваться гербариями.
Тип корневой системы | Стержневая корневая система | Мочковатая корневая система |
Для какого класса характерна | ||
Примеры растений | ||
Виды корней |
Приложение №2
Видоизменения корней | Характерные особенности | Для каких растений характерны? |
Корнеплоды | корни сильно разрастаются в толщину и приобретают необычный внешний вид. | |
Корневые клубни. | корневые клубни (корневые шишки) образуются в результате утолщения боковых и придаточных корней | |
Бактериальные клубеньки. | в молодых боковых корешках поселяются бактерии, что способствует усвоению газообразного азота почвенного воздуха. | |
Ходульные | они высоко над водой удерживают на зыбком илистом грунте крупные облиственные побеги. | |
Воздушные | воздушные корни свободно висят в воздухе, не достигая земли и поглощая попадающую на них влагу от дождя или росы. | |
Втягивающие | среди многочисленных нитевидных корней имеется несколько более толстых, так называемых втягивающих, корней | |
Столбовидные | столбовидные надземные корни | |
Корни-присоски | корни-присоски – с их помощью это растение цепляется за опору и растет | |
Дыхательные | они растут не вниз, а вверх, и, выходя на поверхность, поглощают кислород из воздуха. | |
Микориза | сожительство корней высших растений с гифами грибов |
Приложение №3
1 вариант. 1.Решите, правильно или неправильно то или иное утверждение. Выпишите номера правильных утверждений.
1. У одуванчика корневая система стержневая.
2. Главный корень развивается из корешка зародыша.
3. У лука, тюльпана хорошо заметен главный корень.
4. Всё, что у растения находится в почве, - это корни.
5. Придаточные корни образуются не только на стеблях, но и на листьях некоторых растений.
6. У пшеницы корневая система мочковатая.
2. Закончите предложения.
1. Через корень растение получает из почвы … и ….
2. Если главный корень не развивается или не отличается от многочисленных других корней, то корневая система называется….
3. Все корни растения составляют его ….
4. На главном корне и придаточных корнях развиваются … корни.
Предварительный просмотр:
Урок по биологии в 6-м классе на тему:
«Особенности строения корня и его функции. Виды корней и типы корневых систем. Видоизменения корней».
Тип урока: урок-исследование. Слайд №1.
Цель урока:
Познавательная:
учащиеся формулируют новые понятия – корневая система, главный корень, боковые корни, придаточные корни, мочковатая и стержневая корневая системы, видоизменения корня – ходульные, корни-прицепки, воздушные, Разъясняют особенности строения и функции корня, строение и образование корневых систем.
Развивающая:
учащиеся умеют разъяснять особенности строения корня и корневых систем. Сравнивают строение и развитие стержневой и мочковатой корневых систем. Развивают навыки работы с биологическими терминами, учебником и практические умения по распознаванию и определению корней и корневых систем. Объясняют новые понятия, анализируют результаты своей деятельности и делают выводы. Развивают творческое мышление и монологическую речь.
Воспитательная:
учащиеся демонстрируют навыки самоорганизации, самоанализа и взаимопомощи; осуществляют сотрудничество в ходе практической работы по изучению стержневых и мочковатых корневых систем и строению корня проростка. Продолжают формировать навык грамотного выполнения и оформления лабораторных работ. Учащиеся проявляют интерес к учебному материалу; убеждаются в необходимости бережного отношения к зелёным растениям, к природе.
Методы и приёмы:
1. словесные (эвристическая беседа; работа с учебником);
2. наглядные (наблюдение, демонстрация презентации);
3. практические (лабораторная работа)
Средства обучения:
1. учебно-материальные (принадлежности для опытов, компьютер, экран);
2. дидактико-методические (биологический эксперимент, дидактический материал: тесты, схемы, таблицы);
Оборудование: таблица «Строение корня», «Типы корневых систем», компьютер, экран.
Лабораторное - проростки фасоли, пшеницы (на каждый стол), луковицы с корнями, комнатное растение с хорошо выраженными придаточными корнями, гербарий “Типы корневых систем”.
Ход урока
- Организационный момент: 1-2 мин.
Здравствуйте ребята! Начинаем наш урок.
Ребята!
Вашему вниманию предлагаю загадку – слушаем внимательно. О чём идёт речь?
Царства темного жильцы
Ползут в разные концы,
Неустанно влагу пьют,
Всем растениям жизнь дают.
Учитель: Что же это? Правильно, корни.
Учитель читает стихотворение:
Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?
Без корней расти и жить не станут!
Как ни тонок, неприметен
Под землёю корешок,
Но не может жить на свете
Без него любой цветок!
(В.Жак)
Учитель: Анализ стихотворения по вопросам:
Какова главная мысль стихотворения?
О каком органе цветкового растения идёт речь?
Это вегетативный или генеративный орган?
Как вы думаете, почему растение не может жить без корня? Какие функции выполняет корень?
Учащиеся высказывают свои предположения.
Учитель: Все органы растения образуют единую целостную систему – организм. Поэтому, нарушив её целостность, сорвав растение, мы обрекаем его на гибель.
2. Исполнительный этап: 15 мин. - объяснение учителя
Учитель сообщает учащимся тему урока: «Особенности строения корня и его функции. Видоизменения корней».
Учащиеся записывают в тетрадь.
Цель и задачи урока: исследовать и уметь разъяснять особенности строения и образования корневых систем; развивать навыки работы с учебником, биологическими терминами и практические умения по распознаванию и определению корней и корневых систем.
Учитель знакомит учащихся с планом урока: (план записан на доске).
1). Внешнее строение корня и его функции.
2). Виды корней.
3). Лабораторная работа. Типы корневых систем.
4). Видоизменения корней.
1. Что такое корень? Вегетативный орган растения.
Функции корня. Самостоятельная работа с учебником. Ребята прочитайте в §13 первый абзац. Рассказ с элементами беседы о значении корня. Запишем в рабочих тетрадях. Слайды №2-6
1). Закрепляет растение в почве.
2). Корневое питание – снабжает растение водой и минеральными солями.
3). Орган вегетативного размножения.
4). Корни некоторых растений употребляют в пищу.
5). Запас питательных веществ.
Учитель: Когда дует сильный ветер, попробуйте удержать за ручку зонтик. Трудно! Какая же сила нужна, чтобы дуб или липу с толстыми стволами и ветвями удержать на месте при ветре или урагане? Сила могучего великана! Этой силой обладают корни. Словно стальные канаты натянуты они во все стороны и держат растение. Корни очень крепки. Попытайтесь разорвать тонкий корешок. Нелегко это сделать! А ведь корней у каждого растения очень много и идут они далеко вглубь и вширь. Все корни растения образуют корневую систему.
Учитель: Чтобы понять, как работает корень растения, нужно знать об особенностях его строения, роста и типах корней и корневых систем.
- Какие виды корней различают у растений?
На партах проростки пшеницы и фасоли. Внимательно посмотрите на проростки этих растений. Чем они отличаются? Что мы видим у фасоли?
Ответ учащихся. Хорошо выраженный главный корень.
Откуда берёт начало главный корень?
Ответ учащихся. От зародышевого корешка. Верно. А у пшеницы?
Ответ учащихся.Нет главного корня, все корни почти одинаковы между собой.
Как называются эти корни? Придаточные.
Запишем определение придаточных корней в тетрадь.
Придаточными называются корни, берущие начало от участка стебля.
Демонстрация придаточных корней у лука и у комнатного растения. Обратите внимание – откуда берут начало придаточные корни.
Ветвятся ли главный и придаточные корни? Как они называются? Боковые, т.к. расположены сбоку. Различают боковые корни 1, 2, 3 порядков.
Работа с учебником – типы корней, читаем третий абзац в учебнике. Смотрим на рисунок 32. Зарисуем в тетради типы корней и подпишем. Слайд№7
Учитель: Ребята, а для чего проводят окучивание?
Ответы учащихся: Чтобы больше было корней. Правильно.
Совокупность всех корней растения образует единую корневую систему. В состав корневой системы входят корни разной морфологической природы: главный, боковые и придаточные. Главный корень развивается из корешка зародыша. В течение жизни от главного корня отходят боковые корни, приблизительно сходные между собой по строению.
- Типы корневых систем. Совокупность всех корней называют корневой системой.
Лабораторная работа №6: «Типы корневых систем. Строение стержневой и мочковатой корневых систем». Слайд№ 8
Цель: исследовать строение и развитие стержневых и мочковатых корневых систем.
Оборудование: проростки семян фасоли, пшеницы, гербарии растений со стержневой и мочковатой корневыми системами, луковицы с корнями.
Задания.
- Рассмотрите проросшие семена фасоли. Какой корень вы видите?
- Рассмотрите проросшие зерновки пшеницы. Какие типы корней вы видите? В чём отличие развития корневой системы пшеницы от корневой системы фасоли?
- Сравните корневые системы фасоли и пшеницы.
- Сделайте вывод о сходствах и различиях корневых систем фасоли и пшеницы.
- По учебнику прочтите в 13 параграфе 4 абзац, какие корневые системы называются стержневыми, а какие мочковатыми. Запишите в тетрадь примеры растений с разными корневыми системами, используя учебник.
Заполните таблицу – типы корневых систем. Можете пользоваться гербариями, которые у вас на столе.
Тип корневой системы | Стержневая корневая система | Мочковатая корневая система |
Для какого класса характерна | ||
Примеры растений | ||
Виды корней |
Учитель: Слайд № 9
Ребята, как вы думаете зависит ли размер и форма корневой системы растений от условий произрастания? Например, корневая система сосны, растущей на песчаной почве от корневой системы сосны, растущей на болоте? Подумайте, как будет выглядеть корневая система того и другого дерева? (Дети отвечают.) У сосны, растущей на песчаной почве, корневая система будет стержневой, как и положено двудольному растению. Корни будут проникать в глубину в поисках влаги. Сосна, растущая на болоте, будет иметь корневую систему, больше напоминающую мочковатую. А её корни будут занимать большую площадь, но не могут проникать глубоко в землю. Как вы думаете, почему? (Дети отвечают.) Это необходимо растению, чтобы удержаться на неплотной болотистой почве.
Стержневую корневую систему можно изменить, превратив её в мочковатую. Корень растёт своей верхушкой. Но что будет с корнем, если мы удалим верхушку? (Дети отвечают.) Если удалить верхушку корня, то его рост прекратится, зато боковые корни начнут отрастать быстрее. Это свойство корней используют в растениеводстве. При пересадке рассады в грунт, прищипывают кончик главного корня. Этот метод называется прищипывание, или пикировка. В результате прищипывания сильно разрастаются корни, которые располагаются в верхних, самых плодородных слоях почвы. Соответственно проросток будет развиваться быстрее, а в результате растение даст больший урожай.
- Видоизменения корней. Слайды № 11-13
Мы познакомимся с разнообразными видоизменениями корней; - будем приводить примеры растений, которые имеют видоизменения; постараемся ответить на вопрос - каковы причины видоизменения корней и какое имеет это значение для растений
1). Корнеплоды. У некоторых растений в корнях откладываются запасные питательные вещества. В них накапливаются углеводы, минеральные соли, витамины и другие вещества. Такие корни сильно разрастаются в толщину и приобретают необычный внешний вид. В формировании корнеплодов участвуют и корень, и стебель. Если запасные вещества накапливаются в главном корне и в основании стебля главного побега, образуются корнеплоды (морковь). Растения, образующие корнеплоды, в основном двулетники. В первый год жизни они не цветут и накапливают в корнеплодах много питательных веществ. На второй – они быстро зацветают, используя накопленные питательные вещества и образуют плоды и семена.
2). Корневые клубни. Корневые клубни (корневые шишки) образуются в результате утолщения боковых и придаточных корней - у георгина, чистяка, батата.
3). Бактериальные клубеньки. Своеобразно изменены боковые корни у клевера, люпина, люцерны. В молодых боковых корешках поселяются бактерии, что способствует усвоению газообразного азота почвенного воздуха. Такие корни приобретают вид клубеньков. Благодаря этим бактериям эти растения способны жить на бедных азотом почвах и делать их более плодородными. Бактериальные клубеньки на корнях высших растений — сожительство высших растений с азотфиксирующими бактериями — представляют собой видоизменённые боковые корни, приспособленные к симбиозу с бактериями. Бактерии проникают через корневые волоски внутрь молодых корней и вызывают у них образование клубеньков. При таком симбиотическом сожительстве бактерии переводят азот, содержащийся в воздухе, в минеральную форму, доступную для растений. А растения, в свою очередь, предоставляют бактериям особое местообитание, в котором отсутствует конкуренция с другими видами почвенных бактерий. Бактерии также используют вещества, находящиеся в корнях высшего растения. Чаще других бактериальные клубеньки образуются на корнях растений семейства Бобовые. В связи с этой особенностью семена бобовых богаты белком, а представителей семейства широко используют в севообороте для обогащения почвы азотом.
4). Ходульные – у пандуса, произрастающего в приливно-отливной зоне. Они высоко над водой удерживают на зыбком илистом грунте крупные облиственные побеги.
5). Воздушные – у тропических растений, живущих на ветвях деревьев, развиваются воздушные корни. Они часто встречаются у орхидей, бромелиевых, у некоторых папоротников. Воздушные корни свободно висят в воздухе, не достигая земли и поглощая попадающую на них влагу от дождя или росы.
6). Втягивающие - у луковичных и клубнелуковичных растений, например у крокусов, у гусиного лука, гладиолуса среди многочисленных нитевидных корней имеется несколько более толстых, так называемых втягивающих, корней. Сокращаясь, такие корни втягивают клубнелуковицу глубже в почву.
7). Столбовидные - у фикуса-баньяна развиваются столбовидные надземные корни, или корни-подпорки. В Индии растёт священная баньяновая роща из одного дерева.занимающая площадь около 5000 квадратных метров.
8). А у плюща развиваются корни-присоски – с их помощью это растение цепляется за опору и растет, карабкаясь вверх по стволам деревьев.
9). У мангров – деревьев и кустарников, растущих на низких берегах теплых морей, где в почве имеется избыток воды и недостаток кислорода, появляются необычные корни – дыхательные. Они растут не вниз, а вверх, и, выходя на поверхность, поглощают кислород из воздуха.
10). Микориза — сожительство корней высших растений с гифами грибов. При таком взаимовыгодном сожительстве, называемом симбиозом, растение получает от гриба воду с растворёнными в ней питательными веществами, а гриб — органические вещества. Микориза характерна для корней многих высших растений, особенно древесных. Грибные гифы, оплетающие толстые одревесневшие корни деревьев и кустарников, выполняют функции корневых волосков.
Видоизменения корней | Характерные особенности | Для каких растений характерны? |
Корнеплоды | корни сильно разрастаются в толщину и приобретают необычный внешний вид. | морковь, свёкла, репа, редька, редис |
Корневые клубни. | корневые клубни (корневые шишки) образуются в результате утолщения боковых и придаточных корней | у георгина, батата, чистяка |
Бактериальные клубеньки. | в молодых боковых корешках поселяются бактерии, что способствует усвоению газообразного азота почвенного воздуха. Такие корни приобретают вид клубеньков. | у бобовых – горох, соя, чина |
Ходульные | они высоко над водой удерживают на зыбком илистом грунте крупные облиственные побеги. | у пандуса |
Воздушные | воздушные корни свободно висят в воздухе, не достигая земли и поглощая попадающую на них влагу от дождя или росы. | у орхидей, бромелиевых, у некоторых папоротников. |
Втягивающие | среди многочисленных нитевидных корней имеется несколько более толстых, так называемых втягивающих, корней | у луковичных и клубнелуковичных растений, например у крокусов, у гусиного лука, гладиолуса |
Столбовидные | столбовидные надземные корни | у фикуса-баньяна |
Корни-присоски | корни-присоски – с их помощью это растение цепляется за опору и растет, карабкаясь в вверх по стволам деревьев | у плюща |
Дыхательные | они растут не вниз, а вверх, и, выходя на поверхность, поглощают кислород из воздуха. | у болотного кипариса |
Микориза | сожительство корней высших растений с гифами грибов | микориза характерна для корней многих высших растений, особенно древесных. |
Закрепление изученного материала.
Осуществляется в виде небольшого тестирования по вариантом. Проверяются знания и понимание изученного на уроке.
1 вариант. 1.Решите, правильно или неправильно то или иное утверждение. Выпишите номера правильных утверждений.
1. У одуванчика корневая система стержневая.
2. Главный корень развивается из корешка зародыша.
3. У лука, тюльпана хорошо заметен главный корень.
4. Всё, что у растения находится в почве, - это корни.
5. Придаточные корни образуются не только на стеблях, но и на листьях некоторых растений.
6. У пшеницы корневая система мочковатая.
2. Закончите предложения.
1. Через корень растение получает из почвы … и ….
2. Если главный корень не развивается или не отличается от многочисленных других корней, то корневая система называется….
3. Все корни растения составляют его ….
4. На главном корне и придаточных корнях развиваются … корни.
Учитель подводит итоги урока:
-Ребята, мы выполнили задачу урока?
-Всё ли нам удалось сделать сегодня на уроке?
- Как мы это изучали?
Домашнее задание – 1 мин. Слайд №14 Изучить параграф 13, прочитать 4 абзаца и 15, знать основные понятия.
Литература:
1. Сонин. Н. И., Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2011.-174. с.: ил.
2. Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии. 6(7) класс.- М.: Вако, 2007.- С.60-69
3. Биология. Рабочая тетрадь №1 6 класс
М: Дрофа, 2009.-С.26-28, 29-30
4. Электронное средство учебного назначения. Кирилл и Мефодий.
5. Электронный диск «Уроки биологии, 6 класс с применением информационных технологий». Мультимедийное приложение к урокам.
Приложение №1
Лабораторная работа №6: «Типы корневых систем. Строение стержневой и мочковатой корневых систем». (Слайд№ 9)
Цель: исследовать строение и развитие стержневых и мочковатых корневых систем.
Оборудование: проростки семян фасоли, пшеницы, гербарии растений со стержневой и мочковатой корневыми системами, луковицы с корнями.
Задания.
- Рассмотрите проросшие семена фасоли. Какой корень вы видите?
- Рассмотрите проросшие зерновки пшеницы. Сколько корней появляется на первой стадии развития проростка пшеницы. Какие типы корней вы видите? В чём отличие развития корневой системы пшеницы от корневой системы фасоли?
- Сравните корневые системы фасоли и пшеницы.
- Сделайте вывод о сходствах и различиях корневых систем фасоли и пшеницы.
- По учебнику прочтите в 13 параграфе 4 абзац, какие корневые системы называются стержневыми, а какие мочковатыми. Запишите в тетрадь примеры растений с разными корневыми системами, используя учебник.
Заполните таблицу – типы корневых систем. Можете пользоваться гербариями.
Тип корневой системы | Стержневая корневая система | Мочковатая корневая система |
Для какого класса характерна | ||
Примеры растений | ||
Виды корней |
Приложение №2.
1 вариант. 1.Решите, правильно или неправильно то или иное утверждение. Выпишите номера правильных утверждений.
1. У одуванчика корневая система стержневая.
2. Главный корень развивается из корешка зародыша.
3. У лука, тюльпана хорошо заметен главный корень.
4. Всё, что у растения находится в почве, - это корни.
5. Придаточные корни образуются не только на стеблях, но и на листьях некоторых растений.
6. У пшеницы корневая система мочковатая.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/12/picture-163146-1355326791.jpg)
Урок и презентация на тему: Особенности строения и функции клеток крови
Конспект урока и презентация разработаны для учащихся 8 класса.Цели:обучающие – продолжить изучение состава внутренней среды организма, её компонентов, значение постоянства ее состава для ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/26/picture-322123-1385463617.jpg)
Открытый урок "Внешнее строение корня. Виды корней"
Открытый урок для учителей. Используются элементы теории критического мишления. Для получения сертификата...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/28/picture-133199-1351452143.jpg)
«Внешнее и внутреннее строение корня в связи с выполненными функциями»
В ходе урока учащиеся формулируют новые понятия – корневая система, главный корень, боковые корни, придаточные корни, мочковатая и стержневая корневая системы, корневой чехлик, корневые волоски, верху...
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/01/picture-428204-1685647423.jpg)
урок биологии 6 класс по теме "Корень. Внешнее и внутреннее строение корня.Значение корней и их многообразие"
презентация к уроку биологии 6 класс по теме "Корень. Внешнее и внутреннее строение корня"....
план-конспект урока биологии на тему "Строение корня. виды корней"
Сценарий урока биологии в 6 классе по теме "Строение корня. виды корней и типы корневых систем"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/16/picture-1110011-1597579116.jpg)
Ткани растений и животных_Особенности строения и функции
Ткани растений и животных_Особенности строения и функции...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/16/picture-1110011-1597579116.jpg)
Особенности строения и функции нервной системы человека
Особенности строения и функции нервной системы человека. Краткий конспект для подготовки к ОГЭ....