Особенности строения корня и его функции
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему

ИКРАМОВА ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНА

 

учащиеся формулируют новые понятия – корневая система, главный корень, боковые корни, придаточные корни, мочковатая и стержневая корневая системы, видоизменения корня – ходульные, корни-прицепки, воздушные, Разъясняют особенности строения и функции корня, строение и образование корневых систем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon koren.ppt1.6 МБ
Microsoft Office document icon prilozheniya.doc42.5 КБ
Файл osobennosti_stroeniya_kornya_i_ego_funktsii._6_klass.docx38.69 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Виды корней и типы корневых систем. Видоизменения корней. План урока: Функции корня Виды корней Типы корневых систем Лабораторная работа «Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы». Видоизменения корней.

Слайд 2

Задачи урока познакомиться с функциями корня; сформировать понятия о видах корней и типах корневых систем; выработать умения распознавать у растений типы корневых систем; рассмотреть видоизменения корней как результат приспособления растений к условиям существования.

Слайд 3

Корень —вегетативный орган растения Функции корня: Укрепление растения в почве и удержание надземной части растения; 2. Поглощение воды и минеральных веществ; Проведение веществ; 3. Может служить местом накопления питательных веществ; 4. Служит органом вегетативного размножения.

Слайд 4

Опорная

Слайд 5

Вегетативное размножение растения

Слайд 6

Питающая

Слайд 7

Запасающая

Слайд 8

Типы корней главный боковые придаточные

Слайд 9

Лабораторная работа № 6 «Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы» 1 . Рассмотрите проросшие семена фасоли. Какой корень вы видите? 2. Рассмотрите проросшие зерновки пшеницы. Сколько корней появляется на первой стадии развития проростка пшеницы. Какие типы корней вы видите? В чём отличие развития корневой системы пшеницы от корневой системы фасоли? Сравните корневые системы фасоли и пшеницы. Сделайте вывод о сходствах и различиях корневых систем фасоли и пшеницы. По учебнику прочтите в 13 параграфе 4 абзац, какие корневые системы называются стержневыми, а какие мочковатыми. 6. Заполните таблицу. Тип корневой системы Стержневая корневая система Мочковатая корневая система Для какого класса характерна Примеры растений Виды корней

Слайд 10

Влияние на рост и развитие корневых систем

Слайд 11

Видоизменения корней 1 4 2 3 5 6 7 6

Слайд 12

У плюща и некоторых других лазающих растений имеются придаточные корни – прищепки, корни-присоски Омела белая. Корни растений – паразитов в теле растения-хозяина

Слайд 13

Дыхательные корни

Слайд 14

Задание на дом Читать параграф 13 и 15. Выучить новые термины.



Предварительный просмотр:

                                                                                Приложение №1

Лабораторная работа №6: «Типы корневых систем. Строение стержневой и мочковатой корневых систем».                                        (Слайд№ 8)

Цель: исследовать строение и развитие стержневых и мочковатых корневых систем.

Оборудование: проростки семян фасоли, пшеницы, гербарии растений со стержневой и мочковатой корневыми системами, луковицы с корнями.

Задания.

  1. Рассмотрите проросшие семена фасоли. Какой корень вы видите?
  2. Рассмотрите проросшие зерновки  пшеницы. Сколько корней появляется на первой стадии развития проростка пшеницы. Какие типы корней вы видите? В чём отличие развития корневой системы пшеницы от корневой системы фасоли?
  3. Сравните корневые системы фасоли и пшеницы.
  4. Сделайте вывод о сходствах и различиях корневых систем фасоли и пшеницы.
  5. По учебнику прочтите в 13 параграфе 4 абзац, какие корневые системы называются стержневыми, а какие мочковатыми. Запишите в тетрадь примеры растений с разными корневыми системами, используя учебник.

Заполните таблицу – типы корневых систем. Можете пользоваться гербариями.

Тип корневой системы

Стержневая корневая система

Мочковатая корневая система

Для какого класса характерна

Примеры растений

Виды корней

                                                                         

Приложение №2                                

Видоизменения корней

Характерные особенности

Для каких растений характерны?

Корнеплоды

корни сильно разрастаются в толщину и приобретают необычный внешний вид.

Корневые клубни.

корневые клубни (корневые шишки) образуются в результате утолщения боковых и придаточных корней

Бактериальные клубеньки.

в молодых боковых корешках поселяются бактерии, что способствует усвоению газообразного азота почвенного воздуха.

Ходульные

они высоко над водой удерживают на зыбком илистом грунте крупные облиственные побеги.

Воздушные

воздушные корни свободно висят в воздухе, не достигая земли и поглощая попадающую на них влагу от дождя или росы.

 Втягивающие

среди многочисленных нитевидных корней имеется несколько более толстых, так называемых втягивающих, корней

Столбовидные

столбовидные надземные корни

Корни-присоски

корни-присоски – с их помощью это растение цепляется за опору и растет

Дыхательные

они растут не вниз, а вверх, и, выходя на поверхность, поглощают кислород из воздуха.

Микориза

сожительство корней высших растений с гифами грибов

                                                                                

Приложение №3

1 вариант. 1.Решите, правильно или неправильно то или иное утверждение. Выпишите номера правильных утверждений.

1. У одуванчика корневая система стержневая.

2. Главный корень развивается из корешка зародыша.

3. У лука, тюльпана хорошо заметен главный корень.

4. Всё, что у растения находится в почве, - это корни.

5. Придаточные корни образуются не только на стеблях, но и на листьях некоторых растений.

6. У пшеницы корневая система мочковатая.

2. Закончите предложения.

1. Через корень растение получает из почвы … и ….

2. Если главный корень не развивается или не отличается от многочисленных других корней, то корневая система называется….

3. Все корни растения составляют его ….

4. На главном корне и придаточных корнях развиваются … корни.



Предварительный просмотр:

Урок по биологии в 6-м классе на тему:

«Особенности строения корня и его функции. Виды корней и типы корневых систем. Видоизменения корней».

Тип урока: урок-исследование.                                                                                                                        Слайд №1.

Цель урока:

Познавательная:  

учащиеся формулируют новые понятия – корневая система, главный корень, боковые корни, придаточные корни, мочковатая и стержневая корневая системы, видоизменения корня – ходульные, корни-прицепки, воздушные, Разъясняют особенности строения и функции корня, строение и образование корневых систем.

Развивающая:

учащиеся умеют разъяснять особенности строения корня и корневых систем. Сравнивают строение и развитие стержневой и мочковатой корневых систем. Развивают навыки работы с биологическими терминами, учебником и практические умения по распознаванию и определению корней и корневых систем. Объясняют новые понятия, анализируют результаты своей деятельности и делают выводы. Развивают творческое мышление и монологическую речь.

Воспитательная:

учащиеся демонстрируют навыки самоорганизации, самоанализа и взаимопомощи; осуществляют сотрудничество в ходе практической работы по изучению стержневых и мочковатых корневых систем и строению корня проростка. Продолжают формировать навык грамотного выполнения и оформления лабораторных работ. Учащиеся проявляют интерес к учебному материалу; убеждаются в необходимости бережного отношения к зелёным растениям, к природе.

Методы и приёмы:

1. словесные (эвристическая беседа; работа с учебником);

2. наглядные (наблюдение, демонстрация презентации);

3. практические (лабораторная работа)

Средства обучения:

1. учебно-материальные (принадлежности для опытов, компьютер, экран);

2. дидактико-методические (биологический эксперимент, дидактический материал: тесты, схемы, таблицы);

Оборудование:  таблица «Строение корня», «Типы корневых систем», компьютер, экран.

Лабораторное - проростки фасоли, пшеницы (на каждый стол), луковицы с корнями, комнатное растение с хорошо выраженными придаточными корнями, гербарий “Типы корневых систем”.

Ход урока

  1. Организационный момент: 1-2 мин.

Здравствуйте ребята!   Начинаем наш урок.

Ребята!  

Вашему вниманию предлагаю загадку – слушаем внимательно. О чём идёт речь?

Царства темного жильцы
Ползут в разные концы,
Неустанно влагу пьют,
Всем растениям жизнь дают.
Учитель:  Что же это?  Правильно, корни.
Учитель читает стихотворение:

Мы в букет собрали маки жаркие,

Много незабудок голубых.

А потом цветов нам стало жалко,

Снова в землю посадили их.

Только ничего не получается:

От любого ветерка качаются!

Почему осыпались и вянут?

Без корней расти и жить не станут!

Как ни тонок, неприметен

Под землёю корешок,

Но не может жить на свете

Без него любой цветок!

(В.Жак)

Учитель: Анализ стихотворения по вопросам:

Какова главная мысль стихотворения?

О каком органе цветкового растения идёт речь?

Это вегетативный или генеративный орган?

Как вы думаете, почему растение не может жить без корня? Какие функции выполняет корень?

Учащиеся высказывают свои предположения.                          

Учитель: Все органы растения образуют единую целостную систему – организм. Поэтому, нарушив её целостность, сорвав растение, мы обрекаем его на гибель.

2. Исполнительный этап: 15 мин. - объяснение учителя

Учитель сообщает учащимся тему урока: «Особенности строения корня и его функции. Видоизменения корней».

Учащиеся записывают в тетрадь.

Цель и задачи урока: исследовать и уметь разъяснять особенности строения и образования корневых систем; развивать навыки работы с учебником, биологическими терминами и практические умения по распознаванию и определению корней и корневых систем.

Учитель знакомит учащихся с планом урока: (план записан на доске).

1). Внешнее строение корня и его функции.

2). Виды корней.

3). Лабораторная работа. Типы корневых систем.

4). Видоизменения корней.

1. Что такое корень? Вегетативный орган растения.

Функции корня. Самостоятельная работа с учебником. Ребята прочитайте в §13 первый абзац.  Рассказ с элементами беседы о значении корня. Запишем в рабочих тетрадях.                                                                                                                                                                                                          Слайды  №2-6

1). Закрепляет растение в почве.

2). Корневое питание – снабжает растение водой и минеральными солями.

3). Орган вегетативного размножения.

4). Корни некоторых растений употребляют в пищу.

5). Запас питательных веществ.

Учитель: Когда дует сильный ветер, попробуйте удержать за ручку зонтик. Трудно! Какая же сила нужна, чтобы дуб или липу с толстыми стволами и ветвями удержать на месте при ветре или урагане? Сила могучего великана! Этой силой обладают корни. Словно стальные канаты натянуты они во все стороны и держат растение. Корни очень крепки. Попытайтесь разорвать тонкий корешок. Нелегко это сделать! А ведь корней у каждого растения очень много и идут они далеко вглубь и вширь. Все корни растения образуют корневую систему.

Учитель: Чтобы понять, как работает корень растения, нужно знать об особенностях его строения, роста и типах корней и корневых систем.

  1. Какие виды корней различают у растений?                        

На партах проростки пшеницы и фасоли.  Внимательно посмотрите на проростки этих растений. Чем они отличаются? Что мы видим у фасоли?

Ответ учащихся. Хорошо выраженный главный корень.

Откуда берёт начало главный корень?

Ответ учащихся. От зародышевого корешка. Верно. А у пшеницы?

Ответ учащихся.Нет главного корня, все корни почти одинаковы между собой.

Как называются эти корни? Придаточные.  

Запишем определение придаточных корней в тетрадь.

Придаточными называются корни, берущие начало от участка стебля.

Демонстрация придаточных корней у лука и у комнатного растения. Обратите внимание – откуда берут начало придаточные корни.

Ветвятся ли главный и придаточные корни? Как они называются? Боковые, т.к. расположены сбоку. Различают боковые корни 1, 2, 3 порядков.

Работа с учебником – типы корней, читаем третий абзац в учебнике. Смотрим на рисунок 32. Зарисуем в тетради типы корней и подпишем.                                                                                                                                                                                                                                                         Слайд№7

Учитель: Ребята, а для чего проводят окучивание?

Ответы учащихся: Чтобы больше было корней. Правильно.

Совокупность всех корней растения образует единую корневую систему. В состав корневой системы входят корни разной морфологической природы: главный, боковые и придаточные. Главный корень развивается из корешка зародыша. В течение жизни от главного корня отходят боковые корни, приблизительно сходные между собой по строению.

  1. Типы корневых систем. Совокупность всех корней называют корневой системой.

Лабораторная работа №6: «Типы корневых систем. Строение стержневой и мочковатой корневых систем».                                                                                                                                                                                                        Слайд№ 8

Цель: исследовать строение и развитие стержневых и мочковатых корневых систем.

Оборудование: проростки семян фасоли, пшеницы, гербарии растений со стержневой и мочковатой корневыми системами, луковицы с корнями.

Задания.

  1. Рассмотрите проросшие семена фасоли. Какой корень вы видите?
  2. Рассмотрите проросшие зерновки  пшеницы. Какие типы корней вы видите? В чём отличие развития корневой системы пшеницы от корневой системы фасоли?
  3. Сравните корневые системы фасоли и пшеницы.
  4. Сделайте вывод о сходствах и различиях корневых систем фасоли и пшеницы.
  5. По учебнику прочтите в 13 параграфе 4 абзац, какие корневые системы называются стержневыми, а какие мочковатыми. Запишите в тетрадь примеры растений с разными корневыми системами, используя учебник.

Заполните таблицу – типы корневых систем. Можете пользоваться гербариями, которые у вас на столе.

Тип корневой системы

Стержневая корневая система

Мочковатая корневая система

Для какого класса характерна

Примеры растений

Виды корней

Учитель:                                                                Слайд № 9

Ребята, как вы думаете зависит ли размер и форма корневой системы  растений от условий произрастания? Например, корневая система сосны, растущей на песчаной почве от корневой системы сосны, растущей на болоте? Подумайте, как будет выглядеть корневая система того и другого дерева? (Дети отвечают.)  У сосны, растущей на песчаной почве, корневая система будет стержневой, как и положено двудольному растению. Корни будут проникать в глубину в поисках влаги. Сосна, растущая на болоте, будет иметь корневую систему, больше напоминающую мочковатую. А её корни будут занимать большую площадь, но не могут проникать глубоко в землю. Как вы думаете, почему? (Дети отвечают.) Это необходимо растению, чтобы удержаться на неплотной болотистой почве.

        Стержневую корневую систему можно изменить, превратив её в мочковатую. Корень растёт своей верхушкой. Но что будет с корнем, если мы удалим верхушку? (Дети отвечают.) Если удалить верхушку корня, то его  рост прекратится, зато боковые корни начнут отрастать быстрее. Это свойство корней используют в растениеводстве. При пересадке рассады в грунт, прищипывают кончик главного корня. Этот метод называется прищипывание, или пикировка. В результате прищипывания сильно разрастаются корни, которые располагаются в верхних, самых плодородных слоях почвы. Соответственно проросток будет развиваться быстрее, а в результате растение даст больший урожай.

  1. Видоизменения корней.                                 Слайды № 11-13

Мы познакомимся с разнообразными видоизменениями корней; - будем приводить примеры растений, которые имеют видоизменения; постараемся ответить на вопрос - каковы причины видоизменения корней и какое имеет это значение для растений

1).  Корнеплоды. У некоторых растений в корнях откладываются запасные питательные вещества. В них накапливаются углеводы, минеральные соли, витамины и другие вещества. Такие корни сильно разрастаются в толщину и приобретают необычный внешний вид. В формировании корнеплодов участвуют и корень, и стебель.  Если запасные вещества накапливаются в главном корне и в основании стебля главного побега, образуются корнеплоды (морковь). Растения, образующие корнеплоды, в основном двулетники. В первый год жизни они не цветут и накапливают в корнеплодах много питательных веществ. На второй – они быстро зацветают, используя накопленные питательные вещества и образуют плоды и семена.

2).  Корневые клубни. Корневые клубни (корневые шишки) образуются в результате утолщения боковых и придаточных корней -  у георгина, чистяка, батата.

3). Бактериальные клубеньки. Своеобразно изменены боковые корни у клевера, люпина, люцерны. В молодых боковых корешках поселяются бактерии, что способствует усвоению газообразного азота почвенного воздуха. Такие корни приобретают вид клубеньков. Благодаря этим бактериям эти растения способны жить на бедных азотом почвах и делать их более плодородными. Бактериальные клубеньки на корнях высших растений — сожительство высших растений с азотфиксирующими бактериями — представляют собой видоизменённые боковые корни, приспособленные к симбиозу с бактериями. Бактерии проникают через корневые волоски внутрь молодых корней и вызывают у них образование клубеньков. При таком симбиотическом сожительстве бактерии переводят азот, содержащийся в воздухе, в минеральную форму, доступную для растений. А растения, в свою очередь, предоставляют бактериям особое местообитание, в котором отсутствует конкуренция с другими видами почвенных бактерий. Бактерии также используют вещества, находящиеся в корнях высшего растения. Чаще других бактериальные клубеньки образуются на корнях растений семейства Бобовые. В связи с этой особенностью семена бобовых богаты белком, а представителей семейства широко используют в севообороте для обогащения почвы азотом.

4). Ходульные – у  пандуса, произрастающего в приливно-отливной зоне. Они высоко над водой удерживают на зыбком илистом грунте крупные облиственные побеги.

5). Воздушные – у  тропических растений, живущих на ветвях деревьев, развиваются воздушные корни. Они часто встречаются у орхидей, бромелиевых, у некоторых папоротников. Воздушные корни свободно висят в воздухе, не достигая земли и поглощая попадающую на них влагу от дождя или росы.

6). Втягивающие - у луковичных и клубнелуковичных растений, например у крокусов,  у гусиного лука, гладиолуса среди многочисленных нитевидных корней имеется несколько более толстых, так называемых втягивающих, корней. Сокращаясь, такие корни втягивают клубнелуковицу глубже в почву.

7). Столбовидные  - у фикуса-баньяна развиваются столбовидные надземные корни, или корни-подпорки. В Индии растёт священная баньяновая роща из одного дерева.занимающая площадь около 5000 квадратных метров.

8). А у плюща развиваются корни-присоски – с их помощью это растение цепляется за опору и растет, карабкаясь вверх по стволам деревьев.

9). У мангров – деревьев и кустарников, растущих на низких берегах теплых морей, где в почве имеется избыток воды и недостаток кислорода, появляются необычные корни – дыхательные. Они растут не вниз, а вверх, и, выходя на поверхность, поглощают кислород из воздуха.

10). Микориза — сожительство корней высших растений с гифами грибов. При таком взаимовыгодном сожительстве, называемом симбиозом, растение получает от гриба воду с растворёнными в ней питательными веществами, а гриб — органические вещества. Микориза характерна для корней многих высших растений, особенно древесных. Грибные гифы, оплетающие толстые одревесневшие корни деревьев и кустарников, выполняют функции корневых волосков.

Видоизменения корней

Характерные особенности

Для каких растений характерны?

Корнеплоды

корни сильно разрастаются в толщину и приобретают необычный внешний вид.

морковь, свёкла, репа, редька,  редис

Корневые клубни.

корневые клубни (корневые шишки) образуются в результате утолщения боковых и придаточных корней

 у георгина, батата, чистяка

Бактериальные клубеньки.

в молодых боковых корешках поселяются бактерии, что способствует усвоению газообразного азота почвенного воздуха. Такие корни приобретают вид клубеньков.

у бобовых – горох, соя, чина

Ходульные

они высоко над водой удерживают на зыбком илистом грунте крупные облиственные побеги.

у  пандуса

Воздушные

воздушные корни свободно висят в воздухе, не достигая земли и поглощая попадающую на них влагу от дождя или росы.

у орхидей, бромелиевых, у некоторых папоротников.

 Втягивающие

среди многочисленных нитевидных корней имеется несколько более толстых, так называемых втягивающих, корней

у луковичных и клубнелуковичных растений, например у крокусов,  у гусиного лука, гладиолуса

Столбовидные

столбовидные надземные корни

у фикуса-баньяна

Корни-присоски

корни-присоски – с их помощью это растение цепляется за опору и растет, карабкаясь в вверх по стволам деревьев

у плюща

Дыхательные

они растут не вниз, а вверх, и, выходя на поверхность, поглощают кислород из воздуха.

у болотного кипариса

Микориза

сожительство корней высших растений с гифами грибов

микориза характерна для корней многих высших растений, особенно древесных.


Закрепление изученного материала.

Осуществляется в виде небольшого тестирования по вариантом. Проверяются знания и понимание изученного на уроке.

1 вариант. 1.Решите, правильно или неправильно то или иное утверждение. Выпишите номера правильных утверждений.

1. У одуванчика корневая система стержневая.

2. Главный корень развивается из корешка зародыша.

3. У лука, тюльпана хорошо заметен главный корень.

4. Всё, что у растения находится в почве, - это корни.

5. Придаточные корни образуются не только на стеблях, но и на листьях некоторых растений.

6. У пшеницы корневая система мочковатая.

2. Закончите предложения.

1. Через корень растение получает из почвы … и ….

2. Если главный корень не развивается или не отличается от многочисленных других корней, то корневая система называется….

3. Все корни растения составляют его ….

4. На главном корне и придаточных корнях развиваются … корни.

Учитель подводит итоги урока:

-Ребята, мы выполнили задачу урока?

-Всё ли нам удалось сделать сегодня на уроке?

- Как мы это изучали?               

Домашнее задание – 1 мин.                                                           Слайд №14 Изучить параграф 13, прочитать 4 абзаца и 15,  знать основные понятия.

Литература:

1. Сонин. Н. И., Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2011.-174. с.: ил.

2. Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии. 6(7) класс.- М.: Вако, 2007.- С.60-69

3. Биология. Рабочая тетрадь №1  6 класс

М: Дрофа, 2009.-С.26-28, 29-30

4. Электронное средство учебного назначения. Кирилл и Мефодий.

5. Электронный диск «Уроки биологии, 6 класс с применением информационных технологий». Мультимедийное приложение к урокам.

                                                                        

Приложение №1

Лабораторная работа №6: «Типы корневых систем. Строение стержневой и мочковатой корневых систем».                                        (Слайд№ 9)

Цель: исследовать строение и развитие стержневых и мочковатых корневых систем.

Оборудование: проростки семян фасоли, пшеницы, гербарии растений со стержневой и мочковатой корневыми системами, луковицы с корнями.

Задания.

  1. Рассмотрите проросшие семена фасоли. Какой корень вы видите?
  2. Рассмотрите проросшие зерновки  пшеницы. Сколько корней появляется на первой стадии развития проростка пшеницы. Какие типы корней вы видите? В чём отличие развития корневой системы пшеницы от корневой системы фасоли?
  3. Сравните корневые системы фасоли и пшеницы.
  4. Сделайте вывод о сходствах и различиях корневых систем фасоли и пшеницы.
  5. По учебнику прочтите в 13 параграфе 4 абзац, какие корневые системы называются стержневыми, а какие мочковатыми. Запишите в тетрадь примеры растений с разными корневыми системами, используя учебник.

Заполните таблицу – типы корневых систем. Можете пользоваться гербариями.

Тип корневой системы

Стержневая корневая система

Мочковатая корневая система

Для какого класса характерна

Примеры растений

Виды корней

                                                                         

Приложение №2.

1 вариант. 1.Решите, правильно или неправильно то или иное утверждение. Выпишите номера правильных утверждений.

1. У одуванчика корневая система стержневая.

2. Главный корень развивается из корешка зародыша.

3. У лука, тюльпана хорошо заметен главный корень.

4. Всё, что у растения находится в почве, - это корни.

5. Придаточные корни образуются не только на стеблях, но и на листьях некоторых растений.

6. У пшеницы корневая система мочковатая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок и презентация на тему: Особенности строения и функции клеток крови

Конспект урока и презентация разработаны для учащихся 8 класса.Цели:обучающие – продолжить изучение состава внутренней среды организма, её компонентов,   значение постоянства ее состава для ...

Открытый урок "Внешнее строение корня. Виды корней"

Открытый урок для учителей. Используются элементы теории критического мишления. Для получения сертификата...

«Внешнее и внутреннее строение корня в связи с выполненными функциями»

В ходе урока учащиеся формулируют новые понятия – корневая система, главный корень, боковые корни, придаточные корни, мочковатая и стержневая корневая системы, корневой чехлик, корневые волоски, верху...

урок биологии 6 класс по теме "Корень. Внешнее и внутреннее строение корня.Значение корней и их многообразие"

презентация к уроку биологии 6 класс по теме "Корень. Внешнее и внутреннее строение корня"....

план-конспект урока биологии на тему "Строение корня. виды корней"

Сценарий урока биологии в 6 классе по теме "Строение корня. виды корней и типы корневых систем"...

Ткани растений и животных_Особенности строения и функции

Ткани растений и животных_Особенности строения и функции...

Особенности строения и функции нервной системы человека

Особенности строения и функции нервной системы человека. Краткий конспект для подготовки к ОГЭ....