Виды корней и типы корневых систем
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему

Тип урока: самостоятельное изучение учащимися нового материала.

Задачи урока:

—        Образовательные:

·        Сформировать у учащихся новые понятия –   главный корень, боковые корни, придаточные корни, мочковатая и стержневая корневая системы.

·        Разъяснить особенности строения   и образования корневых систем.

·        Продолжать формировать навык грамотного выполнения и оформления лабораторных работ.

   Развивающие:

·        Сформировать у учащихся умение разъяснять особенности строения корня и корневых систем, сравнивать строение и развитие стержневой и мочковатой корневых систем.

·        Развивать навыки работы с биологическими терминами,   практические умения по распознаванию и определению корней и корневых систем.

·         Анализировать результаты своей деятельности и делать выводы.

·        Развивать творческое мышление и монологическую речь.

   Воспитательная:

·        Осуществлять сотрудничество в ходе  лабораторной работы по изучению стержневых и мочковатых корневых систем и строению корня проростка.

·        убедить в необходимости  изучения растений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_korney_i_tipy_kornevyh_sistem.docx28.1 КБ

Предварительный просмотр:

Виды корней и типы корневых систем

Тип урока: самостоятельное изучение учащимися нового материала.

Задачи урока:

—        Образовательные:

        Сформировать у учащихся новые понятия –   главный корень, боковые корни, придаточные корни, мочковатая и стержневая корневая системы.

        Разъяснить особенности строения   и образования корневых систем.

        Продолжать формировать навык грамотного выполнения и оформления лабораторных работ.

   Развивающие:

        Сформировать у учащихся умение разъяснять особенности строения корня и корневых систем, сравнивать строение и развитие стержневой и мочковатой корневых систем.

        Развивать навыки работы с биологическими терминами,   практические умения по распознаванию и определению корней и корневых систем.

         Анализировать результаты своей деятельности и делать выводы.

        Развивать творческое мышление и монологическую речь.

   Воспитательная:

        Осуществлять сотрудничество в ходе  лабораторной работы по изучению стержневых и мочковатых корневых систем и строению корня проростка.

        убедить в необходимости  изучения растений.

Планируемые результаты обучения

Предметные: учащиеся умеют различать виды корней, типы корневых систем, знают функции корня.

Метапредметные: развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке, оформления ее результатов и умение на их основании делать выводы.

Личностные: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.

Основные понятия урока: главный корень, боковые, придаточные корни; стержневая и мочковатая корневые системы.

Деятельность учащихся: выполнение лабораторной работы по инструктивной карточке и оформление ее результатов, работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении.

План работы

Этап I организационный (2мин)

Содержание этапа

 Приветствие учителя и организация рабочего места обучающимися

Деятельность обучающихся

Организация рабочего места и настрой на учебную деятельность

Деятельность учителя

Приветствие и наблюдение за учащимися

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Подготовить рабочее место к работе, настроившись на учебную деятельность

Планируемые результаты

предметные

УУД

Организовывать себя на предстоящую работу; выполнять НОТ школьника

Этап II Проверка домашнего задания (5 мин)

Содержание этапа

Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция.

Деятельность обучающихся

Рассказывать о строении семян однодольных и двудольных растений.

Деятельность учителя

Проверяет домашнее задание, выявляет пробелы и корректирует их.

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Ответьте на вопросы, которые мы  рассматривали на предыдущем уроке:

  1. Из каких частей состоит  семена однодольных и двудольных растений.
  2. Отличительные характеристики семян однодольных от двудольных

Планируемые результаты

Знают строения семян, перечисляют основных представителей однодольных растений  .

Дают определение биологическим терминам;

 Познавательные: Структурируют свои знания; устанавливают причинно-следственных связей

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли;  владение монологической и диалогической формами речи. Составляют устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу.

Этап III актуализация знаний (5 мин)

Содержание этапа

Актуализация опорных знаний и умений.

Деятельность обучающихся

Запись темы урока в рабочую тетрадь по биологии. Предположения по поводу изучаемой темы. Отвечают на заданные вопросы.

Деятельность учителя

Записывает тему урока на доске. Задает вопросы, для выявления опорных знаний и умений.

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Использует прием работы с недостаточностью информации для подведения к определению объекта изучения на уроке.

Предлагает отгадать, что находится в секретном ящике.

-В ящике орган цветкового растения.

-Это вегетативный орган.

-Человек может улучшить рост растения и повлиять на урожайность, если окажет воздействие на этот орган.

-Этот орган первым появляется при прорастании семени.

-Конечно, это корень

Планируемые результаты

знает строение корня, типы и виды корневой системы

Умеет планировать свои действия.

 

 Личностные: действие смыслообразования – мотивация учебной деятельности.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.       

Этап IV  Усвоение новых знаний (10 мин)

Содержание этапа

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

Деятельность обучающихся

Отвечают на вопросы учителя, адекватно воспринимают информацию учителя.

Самостоятельно формируют вывод: существует 3 вида корней: главный, боковой и придаточный. Объясняют, из каких органов они развиваются.

Фиксируют ключевые моменты, на протяжении всей работы на данном этапе.

Изучают, выбирают информацию, согласно заданию. Озвучивают результат, перепроверяют правильность выполнения.

Деятельность учителя

Организует учебную деятельность, объясняет новый материал.

Организует выступления групп

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Рассказывает, задает вопросы.

-Когда дует сильный ветер, попробуйте удержать за ручку открытый зонтик. Трудно? Какую функцию корня можно выделить, представив в роли зонтика, например, березу? (Закрепление растений в почве)

-Мамы каждый день твердят: «Будешь хорошо кушать -вырастешь большим и здоровым». Проводя аналогию с растениями, какую функцию корня можно выделить? (питание)

- Народная мудрость гласит «Кто хочет победить сорняки, должен воевать с корнями». Почему так говорят? (если мы не вырвем корень полностью, вместо одного растения может появиться несколько). Следующая функция  корня -вегетативное размножение)

-Какую  функцию  корня демонстрируют  свекла и морковь? (запас  питательных  веществ)

Беседа с классом: где вы ещё могли слышать слово “корень”?

  • Русский язык: корень – основная часть слова.
  • Математика: корень уравнения.
  • Биология: часть волоса, зуба, ногтя.
  • Как вы понимаете выражение: “Пустить корни”, “Смотреть в корень”, “Покраснеть до корней волос”, “Уезжать нам некуда, наши корни здесь!”?

А что такое зародышевый корешок? Организует работу в группах.

1 группа изучает строение стержневой корневой системы:

1. Пользуясь материалом учебника, используя рисунки составить рисунок, т.е. строение корня.

Предлагает ученикам из предложенных составных частей собрать корень растений и выбрать гербарии растений с подобной корневой системой.

2. Доказать, что стержневая корневая система отличается от других корневых систем.

2группа изучает строение мочковатой корневой системы:

1. Пользуясь материалом учебника, используя рисунки составить рисунок, т.е. строение корня.

Предлагает ученикам из предложенных составных частей собрать корень растений и выбрать гербарии растений с подобной корневой системой.

Планируемые результаты

Активные действия учащихся с содержанием обучения, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

Знают основные функции корня.

Умеют различать виды и типы корней

давать определения биологическим терминам;.

 Коммуникативные:

умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;    формирование;

составлять устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; анализ компонентов  с целью выделения особенностей; выбор оснований и критериев для сравнивания и классификации объектов.

Этап V Закрепление изученного материала (5 мин)

Содержание этапа

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекций.

Деятельность обучающихся

Самостоятельная работа с учебником, с целью закрепления нового материала и поиска ответов на поставленные вопросы. Отвечают на вопросы учителя

Деятельность учителя

Постановка вопросов. Помощь, при формулировке ответов на них.

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Самостоятельно выполняют задание в тетради  

Физкультминутка

Планируемые результаты

Активные действия учащихся с содержанием обучения, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний.

Знают виды корней и типы корневых систем

Умеют различать методы изучения живой природы и приводить примеры;

давать определения биологическим терминам;

 Коммуникативные: умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы; умение выражать свои мысли, умение планировать учебное сотрудничество.

Личностные: мотивировать свои действия

Этап VI Контроль (10 мин)

Содержание этапа

Проверить умение учащихся анализировать полученную информацию и использовать ее в измененной ситуации, проверить умение учащихся различать методы изучения живой природы и приводить примеры.

Деятельность обучающихся

Отвечают на вопросы учителя

Самостоятельно заполняют  предложенную таблицу, используя текст учебника.

Деятельность учителя

Постановка проблемного вопроса. Контроль над выполнением поставленного задания.

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Выполняют лабораторную работу стр. 14 учебника

Планируемые результаты

самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой измененной ситуации.

Знать: методы изучения природы

Уметь: различать различные виды корней и типы корневых систем; работать с предложенными таблицами и схемами.

 Познавательные:

заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст;

классифицировать методы изучения живой природы.

Регулятивные: прогнозирование –  предвосхищение результата и уровня усвоения; оценка –  выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Коммуникативные: умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы

Личностные: мотивировать свои действия.

Этап VII Рефлексия (2 мин)

Содержание этапа

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотиваций, способов деятельности). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

Деятельность обучающихся

Высказываются по поводу изученного материала – что понятно, а что следует разобрать повторно.

Деятельность учителя

Анализ и оценка успешности достижения цели, поставленной в начале урока.

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Учитель: «Сейчас я хотела бы выслушать ваше мнение о прошедшем уроке - что вы сегодня узнали, понравился ли вам сегодняшний урок?»

Планируемые результаты

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование и способов саморегуляции и сотрудничества.

Коммуникативные:

понимать возможность существования различных точек зрения, не совпадающих с собственной.

Регулятивные:

Выделять моменты своей и чужой деятельности как единое целого.

Личностные:

умение рассуждать, анализировать и делать выводы.

Этап VIII Домашнее задание (по выбору учащихся) (1 мин)

Содержание этапа

Деятельность обучающихся

Фиксируют домашнее задание

Деятельность учителя

Объясняет, что следует выучить дома. Дает краткие рекомендации

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

  1. Параграф 2 выучить параграф и уметь кратко пересказать самые главные пункты;
  2. Ответить на вопросы в конце параграфа,
  3. Выполнить задание к параграфу учебника, в тетради на печатной основ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок биологии в 6 классе "Виды корней и типы корневых систем"

нестандартный урок- самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала...

Урок: Корень как орган растения. Виды корней и типы корневых систем. Значение и разнообразие корней.

Цель урока: сформировать понятие о корне  как о  вегетативном органе Образовательные задачи:Создать условия для усвоения знаний о Видах корней – уметь распознавать главные, придаточн...

Технологическая карта урока «Виды корней и типы корневых систем»

Технологическая карта для самостоятельной работы учащихся....

Урок биологии в 6 классе на тему "Виды корней и типы корневых систем"

В уроке представлены описания различных видов корней у растений и типы корневых систем....

Тема: Виды корней и типы корневых систем.

Цель: Сформировать у учащихся представление о развитии корня из зародышевого корешка; изучить особенности строения корневых систем двудольных и однодольных растений; развивать практически навыки по их...

" Виды корней и типы корневых систем" 6 класс

Конспект урока по теме:" Виды корней и типы корневых систем" 6 класс, предназначен в помощь молодым учителям которые работают по учебнику В.В. Пасечник " БИОЛОГИЯ. Бактерии, грибы, растения" 6 класс....